Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?




Ответ:Аллах Всевышний сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». Человек, 30. «И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает Аллах"».Пещера, 23-24. «Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь».Скот,39 «A если бы пожелал Аллах, Он непременно сделал бы вас одной общиной». Пчёлы, 93. «A если бы пожелал Аллах, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них[Речь идёт о посланниках Аллаха]…». Корова, 253. «А если бы пожелал Аллах, то Он непре­менно покарал бы их…». Мухаммад, 4. «Делает Он, что хочет».Знаки Зодиака, 16. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает». Йа син, 82. «Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает.)» Пчёлы, 40. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...». Скот, 125.

Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим.

Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади [долина, сухое русло], пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал о том, что он увидел во сне, следующее: «Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете воз­награждены, а Аллах через Своего посланника вынесет угод­ное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается, что когда посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал Аллах и ты", он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь Аллах!». Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии».Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-ни­будь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её нака­занию уже при жизни её пророка». Муслим

Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.

 

Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязнен­ных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его послан­ника, (Да благословит его Аллах и приветствует) и что следует из смысла Его атрибутов. Он дово­лен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в та­ком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не лю­бит"?

Ответ:Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах: С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Алла­ха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти напере­кор ей, о чём Всевышний сказал так: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...». Скот, 125.

Аллах Всевышний также сказал: «Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию*, то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это - те, сердца которых Аллах очистить не захотел». Трапеза, 41. *[То есть ввести в заблуждение, сбить с пути истинного].

Указанием на это могут служить и другие аяты.

С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…». Корова, 185. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас* и принять ваше покаяние**, (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый». Женщины, 26. *[Имеются в виду пророки и их последователи]. **[То есть: обратиться к вам с милостью, привести вас к покаянию и простить вас].

Примерами могут служить и другие аяты. Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое име­ет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Алла­ху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же ка­сается нечестивого и непокорного человека, то на него распрос­траняется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет от­ношение к бытию и предопределению. Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что явля­ется угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:«Аллах призывает к обители мира[Имеется в виду рай]и выводит на прямой путь, кого пожелает». Йунус, 25.

Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распростра­няет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30.

 

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую сту­пень веры в предопределение, которая связана с творением?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего».Толпы, 62. «Разве есть помимо Алла­ха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!». Создатель, 3. «Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!». Лукман, 11. «Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!». Румы, 40. «И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96. «Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие…». Солнце, 7-8. «Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки». Преграды, 178. Аллах Всевышний также сказал: «…однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание». Комнаты, 7. Указанием на это являются также и другие аяты.

О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, ко­торый сообщил, что посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки.

Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, про­рок, (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить!* Ты - Покровитель её и Благодетель!»/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! /. Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).Указанием на это являются и другие хадисы.

*[Имеется в виду, что в подлинном смысле слова только Аллах способен очистить душу человека].

 

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя..». / ...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?

Ответ:Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Ве­ликого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губитель­ному, о чём Аллах Всевышний сказал так: «A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими ру­ками, и многое Он прощает». Совет, 30. «Мы не поступим с ними неспра­ведливо, это они были несправедливыми*». Украшения, 76. *[Имеется в виду, что, совершая при жизни грехи, люди проявляли несправедливость но отношению к себе самим]. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе».Йунус, 44

 

Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписыва­ют?*

*[В данном случае подразумевается, что истинный Творцом их действий является Аллах].

Ответ:Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отно­шении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладаю­щих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упомина­лось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о же­лании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, же­лания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способ­ность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их дей­ствия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справед­ливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал: «Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём…».Ночное путешествие, 97.

Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руковод­ствующемуся точно также как и руководство не идентично сле­дованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах дей­ствительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.

И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмот­рению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в не­верие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит дей­ствие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, посколь­ку оба этих утверждения соответствуют истине.

 

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в пре­допределение?

Ответ:Вера в предопределение является организующим на­чалом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопре­делённого зла, является организующим началом шариата. Пра­вильной и прямой может быть религия лишь того человека, ко­торый верит в предопределение и следует установлениям шари­ата. Указанием на это служит то, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), подтвер­дил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спро­сил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан». Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверж­дая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Все­вышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и твор­цом этих действий. Это означает, что такой человек не про­сто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являют­ся творцами.

С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицаю­щий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непо­сильное для них, что подобно возложению на слепого обязанно­сти расставить точки над буквами в словах Корана, такой чело­век приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а има­мом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал*: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (поджидая) их**». Преграды. 16.

*[С этими слова Иблис обратился к Аллаху после того, как был изгнан из рая в наказание за то, что отказался выполнить веление Аллаха и склониться перед Адамом].

**[Имеются в виду потомки Адама, которых Иблис грозится сбивать с пути, чтобы доказать, что они будут проявлять неблагодарность по отношению к Аллаху].

Что же касается истинно верующих, то они верят как в пре­допределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего это­го является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и об­ращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей спра­ведливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь».Звезда, 30.

И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и нака­зание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере че­ловек будет придерживаться установлений шариата или пренеб­регать ими. Что же касается предопределения, то верующие толь­ко утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключают­ся какие-нибудь несчастья.

Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря: «Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас». Преграды, 43.

И они не повторяют слов того нечестивого [Имеется в виду сказочно богатый Карун], который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю)». Рассказ, 78.

Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители [То есть: Адам и Хавва (Ева)]: «Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не про­стишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!».Преграды, 23.

И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение…».Аль-Хиджр, 39. Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся».Корова, 156.

И в подобных случаях они не говорят того, что говорили не­верные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путеше­ствие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец*. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете».Семейство Имрана, 156.

*[Имеется в виду, что подобные мысли неверных только увеличивают их скорбь по воле Аллаха].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...