Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Последнее интервью Фу Чжунвэня
Это интервью Фу Чжунвэнь дал в июле 1994 года (24 сентября того же года в Шанхае на 92 году жизни он покинул наш мир). Интервью ведет Мэрвин Смалхайзер: Часть первая. Хотя Фу Чжунвэню уже 91 год, он и сейчас не прекращает изучать Тайцзицюань и рассказывать об удивительном искусстве его знаменитого учителя Ян Ченфу, у которого он учился с юных лет. Для Фу Чжунвэня практика Тайцзицюань – это выражение верности своему учителю, той форме, которой учил Ян Ченфу и тем методам, которые он применял (здесь и далее речь идет о 108 форме. прим.пер.). Особый метод. Фу Чжунвэнь рассказывает: «Если ученики практиковали таким образом Ян Ченфу старался присутствовать на их тренировках и внимательно смотрел на них». Также он подчеркнул, что Ян Ченфу при обучении в группе прикладывал много усилий к тому, что бы корректировать движения до тех пор, пока они не будут выполняться действительно правильно. «Он всегда внимательно смотрел и никогда просто так не уходил. Контролируя движение он добивался того, чтобы ученики повторяли его снова и снова и снова, до тех пор, пока не овладевали приемом правильным образом. Он был очень хорошим преподавателем». Фу часто это рассказывал о своем учителе, и о том, что он был добрым и приятным человеком. «Также все его ученики в Пекине были очень интеллигентными людьми». Фу Чжунвэнь жил в Юннане, прямо у городских ворот, а дом семьи Ян был всего в 10 минутах ходьбы оттуда. Он начал заниматься Тайцзицюань в 9-летнем возрасте. Ян Ченфу говорил ему, что наряду с занятиями в группе он также должен много заниматься самостоятельно. И он подчеркивал, насколько важно выполнять упражнения с учетом принципов Тайцзицюань. Фу говорил: «Многие знают принципы на словах, но не многие могут их осуществить. Принципы нуждаются в наработке, чтобы почувствовать их связь друг с другом, а так же связать внутреннее и внешнее». Внук Фу Чжунвэня Джеймс добавил, что его австралийские ученики (Сын и внук живут и преподают в Австралии с 1989г. прим. пер.) и по сей день практикуют форму, делая ее последовательно 5 раз в течение одного занятия. Фу Чжунвэнь подчеркивает, что выполнение 85-й формы, или 108-й, как многие ее называют, должно продолжаться минимум 18 минут и не более 22 минут. «Нельзя выходить за эти пределы. В идеале ровно 20 минут. Также нельзя делать одни движения быстрыми, а другие медленными. Движения должны быть непрерывными. Если даже вы вписываетесь в 22 минуты, но при этом делаете несколько движений быстрее, а другие медленнее, вы нарушаете принципы Тайцзицюань». Джеймс Фу говорит о некоторых практикующих, которые полагают, что форма должна выполняться более медленно, и что для нее нужно 40 минут или даже час на один проход. «Это бесполезно. Это не Тайцзи. Это просто движения. Если мы и делаем движения медленнее, чем необходимо, то только для того, что бы в последствии делать их быстрее. В соответствии с принципами Тайцзи». Далее он продолжил: «Разной работе – разная плата. Это верно и для воинских искусств. Идея Тайцзицюань состоит в том, что все делается медленно. Но смысл этого не в том, чтобы просто делать красивые движения, а в том, чтобы управлять движением с помощью сознания. Движение не делается ради самого движения. Движение зависит от «внутренней полноты», которая и производит его – только таким образом в каждом приеме можно добиться безупречности. Если ты движешься быстро, движения могут стать не корректными, и это трудно заметить. Однако если ты движешься медленно, то и ты и другие смогут это увидеть и вовремя скорректировать». Джеймс Фу также рассказал, что его отец Фу Шеньюань отмечал отличие Тайцзицюань от других систем, так как здесь используются и «альфа» и «гамма» мышцы. Если движение происходит правильно, работают обе группы мышц. Если делать быстрее, задействуется гораздо меньше мышц. «Именно поэтому у всех начинающих заниматься Тайцзицюань дрожат ноги, даже у людей с очень сильными мышцами». «Слишком медленное движение приводит к застаиванию» -подчеркивает Джеймс Фу. «Если движения слишком замедленны – это уже не Тайцзи. Тайцзи должно совершаться непрерывно. Подобно реке. Река непрерывно течет». «Мой дед говорил мне, что у тех людей, которые делают форму за час, тело впадает в заторможенность, Цзинь исчезает, и все прекращается» (В немецком варианте статьи «Цзинь» переведено как «сочетание Силы и Жизненности», что во многом отражает суть этого понятия. Прим.пер.). Энергия Цзинь. Фу Чжунвэнь подчеркнул, что многое зависит от того, сколько времени ученик практикует. «Как давно вы занимаетесь? Сколько в день? Нужно практиковать форму 8, а то и 10 раз одним заходом каждый день». Джеймс Фу добавил, что при такой практике, 8-10 раз за занятие подряд ежедневно в течение года можно будет действительно кое-что почувствовать. Так развивается Цзинь. Фу Чжунвэнь также сказал, что Ян Лучань практиковал таким образом 18 лет, чтобы развить свои великолепные способности.
Есть только одно Тайцзи. Джеймс Фу добавил, что сыновья Яна практиковали ту же форму, которая практикуется и сейчас. «При этом важно понимать, что форма Тайцзи не может быть у всех абсолютно одинакова. Это просто невозможно. Каждое человеческое тело уникально. Но в то же время ни у кого из семьи Ян не было намерения изменять движения. Ян Ченфу был очень крупного телосложения, и делал движения более объемно. Ян Шаохоу был менее крупным, и его движения были более компактны. Но это не была та малая форма, которой обучают в стиле У». Он также сказал: «Ваши движения могут быть более свернутыми и в высоких стойках или развернутыми в стойках ниже – это зависит от того, на какой стадии обучения вы находитесь. Но до тех пор, пока все принципы соблюдены (плечи расслаблены, локти свисают, вес тела распределяется правильно и в теле нет лишнего напряжения) нельзя говорить, что вы делаете что-то не так». «Ян Лучань перенял это искусство, а Ян Ченфу систематизировал его. Мой дед говорит, что до прихода к власти коммунистов в Китае никто не говорил о существовании стиля Чень. Только в 1949 году правительственные чиновники, стремившиеся искоренить древние традиции, взяли форму Паочуй (которую практиковала семья Чень. прим. пер.), и решили соединить ее с Тайцзи. Хотя Паочуй происходит из Тунбэй». Он также сказал: «Так как семья Ян проповедовала это искусство, его стали называть «стиль Ян», что бы отличить от тех стилей, которые произошли от него. Но первоначально это искусство называлось просто Тайцзицюань. Именно это первоначальное искусство мы и практикуем. Не было ни каких изменений. Первоначальная форма Тайцзи и есть форма стиля Ян. Уже позже появились стили У, Сунь и Хао. Ян Ченфу, Ян Лучань и Ян Баньхоу никогда ничего не меняли. Они передавали то, чему учились сами. И это - Тайцзи». Фу Чжунвэнь в этой связи упомянул, что многие изменили форму, но он и его семья практикуют форму в точности так, как ее преподавал Ян Ченфу. «Очень многие люди изменили форму. Я единственный, кто не изменил ее. Я все еще не постиг ее до конца. Как я могу в ней что-то менять? Наши предки владели ею в совершенстве, как можно менять хоть что-то из того, что создали они благодаря своему высочайшему мастерству»? «В настоящем Тайцзи, - говорит Джеймс Фу, - вес только тогда полностью переносится на опорную ногу, когда вы хотите сделать шаг другой ногой, чтобы потом не нужно было вновь смещать вес перед тем, как шагнуть. Многие люди выполняют красивые движения, забывая массу важных моментов, в том числе правила переноса веса, что лишает силы их гун-фу». Фу Чжунвэнь при этом дополнил, что для правильного исполнения формы, в ногах необходимо различать пустое и полное и не допускать ошибки двойного распределения веса. «Если вы делаете движение «Обмахнуть колено», то блок и толкание делается не руками. Вам необходимо использовать тазовую область». «Тазовая область – это самое главное. Если вы используете таз, вы можете быть расслабленными. Благодаря этому вы связываете воедино все тело, и все тело может расслабиться естественно. Тазовая область управляют всем. Плечи и локти также важно расслабить. Но это приходит с практикой, а не с разговорами». О выбросе усилия Фа-цзинь Часть вторая. Случаи из жизни Джеймс Фу при этом подчеркнул, что во время упражнений не нужно слишком много думать о дань-тяне. «Если ваши мысли там – вы никогда туда не попадете. Лучше обратите внимание на то, чтобы каждое положение было устойчивым. Это важно для каждого движения формы». Способности Фу Чжунвэня в выбросе усилия были также поразительны, особенно в период между 50 и 60 годами. Джеймс Фу рассказал о случае во время встречи мастеров ушу в 1980 году. Каждый из них рассказывал насколько он велик в воинских искусствах. «Тогда мой дед сказал: - «Подождите!» - и встал в стойку. – «Я буду стоять здесь. Вы можете использовать любое боевое искусство, не только туй-шоу (т.е. можно наносить любые удары. прим. пер.). Заставьте меня сделать хоть один шаг с этого места, и я стану вашим учеником». И никто не смог этого сделать. В 1960 году к Фу Чжунвэню ходил ученик, который занимался у него вместе со своим отцом. «Он каждое утро приходил на занятия (Фу Чжунвэнь занимался по утрам с группой в городском парке. прим.пер.), но в какой-то момент исчез на довольно продолжительное время. Однажды он вернулся и заявил, что победит моего деда, т.к. за это время он изучил другой стиль ушу. В то время мой дед еще не бросил курить и иногда демонстрировал туй-шоу одной рукой, а в другой держал сигарету (довольно распространенная вещь для китайских мастеров. прим.пер.). Бывший ученик пытался атаковать Фу, вкладывая огромную силу в удары, в то время как другие ученики наблюдали за происходящим встав в круг. После двух неудачных попыток, во время третьего удара, мой дед провел контратаку одной рукой так, что тот подлетел вверх на высоту около 2 метров . В момент его падения Фу успел подхватить его (предохраняя ученика от травмы при приземлении. прим.пер.), затем предложил ему сигарету, и они вместе закурили». Джеймс Фу рассказал, что у Фу Чжунвэня был брат, гораздо выше его ростом, который тоже отличался высоким мастерством в туй-шоу (брат Фу Чжунвэня имел также замечательные навыки гун-фу, но к сожалению рано умер. прим.пер.). "Этот брат сначала обучался у старшего брата Ян Ченфу. Когда же Фу Чжувэнь с братом занимались туй-шоу, тот мог отбрасывать брата метра на два, но его брат разработал что-то вроде упругой Цзинь - при толчке он просто отпрыгивал назад и быстро возвращался". Джеймс продолжил: "У Ян Ченфу энергия была столь слита с его телом, что те кто пытались применить к нему туй-шоу просто отлетали от своего же толчка". "Как-то, когда Ян Ченфу был в Ушани, один из учеников его группы хотел попрактиковать с ним туй-шоу и мощно на него набросился. Ян ничего не сделал, только приложил кисть руки к животу нападавшего. Того вырвало и на этом его попытка закончилась". Далее он продолжил: "Один крупный феодал по имени Лю как-то раз пригласил Ян Ченфу в свой дом, который находился в центре города Ухань. Подходя к его дому Ян увидел множество ожидающих его людей. Некоторые из них восторженно приветствовали его. В доме присутствовал один ушуист, который ранее уже дважды вызывал Яна на поединок, но тот отказывался, и теперь он прилюдно бросил ему вызов в третий раз. Но Ян, как и до этого, отказался говоря: «Это не стоит того. Мы должны быть добрыми друзьями. Нет никакой причины сражаться». Тогда ушуист заявил господину Лю, что Ян признает его превосходство. Но Ян Ченфу возразил, что в таком случае принимает вызов, в качестве оружия выбрав меч. На следующий день во дворе дома феодала в присутствии многих зрителей состоялся их поединок. При этом Ян Ченфу взял деревянный меч, а его противник – боевой. Ушуист стал нападать на Яна, пытаясь заколоть его, но Ян, используя быстрые вращательные движения, парировал его атаки. В результате Ян лишь коснулся его запястья, и тот выронил меч. И тогда Ян Ченфу сказал: «Я же говорил, не стоит этого делать, и теперь ты проиграл». Ушуист не мог ничего ответить и не мог больше двигать рукой. Внутренняя энергия, пройдя через деревянный меч, ударила его в руку как электрический ток ". Фу Чжунвэнь рассказал, что брат императора, когда услышал, что Ян Лучань находится в Пекине, пригласил его продемонстрировать свое искусство во дворец. Он увлекался воинскими искусствами и пригласил так же многих специалистов, которые хотели бы бросить вызов Ян Лучаню, но никто не смог его победить. «Он побеждал их лишь одним прикосновением. С тех пор о нем пошел слух, как о «Яне непобедимом» (Ян у-ди, т.е. Ян не имеющий врагов. прим.пер.)». Фу рассказал, как однажды Ян Лучаня пригласили на праздничный обед к богатому феодалу по имени Чжан. У Чжана в доме жили три могучих мастера воинских искусств, которые учили его детей и служили охранниками. Перед пиром один из этих мастеров спросил Яна: "Мастер Ян, а какое воинское искусство вы практикуете"? Ян ответил: "Я практикую мягкий липкий кулак". Так раньше называлось Тайцзицюань.
Основные принципы Тайцзицюань стиля Ян Фу также рассказал о важности "укоренения". "Это - как при строительстве дома. Вы не можете просто несколько раз ударить по опорам фундамента и все. Вы должны вколачивать опоры до тех пор, пока они не сядут глубоко и надежно. Вы должны раскрыть куа (куа - область тазобедренных суставов с передней стороны. прим.пер.), расслабить бедра и слегка погрузиться в них. Вы должны хорошо ощущать, что опущены вниз. Крестец при этом не должен выпирать». Далее он объяснил, что грудная клетка также не должна быть слишком впалой, а спина - слишком согнутой. «Шея сзади должна быть продолжением линии спины, голова стоит ровно так, чтобы глаза смотрели прямо вперед. Смотрите не вниз на ноги, а вперед в направлении выполняемого движения». Джеймс рассказывает, что дед никогда не требовал от него выполнять форму в низких стойках. "Сначала он показывал движения в высоких стойках и лишь затем медленно и постепенно я смог принимать стойки все ниже и ниже. Если заниматься таким образом и следить, чтобы колено не заходило за носок ноги (имеется ввиду передняя нога в стойках гунбу. прим.пер.), то ваши колени никогда не будут болеть". Он также сказал, что это нормально, если колено заходит за носок во время промежуточного движения, но когда вы приходите в окончательную стойку, колено не должно быть впереди пальцев ног. Далее Джеймс Фу рассказал о системе его преподавания в Австралии, где он сейчас проживает с отцом (в настоящее время Джемс Фу вновь переехал в Китай, а его отец - Фу Шеньюань по прежнему преподает в Австралии. прим.пер.). Он говорит, что основа изучения стиля Ян, это изучение традиционной формы (тао). «Но это происходит не так, как в стиле «длинный кулак», где много внимания уделяется отработке ударов ногами. Хотя мы делаем некоторые упражнения на растяжку, но это не главное. Также используются некоторые дыхательные упражнения, которые по сути ближе к медитации. Он также сказал, что во время практики дыхание должно быть естественным. "Если мы говорим о ци, то мы под дыханием подразумеваем не столько воздух, сколько движение внутренней энергии. Не следует слишком концентрироваться на дыхании во время выполнения формы. Дыхание должно быть абсолютно естественным". «Если же вы концентрируетесь только на ци, вы перестаете концентрироваться на движениях. Вы должны сконцентрироваться на своих ощущениях в целом и на своем духе".
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |