Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные потребности человека




Потребность – состояние, вызванное необходимостью в определённых условиях жизни и развития человека.

Потребности – источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания – приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего – то недостаёт или испытывает состояние напряжённости и беспокойства. Осознание потребностей происходит в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют её поведение.

Потребность – осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности.

Иметь – проявление потребности на двух уровнях:

1-й – люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жильё, еду, одежду), для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае – возможность зарабатывать деньги;

2-й – люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат).

Быть – большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ жизни, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитыми, могущественным).

 Делать – каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить полноценной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей).

Любить – каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным.

Расти – реализация возможностей наступает за счёт роста. Маленький ребёнок говорит: «Вот вырасту и …», более старший говорит: «Я сам …». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе – от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровень потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) – физиологические потребности – основа жизнедеятельности.

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека.

1-й уровень – физиологические потребности – обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться). Этот уровень абсолютно примитивен.

2-й уровень – потребности безопасности и защищённости – забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надёжности (одежда, дом, помощь).

Многие люди тратят практически всё своё время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3-й уровень – социальные потребности – поиск своего места в жизни – семья, друзья, любовь, работа, учёба, общение. Это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

4-й уровень – потребности в уважении окружающих – признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

5-й уровень – вершина пирамиды – потребности самовыражения, самоактуализации– выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек удовлетворяет на протяжении всей жизни.

 

Теория МакКлелланда – 3 типа потребностей:

1-й тип – потребность власти и успеха (или оказания влияния) – желание воздействовать на других людей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, хорошо отстаивают первоначальные позиции, отсутствует склонность к тирании и авантюризму, главное – проявить своё влияние.

2-й типпотребность успеха (или в достижениях) – стремление выполнять свою работу наилучшим образом, это «работяги». Перед такими людьми необходимо ставить определённые задачи, а по достижении – обязательно поощрять.

3-й тип – потребность причастности – самое главное – человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружающими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

· соблюдать здоровый образ жизни;

· жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой;

· повышать материальные и духовные ценности.

Медсестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.

 

Основу теории В.Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении – предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление иди достойную смерть.

В.Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей:

1 – нормально дышать;

2 – употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 – выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 – двигаться и поддерживать нужное положение;

5 – спать и отдыхать;

6 – самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 – поддерживать температуру тела в нормальных пределах;

8 – соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 – обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей;

10 – поддерживать общение с другими людьми;

11 – отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 – заниматься любимой работой;

13 – отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх;

14 – удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В.Хендерсон отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А.Мухина и И.И.Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

2) адекватное питье и питание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

5) сон;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддерживание нормальной температуры тела;

8) поддерживание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д.Орем, «уход за собой» - определённая целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на своё окружение во имя жизни, здоровья и благополучия. Каждый человек имеет определённые потребности для поддерживания своей жизнедеятельности.

 

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные – присущи всем людям в течение жизни:

- достаточное потребление воздуха;

- достаточное потребление воды;

- достаточное потребление пищи;

- достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

- сохранение баланса между активностью и отдыхом;

- предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

- стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями;

- время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей.

  Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален.

  Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, - удовлетворение людьми своих потребностей на разных жизненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья – виды нарушений:

- анатомические изменения (пролежни, отёки, раны);

- функциональные физиологические изменения (одышка, контрактура, паралич);

- изменение поведения или повседневных жизненных привычек ( апатия, депрессия, страх, беспокойство ).

Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Основные потребности должны быть удовлетворены самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

    Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возможностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...