Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие особенности присущи детям с интеллектуальной недостаточностью?
Что такое «интеллектуальная недостаточность»? В каких формах она может выражаться? Интеллектуальная недостаточность, в зависимости от времени воздействия патологического фактора, может проявляться в форме олигофрении (от греч. oligosмалыш, phrenум), которая возникает на более ранних этапах онтогенеза (до трёх лет), или деменции (от лат. dementiaбезумие) — распада психики, происходящего на более поздних этапах онтогенеза (после трёх лет) как следствие органических заболеваний мозга и травм. Какие особенности присущи детям с интеллектуальной недостаточностью? Степени умственной отсталости описываются на основе «Методических рекомендаций по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра» (МКБ-10, 2002) 1: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая. Специфика психического развития детей с любой степенью интеллектуальной недостаточности проявляется с первых дней жизни и определяется глубиной нарушения. Дети с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности являются наиболее изученной и перспективной группой в плане возможностей развития и интеграции в социум, и их развитие характеризуется следующими особенностями: 1) в дошкольном возрасте: • мало интересуются окружающим (не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни); • движения бедны, угловаты, недостаточно плавны; особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика; • активный (также как и пассивный) словарь беден, фразы односложны, не могут передать элементарное связанное содержание, не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трёх слов, им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника; • в младшем дошкольном возрасте преобладают бесцельные действия с игрушками (несёт кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий; • без специального обучения к концу дошкольного возраста формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей, игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью, сюжетно-ролевая игра самостоятельно не развивается; нормально развивающиеся сверстники не принимают такого ребёнка в игру, так как он не умеет играть; • в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию; • неплохо развиты механическая память (обычно запечатлевают внешние признаки объектов) и подражание;
2) в период младшего школьного возраста: • произвольное внимание нестойкое, легко истощаемо и отвлекаемо, нецеленаправленно, требуются усилия для его привлечения и фиксации; • мышление носит конкретный наглядно-образный характер, ограничено непосредственным опытом, непоследовательно, стереотипно, некритично, проявляется способность ориентироваться в практических ситуациях; регулирующая и планирующая функции мышления сформированы слабо; • память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения; плохо сформировано логическое опосредованное запоминание; • незрелость личности проявляется в слабости побуждений и самообладания, неспособности подавлять свои влечения, недостаточной инициативности, целенаправленности и обдуманности поступков, импульсивности, повышенной внушаемости; слабости социальных, личностных мотивов; необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания; поведение непоследовательно, неожиданно, что затрудняет адаптацию к социуму; • речь аграмматична, словарь беден, изъясняются простыми высказываниями; • эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, однако эмоции характеризуются недостаточной дифференцированностью и адекватностью (ребёнок проявляет гнев и агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться); преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств; настроение, как правило, неустойчивое; с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др.; • освоение всех школьных навыков в том темпе и в том объёме, который предусмотрен для детей с нормальным психическим развитием, а также понимание и усвоение учебной программы начальных классов общеобразовательной школы невозможны (дети затрудняются в освоении математических операций и приобретении навыков письменной речи); • недостаточно сформированы житейские знания и представления (не знают домашнего адреса (названия города, улицы, номера дома, квартиры); не могут рассказать о том, кем и где работают родители; путают времена года и затрудняются в их описании; не воспроизводят названия месяцев, дней недели); • смысловые связи прочитанного (увиденного) устанавливаются и понимаются с большим трудом; неполное понимание переносного или скрытого смысла пословиц, метафор, затруднения при проведении аналогий или различий; не удаётся связно пересказать прочитанный текст или прослушанный рассказ, сказку.
Дети с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности способны к систематическому школьному обучению по специальным учебным программам вспомогательных школ (первое отделение). Особенности развития детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в дошкольном и младшем школьном возрасте в общих чертах таковы: • существенно страдает моторика, повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки (при особенно грубых нарушениях моторного развития исключается возможность их формирования), чем у нормально развивающихся детей; • познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление; внимание с трудом привлекается, отличается слабостью, неустойчивостью и отвлекаемостью; дети неспособны к самостоятельному понятийному мышлению; • речь в своём развитии запаздывает на 3—5 лет и не всегда появляется к концу дошкольного возраста, представляет собой отдельные слова (словарный запас иногда составляет 200—300 наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений), редко фразы, значительно нарушено звукопроизношение; речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, медленно развиваются понимание и использование речи; хотя понимание речи на бытовом уровне относительно сохранно; • запас сведений и представлений об окружающем крайне мал; способны усваивать элементарные знания, которые используют как штампы; • у некоторых детей могут проявляться аутистические черты; • способны к овладению навыками самообслуживания, но не все и не всегда овладевают простыми трудовыми процессами (уборка, мытьё посуды, стирка).
Психическое развитие детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет такие особенности: • реакция на окружение неадекватна; • восприятие недифференцированно, глобально; • навыки самообслуживания осваиваются крайне медленно; • речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще; фразовая речь появляется крайне поздно (крайне бедный словарный запас, отсутствие развёрнутых фраз); дети могут минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьёзное её недоразвитие; • запас бытовых сведений беден (отсутствуют понятия цвета, числа, недостаточны представления о различиях в величине предметов); • игровая активность примитивна и подражательна; • контакт со сверстниками устанавливать не умеют, так как не понимают их интересов, смысла и правил тех или иных игр; • мышление очень конкретное, ригидное, осмысление окружающего не доступно, отмечается отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность, чрезвычайная затруднённость обобщений; • интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной соматической (пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение и др.) и неврологической патологией (параличи, парезы и др.), а также недоразвитием моторных функций выраженной степени.
Дети испытывают выраженную моторную неловкость, проявляющуюся в бедности, однообразии движений, резкой их замедленности, неловкости, а в случае преобладания процесса возбуждения отмечается беспорядочность движений, нарушение их координированности, последовательности, точности и темпа произвольных движений, пространственной ориентировки; медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Большая сохранность эмоциональной сферы, чем интеллектуальной, означает, что в организации обучения таких детей первостепенным является преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, беспокойства, тревоги, страха. Глубокая степень интеллектуальной недостаточности характеризуется грубыми нарушениями общей моторики, поздним формированием, а иногда и несформированностью локомоторных функций (большинство таких лиц неподвижны или резко ограничены в подвижности), неадектватностью реакций на окружающее, сложностью (невозможностью) овладения простейшими гигиеническими навыкам и навыками самообслуживания (страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь рудиментарные формы общения), несформированностью внимания, восприятия, речи; отсутствием связной речи и невозможностью её понимания, трудностями ориентировки в пространстве, крайне низкой способностью к элементарным процессам мышления. Понимание и использование речи ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Чаще вместо речи — отдельные нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла. Действия детей примитивны, двигательные реакции нецеленаправленны, хаотичны, присутствуют стереотипные раскачивания. Наиболее тяжёлые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих, с трудом ориентируются в пространстве. Дети нуждаются в постоянной помощи и поддержке. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |