Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26




(1)Это из­би­тая ис­ти­на: как толь­ко вспом­нишь юность, ста­но­вит­ся груст­но. (2)Ве­ро­ят­но, по­то­му, что сразу вспо­ми­на­ешь дру­зей своей юно­сти. (3)И в первую оче­редь уже по­гиб­ших дру­зей.

(4)3десь, возле па­мят­ни­ка Кру­зен­штер­ну, я по­след­ний раз в жизни видел Славу.

   (5)Он шёл по ветру нав­стре­чу мне, под­няв во­рот­ник ши­не­ли и тем самым лиш­ний раз на­пле­вав на все пра­ви­ла но­ше­ния во­ен­но-мор­ской формы. (6)На Слав­ки­ной шее кра­со­вал­ся шер­стя­ной шарф го­лу­бо­го цвета, а флот­ский офи­цер имеет право но­сить толь­ко чёрный или со­вер­шен­но белый шарф. (7)Из-за от­во­ро­та ши­не­ли вы­гля­ды­ва­ли «Алые па­ру­са» Грина. (8)А фу­раж­ка, оснащённая со­вер­шен­но не­фор­мен­ным «на­хи­мов­ским» ко­зырь­ком, вы­пи­лен­ным из эбо­ни­та, си­де­ла на самых ушах Слав­ки.

(9)Надо ска­зать, что за мою юно­ше­скую жизнь тво­ре­ния Алек­сандра Грина не­сколь­ко раз де­ла­лись чуть ли не за­прет­ны­ми. (10)А Слав­ка все­гда хра­нил в серд­це вер­ность ро­ман­ти­ке и знал «Алые па­ру­са» на­и­зусть.

— (11)Ты бы хоть во­рот­ник опу­стил, — ска­зал я.

—(12)У меня не­дав­но было вос­па­ле­ние сред­не­го уха, ста­рик, —ска­зал он.

(13)Мы не ви­де­лись не­сколь­ко лет. (14)Я слу­жил на Се­ве­ре, а он — на Бал­ти­ке. (15)Я пла­вал на ава­рий­но-спа­са­тель­ных ко­раб­лях и дол­жен был уметь спа­сать под­вод­ные лодки. (16)А он пла­вал на под­вод­ных лод­ках.

(17)3до­ро­во! — ска­зал я.

(18)3до­ро­во! — ска­зал он.

(19)И мы пошли в ма­лень­кую за­бе­га­лов­ку в под­ва­ле по­го­во­рить.

(20)Я уго­ва­ри­вал его бро­сить под­вод­ные лодки. (21)Нель­зя су­ще­ство­вать в усло­ви­ях ча­стых и рез­ких из­ме­не­ний дав­ле­ния воз­ду­ха, если у тебя болят уши.

— (22)По­терп­лю, — ска­зал Слав­ка. — (23)Я уже при­вык к лод­кам. (24)Я люблю их.

(25)Через не­сколь­ко ме­ся­цев он погиб вме­сте со своим эки­па­жем.

(26)Остав­шись без ко­ман­ди­ра, он при­нял на себя ко­ман­до­ва­ние за­то­нув­шей под­вод­ной лод­кой. (27)И двое суток провёл на грун­те, бо­рясь за спа­се­ние ко­раб­ля. (28)Когда свер­ху при­ка­за­ли по­ки­нуть лодку, он от­ве­тил, что они бо­ят­ся вы­хо­дить на­верх: у них не­фор­мен­ные ко­зырь­ки на фу­раж­ках, а на­вер­ху много на­чаль­ства. (29)Там дей­стви­тель­но со­бра­лось много на­чаль­ства. (30)И это были по­след­ние слова Славы, по­то­му что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но во­круг него в от­се­ке были люди, и стар­ший по­мощ­ник ко­ман­ди­ра счи­тал не­об­хо­ди­мым ост­рить, чтобы под­дер­жать в них волю. (32)Шторм обо­рвал ава­рий­ный буй, через ко­то­рый осу­ществ­ля­лась связь, и боль­ше Слава ни­че­го не смог ска­зать.

(ЗЗ)Когда лодку под­ня­ли, стар­ше­го по­мощ­ни­ка нашли на самой ниж­ней сту­пень­ке трапа к вы­ход­но­му люку. (34)Его под­чинённые были впе­ре­ди него. (35)Он вы­пол­нил свой долг мор­ско­го офи­це­ра до са­мо­го конца. (Зб)Если бы им и уда­лось по­ки­нуть лодку, он вышел бы по­след­ним. (37)Они по­гиб­ли от отрав­ле­ния. (38)Кис­ло­род­ная маска с лица Славы была со­рва­на, он умер с от­кры­тым лицом, за­ку­сив рукав сво­е­го ват­ни­ка.

(По В. Ко­нец­ко­му*)

* Вик­тор Вик­то­ро­вич Ко­нец­кий (1929-2002 гг.) — про­за­ик, сце­на­рист, ка­пи­тан даль­не­го пла­ва­ния.


21.Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) Автор тек­ста, как и Слава, слу­жил во флоте.

2) Эки­паж от­ка­зал­ся по­ки­нуть лодку, по­то­му что у мно­гих на фу­раж­ках были не­фор­мен­ные ко­зырь­ки.

3) У Славы были про­бле­мы со здо­ро­вьем, но он не хотел остав­лять служ­бу на под­лод­ке.

4) Слава был стар­шим по­мощ­ни­ком ко­ман­ди­ра под­лод­ки.

5) Слава погиб, но его под­чинёные су­ме­ли по­ки­нуть лодку.

 

22.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) Пред­ло­же­ния 5–8 вклю­ча­ют опи­са­ние.

2) Пред­ло­же­ние 21 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 20.

3) Пред­ло­же­ния 25–28 вклю­ча­ют по­вест­во­ва­ние.

4) Пред­ло­же­ние 32 со­дер­жит вывод рас­суж­де­ния.

5) Пред­ло­же­ния 1-3 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

 

23.Ука­жи­те слово, упо­треблённое в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Вы­пи­ши­те его.

 

шёл (пред­ло­же­ние 5)

вы­гля­ды­ва­ли (пред­ло­же­ние 7)

ко­рабль (пред­ло­же­ние 15)

сту­пень­ка (пред­ло­же­ние 33)

 

24.Среди пред­ло­же­ний 29–35 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го и лич­но­го ме­сто­име­ний. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 

25.Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Рас­сказ о по­гиб­шем друге В. Ко­нец­кий на­чи­на­ет с опи­са­ния его внеш­не­го вида. Опи­сы­вая «со­вер­шен­но не­фор­мен­ную» одеж­ду мор­ско­го офи­це­ра, автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («на­пле­вав» в пред­ло­же­нии 5). С по­мо­щью та­ко­го приёма, как (Б)_____ (в пред­ло­же­нии 6), в этом опи­са­нии по­на­ча­лу создаётся образ офи­це­ра, пре­не­бре­га­ю­ще­го пра­ви­ла­ми. Од­на­ко автор хо­ро­шо видит ос­нов­ную черту по­гиб­ше­го друга и, на­зы­вая её, ис­поль­зу­ет троп — (В)_____ («хра­нил в серд­це вер­ность ро­ман­ти­ке» в пред­ло­же­нии 10). Сквозь ла­ко­нич­ный, по-муж­ски сдер­жан­ный рас­сказ о ги­бе­ли друга про­ры­ва­ют­ся эмо­ции ав­то­ра, о чём сви­де­тель­ству­ют ко­рот­кие, от­ры­ви­стые пред­ло­же­ния и приём — (Г)_____ (пред­ло­же­ния 26—27)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) умол­ча­ние

2) про­ти­во­по­став­ле­ние

3) ги­пер­бо­ла

4) пар­цел­ля­ция

5) эпи­те­ты

6) про­сто­реч­ное слово

7) экс­прес­сив­ный по­втор

8) ри­то­ри­че­ский во­прос

9) ме­та­фо­ра

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

 

26.На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

 

Ответы.

 

1. 23

2. Таким образом

3. 2

4. Мозаичный

5. Добротная

6. 4

7. 65432

8. Сожалеть

9. Прибрежный приподнять

10. Неудачливый

11.Скажешь

12.Несправедливость

13. Вполне вскоре

14.13

15.23

16.123

17.12

18.14

19.1234

20. Необычный

21.134

22.123

23.Выглядывали

24.34

25.6294

 

Проблема Авторская позиция
Какими качествами должен обладать военный, хороший солдат, настоящий офицер? Проблема верности долгу Хороший военный, а тем более командир, должен любить своё дело, полностью отдаваться службе, хранить ей верность, выполнять свой долг до самого конца. Быть военным- это значит нести ответственность за жизни других людей, поэтому нельзя служащему не любить своего дела, легкомысленно относится к нему, не отдать ему всего себя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...