Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. Ключевые понятия растительного и животного мира




Цель :ознакомиться с ключевыми понятиями по данной теме, рассмотреть редкие, исчезающие виды растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу Казахстана.

План:

  1.Растительный мир.

  2.Животный мир.

Основные понятия: флора, фауна, гербарий, зоофенология, фитофенология, фенология

Прежде чем рассматривать проблемы связанные с охраной растительного и животного мира в процесс туристско-краеведческой работы, следует определить ключевые понятия темы. Прежде всего к ним относятся понятия ареал, растительный и животный мир. Ареалом называется область распространения тех или иных видов животных, растений, полезных ископаемых и т.д.

-Растительный мир – растительный покров земли или района, вид и численность, сочетание.

- Животный мир – совокупность видов животных, обитающих на территории.

Работники туристско-краеведческих организаций должны обращать внимание на: 1) информацию для туриста, обосновывающую правила охраны природы в походах и путешествиях; 2) комплекс природоохранных мероприятий. Ботаника - наблюдение, выявляющее полезные растения. Зоология – наблюдение познавательное, ознакомительное.

- Фенология – сезонное развитие живой природы. Два раздела – фитофенология и зоофенология. Зоологические наблюдения туристов обычно сводятся к двум задачам:

1) познавательной (информация о номенклатуре и ареале тех или иных животных в районе путешествия);

2) охранительной (информация о животных в связи с безопасным прохождением маршрута в том или ином районе).

Для систематического сбора краеведческой информации туристам необходимы навыки фенологических наблюдений.

Фенология –это научная дисциплина, изучающая сезонное развитие живой природы. Фенологические наблюдения, не требуя какого-либо специального снаряжения или обширных знаний, делают туристские путешествия более содержательными, позволяют определить оптимальные сроки их проведения, приурочив к наиболее интересным и живописным фазам развития природы. Наблюдения над растениями называются, фитофенологическими, а над животными – зоофенологическими. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение, т.к. на их основе определяют сроки семян плодовых деревьев, грибов, ягод, рыбной ловли, охоты, предупреждают развитие вредителей.

Работники туристско-краеведческих организаций всех типов должны обращать внимание на два аспекта проблем охраны природы:

Первый аспект – информация для гидов и туристов об основных правилах охраны природы в походах и путешествиях, организуемых той или иной туристской организацией (фирмой).

Второй аспект – комплекс мероприятий и материальная база природоохранительной работы туристских фирм (маркировки и оборудование маршрутов, совершенствование снаряжения для биваков, после снятия которого не наносится ущерб природе). Ботанические наблюдения в условиях туристского похода обычно сводятся к выявлению полезных (лекарственных или съедобных) дикорастущих и декоративных растений.

Туристами проводятся исследование как отдельные виды растений (флористические наблюдения), так и их сообщества (геоботанические наблюдения).

- Вид растений – совокупность растений с одинаковыми признаками.

- Гербарий – коллекция засушенных растений. Для сбора нужно: нож, бумага, пресс, записная книга, блокнот отрывной, вата. Надо рвать с корня.

- Полезности – ориентирование в пространстве, предсказание погоды, использование в пище, оказание медицинской помощи.

- Полезные растения – береза-компас, малина, шиповник-биологические часы, одуванчик (в 5 утра открывается, в 17 закрывается), душица, крапива, мята, зверобой, подорожник (нужны туристам).

Фауна - мышиные, белка-ламутка, сурок, архары, теке, маралы, косули, горностаи, куница, ласки, кабаны, лисы, волки, медведи, барсы.

Опасность – клещи, вызывают энцефалит. Необходимо не лениться и осматривать друг друга. Туристу необходимо беречь природу и подумать о завтрашнем дне. 

Горно-долинные ветры

- Эби (Евтей) – «Джунгарские ворота» с Ю-В на (>29 м/с), ширина 10 км у озера Жаланаколь, до 60 м/с (70-100 южный) (изучил Ш. Уалиханов).

-Сайкан – «Джунгарские ворота» с Ю-З на (до 10 м/с).

-Чиликский горно-долинный ветер, с С-З на Ю-В; ночью; наоборот.

-Арыстанды – Карабасский ветер – на Ю-З склоне хребта Каратау, в долине реки Арыстанды, силой до 35 м/с. «Карабас» - захватывает пески Мойынкумы.

-Курдайский ветер – когда Сибирский антициклон, силой до 40 мс, 55 дней в году.

 -Мугоджарсий ветер – скорость 50 м/с, западные ветры не успевают перевалить

 -Уральские горы и огибают Мугоджары с юга.

Ледники

Средняя высота снеговой ниши: Алтай – 2600 метров, Тянь-Шань – 3800 метров. Жонгарский Алатау – 1369 ледников, площадь – 1000 кв. км., 689 кв. м. северный склон. Тянь-Шань – 1009 ледников; площадь – 857 кв. км. Ледник Коржаневского – Заилийский Алатау, площадь 38 кв. км. Казахстанский Алтай – 329 ледников, площадь 89 кв. км.

Животные «Красной книги»

Сарыарка-Манул – семейство кошачьих;Джейран;Казахстанский горный баран

Республика Казахстан -Красный волк.;Тянь-Шанский бурый медведь.; Гепард; Барханный кот; Карахан; Туркестанская рысь; Снежный барс; Тугайный благородный олень; Сурки; Дикобраз; Тушканчик.

Другое-Кудрявый пеликан; Колпица;Туркестанский белый аист; Фламинг; Лебедь-кликун;Белоглазая чернеть; Черный турпан; Степной орел; Беркут; Балобан; Серый журавль; Журавль-красавка; Дрофа; Кречетка; Кроншнеп-малютка; Черноголовый хохотун ;Саджа.

Выводы:В связи с изучением растительного и животного мира больше внимание будет уделяться охране тем видам растений и животных, которые встречаются редко на нашей территории. Зная правила и определенные требования к защите окружающей среды, тем самым уменьшится уничтожение редких видов птиц, животных, растений.

Литература:

1.Ефремов Ю.К. Природа моей страны.М.: «Мысль» 1985.

2.Вуколов В.Н. Основы туристско-краеведческой работы// Сб. типовых учебных программ, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для ВУЗов. Алматы, 2002

3.Жиздыбаев Т.К. Словарь-справочник альпинистских, туристских и краеведческих терминов. Алматы, 2004 -192с.

4.Жучкова В.К., Раковская Э.М. Природная среда- методы исследования. -М.: Мысль, 1982.

 

ТЕМА 2. Подготовка туристов спортсменов

Цель:Рассмотреть и изучить основы подготовки туристов спортсменов, виды, принципы и методы туристской подготовки

План:

4.1.Туристская подготовка.

4.2. Принципы подготовки. 

4.3. Методы туристской подготовки.

Основные понятия: туристская подготовка, принципы научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности, систематичности, доступности, наглядности и коллективности

Туристская подготовка.

Представляет собой процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным туризмом. По своей сути это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.

Туристская подготовка может, рассматривается как многолетний процесс спортивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса.

Спортивный туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др.

Достижение высоких результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечение всестороннего физического развития; воспитание высоких морально-волевых качеств; овладение туристской тактикой и техникой; приобретение необходимых знаний по основам теории, методики организации физического воспитания; и спортивной тренировки, совершенствование спортивного мастерства.

Эти задачи нужно решать комплексно, на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки, на которых учитываются фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач, поставленных тренером.

4.2. Принципы подготовки. Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах.

Каждая тренировка планируется и осу­ществляется на принципах/научности, все­сторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепен­ности, доступности, коллективности в соче­тании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаи­мосвязаны, и только применение их в не­разрывной совокупности обеспечивает вы­сокую эффективность учебно-тренировоч­ного процесса.

Принцип научностиозначает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его по­следствий при различной технике страховки. Принцип всесторонности- повышение уровня всестороннего развития - главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выпол­нения специальных приемов техники и тактики туризма. Всесторонняя спортивная под­готовка предусматривает гармоничное фи­зическое развитие и совершенствование морально-волевых качеств. Физическая и тех­ническая подготовки неотделимы от разви­тия морально-волевых качеств - это единый взаимообратный процесс. Примером всесто­роннего развития могут служить известные в туризме спортсмены. Они являются мастера­ми по нескольким видам спорта, призерами многих всесоюзных туристских и других со­ревнований.

Принцип сознательности и активности - это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса туристов.

Если физические упражнения и техничес­кие приемы выполняются туристами с увле­чением, разумной активностью, понимани­ем пользы от этих занятий, то усвоение ма­териала будет более глубоким. Умение тре­нироваться самостоятельно и активно, с чув­ством личной ответственности необходимо каждому туристу.

Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с тех­никой страховки. Например, технический прием страховки веревкой с использовани­ем трения через карабин или выступ нельзя осваивать механически, поскольку для вы­полнения приема требуются разные углы ох­вата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важна роль принципа сознательности в тренировках.

На тренировках все туристы получают за­дание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.

Принцип повторности и систематичностипредусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протяжении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом дол­жны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в за­нятиях отрицательно сказывается н спортивных результатах. Падает работоспо­собность, и теряются приобретенные навы­ки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазания. Поэтому в системе физ.воспитания есть общее правило подтверждения спортивных разрядов каждые два года. Аль­пинист, не совершивший в течение двух лет восхождения соответствующей категории трудности (высшей в своем разряде), рас­сматривается как потерявший квалифика­цию на один разряд и не допускается к восхождению без определенного тренировоч­ного цикла.

Функциональное состояние организма можно разделить на три фазы. Первая - утом­ление со всеми присущими ему признаками выражается в пониженной работоспособно­сти. Вторая - восстановление работоспособ­ности организма до начального уровня. Тре­тья - повышение работоспособности до уровня выше начального. Длительность каж­дой фазы зависит от степени тренированно­сти, интенсивности и продолжительности. Если последующее занятие совпадает с пер­вой фазой, т. е. с периодом утомления, то в организме развивается хроническое утомле­ние, так называемое переутомление. Если последующее занятие совпадает со второй фазой, то переутомление исключается, но и не создаются предпосылки для повышения работоспособности. Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе.

Педагогические наблюдения и экспери­ментальные исследования физиологов по­зволили рекомендовать большинству спорт­сменов третьего и второго разрядов прово­дить 2~3 тренировочных занятия в неделю продолжительностью от1,4 до 2,4 часов каж­дое. Спортсменам старших разрядов - 4~б раз в неделю и уделять более продолжитель­ное время отдельным занятиям. Трениро­вочные занятия с максимальными нагрузка­ми надо чередовать с занятиями, имеющи­ми небольшую нагрузку, а также с турист­скими походами разной сложности. Прово­дить их следует в конце недельного, месяч­ного и более продолжительного цикла тре­нировочного процесса.

Принцип постепенностиотражает науч­ный взгляд на основные принципы жизне­деятельности человека. И.П., Павлов подчер­кивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности оказы­ваются удовлетворительно решенными.

Равномерное нарастание нагрузки в пе­риод тренировки, увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, посте­пенное усложнение задач и действий - все эти положения основаны на принципе по­степенности.

Органы и системы организма на трени­ровках включаются в усиленную работу не сразу, поэтому на каждом занятии необхо­димо предусматривать разминку. Весь тре­нировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повышения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого пере­хода от одного цикла занятий к другому.

В одном тренировочном цикле (недель­ном, месячном или годовом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней ин­тенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются.

Принцип постепенностиучитывается не только в процессе подготовки к соревнова­ниям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший турист­ский поход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда туристов получает штрафные баллы за пост­роение маршрута, начавшегося с предель­ных технических сложностей и физических нагрузок.

Принцип доступностипоказывает зависи­мость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно свя­зан с принципами систематичности и посте­пенности. Если какой-нибудь прием выпол­няется большинством туристов бессознатель­но, с грубыми ошибками, а некоторыми во­обще не выполняется из-за трудности, зна­чит, этот прием в данное время занимающим­ся недоступен. Трудно, например, освоить прыжок в кошках с ледорубом через трещи­ну, если обучающийся еще не умеет ходить на кошках и осуществлять самостраховку ле­дорубом, а ледовая трещина пугает его.

Принцип коллективности сочетании  с индивидуализацией дает наилучшие ре­зультаты в тренировочном процессе туристских команд. Туризм - коллективный вид ,. спорта, но команда состоит из разных лю­дей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подготовленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим, пои коллективных тренировках.

Принцип наглядностизаключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и пот частям сам или просит сделать это обученного данному приему туриста. Можно также использовать наглядный материал фильмы фотографии, схемы, плакаты и рисунки.

Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала. Запоминание, умение воспроизводить, умение решать практические задачи, умение создавать новые подходы и методы решения проблем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...