Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество - социология - личность




Зборовский Г.Е.

Общая социология

 

 

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебника для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

020300 «Социология»

 

МОСКВА

ГАРДАРИКИ

2004


УДК 316 (075.8)

ББК60.5

3-41

Рецензенты: действительный член Академии гуманитарных наук, доктор философских наук,

профессор Ю.Р. Вишневский;

действительный член Академии гуманитарных наук, докюр философских наук, профессор Г.П Орлов


 

 





Зборовский Г.Е.

3-41  Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

ISBN 5-8297-0174-Х (в пер.)

Рассматриваются основные теоретические положения социологической на­уки н этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, соци­альных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируют­ся специфика и структура социологического знания и социологического исследования.

Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.



УДК 316 (075.8) ББК 60.5



ISBN 5-8297-0174-X


© «Гардарики»,2004 © Г.Е. Зборовский, 2004




ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе — в 1999 г. Оба издания ра­зошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.

Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные измене­ния, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после со­бытий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке — разрушение зданий Все­мирного торгового центра, — последовавший вслеД за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказа­лись вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борь­бы — с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни — атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, — вот далеко не пол­ный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.

Что касается России, то в ней также произошли серьезные события, связанные со сменой политического руководства, которому удалось в какой-то степени нормализовать обстановку в стране, добиться неко­торых результатов в улучшении экономической ситуации, ослабить напряженность в обществе. Вместе с тем говорить о радикальных из­менениях пока не приходится. Глубоких, качественных сдвигов в раз­витии производства не произошло. По-прежнему крайне низок жиз­ненный уровень значительной части населения страны, как и раньше, не выплачивается вовремя заработная плата многим миллионам ра­ботников бюджетной сферы, продолжаются акции протеста (забастов­ки, голодовки, митинги, демонстрации). Не произошло коренного улучшения ситуации в Чеченской Республике, где продолжают гиб-


Предисловие


нуть люди. Процессы, происходящие в стране, так же как и изменения в мире, должны стать предметом социологической интерпретации.

В учебнике осуществляется анализ как теоретических проблем со­циологии, так и практических вопросов жизни человеческого сообще­ства. При этом особый акцент сделан на процессах и проблемах, типич­ных для нашей страны. В книге дается систематическое изложение содержания социологической науки. Наряду с хрестоматийным, став­шим уже «классическим» материалом в учебнике представлена трак­товка наиболее актуальных вопросов социологии, дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Вместе с тем автором двигало желание не увлекаться дискуссиями, а анализировать пробле­мы в позитивном плане.

При написании учебника привлекался разнообразный материал из отечественных и зарубежных теоретических источников и учебной ли­тературы. Однако логика, структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики. Концепция учебника, его архитектоника, предлагаемое методическое оснащение (контрольные вопросы и задания, названия конкретных не­больших разделов, словарь основных понятий и терминов и др.) — все это рождалось в процессе многолетнего преподавания социологических дисциплин в ряде университетов Екатеринбурга.

В третье издание книги внесены необходимые изменения как со­держательного, так и редакционного характера. Появилась совершен­но новая глава о социальном управлении. Проанализирован ряд но­вых теорий, в том числе посвященных проблеме глобализации. Заметно усилена трактовка социальных институтов, особенно в соци­альной и духовной сферах (институты образования, религии). Обнов­лены фактические данные, посвященные российским реформам и их восприятию в общественном сознании. Использованы (и указаны) новые литературные источники.

Завершая предисловие, хотелось бы выразить надежду, что книга принесет пользу студентам, аспирантам, преподавателям, всем тем, кто интересуется проблемами современного общества и социологиче­ской науки.





РАЗДЕЛ I

ВВВДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ


 

Глава 1


Общество - социология - личность

§ 1 Первый в t/ляд па (оциологию § 2 Функции социологии § 3 Приглашение в < оциологию

§ 1. Первый взгляд на социологию

Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не про­сто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя но воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без пони­мания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед.

Иногда люди далее не пытаются осмыслить мир своего бытия пото­му, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно Когда же насту­пают кризисные переломные периоды и в обществе становится труд­но и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знагь новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что ис-пьпывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не вы­плачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состо­яние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, на­оборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необхо­димости частью сложного общественного организма, который он дол­жен осмыслить, понять.

Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он пред­ставляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, из­менения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это


10


Раздел I Введение в социологию


 



 


осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в про­цессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тес­но связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одеж­да, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, — все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать.

Наше общество — это огромный океан, где есть своя надводная, на­блюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Ве­роятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2/5 находится над водой, а 3/5 — под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельнос­ти, необходимо опираться на научные представления, теории, доказа­тельства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гумани­тарные науки. Одна из наиболее популярных среди них — социология.

Вспомним слова из хорошо известной в стране песни, исполняв­шейся по меньшей мере полвека назад одним из самых любимых оте­чественных певцов Л.О. Утесовым: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен! Но лишь одна из них тревожит, унося покой и сон, когда влюблен». Не трудно провести аналогию с науками, кото­рых много, но лишь отдельные заставляют людей терять «покой и сон» и «влюбляться» в них, посвящая им свою деятельность. В переч­не таких наук, без сомнения, стоит социология.

Взрыв интереса к ней в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 10—15 лет назад все было совсем не так. И дело не только в том, что не писались и не издавались учебники по социологии, не го­товились дипломированные специалисты, востребованность которых в обществе была незначительной. Основное препятствие на пути раз­вития социологии заключалось в невозможности проводить многие исследования и, что следует подчеркнуть в первую очередь, публико­вать полученные результаты — при условии, конечно, их несоответст­вия идеологическим установкам КПСС. Отсутствие свободы творче­ства и цензура — главные враги социологии.

Сейчас трудно представить себе деятельность Любого средства мас­совой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы,


Глава 1 Общество — социология — личность                         11

теле- и радиостанции, не использующего активно материалы социоло­гических исследований. Правда, они же иногда создают образ социоло­га, мало соответствующий реальному. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распростране­нием, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога — с че­ловеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечаю­щими на вопросы анкеты, участвующими в интервью в качестве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.

Социология и жизнь

Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в российском обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых^ цель соци­ологии состоит в получении достоверной, истинной информации, поз­воляющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребля­ющие эту информацию.

Во-вторых, благодаря этому социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понят­ной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на ос­нове точной информации — как статистического, так и социологическо­го характера. Поясним это на примере тех процессов, которые происходят в России в конце XX — начале XXI в. Сейчас многие гово­рят и пишут о том, что в последнее время увеличивается часть населе­ния, которая живет бедно, причем она растет, как доказывает ряд авто­ров, более быстрыми темпами, чем даже в недалеком прошлом (начало 1990-х гг.). При этом называются разные цифры — от */з Д° 2и даже 3/4 населения, находящегося за чертой бедности. Социология, в отличие от других наук, изучающих эту проблему (скажем, экономических), да­ет возможность опираться и на экономико-статистические показатели (даже если мы признаем их полными и научно обоснованными), свя­занные с доходами, ценами, потребительской корзиной и т.д., и на само­оценки различных социальных групп своего материального статуса и благосостояния. Такая информация позволяет гораздо лучше понять не только сложившееся положение дел, но и изучать динамику процесса обеднения населения, а также его социальное самочувствие.

В-третьих, овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, усло­виях и различных формах деятельности; вместе с тем они могут вли­ять на них, проявляя инициативу и активность. Разве не об этом сви-


12


Раздел] Введение в социологию


 


 

 

детельствуст обширная практика включения людей в различные об­щественные движения, социальные организации и объединения, за­нимающиеся изменением существующей ситуации?

В-четвертых, социологические исследования имеют теоретичес­кое и практическое значение для оценки результатов тех или иных по­литических решений и действий. Речь идет о помощи, которую социо­логия может оказать практической политике, о необходимости для последней воспользоваться результатами информационного осмыс­ления социальных проблем, предлагаемыми социологией. Если бы политики чаще и искуснее использовали материалы социологических исследований в своей деятельности, многих ошибок и необдуманных шагов удалось бы избежать. Сказанное не означает, конечно, что соци­ология — п'анацея от всех бед, такого в принципе не бывает и не может быть, по использование ее в качестве средства осмысления реформ и путей их осуществления сулит многообещающие результаты.

Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология — очень «жизненная» наука. Конечно, у нее есть свои сугубо теоретические проблемы научного развития, которые пред­ставляют интерес прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организа­ций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстает перед нами в таком качестве, возникает вопрос о ее функциях.


§ 2. Функции социологии

Чисто условно их можно разделить на три группы — познаватель­ные, прогностические и управленческие. В основе такого деления, с одной стороны, объективная необходимость многообразно­го и дифференцированного включения социологии в систему общест­ва и социальных наук, с другой — выделение различных форм социо­логической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога. Рассмотрим каждую из названных групп функций.

Познавательные функции

Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начи­нается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной


Глава I Общество — социология — личность


13


реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвя­занных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам соци­ологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что со­циология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через опи­сательную, объяснительную, диагностическую.

Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описа­нием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция — ес­тественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего иссле­дования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоре­чия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе ре­ализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальней­шего исследования сформулированной проблемы.

Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретиче­ским, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выхо­дит на составление программы исследования, начиная от формули­ровки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основ­ных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, ха­рактера обработки и анализа полученной информации.

Прогностические функции

Познавательные функции находят свое органичное продолжение в про­гностических (вторая группа функций). Для социологии их реализация необычайно важна. Без этого наука теряет чувство нового, видение буду­щих результатов изменения социального процесса. Осуществлять позна­вательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, — зна­чит, обеднять возможности науки. Представим себе исследование


14


Раздел I. Введение в социологию


какой-либо острой социальной проблемы, ограниченное лишь описанием и анализом существующей ситуации и не показывающее перспектив ее из­менения. Естественно, такой анализ вряд ли может в полной мере удовле­творить заказчика исследования и тех, кто знакомится с его материалами.

Между тем далеко не во всех социологических работах реализации прогностических функций уделяется должное внимание. Причина такой своеобразной социологической «бескрылости» часто заключается не столько в «забывчивости» авторов тех или иных исследований, сколько в трудностях и ответственности социального прогноза. Ведь он включает в себя социальное планирование, проектирование и конструирование, сопряжен с моделированием будущего процесса. Некоторые авторы даже разделяют прогностическую функцию и функцию социального проекти­рования и конструирования, настолько они им представляются разными. Выскажем иную точку зрения: прогностическая функция конкретизиру­ется через функции социального проектирования, конструирования и планирования. Но в любом случае все они должны иметь место.

При этом под функцией социального проектирования будем пони­мать разработку конкретной модели социального процесса или соци­альной системы (подсистемы) со своими параметрами и спецификой функционирования. По существу, это стремление дать четкий, имею­щий строгие границы, количественно и качественно выдержанный со­циальный прогноз в виде социального проекта. В то же время в самом общем плане он есть не более чем описание качественных характери­стик будущего процесса (системы, подсистемы).

Функция социального конструирования охватывает более широкие исследовательские действия, чем социальное проектирование. Она представляет собой общее мыслительное построение нового социаль­ного объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели*

Примером проектирования является создание различных моделей социальных объектов на компьютерной базе (в том числе моделей но­вых хозяйственных и социальных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом слу­чае означает создание общей модели перехода к рынку. Строго гово­ря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к чисто социологическим функциям. Скорее всего, это функции более широкой деятельности, связанной с работой матема­тиков, экономистов, специалистов по системному анализу и др., но включающей в себя также и труд социологов.

Зато сугубо социологической разновидностью прогностической функции является функция социального планирования, реализация ко-


Глава 1 Общество — социология — личность


15


торой представляет собой разработку целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов и т.д. Конечно, здесь гоже много работы для экономистов, пла­новиков, других специалистов, но есть где разгуляться и социологам. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что переход к рыноч­ной экономике отменяет необходимость социального планирования, интегрированного в систему новых общественных отношений. В огра­ниченных пределах социальное планирование продолжает оставаться актуальным для нашего общества, о чем свидетельствует целый ряд социальных программ самого различного характера — от уровня пред­приятия и фирмы до регионального и федерального уровней.

Управленческие функции

Социология выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управлен­ческих функций (третья группа функций). Суть их заключается в том, что социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта, создаваемые социальные технологии служат основанием для выработки и принятия управленческих реше­ний. Там, где это происходит — в масштабах общества, региона, горо­да, предприятия, организации, учреждения, — решения становятся более аргументированными, взвешенными, их трудно оспорить.

Иногда такие решения весьма серьезны и имеют далеко идущие последствия. Так, в конце 1980-х гг. при рассмотрении вопроса о стро­ительстве и последующем расширении Нижневартовской ГРЭС, за которым стояла проблема строительства и ежегодного (вплоть до 1995 г.) ввода в строй нового мощного блока станции, Минэнерго по­требовало от энергетиков не только технико-экономического, но и со­циально-экономического обоснования проекта. Необходимо было от­ветить на вопрос, сумеют ли строители и энергетики обойтись трудовыми ресурсами своего региона или им придется привлекать ра­ботников из других регионов страны. В последнем случае Минэнерго отказывалось утверждать и финансировать строительство новых бло­ков, поскольку оно оказывалось крайне дорогим и нерациональным как в экономическом, так и в социальном плане. Руководство станции обратилось за помощью к социологам, которые в течение нескольких месяцев изучали социально-профессиональные ориентации выпуск­ников школ и молодежи Нижневартовска и пос. Излучинска (на его территории расположена ГРЭС). Отчет социологов стал составной частью обоснования строительства и расширения станции. Он содер­жал систематизированную оценку мнений подавляющего большинст-


16


Раздел 1 Введение в социологию


 


 

 

ва выпускников, выразивших желание после окончания школы ос­таться в Нижневартовске. Выяснилось также, что часть из них хотела бы приобрести специальности электроэнергетического профиля и в дальнейшем работать на станции. Проведенное исследование принес­ло большую пользу и городу, поскольку предоставленные материалы были использованы властями при выработке стратегии его дальней­шего развития. Как видно, в приведенном случае социологическое ис­следование стало одним из оснований важных управленческих реше­ний, имевших немалое государственное значение.

К разряду управленческих относится и организационно-технологи­ческая функция социологии. Речь идет о выработке, конструировании ею (либо с ее помощью) социальных технологий. Под социаль­ной технологией будем понимать и npoi рамму преобразовательной деятельности, и саму эту деятельность на основе принятой программы, призванную в корне изменить ситуацию. В отличие от рекомендаций и предложений, с которыми часто выступают социологи, у социальных технологий иные цели. Если первые, как правило, нацелены на улучше­ние тех или иных сторон социальной практики, решение конкретных за­дач в рамках совершенствования действующей системы, то последние должны способствовать глубоким качественным преобразованиям соци­альных процессов и включают в себя комплекс организационных меро­приятий, на это направленных. Конечно, для достижения таких целей ис­пользуются и конкретные рекомендации, и предложения социологов.

Примером эффективной социальной технологии может служить про­грамма «Внимание», внедренная в 1970-х гг. в Уфимском производствен­ном объединении им. СМ. Кирова группой социологов и психологов. Смысл ее состоял в том, чтобы уделять внимание каждому члену коллек­тива, не выпустить из поля зрения ни одного работающего (особенно по-вичков, или, используя социологическую терминологию, адантантов), сделать производственную среду комфортной с социальной и психологи­ческой точек зрения, удовлетворяющей и потребности человека, и нуж­ды производства. Социальная технология «Внимание» охватила все ка­тегории работающих на предприятии, в корне изменила ситуацию, сократила, а потом и свела почти к нулю текучесть кадров, повысила за­интересованность в труде, сформировала чувство «заводского патрио­тизма». Разработка и внедрение этой социальной технологии были дол­гими и трудными, однако в конечном итоге завершились достижением поставленной цели.

К числу управленческих следует отнести также контрольно-анали­тическую и консультационную функции. Первая состоит в осуществле­нии контроля за реализацией предложений и рекомендаций социологов,


Глава I Общество — социология — личность                         17

за ходом внедрения тех или иных социальных технологий и в анализе но­вых социальных процессов, являющихся следствием имевших место трансформаций. Контрольно-аналитическая функция в системе дея­тельности социолога, если последнюю рассматривать последовательно, как определенный цикл (постановка целей и задач исследования, про­ведение его самого, обработка и анализ данных, подведение итогов, кон­троль за реализацией сформулированных идей и предложений), вы­полняет важную роль. Благодаря этой функции социологи могут судить об эффективности собственной деятельности и ставить новые задачи, связанные с ее оптимизацией.

Говоря о консультационной функции как разновидности управленче­ских функций, отметим, что она состоит в оказании всевозможной — теоретической, практической, «просвещенческой» помощи большому числу лиц, заинтересованных в ее получении от социолога, проводяще­го эмпирические исследования. Социолог консультирует самые раз­личные категории людей, распространяет социологические знания, знакомит с результатами собственных исследований и материалами других работ. В ряде случаев консультационная деятельность оказыва­ется тесно связанной с обучающей. По существу, такой деятельностью социолог прививает вкус к социологическим исследованиям и понима­нию их необходимости. Так что консультационную функцию социоло­гии нельзя недооценивать.

§ 3. Приглашение в социологию

Заголовок этого параграфа воспроизводит название одного из самых популярных в мире учебных пособий по социологии — книги извест­ного современного американского ученого П. Бергера1. Рассматривая функции социологии, мы обращали внимание на ее социальную по­лезность, общественную направленность, на тот результат, который может быть достигнут с ее помощью в стране, регионе, городе, органи­зации, на предприятии. Но это далеко не все возможности и перспек­тивы социологической науки. Она способна приносить пользу от­дельному человеку, группам людей — разумеется, при условии, что они знакомятся с содержанием этой науки, изучают ее теоретические положения и практические результаты, методы и возможности.

Итак, каждый интересующийся приглашается в социологию. При­глашаются все — и те, кто хочет заняться ею всерьез и надолго, став

1 Впервые издана в 1963 i , переведена на русский язык в 1996 г: Бергер И Л При­глашение в социологию. М ,1996.


18


Раздел I Введение в социологию


профессионалом в этой области деятельности; и те, кому нужно изу­чить курс социологии для того, чтобы сдать экзамен или зачет, без ко­торого нельзя получить диплом; и те, кого эта наука волнует «беско­рыстно» и кто хочет получить ответы хотя бы на часть вопросов, касающихся их жизни и жизни общества, или просто увидеть эти во­просы-проблемы и попытаться самостоятельно порассуждать и опре­делиться в своем отношении к ним.

«Оптическая система»

Социология — это своеобразная оптическая система, которую человек может использовать в качестве собственных «очков» — как от соци­альной «близорукости», так и от социальной «дальнозоркости». В од­них случаях индивиду требуется видение и знание перспективы: что может ожидать его, близких ему людей (или его недругов), если в об­ществе восторжествует та или иная линия развития? От этого часто зависит стратегия деятельности индивида. Не случайно многие сего­дня стараются найти в социологической литературе описание воз­можных сценариев изменения российского общества, его отношений с ведущими странами в мировом социальном пространстве.

В других случаях человек заинтересован в том, чтобы поглубже разо­браться в текущих проблемах, получить для себя ответ на конкретный вопрос, скажем, правильно ли он ведет себя в определенной социальной ситуации, соблюдает ли принятые «правила игры», не выглядит ли его поведение как форма социального эпатажа, не бросает ли он вызов об­ществу и т.д. Здесь нужны уже совсем другие социальные «очки». Но и их вполне можно найти в социологии, которая в данном случае выступа­ет как хороший магазин оптики, где при желании можно либо купить уже готовые «очки» (заплатив за имеющиеся, но не опубликованные ре­зультаты исследования), либо заказать новые (если есть деньги на про­ведение специального исследования), либо даже получить их бесплатно (воспользовавшись опубликованной информацией).

Ясно, что социология может выступать в качестве определенного способа времяпрепровождения (выражаясь словами П. Бергера) — как для тех, кто создает социологическое знание (что вполне естест­венно), так и для тех, кто его потребляет и использует в своих целях и интересах. Конечно, это не всеобщий, а индивидуальный способ вре­мяпрепровождения — в том смысле, что он интересен для одних и аб­солютно непривлекателен для других. Одним нравится наблюдать за поведением людей, пытаться его анализировать и делать отсюда прак­тические выводы, других больше привлекают автомобили и их техни­ческое устройство.


Глава 1. Общество — социология — личность                       19

Но есть люди, для которых социология — основной способ времяпре­провождения, их «одна, но пламенная страсть». Это — социологи ех рго-fesso (по профессии, по роду своих занятий). Их труд регулируется про­фессиональной этикой, которая отражает специфику социологической деятельности. Профессия социолога предполагает общение с людьми, правильное, точное, корректное выявление их мнений, работу над соци­ологическими материалами и документами, исследовательскими проек­тами, методическими рекомендациями, социальными технологиями и т.д. В ходе этой работы часто возникают соображения профессиональ­но-нравственного порядка, которые выражены в коллективно создан­ном социологами документе, получившем название «Этический (про­фессиональный) кодекс социолога»1.

Кодекс социолога

Кодекс — это свод этических норм, регулирующих деятельность социо­логов. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на соци­альные процессы, за формирование общественного мнения и т.п. В ко­дексе содержатся в первую очередь правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать макси­мальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с ре­спондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявля­емых данных (принцип анонимности), не применять методы и проце­дуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс провозглашает принцип объективности социолога, несовме­стимость его научных выводов с тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем значима четкая гражданская и нравственная позиция. К непре­ложным нормам деятельности должно быть отнесено уважение к Дру­гим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и пред­шественников, обязательное упоминание их имен в материалах исследования. Главное для социолога в конечном счете — неукосни­тельно следовать принципу: Истина превыше всего.

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использо­вания результатов исследований цена ошибки социолога возрастает. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та же, что и в медицине, — «не навреди». Кодекс устанавливает ответствен-

 См Социологические исследования 1988 № 5; 1994 № 10.


20


Раздел I Введение в социологию


ность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базиро­ваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих со­мнения у пользователей информации. Только в этом случае гаранти­руется доверие к социологии и социологам.

Обучение социологии

Каждый год весной и летом, беседуя с абитуриентами, поступающими учиться по специальности «социология», в ответ на вопрос, почему избрана именно эта профессия, приходится слышать: «Хочу лучше знать общество, в котором живу, чтобы влиять на процессы, происхо­дящие в нем»; «Профессия социолога дает возможность работать с людьми, а мне это нравится». К сожалению, на следующий вопрос, что абитуриенты понимают под работой с людьми, следуют уже менее вразумительные ответы.

Всех молодых людей, избирающих социологическую профессию, условно молено разделить на две группы. Для одних социология — это особый вид общественной практики, нечто вроде социальной работы, направленной на улучшение положения людей, нуждающихся в особом внимании к себе. Для других — это знание, которое выступает как спо­соб объяснения и понимания социальной ситуации, социальной среды, социального мира. Одни рассматривают социологию как средство до­бывания знания, другие — как его практическое использование.

Особенно часто занятие социологией связывают с двумя сферами деятельности — изучением общественного мнения и маркетингом. Все понятно: в этом находит свое отражение современная ситуация в Рос­сии с ее движением в сторону политической демократии (где социоло­гия выступает одним из средств ее обеспечения с помощью опросов об­щественного мнения) и рыночной экономики (в которой маркетинг играет доминантную роль). Правда, при более внимательном подходе изучение общественного мнения и маркетинговые исследования но су­ществу оказываются близкими. В конце концов, нет принципиальной разницы в технике выявления мнений людей по вопросам внешней и внутренней политики или потребления мыла и зубной пасты.

Можно утверждать, что в России возник и набирает силу опросный бизнес, методы которого сходны с методами социологического исследова­ния. В эту сферу и стремится молодежь. Как и любой нормальный бизнес, опросный требует серьезной подготовки. Сегодня это можно сделать, по­лучив профессию социолога. Как видно, социология «привязывается» все жестче и к политическим, и к экономическим отношениям в обществе.

Однако дело не только в профессиональном образовании будущих социологов. Изучение основ социологии, а в ряде случаев ее методов


Глава 1 Общество — социология — личность


21


становится обязательным для многих специализаций в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Трудно представить качественно подготовленного современного менеджера, психолога, социального работника, экономиста, педагога, специалис­та по работе в сферах рекламы, связей с общественностью, управле­ния персоналом, социального сервиса и туризма, отклоняющегося по­ведения и т.д. без знания основ социологии.

Более того, многие школы, гимназии, лицеи готовы и хотели бы ввести у себя курс «Введение в социологию» на правах факультативного, тем бо­лее что уже изданы соответствующие учебные пособия. Однако главная трудность! ia лом пути — отсутствие необходимых педагогических кадров.

И здесь нельзя не сказать о той пользе, которую получают и могут получить люди от изучения социологии. Она (польза) — в возникно­вении социологического представления о том, как и зачем мы живем в том обществе, которое имеем; в появлении широкого взгляда на со­циальные процессы, в которые мы включены; в формировании анали­тического и критического социального мышления; в избавлении от дуализма (двойственности, раздвоенности) «я — общество» и осозна­нии себя как необходимой части социума.

Так мы снова вернулись к вопросу о пользе социологии, но только теперь уже не для общества, а лично для человека, ее изучающего и ею занимающегося. Социология всегда стоит между человеком и общест­вом. Иногда она их связывает, иногда — разъединяет. Большинство людей вообще не осознают этой цепочки: общество — социология — личность — или, по крайней мере, не задумываются над таким вопро­сом. В обыденной, повседневной жизни это просто не нужно. Ие нуж­но потому, что у социологии есть одна особенность (вероятно, не у нее единственной): она учит не столько брать, сколько отдавать. Отдавать знания, информацию, способы подхода к решению проблем.

Можно ли описать образ социолога в сознании людей, подобно то­му как существует образ врача (человек в белом халате со стетоско­пом), учителя (человек строгих нравов в строгой одежде со «строгим» классным журналом в руках), рабочего (человек в синем халате или телогрейке, работающий на станке)? Известно, что чисто внешними аксессуарами социолога являются анкета и диктофон. Но последний в такой же степени характеризует и журналиста. Остается лишь анке­та. Во всем остальном социолог внешне «нераспознаваем». Его экипи­ровка ничем не отличается от той, что характеризует представителей самых разных интеллектуальных профессий.

Может быть, это и хорошо, если учесть сравнение социолога с раз­ведчиком, к которому прибегает П. Бергер. Правда, здесь аналогия ка-


22


Раздел I. Введение в социологию


сается не внешних атрибутов, а содержания деятельности1. Так же как хороший разведчик докладывает информацию, а решения принимают другие, социолог должен с предельной достоверностью описывать не­кий театр социальных действий. Вопрос о том, какие производить из­менения и в особенности что и как делать, касается социолога в зна­чительно меньшей степени, чем людей, обязанных принимать решения по своему статусу. Это очень важно иметь в виду при всяче­ских разговорах о пользе социологии и ее эффективности. Каждый, кто занимается социологией (либо пользуется ее услугами и даже их заказывает), должен уметь проводить демаркационную линию между тем, что она в состоянии делать и чего от нее требовать нельзя,

Социология как путешествие

Заканчивая вводную главу к большому и важному курсу общей соци­ологии, хотелось бы сравнить эту науку с длительным и не простым путешествием. Путешествием по обществу, по его отдельным соци­альным системам, сферам, частям, структурам, которое позволит «за­глянуть» в самые разные места. Путешествием, дающим возможность не только описать увиденное, но и подумать, поразмышлять над жиз­нью людей, больших и малых групп, в которые они постоянно объеди­няются для осуществления своих целей и интересов. Путешествием по хорошо и мало знакомым «участкам» социальных отношений, де­визом которого вполне может стать принцип: общество и его структу­ры суть не то, чем они кажутся на первый взгляд. Этот принцип выте­кает из наличия в социальной реальности множества самых разных пластов. Путешественник, открывающий для себя новый пласт, есте­ственно, меняет свое представление о социальной реальности в целом.

В этом путешествии его участника — человека, изучающего социо­логию, — всегда будет интересовать один, может быть, самый главный вопрос: каковы отношения между обществом и живущими (действую­щими) в нем людьми! Он будет постоянно искать на него ответ как ми­нимум по двум причинам: во-первых, потому, что он сам — прежде всего индивид и его лично эта проблема не может не беспокоить; во-вторых, потому, что в любой социальной структуре, хотим мы того или нет, действует универсальный закон сравнения.

Мы всегда, явно или неявно, сравниваем свою жизнь, свой статус, свою судьбу с жизнью, статусом, судьбой других людей, как правило, близких или знакомых. Иногда за нас сравнивают другие, восхищаясь или укоряя, подчеркивая достижения или фиксируя отставание. Мы сравниваем об­щественные явления и процессы не только на индивидуальном, но и на

1 См ■ Бергер П. Приглашение в социологию С. 14.


Глава 1. Общество — социология — личность                       23

социальном уровне («посмотрите, как они живут, все у них есть, зарабо­ток, достаток, путешествуют по миру, а мы?»), причем такие сопоставле­ния все чаще касаются России и развитых зарубежных стран. Роль соци­ологии в этом сравнении чрезвычайно велика. Она учит использовать в таких сопоставлениях научно обоснованные критерии, без которых нель­зя составить правильного представления о мире и своей жизни в нем.

Но путешествие по социальной реальности ставит и другие вопросы. Оно предлагает его участнику задуматься над тем, как стал возможным тот мир, в котором индивид живет, как оказалось, что человеческая дея­тельность на основе знаний сама производит этот мир, а субъективные представления превращаются в объективную действительность.

Эти вопросы свидетельствуют о том, что социологию интересуют обе основные формы социального существования: как общество, так и личность. Однако они соединяются и разъединяются посредством со­циальных общностей, социальных групп, социальных институтов и ор­ганизаций, вне которых общество и личность не только не существу­ют, но и не могут быть понятыми и изученными. Следовательно, и эти формы социального существования, которые на первый взгляд явля­ются промежуточными, но на самом деле — центральными (вспомним про новые пласты социальной реальности, открывающиеся в путеше­ствиях и меняющие о ней представление), становятся предметом са­мого пристального интереса социологии.

Поскольку приглашение путешествовать уже последовало, пора начать. Откуда и как это лучше делать? Вероятно, разумнее всего об­ратиться к истокам социологии, пройти по пути основных этапов ее-развития и только после этого осмыслить главные предметные поля интересующей нас науки.

Вопросы и задания

1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применять
в реальной жизни?

2. Почему социология является жизненно значимой наукой? На какие вопросы об­
щественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

3. Чем обусловлено деление многообразных функций социологии на три группы:
познавательные, прогностические и управленческие?

4. Какие функции можно отнести к первой, какие — ко второй, а какие — к третьей
группе?

5. Что означает рассмотрение социологии как «оптической системы»?

6. Как вы считаете, какую пользу может принести вам изучение социологии? Какая
форма «социологического времяпрепровождения» вам больше подходит?

7. В чем состоит специфика социологической деятельности? Попробуйте описать
образ социолога таким, каким вы его видите.

8. Чем вызван рост интереса к социологии в последние годы в России?


24


Раздел I Введение в социологию


 


 

Литература

Бауман 3. Мыслип> социоло! ичсски. М., 1996.

Гидденс Э Социология. М., 1999. Гл. 1.

Добренькое В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 i М , 2000. Т. 1. Гл. 1.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.

Манат П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию М., 1995

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

Тощенко Ж.Т Социология. М„ 2000 Гл. 3.

Фролов С.С. Социология М., 1996. Гл 1.


Глава 2

Возникновение и развитие социологии

в XIX - начале XX в.

§ 1. Предпосылки возникновения социологии. § 2. Позитивизм и натурализм

в < оциологии. § 3. К. Маркс и его роль в социологии. § 4. Психологическое

направление в социологии. § 5. Классическая немецкая социология.

§ 6. Социологичен кое творчество Э. Дюркгейма. § 7 Предыстория

эмпирической социологии. § 8. Русская социологическая мысль

§ 1. Предпосылки возникновения социологии

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя по­пытки социологического анализа проблем общественной жизни пред­принимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «нача­ло» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Ш. Мон­тескье). Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализ­ма в первой трети XIX в. Именно капитализм поставил проблемы обще­ства и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Термин «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Кон-том в 1838 г., т.е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении и сейчас — науку об обществе. Но если до 1830-х гг. про­блемы общественной жизни вплетались в общую ткань мировоззрения, пс выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине XIX в. произошло коиституирование социологии как отдельной науки.

Рассуждая о его причинах, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального перио­да буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революцион­ный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистиче-


26


Раздел 1 Введение в социологию


 


 


ский строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество. С решением этой задачи и свя­зывают возникновение социологии отдельные отечественные ученые.

Принимая такие представления лишь как частично объясняющие возникновение социологии, необходимо отметить, что существовала логика развития как самого общества, так и науки о нем. Причины по­явления новой науки разумно было бы искать не только за ее преде­лами, но и в ней самой. Имелись достижения естествознания, которые нельзя рассматривать автономно, поскольку они влияли на все науч­ные концепции того времени, а следовательно, требовали своего при­менения и к социальным процессам, стало быть послужив сильным толчком для возникновения социологии. Расширялись знания об об­ществе, потребность в которых возрастала.

Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следу­ет искать не только в самом капиталистическом обществе, его потреб­ности обладать объективным научным знанием о собственных социаль­ных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание мирового рынка, и возник­новение схожих политических структур в ряде стран, и процесс форми­рования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание целостного социального мира, постольку возни­кала необходимость его изучения, что требовало особой науки.

Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в начальных социологических построениях (О. Конт, Г. Спенсер) боль­шое внимание уделялось широким социальным проблемам. Первых «настоящих» социологов, тех, кто провозгласил принципы новой на­уки, интересовало прежде всего общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине XIX в. теоре­тические построения и концепции.

Теоретические предшественники социологии

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации — кон­сервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на об­щество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консерватив­ной ориентации (Жозеф де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассмат­ривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.


Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в       27

Либеральная ориентация (Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общест­ва. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась не­маловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознатель­ная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела».

Сформировалась идеология индивидуализма, в которой былазыра-жена одна из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно определить так: что лучше для человека, то луч­ше для общества. В целом оба направления сыграли определенную роль в возникновении и развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и об утопическом социализме, о воздействии его идей, о лич­ном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя А. Сен-Симона на основателя социологии О. Конта. Семь лет он служил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего патрона. В книге «Очерк науки о человеке» Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее лее надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики»1. В противовес спекулятивным философским построениям Сен-Симон ре­комендовал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний»2.

Здесь, прервав рассуждения об идейно-теоретических предпосылках социологии, нужно кратко остановиться на естественно-научных дости­жениях, обусловивших ее возникновение. В первой половине XIX в. на­иболее развитыми отраслями естествознания были астрономия, матема­тика, физика, прежде всего такой ее раздел, как механика (отсюда появление «механической» модели общества, в которой оно сравнива­лось с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию).

Поскольку ученые получали точное знание, устанавливали научные факты благодаря наблюдению и эксперименту, постольку именно эти методы привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорит А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

1 Сен-Симон А Избр соч М, 1948 Т. 1 С 201

2 Там же С 153


28


Раздел I Введение в социологию


Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в фи­лософских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом историческо­го и современного материала. Особое значение имели взгляды па проблему социального неравенства и классовых различий. С конца XVIII в. стало вхо­дить в употребление понятие «класс», нетождественное распространенно­му тогда понятию «сословие». Затем у французских историков периода Ре­ставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляется термин «классовая борьба».

Получает важное значение понятие гражданского общества, осно­ванного на демократической форме его существования. Великий не­мецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не мо­жем не принимать в расчет, когда говорим о появлении социологии) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречи­выми, часто антагонистическими интересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым исторический прогресс имеет объективный, цикличе­ский и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом существен­ное, и то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические исследования, связанные с социальной ста­тистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась i ех-ника массовых статистических опросов, закладывались основы демогра­фии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середи­не XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.

Итак, к 1830—1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возник­новения социологии. Требовалось новое осмысление социальных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки — социологии.

§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии Огюст Конт

Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Не­которые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, толь-


Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в


29


 


ко в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значитель­ной части трудов западных социологов XIX — начала XX в.).

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах ц исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпириче­ски и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстракт­ных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно ре­шать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее соци­альной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социаль­ной физикой привели Конта к выделению в ней социальной ста­тики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, со­циальная динамика — как развитие и переход от одного состояния со­циальной мысли и общества к другому.

Основным методом в социологии является, по Кошу, наблюде­ние социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально со­здаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных на­родов. Рассуждения о методах социологии — один из наиболее раци­ональных аспектов системы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматривае­мых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тре­мя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, — писал Конт, — означает, что единст­венным источником истинной науки о мире является опыт. Позити­визм — что предметом ее являются только факты... Физикализм — ...что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физи­ка, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание»1. Можно ус­тановить, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук.

Работы Конта имели большое значение для последующего разви­тия социологии. Не случайно современные западные социологи (на-

* Конт О. Курс позишвтюй философии // Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. Вып. 4 С. 214.


30


Раздел I. Введение в социологию


пример, А. Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу. В работах Копта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал зна­чительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельству­ют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спе­кулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыс­лителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.

Герберт Спенсер

Во второй половине XIX в., после смерти О. Конта, появляется ряд те­чений социологической мысли, представители которых ищут крите­рий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, би­ологических факторах развития. Благо этому способствовали достижения естествознания того периода, прежде всего учение Ч. Дарвина. Один из наиболее крупных представителей такого подхо­да — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903).

Социологическая теория Г. Спенсера^ основывается на двух поло­жениях, заимствованных у Дарвина: понимании общества как живого организма иидеесоциальной эволюции. Посуще-ству, общество копирует и воспроизводит живой организм, из чего сле­дует, что оно тоже имеет биологические законы. Последние адаптируют­ся Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рас­сматривается в его социальном проявлении как закон классовой борьбы.

Отождествляя общество с биологическим организмом, Спенсер весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляю­щих структуру социальной системы. Так, земледелие и промышлен­ность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт тор­говли — функцию кровообращения, армия — это своеобразный кожный покров, транспорт — сосудистая система и т.д.

В работах Спенсера содержится немало плодотворных подходов к изучению общества. Один из них — выделение шести типов социаль­ных институтов (домашних, обрядовых, церковных, политических, промышленных, профессиональных) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер пишет о двух его сто­ронах — интеграции и дифференциации. Современнаясоци-

1 Спенсер Г. Социология как предмет изучения СПб , 1896; Он же Основания со­циологии. СПб, 1898


Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в.      31

ология подобный подход признает крайне важным и широко исполь­зует в исследованиях.

Коль скоро здесь упомянуты некоторые понятия, активно приме­няемые в социологии сегодня (система, функция, структура, инсти­тут), нужно отметить, что впервые ввел их в оборот и стал системати­чески употреблять именно Спенсер. В этом несомненное значение его социологического творчества, которое не следует сводить, как иногда делают некоторые авторы, лишь к грубому натурализму на основании биологизации общественной жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...