Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семь лучших героев детективов в мировой литературе




Классика жанра

Начнем со своеобразного парадокса. Почему при общепризнанной «несерьёзности» детективного жанра (даже сам Конан Дойль относил свои рассказы о Шерлоке Холмсе к «лёгкому чтиву»), этот жанр литературы так устойчиво предпочитаем в среде интеллектуалов?

Рискнём предположить, что дело здесь в наличии некоторого интеллектуального соревнования между читателем и сыщиком,а следовательно, и с самим автором. Классический детектив представляет собой сюжет-историю раскрытия преступления, но имеет непременную внутреннюю цель — решение определённой логической задачи. Вот в её решении и заключается вся прелесть чтения детектива, где восстановление «картины преступления» происходит в сознании читателя «наперегонки» с сыщиком (детективом) самых разных типов: от частного сыщика-любителя Дюпена и Холмса и официального полицейского следователя Мегрэ, до случайной свидетельницы преступления — мисс Марпл.

Начнём по порядку.

1. Огюст Дюпен (Автор: Эдгар По)

Родоначальником детективного жанра в литературе неизменно считается Эдгар По. Именно из его трилогии — «Убийство на улице Морг», «Тайны Мари Роже», «Похищенное письмо» — и возник первый образ непревзойдённого сыщика-любителя Огюста Дюпена. Этатрилогия, по признанию самого По — «рассказы о умозаключениях», полностью демонстрирует все приёмы и законы детективного жанра, к которым в последующих детективах других авторов не будет добавлено ничего принципиально нового. (За исключением новомодных сцен жестокости и культа насилия, однако это уже другой расклад литературы.)

Огюст Дюпен выстраивает логические цепочки рассуждений, допущений, предположений и догадок, которые приводят к неожиданной истине, демонстрируя читателю главное — игру ума. Приём изложения, как и полагается, обратный — от факта преступления, через свидетелей и конструкции мысли к установлению преступника и мотива. Параллельно читателю подбрасываются различные уловки-ключи, чтобы, дополнительно запутывая его в самостоятельном «расследовании», поддерживать необходимое напряжение интереса. Личность самого сыщика Дюпенатакже показательна: он обладает поразительными аналитическими способностями, подвижным воображением, любит книги и предпочитает спокойнуюпозицию наблюдателя в нашем суетливом мире. Так начинался детективный жанр в истории. Гениальный ум демонстрировал потрясающие аналитические достижения.

1. Шерлок Холмс (Автор: Артур Конан Дойль)

Классика жанра — разумеется, Шерлок Холмс. Место действия рассказов Артура Конан Дойля зачастую ограничивается комнатой сыщика, это, так называемые «расследования на одну трубку». Сам детектив мог укладываться в цепь рассуждений, где главным оказывался сам механизм, или метод раскрытия преступления. Знаменитый дедуктивный метод Шерлока Холмса беспроигрышно выводил сыщика к истине, поэтому его разработка и владение этим методом была основная и главная задача. Интересно, что в это же время в Англии появился логический позитивизм, в рамках которого известный философ Б. Рассел разрабатывал принципы математической логики, то есть выстраивался«идеальный» метод, который может познать истину. Мы видим, что Шерлок Холмс, в принципе, занимался «передовым» делом, а не просто был грозой преступного мира. Личность Холмса также всецело подчинена уму. Он не женолюб, домосед, равнодушен к роскоши и богатству, может даже отказаться взять оплату за работу, если заказчик беден и проч. Предпочитает игру на скрипке, она помогает ему думать, проводит химические опыты на грани опасности, курит крепкие сигары и стреляет в квартире из пистолета. Рассказывают, что Конан Дойль всегда считал, что он пишет исторический роман, а не рассказы и повести о сыщике, что сильно задевало его самолюбие. Однажды он даже решил покончить с Холмсом руками Мориарти, однако публика и даже августейшие особы, как и полагается, потребовали продолжения.

3. Мисс Марпл (Автор: Агата Кристи)

Королева детектива Агата Кристи выводит сразу две фигуры сыщиков. Первый — явный ответ на несправедливое отрицание аналитических способностей у женщин. Мисс Марпл — божий одуванчик, старая дева, которая постоянно оказывается в нужное время в нужном месте и демонстрирует недюжинные силы в логических построениях. Этому персонажу Агата Кристи посвятила 12 романов, что является достаточной аргументацией отсутствия гендерных различий перед поиском истины. К тому же мисс Марпл привноситинтересный штрих в общую панораму детективного жанра. Мозаика фактов и аргументов складывается благодаря вниманию к личности преступника, логике его поведения. Сами факты — теперь только основа. Понимание психологии преступника открывает путь к построению картины преступления. Знание человеческой психики позволяет мисс Марпл относить к кругу подозреваемых всех, ведь человек слаб, и обстоятельства могут сделать преступником каждого. Кстати, мне кажется, именно мисс Марпл начинает первой использовать приём, который потом озвучит Жеглов в известной киноленте: «всегда что-то подобное уже где-то и с кем-то происходило», главная задача сыщика — уметь использовать эту повторяемость.

4. Эркюль Пуаро (Автор: Агата Кристи)

Второй знаменитый сыщик Агаты Кристи — Эркюль Пуаро. Ему автор посвятил больше романов — 33. Оно и понятно, ведь здесь действует мужчина, да к тому же бывший полицейский. У него, как и у мисс Марпл, наблюдается повышенное внимание к психологии преступника. В своих методах оба сыщика оченьинтересуются любыми, даже мелкими деталями и фактами. Пуаро, то ли по причине своей прошлой профессии, то

ли по складу характера чужд всяким нормам приличия и может позволить себе копаться в чужих вещах или подслушивать, читать чужие письма или проводить разные психологические эксперименты.

В то же время он настоящий педант и сторонник повсеместного порядка.

5. Комиссар Мегрэ (Автор: Жорж Сименон)

Следующий именитый детектив — комиссар Мегрэ. Все его предыдущие «коллеги» по сыскному делу стояли в оппозиции к реальным полицейским. Все они являли собой альтернативу недалеким и туповатым сыщикам из официальных органов. И вот Ж. Сименон выводит на литературный Олимп Мудрого полицейского, который благодаря личным качествам и таланту следователя смог «вырасти» из рядового в дивизионного комиссара по особо тяжким преступлениям. Реальная специфика полицейской работы немного разбавляет строгую аналитическую нагрузку детективного сюжета, возрастает и количество созданных произведений — суровые будни сыщика поместились в 76 романов. Удалившись на пенсию в загородный дом, Мегрэ продолжает свои расследования «из любви к искусству» и со знанием всей специфики работы сыщика.

6. Пастор Браун (Автор: Гилберт Кит Честертон)

Совсем неожиданным (для своего времени, конечно) воплощением сыщика явился пастор Браун в произведениях Г. Честертона. Несмотря на несомненную вымышленность этого героя, поговаривают, тем не менее, о существовании его реального прототипа, который был знаком с автором. И более того, этот действительный священник Джон О'Коннор способствовал становлению религиозных взглядов Честертона и принятию последним католичества. Выбор такого специфического типажа в качестве следователя к тому же подтверждает ещё одно важное положение классического детектива. Оно заключается в том, что поиск истины (читай, преступника) напрямую связан с восстановлением справедливости, то есть добра. Этот критерий в дальнейшем развитии детективного жанра в модерне, а потом и в постмодерне претерпевает значительные изменения, когда истине уже отказывают в объективности.

7. Ниро Вульф и Арчи Гудвин (Автор: Рекс Стаут)

Следующий великий детектив — это Ниро Вульф в романах Рекса Стаута. Это уже представитель американской школы сыска и зачинатель другого направления детективного жанра - прагматический детектив. (Истина в таких сюжетах не всегда синоним справедливости, больше хитрости и силы, а её поиски проводятся не с помощью дедукции и аналитики. Но это в будущем, Ниро Вульф и Арчи Гудвин ещё балансируют на допустимой грани.) Здесь продолжается тенденция «парного» следствия, то есть у сыщика есть помощник. Отличие от героя Конан Дойля Ватсонанапарник Вульфа Арчи Гудвин не просто описывает истории преступлений, он активно задействован в них как шофер, секретарь, охранник и вообще — правая рука маэстро. Прелесть романов составляют не только служебные «приключения» героев, но и описание собственных взаимоотношений сыщиков. Детектив Ниро Вульф не человек с улицы и не любитель, в прошлом он военный шпион, а его молодой друг Арчи примкнул к нему в тяжкие времена своего разрыва с возлюбленной. Как и в случае «Холмс-Ватсон», тандем Вульф-Гудвин необычайно устойчив и ситуативно обаятелен.

Увы, в наше время классика осталась лишь в воспоминаниях. Современные тенденции постмодерна не только «перемешали» все жанры, но и выдали новые стандарты детектива: здесь и пародия на аналитику, с безупречным сохранением последней — «Имя Розы» У. Эко; экзистенциальные искания — «Маятник Фуко» У. Эко; эпилептоиднаяпрагматика — «Хазарский словарь» (М. Павич), парадоксально-интеллектуальный детектив — повести, романы и пьесы Ф. Дюрренматта, тонкие литературные стилизации на тему XIX века — романы Б. Акунина, исторические экспериментации А. Переса-Реверте и проч. За чертой нашего разговора я намеренно оставил всех новомодных и также быстро отходящих в небытие персонажей поп-литературы, тем более что детективный жанр в литературе заметно потеснён триллером. А это уже совсем другая разница и очень большая, кажется, так говорят в Одессе.

 

Источник:

Классика жанра. Семь лучших героев детективов в мировой литературе [Текст] // Библиотечное дело. – 2018. - № 1. – С. 42 – 44.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 117.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...