Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные потребности человека
Потребность – состояние, вызванное необходимостью в определённых условиях жизни и развития человека. Потребности – источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процессе воспитания – приобщения к миру человеческой культуры. Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего – то недостаёт или испытывает состояние напряжённости и беспокойства. Осознание потребностей происходит в форме мотивов поведения. Потребности определяют личность и направляют её поведение. Потребность – осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека. Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Иметь – проявление потребности на двух уровнях: 1-й – люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жильё, еду, одежду), для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае – возможность зарабатывать деньги; 2-й – люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат). Быть – большинство людей вырабатывают, часто подсознательно, желаемый образ жизни, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитыми, могущественным). Делать – каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить полноценной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей). Любить – каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным. Расти – реализация возможностей наступает за счёт роста. Маленький ребёнок говорит: «Вот вырасту и …», более старший говорит: «Я сам …». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека. Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе – от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровень потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) – физиологические потребности – основа жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека. 1-й уровень – физиологические потребности – обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться). Этот уровень абсолютно примитивен. 2-й уровень – потребности безопасности и защищённости – забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надёжности (одежда, дом, помощь). Многие люди тратят практически всё своё время на удовлетворение потребностей первых двух уровней. 3-й уровень – социальные потребности – поиск своего места в жизни – семья, друзья, любовь, работа, учёба, общение. Это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне». 4-й уровень – потребности в уважении окружающих – признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей. 5-й уровень – вершина пирамиды – потребности самовыражения, самоактуализации– выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека. Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек удовлетворяет на протяжении всей жизни.
Теория Мак– Клелланда – 3 типа потребностей: 1-й тип – потребность власти и успеха (или оказания влияния) – желание воздействовать на других людей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, хорошо отстаивают первоначальные позиции, отсутствует склонность к тирании и авантюризму, главное – проявить своё влияние. 2-й тип – потребность успеха (или в достижениях) – стремление выполнять свою работу наилучшим образом, это «работяги». Перед такими людьми необходимо ставить определённые задачи, а по достижении – обязательно поощрять. 3-й тип – потребность причастности – самое главное – человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружающими, избегают руководящих постов. Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо постоянно удовлетворять свои потребности: · соблюдать здоровый образ жизни; · жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой; · повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.
Основу теории В.Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении – предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление иди достойную смерть. В.Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей: 1 – нормально дышать; 2 – употреблять достаточное количество жидкости и пищи; 3 – выделять из организма продукты жизнедеятельности; 4 – двигаться и поддерживать нужное положение; 5 – спать и отдыхать; 6 – самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду; 7 – поддерживать температуру тела в нормальных пределах; 8 – соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде; 9 – обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей; 10 – поддерживать общение с другими людьми; 11 – отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой; 12 – заниматься любимой работой; 13 – отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх; 14 – удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей. В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В.Хендерсон отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать. Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А.Мухина и И.И.Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека: 1) нормальное дыхание; 2) адекватное питье и питание; 3) физиологические отправления; 4) движение; 5) сон; 6) личная гигиена и смена одежды; 7) поддерживание нормальной температуры тела; 8) поддерживание безопасности окружающей среды; 9) общение; 10) труд и отдых. По теории Д.Орем, «уход за собой» - определённая целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на своё окружение во имя жизни, здоровья и благополучия. Каждый человек имеет определённые потребности для поддерживания своей жизнедеятельности.
Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе: 1) универсальные – присущи всем людям в течение жизни: - достаточное потребление воздуха; - достаточное потребление воды; - достаточное потребление пищи; - достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом; - сохранение баланса между активностью и отдыхом; - предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия; - стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями; - время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей. Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален. Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности; 2) потребности, связанные с фазой развития, - удовлетворение людьми своих потребностей на разных жизненных этапах; 3) потребности, связанные с нарушением здоровья – виды нарушений: - анатомические изменения (пролежни, отёки, раны); - функциональные физиологические изменения (одышка, контрактура, паралич); - изменение поведения или повседневных жизненных привычек ( апатия, депрессия, страх, беспокойство ). Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Основные потребности должны быть удовлетворены самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным. Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возможностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |