Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ




Наряду с учителями на формирование личности учащихся и их успехи оказывают влияние группы сверстников. Хотя группа сверстников давно уже признана как важная социальная сила, эта точка зрения нашла дальнейшее подтверждение в исследовании, проведенном Джеймсом Коулманом в конце 50-х годов. Коулман изучил социальную структуру 10 средних школ, отличавшихся по количеству и составу учащихся. Он обнаружил, что такие качества, как спортивное мастерство мальчиков, а также приятная внешность и личное обаяние девочек, способствовали популярности и высокому социальному статусу среди учащихся (Коулман, 1961). А вот хорошие оценки и успехи в освоении знаний довольствовались низкой популярностью.

Аналогичная картина наблюдается и на уровне колледжей. Мартин Троу (1966) сравнил четыре типа своего рода "культур", сложившихся в колледже; каждая из них имела свои собственные ожидания. Он выделил четыре категории студентов и назвал их "коллегиалами", "профессионалами", "академиками" и "нонконформистами". "Коллегиалы" любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги и хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение. "Профессионалы" стараются хорошо учиться, но их мало волнует "академическая" деятельность профессоров, ведь она не повлияет /446/ на карьеру студентов в будущем. Согласно классификации Троу, в эту категорию входят студенты медицинских факультетов; их интерес к учебе питается стремлением получать хорошие оценки и хорошо устроиться в будущем. "Академики" увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями колледжей. Наконец, "нонконформисты", или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям "обывательского" общества.

Классификация студентов, предложенная Троу, интересна и полезна, но следует учитывать неустойчивость выделенных типов студентов. Часто в результате политических и экономических перемен один из них может стать преобладающим по сравнению с другими (Вуд, 1976). Эта тенденция наблюдалась в период с 20-х по 80-е годы. В 20-е годы преобладал "коллегиальный" тип. В то время получили широкое распространение студенческие братства, женские землячества и объединения студентов колледжей. В 30-е годы наметилась противоположная тенденция. Это было время политического нонконформизма, отражавшего социальные и личностные проблемы, вызванные великой депрессией. В 50-е годы, когда солдаты, охваченные стремлением к достижениям, возвращались с полей сражений второй мировой войны, научные и профессиональные интересы выдвинулись на первый план.

Период 60-х годов был отмечен движением за гражданские права и выступлениями студентов против войны во Вьетнаме. Снова наметилась заметная тенденция к политическому и эстетическому нонконформизму. Наконец, в 70-е годы, когда закончилась вьетнамская война и возникли экономические трудности, резко повысилось значение профессиональных интересов. Студенты были настолько озабочены своей будущей работой, что преподаватели начали жаловаться на их равнодушие к науке и аполитичность. Произошла глубокая перемена в настроении студентов - ведь в 60-е годы профессора были недовольны их слишком активным участием в политических делах! Рискованно предсказывать, какими станут студенты в 90-е годы, поскольку, как мы только что убедились, их настроения и интересы резко меняются. Однако, можно с уверенностью предположить, что в недалеком будущем их по-прежнему будут волновать вопросы работы, особенно если конкуренция на рынке труда останется такой же острой, как в наши дни. Но, если США вступят в войну, осуждаемую народом, и правительство объявит призыв студентов на военную службу, легко предвидеть повторение ситуации в духе 60-х годов.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вернемся к одной из основных функций образования - социализации. Мы уже узнали, что взаимодействие между студентами колледжа, выросшими в различном этническом, социальном и экономическом окружении, оказывает влияние /447/ на усвоенные ими ценности, жизненные позиции и поведение. Например, они становятся более терпимыми к другим группам (Павалко, 1968). В связи с этим возникает любопытный вопрос. Способствует ли образование однородности или многообразию жизненных позиций и типов поведения? Как показывают несколько научных исследований, среди молодых людей обычно легче формируются различные мнения по социальным и политическим вопросам, чем среди людей более старшего возраста (Гленн,1968).

Кроме того, на основе, опыта приобретенного в колледже, студенты усваивают более либеральные взгляды по спорным политическим вопросам. Согласно результатам изучения политических взглядов студентов из некоторых колледжей, большинство студентов, выросших в окружении республиканцев, считали, что колледж повлиял на их политические убеждения. Вследствие этого они были готовы выйти из республиканской партии и присоединиться к демократам или независимым (Росс, 1968).

Интенсивность и длительность контактов студентов с членами других групп также воздействуют на их религиозные и социальные взгляды. Меняется их формальное религиозное поведение - например, они реже посещают церковь или синагогу, но чаще курят, употребляют спиртные напитки и усваивают привычку нерегулярно спать. Это свидетельствует о некоторой утрате религиозности студентов, в то же время в период учебы в колледже их социальные позиции становятся более независимыми (Астин, 1972).

В учебных заведениях с ярко выраженной профессиональной ориентацией, где главное внимание уделяется овладению будущей профессией, наблюдается противоположная тенденция. Анализ взглядов выпускников медицинского, юридического и других факультетов показал, что, как правило, до поступления в университет они имеют различные жизненные позиции, но в процессе учебы у них формируются устойчивые ценности и убеждения, которые традиционно разделяют представители их профессии. Например, у студентов-отличников медицинских факультетов формируется преданность своему делу и консервативные политические взгляды, что характерно для практикующих врачей. Эта перемена обусловлена изоляцией студентов и отсутствием влияний извне. Аспиранты общаются в основном с представителями своего факультета; тяжелая нагрузка оставляет им мало времени для других занятий (Павалко, 1968; Вегнер, 1976). /448/










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...