Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел «Сфера духовной культуры»




Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию

1. Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения, называется
1) религией 3) мировоззрением
2) традицией 4) моралью
 

 

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В ходе социологического опроса было установлено, что 49% опрошенных граждан разного возраста смотрят телесериалы (Б) Популярные телесериалы – отличная тема для разговоров с друзьями и знакомыми. (В) Телесериалы являются самым доступным, а иногда, к сожалению, единственным развлечением для пожилых людей, домохозяек и людей с неблагополучным материальным положением.

Определите, какие положения текста

 

  1) отражают факты 2) выражают мнения  

3. 5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На каком уровне образования находится Максим?

1) дошкольное образование 3) основное общее образование
2) начальное общее образование 4) среднее общее образование

 

4. По окончании 11 класса общеобразовательной школы Марианна поступила в колледж, чтобы получить профессию дизайнера. На каком уровне образования находится Марианна?

1) высшее образование 3) среднее общее образование
2) основное общее образование 4) среднее профессиональное образование

 

5. Что отличает религию от других областей (сфер) духовной культуры?

1) получение достоверных знаний о природе и обществе 3) обоснованность и доказательность выводов
2) вера в божественное происхождение мира и человека 4) многообразие художественных стилей

 

 
 
6. Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 

 

 

 

7. Что отличает науку от других форм (областей) культуры?

1) стремление получить истинное знание 3) опора на представления о добре и зле
2) использование художественных образов 4) отражение окружающего мира

 

 8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 3) образованием
2) искусством 4) творчеством

 

9. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует огромное количество религиозных верований. Сравните два типа религии: мировые и национальные религии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)       вера в чудо, в сверхъестественное

2)       неразрывная часть с культурой одного народа

3)       наличие культа, обрядов, религиозных традиций

4)       распространение среди народов различных стран и континентов

 

10. Лиза учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи государственной итоговой аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)       углубленное изучение профильных учебных предметов

2)       соблюдение правил поведения

3)       возможность поступления в вуз

4)       получение общего образования

             

 

               

11. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

12. Систему ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, называют

 

1) культурой 3) наукой
2) искусством 4) моралью

 

13. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ
А) обоснованность и доказательность выводов Б) регулирование поведения людей с позиции добра и зла В) опора на общественное мнение Г) получение достоверных знаний о природе и обществе Д) образное отражение действительности 1)       наука 2)       мораль 3)       искусство  

 

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 
(A) Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир. (Б) Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое не создало свою культуру. (В) Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве одного из критериев общественного прогресса.

Определите, какие положения текста

 

  1) отражают факты 2) выражают мнения  

 

14. Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) влияние на формирование мировоззрения человека 3)       поиск объективных знаний о мире  
2) основание – вера в сверхъестественное   4)       объяснение происхождения мира и человека

 

 15. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 
(А) В современном мире распространены десятки религий, последователи которых проживают в одних странах и регионах. (Б) Жизненно важным, в этой связи, на наш взгляд, является формирование чувства уважения к людям, исповедующим другую веру. (В)Очевидно, без толерантного отношения людей друг к другу совместное проживание представителей разных религий может вызвать многочисленные конфликты.

Определите, какие положения текста

 

  1) отражают факты 2) выражают мнения  

 

16. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.

Б. Образование помогает продвижению человека по социальной лестнице.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

17. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование служит для передачи социального опыта от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

18. Третьекурсник университета Антон играет в студенческом театре и волейбольной команде. На каком уровне образования находится Антон?

1) высшее образование 3) среднее профессиональное образование           
2) основное общее образование 4) среднее общее образование

19. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

             

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А)      создание художественных образов Б)       логичность и доказательность выводов В)      критический анализ результатов познания Г)       эмоциональное воздействие на человека Д)      объективное отражение действительности 1)       искусство 2)       наука    

             

20. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование способствует развитию личности.

Б. В современном обществе важно непрерывное образование на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

21. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А)      вера в сверхъестественные силы Б)       строгое выполнение обрядов, ритуалов, норм и запретов В)      объективное отражение явлений действительности Г)       стремление к спасению души человека Д)      поиск объективной информации о том, как устроен мир и человек   1) наука 2) религия

 

22. Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?

            1) «в конце апреля лисы переселяются из старых нор в новые»

          2)  «сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду»

            3)  «пока лиственница иголки не осыплет, снега не будет»

 4)  «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

             

23. Верны ли следующие суждения о цели науки?

А. Цель науки – регулировать нравственные и правовые отношения.

Б. Цель науки – отражать действительность в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

24. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) неотъемлемая часть культуры одного народа 2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций 3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира 4) вера в сверхъестественные силы

 

25. И.С. Тургенев считал, что «добро по указу не добро». В этом высказывании выражается

1) научная истина 2) правовая норма 3) экономический закон 4) нравственный принцип

             

 26. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить

в учреждения среднего профессионального и высшего образования.       

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

27. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

28. Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

29. Верны ли следующие суждения о гражданственности как позиции личности?

А. Гражданственность предполагает следование определённым нравственным принципам.

Б. Гражданственность присуща любому гражданину государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

30. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье – это основной принцип

1) патриотизма  2) гражданственности  3) гуманизма  4) порядочности

 

31.

Начало формы

Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
Ответы Страна Z Страна Y
Государство всегда в достаточной мере поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность 60 20
Научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но принимаемых мер недостаточно 20 10
Государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность 5 20
Государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность 5 30
Затрудняюсь ответить 10 20

 

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Респонденты в стране Z более высоко, чем в стране Y оценивают роль государства в поддержке научно-технической деятельности.
  2) В стране Z созданы более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития науки и техники.
  3) Страна Z развивается как индустриальное общество, а страна Y - как аграрное общество.
  4) Правительству страны Y следует уделять больше внимания поддержке научно-технической деятельности.
  5) Правительства обеих стран должны активно популяризовать научно-технические достижения.

Конец формы

 

Начало формы

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Доля тех, кто считают, что государство всегда в достаточной мере поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, в стране Z выше, чем в стране Y.
  2) Равные доли опрошенных в стране Z считают, что государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность и что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность.
  3) Доля тех, кто считают, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но принимаемых мер недостаточно, в стране Y больше доли тех, кто считают, что государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность.
  4) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что государство всегда в достаточной мере поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, и что государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность.
  5) В стране Z больше опрошенных, чем в стране Y, затруднились с ответом.

 

32.

Начало формы

В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт юридическое образование, сократилась за 10 лет.
  2) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, была в 2004 г. выше доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт экономическое образование.
  3) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт медицинское образование, в 2014 году ниже доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт гуманитарное образование.
  4) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт военное образование, за 10 лет не изменилась.
  5) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

Конец формы

 

Начало формы

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) В стране Z количество высших учебных заведений увеличилось за 10 лет.
  2) В стране в течение 10 лет возрос престиж высшего образования.
  3) Техническое образование стало давать молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха.
  4) Правительству страны Z следует предпринять меры для повышения потенциальных возможностей достижения жизненного успеха людьми, получившими педагогическое образование.
  5) Большинство опрошенных не связывают возможность достижения жизненного успеха с получением высшего образования.

Конец формы

 

33.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов — к культуре духовной. Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

(Э. В. Соколов)

Найдите в тексте и выпишите любые два определения культуры.

 

Какими словами автор характеризует преемственность культуры? Подтвердите наблюдения автора собственным примером.

 

Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что «культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы».

 

На уроке возник спор о том, к духовной или материальной культуре относить известную картину. Учитель, к которому обратились за советом, сказал, что такая постановка вопроса неверна. Найдите в тексте объяснение позиции учителя. Какой фрагмент текста мог бы разрешить спор учащихся?

 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

 

Русский философ С. Франк считал, что "железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника сама по себе не есть культура". Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 

34.

Так случилось, что о жизни людей в далёком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.

Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далёкие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...

Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть — переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.

Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства.

Можно верить в Бога (или богов), можно не верить, — это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.

(По материалам энциклопедии для школьников)

 

Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России.

 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Как в различных областях (сферах) жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две области (сферы) и кратко поясните свой ответ.

 

В тексте указано, что религия играет значительную роль в сохранении культурных ценностей. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение представленной точки зрения.

 

У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.

 

Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 867.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...