Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЕЙШИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРИБНЫХ, БАКТЕРИАЛЬНЫХ, ВИРУСНЫХ И МИКОПЛАЗМЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ




Задачи дисциплины «Фитопатология»

 

       Фитопатология – наука о болезнях растений и мерах борьбы с ними. Она относится к той отрасли практических знаний, которая вместе с энтомологией, химической защитой растений и земледелием отвечает за защиту растений от вредителей, болезней и сорняков. Объединяет эти самостоятельные дисциплины то, что при планировании и проведении работ в условиях производства в ряде случаев оказывается целесообразным и возможным совместить мероприятия по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. В настоящей момент в организации сельскохозяйственных работ наметились возможности более широкого комплексирования защитных мероприятий с другими агротехническими приемами. В задачи дисциплины «Фитопатология» входит не только изучение болезней растений, причин их вызывающих, но и разработка систем мероприятий по борьбе с ними.

       Курс фитопатологии делится на две части:

1. Общая часть, в которой дается понятие о больном растении, изучается историческое развитие взаимосвязей между растениями, возбудителями заболеваний и условиями внешней среды. Даются принципы классификации болезней, факторы, определяющие развитие и распространение заболеваний, иммунитет растений к инфекционным заболеваниям и основные методы борьбы с болезнями растений.

2. Специальная часть, в которой рассматриваются заболевания отдельных культур, пути и принципы построения системы защитных мероприятий культур от болезней.

Среди мер, направленных на увеличение урожайности, немаловажную роль играет правильная организация борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические указания по изучению дисциплины составлены на основании программы курса «Фитопатология» для сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальностям 110500 «Садоводство», 110400 «Агрономия»,                110202 «Плодоовощеводство и виноградарство».

В межсессионный период студент - заочник должен самостоятельно проработать материал учебника и выполнить одну контрольную работу.

При выполнении контрольной работы необходимо обратить внимание на полное соблюдение требований, изложенных в соответствующих разделах настоящих методических указаний. Неполные ответы, заполнение таблиц не по форме, отсутствие рисунков или нечеткие рисунки недопустимы. Работы с такими недостатками зачитываться не будут.

Студент, получивший зачет по контрольной работе, посетивший все лекции и лабораторные занятия, сдавший гербарий пораженных болезнями растений допускается к экзаменам или зачетам.

Студент – заочник должен знать: внешние и микроскопические признаки основных болезней сельскохозяйственных культур, систематическое положение возбудителей, их основные биологические особенности.

Кроме того, студент должен уметь выявить и определить эти заболевания на полях того хозяйства, где он работает. И, наконец, студент должен решать следующие задачи: разработать рекомендации по эффективным методам борьбы с болезнями, организовывать своевременные мероприятия по борьбе и осуществлять контроль за правильным применением всех методов защиты.

Работая над курсом фитопатологии, студент должен приобрести знания и навыки, необходимые для планирования и организации на современном уровне в условиях конкретного хозяйства, района или области как профилактических, так и лечебных мероприятий, направленных на защиту сельскохозяйственных растений от болезней. При этом, нужно учитывать, что основным принципом построения системы защитных мероприятий является профилактика, которая сводится к посеву или посадке устойчивых к заболеванию сортов, обеззараживанию посевного (или посадочного) материала и посеву на свободную от инфекции почву.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

       Работа состоит из двух разделов по общей и специальной части курса.

       В процессе выполнения задания по общей части курса студент излагает материал о классификации болезней по причинам, их вызывающим, и дает сравнительный обзор главнейших особенностей грибных, бактериальных, вирусных болезней и болезней, вызываемых микоплазменными организмами.

       Выполняя задание по специальной части курса, которое посвящено вопросам, связанным с практическим планированием дела защиты растений от заболеваний, студент дает оценку существующим методам борьбы и применяемым фунгицидам. Знание этого материала необходимо для того, чтобы при планировании наметить наиболее целесообразный и экономически высокоэффективный комплекс мероприятий по защите культур от заболеваний.

Заканчивается задание разработкой студентом мероприятий по защите какой-либо культуры от заболеваний и составлением фенологического календаря. Эта часть работы выполняется на основании конкретного материала, собранного в процессе производственной работы. Для характеристики болезней должны быть использованы собственные наблюдения, приведены сведения о размере заболеваний и о хозяйственном ущербе от них, указано, какая борьба проводилась в хозяйстве, какие получены результаты и что еще нужно предусмотреть для полного оздоровления культуры.

       Прежде чем приступить к выполнению контрольного задания, студент изучает соответствующие разделы учебника и детально знакомиться с методическими указаниями. К тексту ответов прилагаются рисунки согласно перечню, указанному в задании.

       В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.

       Кроме контрольной работы, студент должен собрать и оформить гербарий        (30 пораженных растений).

 

 

А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЕЙШИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРИБНЫХ, БАКТЕРИАЛЬНЫХ, ВИРУСНЫХ И МИКОПЛАЗМЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

 

В ответе должны быть даны характерные отличия возбудителей заболеваний: грибных, бактериальных, вирусных. После развернутой характеристики особенностей каждой из перечисленных групп возбудителей следует указать наиболее вредоносные заболевания, вызываемые ими. Более подробно нужно изучить возбудителей грибных заболеваний, изучить систематику грибов (деление на группы, классы, порядки и т.д.), основные морфологические признаки, формы спороношения, циклы развития и т.д.

Надо дать характеристику следующих классов грибов: хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты и несовершенные грибы. После общей характеристики возбудителей грибных, вирусных и бактериальных заболеваний студент приступает к заполнению таблиц, в которых более подробно останавливается на характеристике отдельных заболеваний и их возбудителей. Эта часть задания выполняется студентом в соответствии с последней цифрой номера его зачетной книжки (шифра)          (см. табл. № 1, 2 приложения).

Изложение материала по этому разделу ведется в форме двух таблиц:

Таблица 3 (приложение) «Характеристика болезней, вызываемых грибами» и таблицы 4 (приложение) «Характеристика болезней, вызываемых актиномицетами, бактериями, микоплазменными организмами и вирусами». Ответы на вопросы контрольного задания могут быть даны в виде текста, но в строгом соответствии с порядком поставленных в таблице вопросов.

Таблица 3 (приложения) должна быть заполнена следующим образом. В соответствии с шифром студент должен дать сначала характеристику болезней, вызываемых грибами в такой последовательности – хитридиомицеты, оомицеты, сумчатые, базидиомицеты и несовершенные грибы.

В первой графе студент указывает соответствующий класс грибов и дает краткую характеристику класса. Во второй – указывает заболевание и латинское название возбудителя, относящегося к этому классу (в соответствии с последней цифрой шифра).

В третьей графе – систематическое положение возбудителя (подкласс, группа, порядок, семейство); в четвертой и пятой – даются внешние и микроскопические признаки, характерные для данной болезни и ее возбудителя.

Кроме того, нужно показать, как происходит заражение растений, так как растения с поверхности защищены плотным слоем наружного покрова, какие приспособления развиты у возбудителей болезней, чтобы проникнуть внутрь растительных тканей, важна ли эта деталь при планировании мероприятий борьбы с фитопатогенными организмами.

Излагая материал в шестой графе, покажите, в каком состоянии сохраняются возбудители болезней в зимний период. Надо подробно остановиться на разнообразных приспособительных свойствах к перезимовке у грибных паразитов.

Заполняя шестую графу, расскажите о способах размножения и путях распространения возбудителей болезней в период вегетации растений. Первичное заражение культур от зимующих запасов создает очаг болезни, но дальнейшее распространение ее на данной культуре будет зависеть от количественного увеличения заразного начала и от путей рассеивания его. Это происходит благодаря вторичным заражениям путем переноса новых зачатков от первично зараженных растений на здоровые. Чем быстрее возбудитель болезни себя воспроизводит и чем чаще он будет соприкасаться со здоровыми растениями, тем больше будет зараженных растений.

В седьмой графе перечислите все условия, которые создают возможность заражения и развития болезни. При этом недостаточно указывать только на абиотические факторы внешней среды, способствующие развитию возбудителей болезней. В развитии патологического процесса большую роль играет и само растение - хозяин, его общее состояние, возраст, сорт и много других биотических факторов.

В седьмой графе необходимо дать комплекс мероприятий по защите культуре от данного заболевания (включая устойчивые сорта, приемы агротехники, способствующие снижению развития болезни, химические и биологические методы и т.д.).

Затем следует дать основные особенности некоторых бактериальных и вирусных болезней. Ответы должны быть приведены в виде табл. 4, которая также заполняется студентами в соответствии с предпоследней цифрой их шифра (см. приложение).

Для закрепления полученных знаний по общей част курса предлагается следующий контроль за качеством проработки материала по учебнику.

Перечислите под соответствующим номером заболевания, возбудители которых характеризуются приведенными ниже основными признаками (см. табл. 5 приложения). Учтите, что таблицу переписывать не следует.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...