Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 1. Ключевые понятия растительного и животного мира
Цель :ознакомиться с ключевыми понятиями по данной теме, рассмотреть редкие, исчезающие виды растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу Казахстана. План: 1.Растительный мир. 2.Животный мир. Основные понятия: флора, фауна, гербарий, зоофенология, фитофенология, фенология Прежде чем рассматривать проблемы связанные с охраной растительного и животного мира в процесс туристско-краеведческой работы, следует определить ключевые понятия темы. Прежде всего к ним относятся понятия ареал, растительный и животный мир. Ареалом называется область распространения тех или иных видов животных, растений, полезных ископаемых и т.д. -Растительный мир – растительный покров земли или района, вид и численность, сочетание. - Животный мир – совокупность видов животных, обитающих на территории. Работники туристско-краеведческих организаций должны обращать внимание на: 1) информацию для туриста, обосновывающую правила охраны природы в походах и путешествиях; 2) комплекс природоохранных мероприятий. Ботаника - наблюдение, выявляющее полезные растения. Зоология – наблюдение познавательное, ознакомительное. - Фенология – сезонное развитие живой природы. Два раздела – фитофенология и зоофенология. Зоологические наблюдения туристов обычно сводятся к двум задачам: 1) познавательной (информация о номенклатуре и ареале тех или иных животных в районе путешествия); 2) охранительной (информация о животных в связи с безопасным прохождением маршрута в том или ином районе). Для систематического сбора краеведческой информации туристам необходимы навыки фенологических наблюдений. Фенология –это научная дисциплина, изучающая сезонное развитие живой природы. Фенологические наблюдения, не требуя какого-либо специального снаряжения или обширных знаний, делают туристские путешествия более содержательными, позволяют определить оптимальные сроки их проведения, приурочив к наиболее интересным и живописным фазам развития природы. Наблюдения над растениями называются, фитофенологическими, а над животными – зоофенологическими. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение, т.к. на их основе определяют сроки семян плодовых деревьев, грибов, ягод, рыбной ловли, охоты, предупреждают развитие вредителей. Работники туристско-краеведческих организаций всех типов должны обращать внимание на два аспекта проблем охраны природы: Первый аспект – информация для гидов и туристов об основных правилах охраны природы в походах и путешествиях, организуемых той или иной туристской организацией (фирмой). Второй аспект – комплекс мероприятий и материальная база природоохранительной работы туристских фирм (маркировки и оборудование маршрутов, совершенствование снаряжения для биваков, после снятия которого не наносится ущерб природе). Ботанические наблюдения в условиях туристского похода обычно сводятся к выявлению полезных (лекарственных или съедобных) дикорастущих и декоративных растений. Туристами проводятся исследование как отдельные виды растений (флористические наблюдения), так и их сообщества (геоботанические наблюдения). - Вид растений – совокупность растений с одинаковыми признаками. - Гербарий – коллекция засушенных растений. Для сбора нужно: нож, бумага, пресс, записная книга, блокнот отрывной, вата. Надо рвать с корня. - Полезности – ориентирование в пространстве, предсказание погоды, использование в пище, оказание медицинской помощи. - Полезные растения – береза-компас, малина, шиповник-биологические часы, одуванчик (в 5 утра открывается, в 17 закрывается), душица, крапива, мята, зверобой, подорожник (нужны туристам). Фауна - мышиные, белка-ламутка, сурок, архары, теке, маралы, косули, горностаи, куница, ласки, кабаны, лисы, волки, медведи, барсы. Опасность – клещи, вызывают энцефалит. Необходимо не лениться и осматривать друг друга. Туристу необходимо беречь природу и подумать о завтрашнем дне. Горно-долинные ветры - Эби (Евтей) – «Джунгарские ворота» с Ю-В на (>29 м/с), ширина 10 км у озера Жаланаколь, до 60 м/с (70-100 южный) (изучил Ш. Уалиханов). -Сайкан – «Джунгарские ворота» с Ю-З на (до 10 м/с). -Чиликский горно-долинный ветер, с С-З на Ю-В; ночью; наоборот. -Арыстанды – Карабасский ветер – на Ю-З склоне хребта Каратау, в долине реки Арыстанды, силой до 35 м/с. «Карабас» - захватывает пески Мойынкумы. -Курдайский ветер – когда Сибирский антициклон, силой до 40 мс, 55 дней в году. -Мугоджарсий ветер – скорость 50 м/с, западные ветры не успевают перевалить -Уральские горы и огибают Мугоджары с юга. Ледники Средняя высота снеговой ниши: Алтай – 2600 метров, Тянь-Шань – 3800 метров. Жонгарский Алатау – 1369 ледников, площадь – 1000 кв. км., 689 кв. м. северный склон. Тянь-Шань – 1009 ледников; площадь – 857 кв. км. Ледник Коржаневского – Заилийский Алатау, площадь 38 кв. км. Казахстанский Алтай – 329 ледников, площадь 89 кв. км. Животные «Красной книги» Сарыарка-Манул – семейство кошачьих;Джейран;Казахстанский горный баран Республика Казахстан -Красный волк.;Тянь-Шанский бурый медведь.; Гепард; Барханный кот; Карахан; Туркестанская рысь; Снежный барс; Тугайный благородный олень; Сурки; Дикобраз; Тушканчик. Другое-Кудрявый пеликан; Колпица;Туркестанский белый аист; Фламинг; Лебедь-кликун;Белоглазая чернеть; Черный турпан; Степной орел; Беркут; Балобан; Серый журавль; Журавль-красавка; Дрофа; Кречетка; Кроншнеп-малютка; Черноголовый хохотун ;Саджа. Выводы:В связи с изучением растительного и животного мира больше внимание будет уделяться охране тем видам растений и животных, которые встречаются редко на нашей территории. Зная правила и определенные требования к защите окружающей среды, тем самым уменьшится уничтожение редких видов птиц, животных, растений. Литература: 1.Ефремов Ю.К. Природа моей страны.М.: «Мысль» 1985. 2.Вуколов В.Н. Основы туристско-краеведческой работы// Сб. типовых учебных программ, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для ВУЗов. Алматы, 2002 3.Жиздыбаев Т.К. Словарь-справочник альпинистских, туристских и краеведческих терминов. Алматы, 2004 -192с. 4.Жучкова В.К., Раковская Э.М. Природная среда- методы исследования. -М.: Мысль, 1982.
ТЕМА 2. Подготовка туристов спортсменов Цель:Рассмотреть и изучить основы подготовки туристов спортсменов, виды, принципы и методы туристской подготовки План: 4.1.Туристская подготовка. 4.2. Принципы подготовки. 4.3. Методы туристской подготовки. Основные понятия: туристская подготовка, принципы научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности, систематичности, доступности, наглядности и коллективности Туристская подготовка. Представляет собой процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом. По своей сути это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью. Туристская подготовка может, рассматривается как многолетний процесс спортивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса. Спортивный туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др. Достижение высоких результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечение всестороннего физического развития; воспитание высоких морально-волевых качеств; овладение туристской тактикой и техникой; приобретение необходимых знаний по основам теории, методики организации физического воспитания; и спортивной тренировки, совершенствование спортивного мастерства. Эти задачи нужно решать комплексно, на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки, на которых учитываются фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач, поставленных тренером. 4.2. Принципы подготовки. Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах/научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их в неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса. Принцип научностиозначает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его последствий при различной технике страховки. Принцип всесторонности- повышение уровня всестороннего развития - главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выполнения специальных приемов техники и тактики туризма. Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Физическая и техническая подготовки неотделимы от развития морально-волевых качеств - это единый взаимообратный процесс. Примером всестороннего развития могут служить известные в туризме спортсмены. Они являются мастерами по нескольким видам спорта, призерами многих всесоюзных туристских и других соревнований. Принцип сознательности и активности - это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса туристов. Если физические упражнения и технические приемы выполняются туристами с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким. Умение тренироваться самостоятельно и активно, с чувством личной ответственности необходимо каждому туристу. Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с техникой страховки. Например, технический прием страховки веревкой с использованием трения через карабин или выступ нельзя осваивать механически, поскольку для выполнения приема требуются разные углы охвата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важна роль принципа сознательности в тренировках. На тренировках все туристы получают задание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый. Принцип повторности и систематичностипредусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается н спортивных результатах. Падает работоспособность, и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазания. Поэтому в системе физ.воспитания есть общее правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Альпинист, не совершивший в течение двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рассматривается как потерявший квалификацию на один разряд и не допускается к восхождению без определенного тренировочного цикла. Функциональное состояние организма можно разделить на три фазы. Первая - утомление со всеми присущими ему признаками выражается в пониженной работоспособности. Вторая - восстановление работоспособности организма до начального уровня. Третья - повышение работоспособности до уровня выше начального. Длительность каждой фазы зависит от степени тренированности, интенсивности и продолжительности. Если последующее занятие совпадает с первой фазой, т. е. с периодом утомления, то в организме развивается хроническое утомление, так называемое переутомление. Если последующее занятие совпадает со второй фазой, то переутомление исключается, но и не создаются предпосылки для повышения работоспособности. Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать большинству спортсменов третьего и второго разрядов проводить 2~3 тренировочных занятия в неделю продолжительностью от1,4 до 2,4 часов каждое. Спортсменам старших разрядов - 4~б раз в неделю и уделять более продолжительное время отдельным занятиям. Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку, а также с туристскими походами разной сложности. Проводить их следует в конце недельного, месячного и более продолжительного цикла тренировочного процесса. Принцип постепенностиотражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П., Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий - все эти положения основаны на принципе постепенности. Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать разминку. Весь тренировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому. В одном тренировочном цикле (недельном, месячном или годовом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются. Принцип постепенностиучитывается не только в процессе подготовки к соревнованиям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший туристский поход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда туристов получает штрафные баллы за построение маршрута, начавшегося с предельных технических сложностей и физических нагрузок. Принцип доступностипоказывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно связан с принципами систематичности и постепенности. Если какой-нибудь прием выполняется большинством туристов бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняется из-за трудности, значит, этот прием в данное время занимающимся недоступен. Трудно, например, освоить прыжок в кошках с ледорубом через трещину, если обучающийся еще не умеет ходить на кошках и осуществлять самостраховку ледорубом, а ледовая трещина пугает его. Принцип коллективности сочетании с индивидуализацией дает наилучшие результаты в тренировочном процессе туристских команд. Туризм - коллективный вид ,. спорта, но команда состоит из разных людей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим, пои коллективных тренировках. Принцип наглядностизаключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и пот частям сам или просит сделать это обученного данному приему туриста. Можно также использовать наглядный материал фильмы фотографии, схемы, плакаты и рисунки. Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала. Запоминание, умение воспроизводить, умение решать практические задачи, умение создавать новые подходы и методы решения проблем. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |