Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение
После провала путча в августе 1991 г. Россия вступила в постперестроечный период, который предполагал борьбу с пережитками социализма, решительные шаги в области экономической и политической свободы. Целями постперестройки стали ликвидация наследия тоталитаризма в России, создание правового государства на основе демократизации, разделения законодательной и судебной ветвей власти, смена общественно-политической модели путем построения рыночной экономики со всеми ее атрибутами (частной собственностью, рынком капитала, ценных бумаг, труда). История постперестройки, политика возрождения посткоммунистической России связана с деятельностью Б.Н.Ельцина и его "команды". Сразу после ликвидации СССР перед российским правительством встали три задачи: 1. продолжить – более энергично и последовательно – курс на проведение реформ, прежде всего в области экономики; 2. максимально сохранить с помощью СНГ экон. и воен.-пол.связи между Россией и республиками бывшего СССР; 3. сохранить и расширить уже достигнутое взаимопонимание и партнерство с США и другими странами Запада. По распоряжению президента России правительство взяло курс на проведение политики экономического либерализма, которая заключалась в освобождении товарно-денежных отношений от государственного регулирования.
Распад СССР и выход России на путь самостоятельного существования означал новый этап в истории Отечества. Независимая Россия взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Внешняя политика Российского государства в постперестроечный период была основана на следующих принципах: 1. недопустимость ядерной войны как средства достижения политических, экономических, идеологических и других целей; 2. поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов; 3. признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития; 4. учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств; 5. создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны; 6. отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных партнерских отношений с бывшими противниками по "холодной войне" (> 9.1); 7. необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической сфере. В целом взятый на вооружение администрацией Ельцина внешнеполитический курс способствовал значительному оздоровлению м/н климата, обеспечил достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства со странами Запада. Проведенные в 1992 – 1999 гг. администрацией Б.Н.Ельцина меры по изменению экономической и политической модели общества привели к разрушению старого строя и изменению форм собственности. Новые законы позволили осуществить разгосударствление госсобственности, обеспечить защиту частного капитала. В стране появились миллионы собственников и десятки тысяч акционерных обществ. В частные руки перешли нефтяные промыслы, металлургические и автомобильные заводы, авиапредприятия и электростанции, банки, страховые компании и т.д. таким образом, в эпоху Ельцина Россия твердо и решительно начала процесс перехода к созданию рыночной экономики. Для достижения этих целей были применены такие радикальные средства, как "шоковая терапия" (Е.Т.Гайдар) и ваучерная приватизация (А.Б.Чубайс). Социализм был разрушен, на его месте возникла уникальная "экономика переходного периода", на 70 % охваченная частным сектором. Но одновременно в России разразился эк. кризис, при котором рыночные механизмы пробуксовывали. К концу 1999 г. объем производства упал наполовину, возникла массовая безработица, произошло резкое обнищание бол-ва населения. Даже по самым оптимистическим расчетам процесс создания нормальной рыночной экономики в России займет приблизительно 15 - 20 лет. Утверждению в России общества свободного предпринимательства препятствовали: бюрократизация всей социально-экономической жизни страны, в результате чего миллионная армия чиновничества удерживала за собой распределительные функции в условиях бездействия законов, катастрофическая нехватка казенных средств для модернизации промышленности и транспорта, а также эгоистическая позиция частного сектора, который стремился либо вывезти прибыль в зарубежные банки, либо уклониться от уплаты непомерно больших налогов. Эта картина наглядно демонстрирует бессилие и некомпетентность кредитно-финансовой политики власти. Негативные факты и явления позволяют сделать вывод, что в России в 1992 – 1999 гг. на базе партийно-советской номенклатуры формировалась номенклатурно-олигархическая система управления, основанная на сращивании неконкурентного местного капитала, паразитирующего на распродаже за рубеж сырьевых ресурсов, коррумпированных чиновников госаппарата и лидеров "теневой экономики"; укрытой от глаз налоговой инспекции. Факты убеждают, что к началу 2000 г. государственный аппарат в его нынешнем виде, система принятия решений и некомпетентность стали угрозой национальной безопасности, серьезной преградой на пути преодоления отставания России от развитых стран Запада. После 1991 Россия покончила с остатками тоталитаризма, практикой систематического нарушения прав человека, радикально изменила положение простого человека. В выступлениях президента РФ Б.Н.Ельцина постоянно говорилось о том, что в центре внимания общества стоит забота о здоровье, квартире, достойной и хорошо оплачиваемой работе и другие сугубо будничные дела. Однако в реальной действительности правительство демонстрировало бессилие в деле социальной защиты населения. Около ? россиян жило за "порогом бедности", тогда как сотни тысяч "новых русских", используя пробелы в законодательстве о налогах и коррупцию чиновников, обкрадывали общество на десятки миллионов рублей. Власть сквозь пальцы смотрела на мошенничество олигархов в деле уплаты налогов и сохраняла с ними дружбу из корыстных расчетов. Непопулярность режима Ельцина в глазах рядовых граждан вынуждала власть в сложных ситуациях (например, проведение избирательной кампании) обращаться за поддержкой к олигархам, располагающим огромными финансовыми ресурсами. "Сращивание" власти и магнатов российского бизнеса, начавшееся в середине 1990-х гг., имело негативные и весьма печальные последствия. Возникла целая индустрия "черного пиара". Сотни "специалистов-политтехнологов" трудились на ниве фальсификации выборов. В этом деле использовались подкуп и запугивание избирателей, публикация "компромата", административный ресурс и т.п. На предвыборную борьбу тратились средства, многократно превышающие установленные Центризбиркомом лимиты. Усилия политтехнологов давали нужный результат. Достаточно вспомнить, что рейтинги популярности президента РФ в январе 1996 г. составлял всего 2 %, а спустя всего 5 месяцев в результате усилий специалистов пиара он поднялся до 53 %, благодаря чему Б.Н.Ельцин одержал победу на президентских выборах, обойдя лидера коммунистов Г.А.Зюганова. В этой связи о демократическом характере власти в период второй администрации Б.Н.Ельцина можно говорить в известной мере условно. Факты неопровержимо свидетельствуют о том, что в 1996 - 1999 г. в деятельности российского президента отчетливо просматривались черты авторитарного режима. Так, после октябрьских событий 1993 г. (конституционный кризис, вылившийся в противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти) "под Ельцина" была принята Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Основной закон России предоставил президенту огромные, по сути, неограниченные властные полномочия, одновременно ограничив роль Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ в решении вопросов экономического и политического развития Российского государства. В этих условиях отставка Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г. была неизбежной. Электорат в последние годы проявлял явное недовольство тем, что никаких перемен к лучшему не происходит. Болеющий хозяин Кремля фактически перестал руководить государством, попав под сильное влияние ближайшего окружения. 1 января 2000 г. – памятная дата в новейшей истории России: в Кремле появился новый руководитель, который в марте был избран главой государства. В.В.Путин, второй президент России, получил тяжелое "наследство" от своего предшественника, ему необходимо было решить очень сложные задачи: консолидировать российское общество, осуществить назревшие экономические реформы, изменить жизнь к лучшему, превратить Россию в передовую, сильную державу. Под руководством В.В.Путина была подготовлена и утверждена большая программа реформ, направленная на изменение налоговой политики, подготовку серьезного и тщательно сбалансированного бюджета на 2001 г., изменение формирования состава Совета Федерации Федерального Собрания, создание семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента РФ. Были приняты также меры к повышению жалованья военнослужащим, увеличению размеров пенсий пенсионерам, к сокращению численности армии на 600 тыс. чел. как первого шага на пути реализации военной реформы и т.д. В области внешней политики В.В.Путин осуществил программу широких контактов с более чем 30 руководителями зарубежных государств. В итоге этих встреч и переговоров Россия подписала соглашения о сотрудничестве и партнерстве по вопросам укрепления мира и международной безопасности, развития экономических и научно-технических связей, выдвинула интересные предложения на проведенном в сентябре 2000 г. Саммите Тысячелетия, в котором участвовали главы государств и правительств более 180 стран. У президента РФ сложились благоприятные условия для того, чтобы приступить к решению назревших экономических и политических проблем. В отличие от эпохи Б.Н.Ельцина, отношения между парламентом и исполнительной властью стали менее конфликтными. Быстрое восхождение В.В.Путина по ступеням власти, победа на президентских выборах показала, что он пользуется поддержкой и доверием десятков миллионов россиян. Это позитивный факт не только для президента, но и для всего общества. Избиратели поддержали В.В.Путина не только потому, что он стал первым российским политиком, который заговорил с простыми гражданами на понятном им языке, но, прежде всего потому, что люди ему поверили. Сумеет ли президент оправдать оказанное ему доверие, сбудутся ли в ближайшее время надежды россиян – на эти вопросы ответит сама жизнь.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 140. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |