Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПОР О ПЛЮРАЛИЗМЕ И РОЛИ ЭЛИТЫ




Наблюдения Липсета об отношении различных групп к правительству затрагивают более широкий вопрос о влиянии различных групп на политический процесс. Концентрируя свое внимание на роли тех, кто имеет власть в США, социологи задали вопрос: "Кто в действительности управляет американской демократией - элита или ряд конкурирующих и конфликтующих групп?"

Чарлз Р. Миллс и другие полагают, что усиливается концентрация власти в руках "правящей элиты", которая на деле управляет американским обществом. В своё время, говоря о правящей элите, Миллс (1956) подразумевал "политические, экономические и военные круги, которые представляли собой сложную систему группировок с частично совпадающими интересами и принимали общие решения, имевшие последствия для народа". Миллс отметил, что руководители корпораций, высокопоставленные военные и правительственные чиновники образуют своего рода Директорат, управляющий делами страны. Большинство этих людей - белые англосаксы протестантского вероисповедания, которые учились в старейших университетах Новой Англии. Они входят в одни и те же общественные клубы и принадлежат к одному кругу.

Миллс отметил, что правящая элита занимает вершину структуры власти. На средней ступени находятся группы со стандартными потребностями, оказывающие влияние и давление на Конгресс. Нижнюю ступень занимает масса неорганизованных граждан, которые подчиняются воле других.

Согласно взглядам так называемых плюралистов, в США происходит постепенное усиление власти правительства. Подобно Миллсу, они полагают, что рядовые граждане не имеют ни времени, ни соответствующей подготовки и желания непосредственно участвовать в принятии правительственных решений. Однако они отвергают идею Миллса о постепенной концентрации власти в руках представителей элиты. В отличие от него они настаивают, что власть распределяется между конкурирующими и конфликтующими группами всего общества. Эти группы осуществляют то, что Рисман, Глейзер и Денни (1950) называют "правом вето": они защищают свои полномочия, препятствуя политическим усилиям других групп (Корнхаузер, 1961). Мы уже привели пример, когда деловым кругам удалось помешать принятию решения о том, что при продаже автомобилей следует информировать покупателей об их дефектах. Но группы потребителей, осознающих важность мер по безопасности, тоже достаточно сильны, /542/ чтобы помешать усилиям руководителей автомобильной промышленности, оказывающих сопротивление любому контролю за их продукцией.

Плюралисты также утверждают, что существуют различные центры власти. Ведь потребности пожилых, производителей автомобилей, фермеров, дельцов, рабочих неодинаковы. Поэтому решения, принимаемые правительством, должны учитывать интересы групп, которые временно объединяются в коалицию для поддержки или отмены какого-либо решения. /543/

Таблица 17-4. Правящая элита и плюралистические взгляды

  Миллс Рисман
Уровни Объединенная правящая элита Множество различных организованных групп, защищающих свои интересы Масса неорганизованных людей, практически не оказывающих влияние на элиту Отрицание господства правящей элиты Множество различных организованных групп, защищающих свои интересы Масса неорганизованных людей, оказывающих некоторое влияние на группы, преследующие свои интересы
Перемены Повышение концентрации власти Тенденция к распространению власти
Действие Одна группа решает все основные политические вопросы Господствующая группа манипулирует нижестоящими людьми Тот, кто решает основные политические вопросы действует по ситуации Монополистическая конкуренция среди организованных групп
Основания Совпадение интересов основных групп (экономических, военных, правительственных) Многообразие интересов среди основных организованных групп Ощущение слабости и зависимости среди тех, кто занимает высокий статус и среди тех, кто имеет низкий статус
Последствия Усиление влияния корпораций, вооруженных сил и служащих исполнительных органов правительства Ослабление воздействия политики на общество при решении спорных вопросов Понижение ответственности и подотчетности власти – утрата демократии Ни одна группа или класс не имеют значительных привилегий по сравнению с другими Утрата чувства долга и личной заинтересованности политиков Ослабление способности к эффективному руководству

Источник: S.M. Lipset, L. Lowenthal. Culture and Social Character, 1961.

Но по любому другому вопросу между членами коалиции могут возникнуть разногласия. Короче говоря, в действиях власти нет постоянства, и, соответственно, не существует постоянной иерархии и постоянной элиты, состоящих из представителей одного круга.

Элитарная и плюралистическая политические модели не соответствуют классической модели демократии. Делая упор на концентрации власти в руках немногих, элитаристы не учитывают степени ответственности правящих сил за свои действия. Подчеркивая распределение власти между группами, плюралисты представляют картину раскола и тупика, одинаково затрудняющих функционирование власти. Но ни элитаристы, ни плюралисты не предусматривают широких перспектив участия отдельных граждан в управлении страной (в табл. 17-4 представлены эти две точки зрения).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Политическое устройство можно определить как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность внутри общества. В основе политической системы лежит понятие власти. Власть предполагает способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения поставленной цели. Некоторые теоретики сравнивают власть с ограниченным количеством товара, поэтому любое её перераспределение может повлечь за собой потери для той или иной партии. Другие полагают, что власть имеет неограниченный характер, поэтому ее концентрация в чьих-то руках не означает поражения для кого-то.

2. Сила - это применение физического воздействия ради навязывания своей воли другим. Властный авторитет можно определить как легитимизированную и институционализированную власть. Вебер выделил три типа господства: харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); традиционный (обусловленный традициями и обычаями) и рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и необходимость формальных правил).

3. Государство - это часть общества, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему. Сторонники социального конфликта, рассматривая государство, основное внимание уделяют борьбе различных групп за ограниченные ресурсы, в то время как в теории функционализма главное значение придается тем аспектам политической /544/ власти, которые основаны на сотрудничестве. Маркс рассматривал государство как средство укрепления и защиты власти правящего класса. Функционалист Парсонс полагает, что общество цивилизует и нравственно совершенствует человеческую натуру. По его мнению, политическая жизнь представляет собой скорее процесс координации, а не борьбу между классами за контроль над ресурсами.

4. Лидеры тоталитарного государства стремятся к полному контролю над страной и ее народом. Они стараются преградить путь к власти любой другой группе и помешать ей стать посредником между правительством и гражданами страны. Для тоталитарного государства характерны шесть основных особенностей: широкое использование идеологии; однопартийная система; применение террора; контроль над средствами массовой информации; распоряжение оружием и управление экономикой. Таким образом, тоталитарные системы стирают границу между общественной и личной сферами и подавляют личную инициативу. Государство стремится к полному подчинению граждан путем подавления и контроля всех других институтов в обществе.

5. В авторитарном государстве власть сосредоточена в руках монарха или диктатора, который управляет с помощью силы. Политические партии и идеология играют определённую роль, но в тоталитарном обществе осуществляется значительно более жесткий контроль в отношении всех аспектов жизни.

6. Представительная демократия - это форма государства, при которой народ делегирует свою власть на определённый срок некоторым избранным лицам, которые затем должны быть переизбраны. Для таких государств характерны следующие особенности: важное значение индивидуализма; наличие конституционного правительства; согласие тех, кем управляют; лояльная оппозиция.

7. Политическая социализация представляет собой эволюционный процесс усвоения детьми и подростками идей, жизненных позиций и образцов поведения, характерных для окружающей их политической среды. Главные агенты социализации - семья, школа и сверстники.

8. На участие людей в политическом жизни влияют многие факторы. Численность голосующих зависит от порядка регистрации (насколько он упрощен) и состава тех, кто имеет право участвовать в выборах. Когда требуется более активное участие в политических делах, число участников как правило снижается. Чем выше социальный статус человека, тем больше вероятность его участия в политической деятельности. /545/

9. Различные общественные группы оказывают глубокое влияние на поведение избирателей. Кроме того, они непосредственно участвуют в политической жизни, выступая в поддержку (или против) мер, затрагивающих их интересы. Политические партии действуют как посредники между личностью и правительством. Структура американских политических партий состоит из трех элементов: 1) партийной организации; 2) группы членов партии, входящих в состав правительства; 3) избирателей, поддерживающих эту партию. В последние годы понизилось влияние партий на американскую политику.

10. Изучая взаимосвязь между экономическим развитием страны, ее политической структурой и стабильностью, Липсет пришел к выводу, что высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности. Другие исследователи, которым удалось отдельно рассмотреть взаимосвязь между демократией и стабильностью, не согласны с некоторыми положениями концепции, предложенной Липсетом.

11. Социологи вроде Миллса утверждают, что американским обществом руководит "правящая элита". По мнению Миллса, элита (контролирующая корпорации, вооруженные силы и правительство) состоит из белых англосаксов протестантского вероисповедания, которые получили образование в старейших университетах Новой Англии, являются членами одних и тех же социальных клубов и вращаются в одних кругах. Плюралисты высказывают противоположную точку зрения. Они полагают, что власть распределяется между конкурирующими и конфликтующими группами всего общества и существуют различные центры власти.

АЛЕКСИС ДЕ ТОКВИЛЬ [ALEXIS de TOCQUEVILLE] (1805-1859)

Французский ученый в области истории общества Алексис де Токвиль жил в один из самых беспокойных периодов человеческой истории - в первой половине XIX в. В течение его жизни демократическая и промышленная революции достигли высшей точки напряжении. Глубокое влияние на Токвиля оказал конфликт между традиционными и современными ценностями, обусловленный революционными событиями. Он посвятил себя изучению социальных перемен, происходивших тогда, особенно в сфере политики. Несмотря на аристократическое происхождение, Токвиль верил, что главной социальной тенденцией его времени было неизбежное и всеобщее стремление к демократии. Пытаясь осмыслить происходящее, он много путешествовал по США. В 1835 г. была опубликована его первая значительная работа - "Демократия в Америке". В ней он охарактеризовал американское общество как единственное, в котором принцип равенства получил самое широкое распространение и самое яркое воплощение главным образом потому, что этому не /546/ препятствовали феодальные обычаи. Признавая потенциально благоприятные возможности, которые создаются благодаря укреплению равенства, Токвиль предупреждал также об опасности, связанной с этой тенденцией. Например, он полагал, что демократия может привести к "тирании большинства" (т.е. общественного мнения) и подавлению личности при отсутствии "вспомогательных" или "промежуточных" влиятельных групп, служащих посредниками между индивидами и правительством. В Европе аристократия и союзы ремесленников, осуществлявшие эту функцию, практически исчезли. В США, однако, существовало много ассоциаций и организаций, которые могли её выполнять. Среди них добровольные ассоциации, профессиональные организации (особенно законодательные) и сама федеральная система. Несмотря на уверенность в неизбежном развитии демократии, Токвиль был обеспокоен подрывом традиционных европейских идеалов аристократии: чести и религии. В книге "Старый режим и Французская революция" (1856) он охарактеризовал особенности этого процесса во Франции. В других произведениях он пытался осмыслить воздействие демократии на искусство, литературу, философию и культуру вообще. Взгляды Токвиля на демократию проникнуты пессимизмом, но во многих случаях его понимание сущности этого процесса оказалось поразительно верным, его можно причислить к самым выдающимся политическим мыслителям XIX в. /547/

Предыдущая | Содержание | Следующая

 

 

Раздел IV. Общества: социальные изменения и социальные сдвиги
Глава 18. Динамика народонаселения

В наши дни студентам, поступающим в колледж, приходится легче, чем профессорам, желающим получить работу. Докторов наук слишком много, поэтому колледжи и университеты просто не могут принять на работу всех желающих. Чтобы понять причины такой ситуации, надо рассмотреть особенности периода окончания второй мировой войны. После войны федеральное правительство приняло законопроект (Билль о фронтовиках) о выделении субсидий на обучение участников войны. В результате в конце 40-х годов в колледжи хлынули студенты. Но в начале 50-х поступало уже меньше фронтовиков, а участников корейской войны не хватало, чтобы поддерживать прежнюю численность.

В то же время колледжи и университеты начали ощущать последствия Великой депрессии, во время которой уровень рождаемости снизился по сравнению с предыдущими годами. Представители поколения, родившегося в те годы, поступали в колледжи в 50-е. Таким образом, в результате войны и депрессии 50-е годы стали трудным временем для американских колледжей. Но ситуация должна была улучшиться в 60-е годы, когда ожидалось поступление в колледжи молодых людей, родившихся после войны (в период бума рождаемости).

Как и предполагалось, в 60-е годы прием в колледжи значительно увеличился. В период с 1957 по 1967 г. общее число принятых студентов ежегодно возрастало почти на 8 процентов, а после 1967 г. - лишь на 4 процента. При большой численности студентов остро ощущалась нехватка преподавателей. Для преодоления этого кризиса центры подготовки аспирантов расширяли свои программы и факультеты, улучшали условия обучения. Однако аспирантское обучение занимает несколько лет; и когда большое число преподавателей было готово включиться в рынок труда, численность студентов снова уменьшилась в связи с понижением рождаемости в период, последовавший за послевоенным бумом. /548/

За процессами, о которых мы только что говорили, наблюдают демографы. Демография* - наука о народонаселении: его численности, составе, распределении по территории, происходящих в нем изменениях. (** Более подробно об изучении динамики народонаселения см.: Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., Наука, 1987; Основы демографии. М, Мысль, 1989; Демографический энциклопедический словарь. М., Сов. Энцик., 1985; Кваша А. Я. "Что такое демография''". М., Мысль, 1985. (Ред.)) Как мы только что узнали, тенденции в развитии народонаселения могут оказывать огромное воздействие на социальные институты, например, образование. Но это воздействие лишь часть того, что демографы изучают. С другой стороны, закономерности в развитии народонаселения обусловлены экономическими и социальными факторами. К ним в нашем примере относились вторая мировая война, корейская война, низкий уровень рождаемости в период Великой депрессии, его повышение после войны и последующее снижение в течение 60-х годов. Мы также узнали, каким образом группа людей, родившихся в одно и то же время, проходит свой жизненный цикл как единое целое, на каждом шагу оказывая влияние на социальную структуру. Группы людей, родившихся приблизительно в одни и те же годы, называются когортами. "Дети войны", достигшие студенческого возраста в 60-е годы, составляют когорту. То же самое можно сказать и о преподавателях, которые в то время окончили колледж и аспирантуру и приступили к обучению этого потока студентов.

Когортный анализ показал нам один из тех случаев, когда численность людей влияет на социальные изменения и воздействует на социальную и экономическую структуру общества. Население и общество взаимосвязаны во многих отношениях. Существует взаимосвязь между людьми, землей и пищевыми ресурсами. От населения зависят также уровень технологии, развитие промышленности и богатство общества. Состав народонаселения оказывает влияние на наши самые главные социальные институты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...