Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?




Ответ: Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ус­кользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали* (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям [Перо, которым были сделаны записи в Сохраняемой Скрижали]. *[Небесный прототип всех Священных Писаний, где записаны все судьбы мира].

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Ал­лах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.

Аллах Всевышний сказал: «A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небе­сах, ни на земле*, ведь Он - Знающий, Могущественный».Создатель, 44.

*[Имеется в виду, что если Аллах пожелает сделать что-нибудь, то никто не сможет воспрепятствовать Его воле].

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!

 

Вопрос 131. Что может служить указанием на первую сту­пень, которой является вера в знание?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное». Собрание, 22. «... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием». Развод, 12.

«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о со­кровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрыва­ется от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»Саба, 3.

«И у него ключи к сокрыто­му*! Знает о них только Он». Скот, 59. *["Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает].

«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание».Скот 124. «Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём». Калям, 7. «Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?» Паук 10.

«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместни­ком) на земле того, кто станет на ней грешить* и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято*?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо"». Корова, 30.

*[В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия].

**[То есть: не допускаем но отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения].

Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216.

Сообщается, что один человек спросил пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"

 Он ответил: «Да». (Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?"

Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено*)». Аль-Бухари, Муслим.

*[Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально].

Сообщается, что однажды пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросили о детях многобожников*, на что он ответил: «Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». Аль-Бухари, Муслим.

*[Имеется в виду вопрос о том, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел].

Сообщается также, что посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав* их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». Муслим, Абу Дауд, Ахмад. *[То есть: предопределив, что эти люди попадут в рай].

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям пока­жется делами обитателей рая*, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек со­вершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю». Аль-Бухари, Муслим. *[То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него рай].

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), однажды сказал:

"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое ме­сто он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал: «Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты: «Что касается того, кто отдавал[1], и был богобоязненным и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему (путь) к легчай­шему[3]. А тому, кто скупился[4], и обходился[5] и считал ло­жью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[6]». Ночь, 5-10. Аль-Бухари, Муслим. Указанием на это могут служить и другие хадисы.

_______________________

[1] [Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему].

[2] [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллахаи в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела].

[3] [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай].

[4] [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом].

[5] [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами].

[6] [Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад].

_______________________

 

Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую сту­пень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «…и всё перечислили Мы в Книге ясной*». Йасин, 12. *[Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо Книги с записями всех дел людей].

«Поистине, это есть в Книге*…».Хаджж, 70. *[Здесь имеется в виду, что это уже записано у Него на Сохраняемой Скрижали, на которой зафиксированы все судьбы мира].

А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее: «(Фараон) сказал: "А каково же положение первых поколе­ний?"* (Муса) сказал: "Знает о них Господь мой(, и это запи­сано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает."». Та ха, 51 - 52.

*[Имеются в виду те люди, которые всю жизнь поклонялись разным идолам и не знали Единого Бога].

Аллах Всевышний также сказал: «И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. По­истине, это для Аллаха легко». Создатель, 11.

Указаниями на это служат также и другие аяты.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным». Аль-Бухари, Муслим.

В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил про­рока, (Да благословит его Аллах и приветствует):

"О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже за­писано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?".

Он сказал: «Нет, со­образно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спро­сил: "Так зачем же тогда делать что-то*?".

*[То есть: зачем же делать то, что всё равно невозможно изменить и чего невозможно избежать].

Тогда (пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Действуйте, a каждому будет облегчено».

 В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «…каждому будут облегчены дела его». Аль-Бухари, Муслим.

Указаниями на это служат также и другие хадисы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...