Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие деятельностей преподавания и учения




Строение «шага» дидактических процессов по предмету «Фи­зическая культура» и характер внутренних взаимосвязей его эле­ментов свидетельствуют о том, что взаимодействие преподавания и учения носит закономерный характер.

Закономерность в общественных явлениях (к этой категории относятся и дидактические процессы) — объективно существую­щая и необходимая повторяющаяся, существенная связь явлений

110


жизни, или этапов процесса, которая характеризует их поступа­тельное развитие.

Под закономерностями педагогического процесса понимаются объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существен­ные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Различаются связи с внешними по отношению к про­цессу явлениями, например, социальной средой, требованиями государства и общества. Здесь возникают внутренние связи, на­пример между средствами, формами, методами и результатами обучения, воспитания, развития. Познание и реализация законов и закономерностей педагогических процессов позволяют добивать­ся эффективных результатов функционирования учебно-воспита­тельного процесса, включая отдельные учебные дисциплины, в том числе физическую культуру.

В педагогических явлениях и процессах проявляются многочис­ленные законы и закономерности. Наиболее значимы из них те, которые оказывают влияние на учебно-воспитательный процесс по школьной физической культуре. Их можно назвать законами процесса обучения, обусловленными потребностями общества, зависимостью результативности обучения от структуры его содер­жания, структуры дидактических процессов — от форм организа­ции и методов реализации деятельности учителя и учащихся, за­конами единства преподавания и учения в процессе обучения, единства образования, воспитания и развития обучаемых в про­цессе обучения и др.

Общепедагогические, общедидактические законы и закономер­ности должны быть переработаны и адаптированы к дидактиче­ским процессам по каждой из учебных дисциплин, в частности по физической культуре.

В подобной переработке и адаптации важно не столько описать элементы — звенья «шага» дидактических процессов, сколько познать связи между ними, понять законы и источники их разви­тия.

Для этого среди связей следует выявлять наиболее существен­ные, доминирующие, всеобщие, необходимые, постоянно дей­ствующие, устойчивые. Решающую роль играет связь между про­цессами преподавания и учения1. Основные взаимосвязи учителя и учащихся выявляются в ходе обмена информацией, которую учитель передает учащимся, воздействуя на их сознание посред­ством речи, зрительных анализаторов и других влияний, осуще­ствляемых по каналам обратной связи в процессе выполнения прак­тических заданий, — решения двигательных задач.

Звенья типового «шага» дидактических процессов образуют дидактические взаимодействия двух видов— непо-

1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — С. 471—474.

111













Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...