Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анна Ахматова и Марина Цветаева – два женских поэтических голоса эпохиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Отечественная литература XX века
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «История отечественной литературы»
Для студентов 4 курса направление 030600.62 – Журналистика
Череповец 2012
История отечественной литературы 4 курс 030600.62 «Журналистика» Отечественная литература ХХ века
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (1 семестр)
Всего: 36 часов аудиторных занятий, в том числе 26 часов лекций и 10 часов практических занятий.
Тематика практических занятий: 1. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького 2. Сатирическая комедия 1920-х годов. В.Маяковский, Н.Эрдман, М.Булгаков. 3. А.Ахматова и М.Цветаева – два женских поэтических голоса эпохи (4 часа) 4. Литература периода Великой Отечественной войны
Рейтинг Рейтинговые баллы начисляются за домашние задания к практическим занятиям, за аудиторные проверочные работы. К каждому практическому занятию должно быть выполнено домашнее задание. Вовремя и правильно выполненное домашнее задание – 5 баллов. На каждом практическом занятии проводится аудиторная письменная проверочная работа в форме ответа на вопрос, творческого задания или теста, за которые начисляется до 5 баллов. Чтение наизусть стихотворений по программе практического занятия – до 5 баллов. Реферат – 10 баллов. Зачетная работа – 10 баллов. Проставление первой контрольной точки - после двух практических занятий на 10 неделе. Максимальное количество баллов – 20 (за практические занятия). Проставление второй контрольной точки – на последней неделе семестра. Максимальное количество баллов – 40 (20 баллов за практические занятия, 10 баллов за реферат и 10 баллов за зачетную работу).
Итоговая форма контроля – зачет (на последней неделе семестра).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СЕМЕСТРЕ
030600.62 – Журналистика 4 курс 1 семестр Отечественная литература ХХ века
Практическое занятие № 1
Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького
Вопросы для обсуждения:
1. Литературный портрет как жанр. Жанр литературного портрета в русской литературе ХХ века. 2. Художественные особенности литературного портрета у Горького. Горьковская концепция личности и принципы ее воплощения (соотношение эпического и лирического начал, соотношение автобиографического и исторического материала, роль автора-повествователя, особенности сюжета и композиции). 4. Образ революционера в литературных портретах Горького. Образ В.И.Ленина и основные приемы его раскрытия, проблема гуманизма в очерке. 5. Образ писателя в творчестве Горького. Противоречия личности Л.Н.Толстого и приемы их раскрытия. А.П.Чехов – писатель и человек. 6. Горький как герой литературного портрета. Образ Горького в очерках И.Бунина, Вл. Ходасевича, Ю. Анненкова.
Задание:
- И.Бунина; - Вл.Ходасевича; - Ю.Анненкова.
Литература:
030600.62 - Журналистика 4 курс 1 семестр Отечественная литература ХХ века
Практическое занятие № 2
Сатирическая комедия 1920-х годов
План:
Задание:
«Проблематика и поэтика пьесы Н.Эрдмана «Самоубийца» «Проблематика и поэтика комедии М.Булгакова «Зойкина квартира» «Проблематика и поэтика комедии М.Булгакова «Багровый остров»
Литература:
030600.62 «Журналистика» 4 курс 1 семестр Отечественная литература ХХ века
Практическое занятие № 3-4
Анна Ахматова и Марина Цветаева – два женских поэтических голоса эпохи
Вопросы для обсуждения:
1. Биографические сведения: 1) Анна Ахматова. Жизненный и творческий путь. 2) Марина Цветаева. Жизнь, творчество, судьба. 3) История взаимоотношений. Полемика-переписка в стихах.
2. Творчество: 1) Образ эпохи и тема России в стихах Ахматовой и Цветаевой. 2) «Любимый город…» Ахматова – о Петербурге, Цветаева – о Москве. 3) А.Ахматова и М.Цветаева о любви. (Можно сравнительный анализ стихотворений, близких тематически). 4) Тема одиночества и смерти в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
Задание: 1. Выучить наизусть и приготовиться выразительно прочитать одно из стихотворений Анны Ахматовой и одно из стихотворений Марины Цветаевой.
2. Подготовить письменное сообщение на тему: «Революция, эмиграция, сталинский режим и война в судьбе поэта» (А.Ахматовой или М.Цветаевой – по выбору студента)
Список литературы:
030600.62 «Журналистика» 4 курс 1 семестр Отечественная литература ХХ века
Практическое занятие № 5
Литература периода Великой Отечественной войны
Вопросы для обсуждения (в форме индивидуальных сообщений): 1. Основные особенности развития драматургии периода Великой Отечественной войны: - Пьеса «Русские люди» К.Симонова - Пьеса «Фронт» А.Корнейчука - Пьеса «Нашествие» Л.Леонова
2. Документальное начало и публицистичность прозы периода Великой Отечественной войны: - «Непокоренные» Б.Горбатова - «Радуга» В.Василевской - «Народ бессмертен» В.Гроссмана - «Взятие Великошумска» Л.Леонова - «Волоколамское шоссе» А.Бека - «Дни и ночи» К.Симонова
3. Жанровое и стилевое многообразие поэзии периода Великой Отечественной войны. Сочетание агитационного и художественного начал в поэзии. - История и современность в поэзии Д.Кедрина («Родина», «Колокол», «Аленушка», «Дума о России»). - Блокадный быт и бытие в поэзии О.Берггольц («Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Письма на Каму», «Разговор с соседкой»). - Образ России в лирике М.Исаковского («Слово о России», «Русской женщине», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату»). - Лирика К.Симонова. Образ «большой» и «малой» Родины и мотив защитника Отечества («Родина», «Ты помнишь, Алеша…», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете»). Тема верности («Жди меня»).
Задание:
Проанализировать в форме реферата одно из произведений прозы или драматургии, созданное в период Великой Отечественной войны, или творчество одного из поэтов во время Великой Отечественной войны.
План анализа прозаического или драматического произведения: 1) Слово об авторе. Из истории создания произведения. 2) Проблематика произведения. Образы врагов. Образы защитников отечества. Художественные особенности текста. Язык и стиль произведения. 3) Впечатление от прочтения.
План анализа творчества поэта: 1) Слово об авторе. Деятельность поэта во время Великой Отечественной войны. 2) Анализ указанных стихотворений и поэм. История создания, тематика, проблематика, художественное своеобразие, поэтические средства. 3) Впечатление от прочтения поэтических произведений.
Рекомендуемая литература:
История отечественной литературы 030600.62 - Журналистика 4 курс 1 семестр
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по курсу «Отечественная литература ХХ века»
1. А.А.Ахматова – поэтический голос эпохи. 2. Жизненный и творческий путь М.И.Цветаевой. 3. М.Горький. Жизнь, творчество, судьба. 4. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького 5. В.В.Маяковский. Жизнь и судьба. 6. Романтико-футуристический характер поэзии В.В.Маяковского. 7. Жизненный и творческий путь А.Н.Толстого. 8. Романы А.Н.Толстого «Хождение по мукам», «Петр I» (по выбору). 9. Жизненный и творческий путь С.А.Есенина. 10. Своеобразие поэтического мира С.А.Есенина. 11. М.А.Булгаков. Жизненный и творческий путь. 12. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». 13. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 14. Пьеса М.А.Булгакова «Дни Турбинных». 15. Сатирическая комедия 1920-х годов. 16. О.Мандельштам. Творческий путь. 17. Творческая судьба А.Платонова. 18. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». 19. Литература периода Великой Отечественной войны. 20. Литературный процесс первого послевоенного десятилетия (1945-1955)
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (2 семестр)
Всего: 24 часа аудиторных занятий, в том числе 14 часов лекций и 10 часов практических занятий.
Тематика практических занятий: 1. Русская повесть 1960-80-х годов (4 часа) 2. Русская поэзия 1960-90-х годов (4 часа) 3. Современный литературный процесс.
Реферат по творчеству поэтов 1960-80-х годов. Реферат по современному литературному процессу. Контрольная работа по литературе ХХ века.
Рейтинг Рейтинговые баллы начисляются за домашние задания к практическим занятиям, за аудиторные проверочные работы, за контрольную работу. К каждому практическому занятию должно быть выполнено домашнее задание. Вовремя и правильно выполненное домашнее задание – 5 баллов. На каждом практическом занятии проводится аудиторная письменная проверочная работа в форме ответа на вопрос, творческого задания или теста, за которые начисляется до 5 баллов. Чтение наизусть стихотворений по программе практического занятия – до 5 баллов. Реферат – 10 баллов. Контрольная работа – 10 баллов. Проставление первой контрольной точки - после первого практического занятия. Максимальное количество баллов – 20 (за практическое занятие). Проставление второй контрольной точки – на последней неделе семестра. Максимальное количество баллов – 40 (10 баллов за практические занятия, 20 баллов за рефераты, 10 баллов за контрольную работу). Премиальные баллы (до 30) начисляются перед экзаменом. Итоговая форма контроля – экзамен.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СЕМЕСТРЕ
030600.62 - Журналистика 4 курс 2 семестр Отечественная литература ХХ века Практическое занятие № 1-2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 438. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |