Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 53. Что может служить примером этого?




Ответ: Примером могут служить такие имена Всевышнего как Милостивый (ар-Рахман) и Милосердный (ар-Рахим), ко­торые указывают на сущность Того, кому они принадлежат, то есть на сущность Аллаха Всемогущего и Великого, и являются применимыми к Нему. С другой стороны, они указывают на про­изводный от этих имён атрибут, который они включают в себя, то есть на милосердие (рахма), а также на ряд других атрибу­тов, не являющихся производными от этих имён, но обязательно присущих их Обладателю, например, на жизнь и могущество. То же самое относится и ко всем прочим именам Аллаха. Иначе обстоит дело с сотворённым существом, поскольку че­ловека могут называть мудрым, тогда как на самом деле он яв­ляется невежественным, и точно также несправедливого могут называть справедливым судьёй, униженного - всемогущим, низ­кого - благородным, скупого - щедрым, плохого - праведным, злосчастного - счастливым. Что же касается Аллаха, слава и хвала Ему, то Он именно та­ков, как Сам Он охарактеризовал Себя, и Он выше тех описа­ний, которые дают Ему люди.

 

Вопрос 54, На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения со­держания этих указаний?

Ответ: Они подразделяются на четыре части: 1 - Аллах - общее имя, включающее в себя все значения пре­краснейших имён, в силу чего все остальные имена являются его атрибутами. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму». Сбор, 24. Можно привести в пример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется как подчинённое другим име­нам.

2 - То, что включает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого. Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,), включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит все звуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными. Другим примером служит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание на Его зрение, кото­рому доступно всё то малое и большое, что только можно воспринимагь с помощью зрения. Третьим примером служит такое имя Аллаха как Знающий (аль- 'Алим). включающее в себя Его всеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так: «Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном». Cаба, 3.

Что же касается такого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себя указание на Его абсолют­ное могущество, в силу которого Он может создавать всё, унич­тожать всё и т.д.

3 - Такие имена, которые содержат в себе указания на атри­буты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающий средства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бари/), Придающий форму (аль-Мусаввир) и т.д.

4 - Такие имена, которые содержат в себе указания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например, Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям). [Корень этого слова состоит из букв «син», «лям»и «мим», а однокоренной с ним глагол «салима» означает - спасаться; избавляться; быть свободным. Применительно к Аллаху это является указанием на то, что Он свободен от любых недостатков. Таким образом, перевод данного имени Аллаха как «Мир» не вполне адекватен в том смысле, что одно только это слово не отражает всех значений арабского слова «ас-Салям» не говоря уже о всех возможных его толкованиях. То же самое относится практически ко всем именам Аллаха Всевышнего].

 

Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения при­менимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?

Ответ: Среди этих имён есть такие, которые можно приме­нять по отношению к Аллаху либо по отдельности, либо в сочетании с другими именами. Конкретно имеются в виду такие име­на, которые содержат в себе любые указания на атрибуты совер­шенства, например, Живой (аль-Хайй) и Вечносущий (аль-Каййум), Один (аль-Ахад) и Вечный (ас-Самад) и т.д.

Среди этих имён есть и такие, которые применимы к Аллаху только вместе с другими именами, являющимися их противопо­ложностями, поскольку употребление их по отдельности может внушить мысль о том, что Аллаху присущи те или иные недо­статки. Примером могут служить такие имена как Наносящий вред (ад-Дарр) и Приносящий пользу (ан-Нафи"), Принижаю­щий (аль-Хафид) и Возвышающий (ар-Рафи/), Дарующий (аль-Му'ты) и Лишающий (аль-Мани/), Дающий силу (аль-Му'изз) и Унижающий (аль-Музилль) и т.д. Что же касается таких имён как Наносящий вред, Принижающий, Лишающий и Унижающий, то применять их по отношению к Аллаху по отдельности недо­пустимо, и они не употреблялись таким образом ни в открове­ниях, ни в Коране, ни в сунне. К числу подобных имён относится такое имя Всевышнего как Отмщающий (аль-Мунтаким), кото­рое употребляется в Коране в сочетании с другими относящи­мися к нему словами, примером чего могут служить слова Все­вышнего: «Поистине, отомстим* Мы грешникам (за всё)!». Земной поклон, 22. *[В арабском тексте использовано причастие действительного залога множественного числа «Мунтакимуна». Буквально — «Отмщающие»]. Кроме того, такие имена употребляются в тех случаях, когда используется слово "зу" ["Зу" - имеющий; обладающий] в сочетании с производным от подоб­ного имени атрибутом, примером чего являются слова Аллаха. Всевышнего: «...ведь Аллах - Всемогущий, Обладающий (возможностью) отмщения[Зу-интикам]». Семейство Имрана, 4.

 

Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атри­бутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и ат­рибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «А Его руки простёрты*...».Трапеза,64. *[То есть: Он щедр как никто другой]. «Всё сущее тленно, кроме лика Eгo».Рассказ, 88. «А вечно пребудет лишь лик Гос­пода твоего, Обладателя величия и Почитаемого». Милостивый 27. «...чтобы взрастили тебя пред оком Моим».Та ха, 39. «Сколь прекрасно Он видит и слышит!». Пещера, 26. «Поистине, Я - с вами (и) Я (всё) слы­шу и вижу». Та ха, 46. «(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают». Та ха, 110. «...и Аллах говорил с Мусой (непос­редственно)». Женщины, 164. «И вот, обратился Господь твой к Мусе: "Ступай к людям несправедливым..." ». Поэты, 10. «И обратился Он к ним (обо­им): "Разве не запрещал Я вам (вкушать плоды) этого древа...?!"». Преграды, 22. Аллах Всевышний также сказал: «И в тот День, когда Он обратится к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?". Рассказ, 65. Соответствующие примеры есть и в других аятах.

 Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Покровом для Него служит свет, а если Он сбросит (этот покров), то сияние лика (Аллаха) непременно сожжёт все (те) Его создания, которых достигнет взор Его». Муслим. Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Правая рука Аллаха полна, и не уменьшает (того, что в ней есть,) щедрое расходование ночью и днём. Скажите мне, сколько израсходовал Он со времени сотворения небес и земли, когда «престол Его покоился на воде»*, а ведь ничто не уменьшилось в правой руке Его! А в другой руке Его – изобилие** (или:... сжатие)***, и Он возвышает и принижает». Муслим.

*[См.: «Худ», 7. Имеется в виду, что до создания небес и земли престол /арш/ Аллаха покоится на воде].

**[Имеются и виду щедрость и всевозможные благодеяния].

***[Здесь под «сжатием» (кабд) подразумевается смерть. Сомнение передатчика объясняется тем, что по написанию слова «изобилие» (файд) и «сжатие» (кабд) сходны и отличие между ними состоит только в количестве диакритических точек, которые ставятся над арабскими буквами или же под ними].

В хадисе об Антихристе сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), ска­зал: «Поистине, Аллах не останется скрытым от вас, поистине, Аллах не является кривым*», - сказав же это, он указал рукой на свой глаз». аль-Бухари, Муслим. *[Здесь - указание на то, что Антихрист (аль-Macиx аль-кяззаб или же аль-Macиx ад-даджжаль), последний искуситель людей перед наступлением Дня воскресения, который объявит себя богом, будет одноглазым].

Сообщается также, что обращаясь к Аллаху с мольбами о по­мощи в том или ином деле, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знани­ем и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)!»/Аллахумма, инни acтaxиpy-кя би-'ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та'ляму ва ля а'ляму, ва Анта 'Алляму-ль-гуййуб! /

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, обращаетесь вы со своими мольбами не к глухо­му и не к отсутствующему, обращаетесь вы с ними к Слышаще­му, Видящему, Близкому!»... Муслим, Ахмад, аль-Бухари.

А в хадисе о воскресении сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аллах Всевышний скажет: «О Адам!», - и он (отзовётся): «Вот я перед Тобой!»». Aль-Бухари, Муслим.

И известно великое множество других хадисов, в которых со­общается о том, что Аллах станет говорить со Своими рабами в День воскресения, и что Он станет говорить с обитателями рая и т.д.

 

Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встреча­ются в Коране?

Ответ:Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, кто сотворил для вас всё, что есть на земле, после чего обратился к (созданию) неба…».Корова, 29, «Неужели же они надеются на что-либо иное, кроме как на то, что Аллах прибудет к ним...?!». Корова, 210. «Не оценили они Аллаха должным образом*, а в День вос­кресения вся земля окажется в руке Его и (будут) свёрнуты не­беса правой дланью Его!». Толпы, 67. *[Имеется в виду, что многобожники не почитали величие Аллаха должным образом, не поклонялись Ему и не выполняли Его велений]. «Что помешало тебе склониться* до земли перед тем, кого создал Я Своими руками?!». Сад, 75. *[То есть: выразить своё уважение Адаму и в то же время подчиниться велению Аллаха, что не имеет ничего общего с поклонением].

«И Мы написали для него* на скрижалях** обо всём***...».Преграды, 145. *[Имеется в виду пророк Муса, мир ему]. **[Речь идёт о Торе]. ***[Имеется в виду всё то, что израильтянам необходимо было знать о религиозных и мирских делах].

«А когда Господь его стал перед горой в полном блеске, Он обратил её в прах...*».Преграды, 143. *[То есть: от вида Его гора рассыпалась на мельчайшие куски, превратившись в пыль].

«Поистине, Аллах делает, что пожелает». Хаджж.18.

В пример можно было бы привести и другие аяты.

 

Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встреча­ются в сунне?

Ответ: Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Наш Господь нисходит к нижнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть».

В хадисе о заступничестве сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «И придёт к ним Аллах в том Своём образе, который извес­тен им, и скажет: "Я - Господь ваш!", - и скажут они: "Ты - Господь наш!"». Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса).

В данном случае мы подразумеваем под атрибутом действия приход Аллаха, а не Его образ.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аллах схватит землю в День воскресения и свернёт небо Своей правой рукой, после чего скажет: «Я-Царь!»». Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Когда создал Аллах это творение, Он Своей рукой записал для Себя [То есть: предписал Самому Себе]: "Поистине, милость Моя будет превосходить гнев Мой». Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи.

В том хадисе, где говорится о том, какие доводы выдвигали Адам и Муса, сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «И сказал Адам: «Тебя, Муса, Аллах избрал словом Своим и начертал для тебя Тору рукой Своей»». Аль-Бухари, Муслим

Речь Всевышнего и Его рука являются сущностными атрибу­тами, произнесение Им слов является одновременно и сущност­ным атрибутом, и атрибутом действия, что же касается написа­ния Им Торы, то это - атрибут действия.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине Аллах протягивает руку Свою ночью, чтобы по­каялся совершающий дурное днём, и протягивает руку Свою днём, чтобы покаялся совершающий дурное ночью». Муслим, Ахмад. Известно также и много других хадисов такого рода.

 

Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производ­ными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?

Ответ: Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (Да благословит его Аллах и приветствует),

Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой ха­рактеристики могут быть образованы имена.

С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал: « Аллах - (Тот) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит». Румы, 40.

И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим сред­ства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управ­ляющим. Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и кото­рые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.

Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает* их!». Женщины, 142. *[На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманывают сами себя].

«И они* пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость** (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям!***». Семейство Имрана, 54.

*[Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему].

**[То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят].

***[Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них].

Аллах Всевышний также сказал: «Они забыли Аллаха, и Он забыл их». Покаяние, 67.

Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Ал­лаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитрос­тям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни му­сульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогу­щий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких поня­тий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, что справедливое воз­мездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Все­знающем, Справедливом и Мудром Творце!

 

Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышне­го как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и ка­кое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеж­дающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Воз­вышающийся (аль-Мута'али)?

Ответ: Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то об­стоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отноше­ниях занимает наивысшее положение ('улювв). Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь пол­ным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто. И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё под­чиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперни­чать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчи­няется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти. И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогу­щему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атри­буты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков. Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...