Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 186. Что является противоположностью сунны?




Ответ: Противоположностью её являются изобретённые людьми нововведения (бид`а) [Единственное число – «бид'а» - нововведение в сфере религии, ересь], иными словами, вменение в обя­занность того, чего не разрешал Аллах. Именно это и имел в виду пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «(Если) кто-нибудь внесёт в это наше дело [Имеется в виду шариат] то, что не имеет к нему отношения, это будет отвергнуто». Аль-Бухари, Муслим.

И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), также сказал: «Вам следует придерживаться моей сунны и сунны правед­ных халифов, ведомых правильным путём. Крепко держитесь этого [Буквально: вцепитесь в это зубами] и сторонитесь новоизобретённого, ибо всякое нововве­дение есть заблуждение!». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа.

И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), указал, что такие заблуждения обязательно будут иметь место в будущем, указав и на то, кто их избежит, о чём говорится в нижеследующем хадисе:

Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они (окажутся) в огне, кроме одной». (Люди) спросили: «Кто же (вой­дёт в эту группу), о посланник Аллаха?». «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники».Аль-Хаким, Ат-Тирмизи.

И Аллах Всевышний отделил пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), от тех, кто придерживается нововведений, сказав: «Поистине, (что касается) тех, которые внесли раскол в свою религию и (разделились на) секты, то ты не имеешь к ним ника­кого отношения*. Дело их (решать) Аллаху...».Скот 159.

*[To есть: ты не в ответе за них, так как ты должен только предупредить людей о том, что представляет для них опасность, и указать им правильный путь].

 

Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам по­сланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), и членам его семьи?

Ответ: Обязательное для нас заключается в том, чтобы мы были искренними по отношению к ним и не говорили о них ни­чего плохого, рассказывали людям об их достоинствах, воздер­живались от упоминания об их недостатках и тех противоречи­ях, которые между ними возникали, и упоминали о них только также, как упоминал об этих людях Всевышний в Торе, Еванге­лии и Коране, и в соответствии с тем, что говорится об их досто­инствах в достоверных хадисах и прочих известных источниках.

Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных по­клонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их (появившийся) от земных поклонов*. Таков при­мер** их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличил­ся и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеяте­лей, чтобы вызвать ими*** гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прошение и великую награду».Победа, 29.*[Имеется в виду, что лица этих людей озарены внутренним светом благодаря земным поклонам, совершённым ими во время множества молитв]. **[То есть: так они описаны в Торе]. ***[Имеется в виду многочисленность и единодушие верующих].

«A те, которые уверовали, и переселились* и боролись на пути Аллаха, как и те, которые предоставили (им) приют и ока­зали помощь, — они и есть истинно верующие. Им (уготовано) прощение и щедрый удел». Добыча, 174.

*[Речь идёт о переселении первых мусульман из Мекки в Медину].

«A (что касается) опередивших*(из числа) первых мухаджиров**, и ансаров и тех, кто последовал за ними, совершая бла­гое***, то Аллах доволен ими, и они довольны (Аллахом), и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останут­ся) они навечно. Это - великий успех!» Покаяние, 100.

* [Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих].

** [То есть: переселившихся вслед за пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам), из Мекки в Медину].

*** [«Ихсан» Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами].

«Аллах принял покаяние* пророка, и мухаджиров и анса­ров**, которые последовали за ним в трудный час***...». Покаяние, 117.

*[То есть: не только принял покаяние, но и оказал Свою милость и даровал прощение].

**[Сторонники пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), из числа жителей Медины, принявших к себе переселенцев из Мекки].

***[Речь идет о состоявшемся и 630 году походе на Табук, проходившем в трудных условиях].

«(Часть военной добычи) предназначена также бедным мухаджирам, которые были выселены из своих домов и (лишены) своего имущества (в то время, когда) они искали милости и бла­говоления Аллаха и поддерживали (религию) Аллаха и послан­ника Его. Такие-то и являются правдивыми. А жившие (в Ме­дине) до них и принявшие (новую) веру любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было дано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду». Со6рание, 8-9.

И мы знаем и верим, что Аллах Всевышний посмотрел на уча­стников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам»*. Аль-Бухари, Муслим.

*[Имеется в виду: Аллах Всевышний простит им грехи в Судный день].

-а их было более трёхсот десяти человек. И мы верим, что не войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву на верность под деревом*, и что Аллах доволен ими, как и они довольны Аллахом**, и было их тысяча четыреста человек, а некоторые гово­рят, что их было полторы тысячи, ведь Аллах Всевышний ска­зал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Знал Он, что у них в сердцах...». Победа, 18.

*[Имеется в виду клятва под деревом, которую принесли на вер­ность исламу в аль-Худайбийи мусульмане, участвовавшие вместе с пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам) , в совершении умры в 628 г. Эта клятва получила название "клятва, угодная Аллаху" (байату-р-ридван)].

**[Указание на содержание достоверного хадиса, приводимого Муслимом, Абу Даудом и ат-Тирмизи. Этот хадис передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «He войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву под деревом»].

И мы свидетельствуем, что они составляли собой лучшее по­коление этой общины, являющейся лучшей из религиозных об­щин*. И что если любой из тех, кто придёт после них, потратит целую гору золота величиной с гору Ухуд, то не сравнится ни с кем из них, если он израсходовал хоть один мудд** или даже половину мудда***.

*[Указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал «Лучшие люди составляют собой моё поколение, а потом - те, которые последуют за ними...»].

**[Мудд - мера объёма. Один мудд равен примерно 1,2 литра].

***[Указание автора, да помилует его Аллах Всевышний, на хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом и передаваемый со слов Абу Са-'ида аль-Худри. да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Нe поносите моих сподвижников, ибо даже если кто-нибудь потра­тит гору золота величиной с Ухуд, то это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда (израсходованной) любым из них»].

И хотя мы считаем, что они не были защи­щены от грехов и могли совершать ошибки, но они прилагали усилия в поисках истины, и за их усилия тому из них, кто доби­вался успеха, положена двойная награда, тому же, кто ошибал­ся, - одна, а ошибки их прощены. И они обладали такими достоинствами и совершили столько праведных дел, что это уда­лило собой всё дурное, совершённое ими, если только они во­обще совершали что-нибудь дурное. Разве малое количество чего-нибудь нечистого может изменить собой целое море, если окажется в нём? Да будет доволен ими Аллах и да сделает Он довольными их! И то же самое мы можем сказать о жёнах пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), являвшихся членами его семьи, которых Аллах избавил от всего нечистого и очистил их полностью. И мы не имеем ничего общего с теми, кто плохо думает или говорит что-нибудь плохое о сподвижниках посланника Алла­ха, (Да благословит его Аллах и приветствует), и членах его семьи в целом или о ком-нибудь из них в отдельности, и мы призываем Аллаха Всевышнего в свидетели, что мы любим их, поддерживаем их и защищаем их по мере на­ших сил, следуя завету посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Не поносите моих сподвижников».

И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), также сказал: «Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих спод­вижников! Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Не делайте их объектом (нападок) после меня, ибо кто любит их, любит их потому, что любит меня, а кто не­навидит их, ненавидит их потому, что ненавидит меня!» Ат-Тирмизи, Ахмад. (Шайх аль-Альбани назвал этот хадис слабым. См.: «Да’ифуль-Джами’» 1160, «Ас-Сильсиляту-д-Да’ифа» 2901.).

Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2408. (Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах).

 

Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достой­нейшим?

Ответ: Достойнейшими являются первые опередившие [См.: "Покаяние", 100] из числа мухаджиров и ансаров, потом - участники битвы при Бадре, потом - участники битвы при Ухуде, потом - люди, давшие клятву, угодную Аллаху, а потом все остальные, а Аллах Все­вышний сказал: «Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до побе­ды*. Такие находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после, (однако и тем, и другим) Аллах обещал наилучшее». Железо, 10. *[Имеется в виду, что они не равны тем, кто стал делать это после овладения мусульманами Меккой].

 

Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достой­нейшим?

Ответ: Сообщается, что АбдуЛлах бин Умар, да будет до­волен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), мы никого не приравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мы уже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует)» А6у Дауд, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что в пещере* пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?» Аль-Бухари, Муслим. *[To есть: в то время, когда они прятались в пещере от, преследовавших их курайшитов при переселении из Мекки в Медину].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если бы (пришлось) мне выбирать возлюбленного/халиль/*, то я выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником». [В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , также сказал: «...но Аллах Всемогущий и Великий уже выбрал Своим возлюбленным вашего товарища». Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , имел в виду самого себя].

*[Имеется в виду тот, кого любят больше всего. В Коране возлюбленным Аллаха назван пророк Ибрахим, мир ему].

Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), дважды сказал: «Поистине, Аллах направил меня к вам, и вы сказали: «Ты солгал!», - а Абу Бакр сказал: «Ты сказал правду!», -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, так не остави­те ли вы моего сподвижника в покое?». Аль-Бухари,

Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выбе­рет для себя другой путь». Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Среди тех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше*, и если найдётся один такой в моей общине, то, поисти­не, им является Умар». Аль-Бухари, Муслим. *[Не путать с откровениями /вaxи/, которые ниспосылались только пророкам].

Сообщается также, что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».* Аль-Бухари, Муслим.

*[Эти слова являются частью длинного хадиса, в котором говорится о великих достоинствах Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. В этом хадисе сообщается, что люди, услышавшие о разговоре волка и коровы, что не соответствует общепринятым представ­лениям, подивились этому, и тогда пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , поведал, что Абу Бакр и Умар в силу совершенства их веры и высокой степени понимания верят тому, что он гово­рит, не испытывая колебаний и не удивляясь, так как они знают о всемогуществе Аллаха и они убеждены в правдивости посланника Ал­лаха, который ничего не говорит по собственной прихоти].

Сообщается, что во время принесения клятвы, угодной Алла­ху, когда Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мек­ку*, посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сделал знак правой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это - за Усмана».** Аль-Бухари, Ат-Тирмизи.

*[Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку для переговоров с курайшитами, которые решили воспрепятствовать соверше­нию умры мусульманами, ожидавшими завершения этих переговоров в аль-Худайбийи, месте, расположенном на границе харама Мекки].

**[Иначе говоря, пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , принёс клятву, угодную Аллаху, за Усмана, не сомневаясь в том, что он принёс бы такую клятву, если бы не отсутствовал по уважительной причине].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тому, кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) рай», и его выкопал [То есть: оплатил работу по расчистке этого колодца] Усман. Аль-Бухари.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Тому, кто снаряжал войско в трудный (поход*, наградой послужит) рай»,а одним из тех, кто снаряжал его был Усман. *[Имеется в виду подготовка войска мусульман для похода на Табук].

Сообщается также, что об Усмане, да будет доволен им Аллах, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Как же мне не стыдиться того, кого стыдятся ангелы?!». Муслим, аль-Хаким.

Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Ты относишься ко мне, а я - к тебе». Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад.

И пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), поведал, что Али любит Аллаха и Его по­сланника, а Аллах и Его посланник любят его*. Муслим, ат-Тирмизи.

*[Часть длинного хадиса, в котором сообщается, что во время похода на Хайбар посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Я обязательно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах (нам) дарует победу. Он любит Аллаха и Его посланника…»].

Сообщается также, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Разве ты не согласен занимать при мне такое же положение, какое Харун занимал при Мусе, если не считать того, что после меня пророка уже не будет?». Аль-Бухари, Муслим.

Передают со слов Са'ида бин Зайда, да будет доволен им Ал­лах, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Десять (человек будут) в раю: пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), - (будет) в раю, и Абу Бакр (будет) в раю, и Умар (будет) в раю, и Усман (будет) в раю, и Али (будет) в раю, и Тальха (будет) в раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам (будет) в раю, и Са'д бин Малик (будет) в раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет) в раю», - и если захо­чешь, я назову десятого.

Люди спрсили:«Кто же он?»—  , но он промолчал.Люди сно­ва спросили:«Кто же он?».Он сказал: «Это — Са'ид бин Зайд». Абу Дауд, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Самым милостивым из общины моей по отношению к чле­нам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшим чтецом* Книги Аллаха -Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверен­ный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах».Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким. *[То есть: человеком, знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам].

Сообщается также, что об аль-Хасане и аль-Хусайне [Внуки пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)] пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн станут господами юношей рая». Ат-Тирмизи, аль-Хаким.

И он, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал «Они — два моих базилика* в этом мире». Аль-Бухари, ат-Тирмизи. *[Базилик — ароматическое растение. Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) имел в виду, что его внуки являются для него одной из радостей этого мира].

Сообщается также, что о них пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Аллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!» Аль-Бухари, ат-Тирмизи.

Сообщается также, что об аль-Хасане пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, этот мой сын [То есть: потомок мужского рода] (станет) господином, и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные груп­пы мусульман», -что действительно случилось впоследствии.*Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад. *[После убийства Али в 661 году аль-Хасан был провозглашён халифом в Ираке как старший член семьи пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), однако через несколько месяцев он отрёкся от власти в пользу Муавийи, что положило конец борьбе за неё между мусульманами].

Сообщается также, что об их матери [Иными словами, о своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах] пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Фатима (станет) госпожой женщин рая». Аль-Бухари, ат-Тирмизи. И во многих других хадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом и отдельных их представи­телей, однако указание на то, что кто-то из них обладал тем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходи­ли в этом остальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведных халифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать на основании вышеупомя­нутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет до­волен Аллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодуш­ному мнению членов мусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.

 

Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат* после смерти посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует)?

*[Имеется в виду халифат, возглавляемый праведными халифами как преемниками пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)].

Ответ: Сообщается, что Сафина, да будет доволен им Ал­лах, сказал: "Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пророческий халифат (будет существовать) тридцать лет, а потом Аллах вручит власть, кому пожелает». Абу Дауд ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким. И халифат, во время которого правили Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, действительно просу­ществовал именно столько времени, при этом Абу Бакр был ха­лифом два года и три месяца, Умар - десять лет и шесть месяцев, Усман - двенадцать лет, а Али - четыре года и девять месяцев, что с учётом правления аль-Хасана бин Али в течение шести месяцев и составляет ровно тридцать лет. Основателем первой правящей династии стал Му'авийа, да будет доволен им Аллах, который был лучшим и достойнейшим из них и после которого наступил период несправедливого прав­ления, продолжавшийся до тех пор, пока власть не перешла к Умару бин Абд аль-Азизу, да будет доволен им Аллах. Привер­женцы сунны даже считают его пятым праведным халифом, по­скольку он следовал примеру первых четырёх.

 

Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифа­ми?

Ответ:Указаний на это существует великое множество. К числу их относится ограничение срока халифата тридца­тью годами, что соответствовало времени их правления. К числу их относится также предпочтение их остальным, о чём упоминалось ранее, а также превосходство их один над дру­гим, что соответствовало очерёдности их правления. Наиболее же убедительным указанием на это является едино­душное признание их праведными халифами авторитетных лиц, против чего не возражает никто, кроме заблудших и сторонни­ков нововведений.

 

Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что пер­вые трое из них действительно являлись праведными хали­фами?

Ответ:Указаний на это существует множество. К числу их относятся те, которые мы уже приводили, а также хадис, переда­ваемый со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «Кто из вас видел сон?» Один человек сказал: "Я видел, будто с неба были спущены весы, на которых взвесили тебя и Абу Бакра, и ты перевесил Абу Бакра, и взвесили Умара и Абу Бакра, и Абу Бакр перевесил, и взвесили Умара и Усмана, и Умар перевесил, а потом эти весы были подняты». Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...