Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?




Ответ:В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.

ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределе­ние, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям. [Перо, которым были записаны в предвечности все судьбы творённого].

ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связан­ное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.

Аллах Всевышний сказал: «Раз­ве Я не Господь ваш?»*Преграды, 172. *[С этими словами Аллах Всевышний обратился к потомству, извлечённому или же созданному Им из чресел детей Адама].

ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.

ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распро­страняется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения. [Имеется в виду извещение ангелов о том, что должно произойти в течение следующего года с тем или иным человеком. См.: "Дым", 4-5].

ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространя­ется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.

Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.

 

Вопрос 134. Что является указанием на предвечное пре­допределение (ат-такдиру-ль-азали)?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге* до того, как Мы сотворили это». Железо, 22. *[Имеется в виду Сохраняемая Скрижаль /аль-Ляуху-ль-Махфуз/].

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».

Он также сказал: «И Его престол покоился на воде». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям*, которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Гос­подь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судь­бы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.

*["Калям" - перо, которым все судьбы мира ещё до его сотворения были записаны на Сохраняемом Скрижали].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой». Аль-Бухари, Ахмад.

 

Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и име­ющее отношение ко дню заключения договора?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем». Преграды, 172.

Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (Да благословит его Аллах и приветствует), с воп­росом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людь­ми) или они были давно предрешены?" Он ответил: «Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. бу­дет облегчено совершение дел обитателей ада». Ат-Табарани.

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. "Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал: «Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке: «Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал: «Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь*, ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сделал знак руками и отбросил их**, после чего сказал: «Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть - в ад». Ат-Тирмизи.

*[Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заключает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Аллах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить бла­гие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.].

**[В данном случае речь может идти либо о вышеупомянутых Книгах, либо о совершении какого-то движения руками. Если имеются в виду Книги, то возможно, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), державший их в руках, отправил эти Книги из мира этого в мир сокрытого].

Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: «Этот хадис яв­ляется хорошим, достоверным и неизвестным*».

*["Гариб"-так называются хадисы, передаваемые со слов только одного из сподвижников пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)].

Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее от­ношение к первым этапам пребывания семени в утробе?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и ког­да были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же* самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». Звезда, 32. *[То есть: не восхваляйте и не оправдывайте].

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей мате­ри, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семе­ни), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляет­ся ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, лю­бой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не при­близится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (мо­жет) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написа­но ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)». Аль-Бухари.

Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они зак­лючают в себе один и тот же смысл.

 

Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следую­щего года?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «В эту ночь решается всякое мудрое дело* (согласно) На­шему велению, которое Мы посылаем…».Дым, 4-5. *[To есть: любое такое дело, для решения которого необходима мудрость Аллаха]. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: "В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет от­ношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, от­носительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[Высказывания Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других вышеупомянутых авторитетных лиц по этому вопросу приво­дятся в "Ад-дурр аль-мансур". То же самое говорили аль-Хасан, Са'ид бин Джубаир, Мукатиль, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами и другие].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...