Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 63. Что говорили имамы религии из числа наших праведных предшественников по вопросу об утверждении /иcтивa'/ Аллаха на Его троне?




Ответ: Все они, да помилует их Аллах Всевышний, говори­ли, что утверждение /иcтивa'/ не является чем-то неизвестным, но что именно имеется в виду разум постичь не в силах, вера в это обязательна, распросы об этом есть нововведение; послание - от Аллаха, посланник должен был довести его (до людей), а нам не­обходимо подтверждать и подчиняться.

[Известны следующие их высказывания относительно утверждения:

I- Сообщается, что о словах Всевышнего: «(Он -) Милостивый, который утвердился на троне» - Та ха, 5

Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Спрашивать) «как» неразумно, утверждение не является чем-то неизвестным, подтверждение этого есть вера, а отрицание этого – неверие».

II - Сообщается, что человеку, спросившему: «Как Он утвердился?», - Малик бин Анас, да помилует его Аллах, сказал в ответ: «Спрашивать «как» неразумно, то, что Он утвердился, не есть нечто неизвестное, вера в это обязательна, а вопросы об этом есть нововведение ". А потом он сказал задавшему этот вопрос: «Поистине, я боюсь, что ты впадёшь в заблуждение!», - после чего этого человека вывели по его приказу.

III - Сообщается, что когда о словах Всевышнего: «(Он ) Милостивый, который утвердился на троне», — был спрошен Раби'а, шейх Малика, да помилует его Аллах, и ему сказали: «Как (именно) Он утвердился?», - он ответил: «Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать «как» неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам следует верить»].

То же самое они говорили и относительно всех прочих аятов и хадисов, в которых речь идёт об именах и атрибутах Аллаха, а Аллах Всевышний сказал, что укрепившиеся в знании говорят: «Мы уверовали в него*: всё (это) - от нашего Господа». Семейство Имрана, 7. *[То есть: если сможете вы сделать это, чтобы избежать предопределённого Аллахом].

И Аллах Всевышний поведал, что апостолы Исы, мир ему, сказали: «Мы уверовали в Аллаха, засвидетельствуй же, что мы преда­ёмся (Ему)». Семейство Имрана. 52.

 

Вопрос 64. Какие аяты Корана указывают на то, что Ал­лах является Всеподчиняющим?

Ответ: Таких указаний имеется много. Так, например, Ал­лах Всевышний сказал: «...И Он одерживает верх над Своими рабами…». Скот 18.

В этих словах содержится указание и на то, что Аллах Все­вышний является Всеподчиняющим, и на то, что Он возвышает­ся надо всем.

Аллах Всевышний также сказал: «Слава Ему, Он - Аллах, Единый, Всеподчиняюший». Толпы 4. «Кому будет принадлежать власть в День тот? Аллаху, Единому, Всеподчиняюшему». Прощающий, 16. «Скажи: "Я - только увеща­тель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняюшего!». Сад, 65. «Нет ни одного живого существа, которое было бы неподвластно Ему». Худ. 56. «О собрание джиннов и людей! Если сможете выйти за пре­делы небес и земли[1][121][1], то выходите, но вы будете (в состоянии) выйти только с помощью силы*». Милостивый, 33. *[Тoгда как силой обладает один лишь Аллах]. Примером таких указаний могут служить и другие аяты.

 

Вопрос 65. Какие хадисы указывают на то, что Аллах яв­ляется Всеподчиняющим?

Ответ:Таких указаний в сунне имеется много. Так например, сообщается, что обращаясь с мольбами к Ал­лаху перед тем, как лечь спать, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил:«Прибегаю к Тебе от зла всего того, что подвластно Тебе». /А'узу би-ка мин шарри кулли шайй'ин Анта ахызун би-насыйати-хи. /

И сообщается, что, обращаясь с мольбами к Аллаху в перио­ды беспокойства и грусти, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «О Аллах, поистине, я -раб Твой, (и) сын раба Твоего (и) сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор [Имеется в виду предустановление или же предопределение Аллаха], вынесенный Тобой мне, справедлив». Ахмад. /Аллахума, инни 'абду-кя, ибну 'абди-кя, ибну амати-кя, на-сыйати би-йади-кя, мадын фийа хукму-кя, 'адлюн фийа кадау-кя. /

И сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху во время дополнительных ночных молитв, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Поистине, Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не по­знает славы тот, с кем Ты стал враждовать». Ан-Насаи, ат-Тирмизи. /Инна-кя такды, ва ля йукда 'аляй-кя, ва инна-ху ля йазыл-лю ман валяйта, ва ля йа'иззу ман 'адайта!/. И можно было бы привести много других примеров.

 

Вопрос 66. Что свидетельствует о высоте положения Ал­лаха Всемогущего и Великого и что следует отрицать, когда речь идёт о Нём?

Ответ:Знай, что о высоте положения Аллаха свидетельству­ет то, что подразумевают собой такие Его имена как Пресвятой (аль-Куддус), Мир (ас-Салям), Великий (аль-Кябир) и Возвыша­ющийся (аль-Мута'али) во всей их многозначности, а также то, что необходимо следует из факта обладания Им атрибутами со-вершества и величия. В Своей единичности Он превыше того, чтобы кто-нибудь раз­делял с Ним власть хотя бы частично, или чтобы кто-нибудь оказывал Ему помощь, или был заступником пред Ним без Его позволения или покровительствовал бы Ему. В Своём величии, величественности, безраздельной власти и могуществе Он превыше того, чтобы кто-нибудь мог соперни­чать с Ним, или победить Его, или защищать Его от унижения или помогать Ему. В Своей вечности Он превыше того, чтобы иметь супругу, ре­бёнка, отца равного или подобного Себе. В Своём совершенстве, жизни, вечном существовании и мо­гуществе Он превыше смерти, дремоты, сна, усталости или изне­можения. Обладая совершенным знанием, Он превыше небрежения, за­бывчивости и того, чтобы не знать о любой пылинке на земле или на небесах. Обладая совершенной мудростью. Он превыше того, чтобы со­здавать что бы то ни было ради забавы, или предоставлять создан­ное Им самому себе, ничего не повелевая и не запрещая Своим со­зданиям, или не воскресить людей, оставив их без воздаяния. В совершенстве Своей справедливости Он превыше того, что­бы хоть в чём-то обидеть кого-нибудь или не оценить должным образом добрые дела человека. Абсолютно ни в чём не нуждаясь, Он превыше того, чтобы Его кормили или наделяли чем-нибудь.Обладая всеми теми качествами, посредством которых Он оха­рактеризовал Себя Сам или же которыми охарактеризовал Его посланник Его, (Да благословит его Аллах и приветствует), Он превыше как лишения*, так и уподоб­ления Его кому бы то ни было. *[Здесь имеется в виду отрицание наличия у Творца атрибутов вообще или же только положительных атрибутов].

Слава и хвала Всемогущему и Великому, Всеблагому и Все­вышнему, не имеющему ничего общего с тем, что несовместимо с Его божественной природой, с Его господством, с Его прекрас­нейшими именами и с Его высочайшими атрибутами, ведь Ал­лах Всевышний сказал: «Он являет Собой наивысший пример* в небесах и на земле и Он - Могучий, Мудрый!». Румы, 27. *[То есть: Аллах обладает наивысшими качествами или же атрибутами]. Имеющие отношение к рассматриваемому вопросу аяты Ко­рана и хадисы сунны пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), известны, совершенно по­нятны и многочисленны.

 

Вопрос 67. Что означают слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал о прекраснейших именах «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»*?

*[Здесь: указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Поистине есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай»].

Ответ:Этим словам давались различные толкования. Так, например, они означают, что все имена Аллаха следует помнить, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами и воздавать Ему хвалу, используя их.

И они означают, что раб Аллаха должен приучать себя к тому, на что указывают эти имена и чему позволительно подражать, стараясь, к примеру, быть милостивым и милосердным, при том условии, что раб действительно может обладать подобными ка­чествами по мере своих возможностей.

Что касается таких атрибутов Аллаха как Могучий (аль-Джаббар), Великий (аль-'Азым) или Возвеличивающийся (аль-Мутакаббир), то рабу следует признавать их, смиряться пред ними и не пытаться украсить себя ни одним из подобных ат­рибутов.

Если же говорить об атрибутах, которые имеют отношение к обещанию, примером чего могут служить такие имена Аллаха как Прощающий (аль-Гафур), Благодарный (аш-Шакур), Милу­ющий (аль-'Афу), Сострадательный (ар-Рауф), Кроткий (аль-Халим), Великодушный (аль-Джавад) и Щедрый (аль-Кярим)*, то рабу следует ограничиться желанием и стремлением. [То есть: раб Аллаха должен ограничиться стремлением к тому, чтобы заслужить проявления по отношению к нему качеств Аллаха, обозначенных вышеупомянутыми именами, и не пытаться узнать о них больше того, что говорится об этом в Коране и сунне].

*[Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заключает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Аллах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить благие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.].

И, наконец, если говорить о таких атрибутах Аллаха, кото­рые имеют отношение к угрозам, примером чего могут служить такие имена как Всемогущий (аль-'Азиз), Обладающий (возмож­ностью) отмщения (Зу интикам). Суровый в наказанаии (Шади-ду-ль-'икаб) или Скорый в расчёте (Сари'у-ль-хисаб), то рабу следует ограничиться страхом.

И слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), указывают на то, что рабу следует принести свидетельство об истинности смысла этих имён и от­давать им должное, зная их и поступая так, как должен посту­пать раб. Примером может служить тот, кто свидетельствует, что Аллах Всевышний превосходит Свои творения и возвыша­ется над ними, что Он утвердился на Своём троне, будучи отде­лённым от Своих созданий и в то же время обладая знанием о их в полной мере и распространяя на них Своё могущество, и т.д. И такой человек служит Аллаху сообразно вышеупомянутому качеству Всевышнего, вследствие чего в сердце его возни­кает стремление к Аллаху и он начинает вести с Ним тайные беседы потупив взор и стоя пред Ним подобно тому, как по­корный раб стоит перед могущественным властителем, чув­ствуя, что все его слова и дела возносятся к Нему и представля­ются Ему, и в силу этого стыдясь сказать или сделать что-ни­будь такое, что, оказавшись в этих вышних сферах, покрыло бы его позором, и видя, что веления и распоряжения Аллаха постоянно нисходят ко всем концам различных миров, посред­ством чего Он управляет и распоряжается всем, умерщвляя и оживляя, прославляя и унижая, опуская и возвышая, даруя и лишая, отводя бедствия и насылая их, изменяя положение лю­дей и единолично распоряжаясь Своими владениями, над ко­торыми больше никто, кроме Него, не властен, многими ины­ми путями. Что же касается Его распоряжений, то, в соответ­ствии с Его волей, они находят путь ко всему, ведь Аллах Все­вышний сказал: «Он распространяет (Своё) веление* с неба на землю, после чего оно (снова) восходит** к Нему в течение дня, равного тыся­че лет по вашему счёту». Земной поклон, 5. *[Под велением (амр) подразумевается как предопределённое Аллахом, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат)]. **[Этим словам даются различные толкования, например: имеется в виду, что ангелы спускаются с Его велениями на землю, а потом снова поднимаются к Нему, рассказывая о делах Его рабов].

И тому, чьи познания и чьё служение в полной мере сообразу­ются с тем, о чём было сказано выше, достаточно одного лишь его Господа. То же самое относится и к тем, кто свидетельствует о всеобъемлющем знании Аллаха, о Его слухе, зрении, жизни, вечном существовании и прочих атрибутах, однако способностью такого свидетельства были наделены только приближенные из числа опередивших других в вере.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...