Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема 13-3. Работа за зарплату и домашняя работа, выполняемая мужьями и женами




Взаимодействие между родителями и детьми

Социологи считают, что конфликты между родителями и детьми неизбежны в обществе, в котором происходят бурные перемены. В нашем обществе существуют разногласия между молодыми людьми и их родителями по широкому кругу спорных вопросов, начиная с того, когда следует ложиться спать, и кончая выбором спутника жизни. Этот "разрыв между поколениями" был особенно глубок в период 60-х годов, когда студенты колледжей порой решительно выступали против ценностей поколения тридцатилетних людей, стремившихся к успешной карьере и спокойной жизни в пригороде.

Но вопреки распространенному представлению о неизбежности конфликтов между поколениями самым потрясающим открытием нескольких проведенных исследований стало выявление высокого уровня согласия между детьми и их родителями. Например, одно из исследований показало, что студенты колледжей обычно согласны со своими отцами по таким спорным вопросам, как сексуальные нормы, защита окружающей среды, причины беспорядков в университетских городках, отношение к войне и сегрегации (Якобсен, Берри, Олсон, 1975). Юноши обычно в большей мере проявляют несогласие со своими отцами, чем девушки. Студенты колледжей, которые дольше учились в школе, скорее склонны не соглашаться со своими отцами. Разногласия более вероятны между отцами — представителями рабочего класса и их отпрысками, которые стали студентами колледжей. Отцы, имеющие высокие ученые степени или отличающиеся консервативными взглядами, обычно не разделяют точку зрения своих детей по вопросам политики и нравственности. Однако в целом взаимное согласие наблюдается здесь значительно чаще, чем разногласия. Чтобы глубже понять эти поразительные результаты, Бауэрман и Бар (1973) побеседовали с 18664 юношами. Обнаружилось, что молодые люди, выросшие в семьях, где родители имеют одинаковое влияние, обычно усваивают ценности, понятия и мнения своих родителей. Этого не наблюдается в семьях, где властью облечен лишь один из родителей, особенно мать.

Последствия развода

Увеличение числа разводов вдвое по сравнению с 1956 г. означает, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черлин /417/ отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если сами были инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разрыве родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступил в брак.

Семьи родителей-одиночек

В начале этой главы мы говорили о быстром увеличении количества семей с одним родителем за последние двадцать лет. Главной причиной этой перемены является растущее число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, а также женщин, имеющих внебрачных детей.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Если уровень разводов, наблюдавшийся в середине 70-х годов, сохранится, родители примерно трех пятых всех негритянских детей и одной шестой всех белых детей разведутся до того, как их дети достигнут 16 лет (Бампасс, Риндфасс, 1978). Многие разведенные супруги предпочитают жить отдельно от своих родителей и родственников, хотя в прошлом это не было принято. Чаще всего дети остаются жить со своей матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

Семьи с одним родителем образуются также, когда родятся внебрачные дети. Уровень внебрачных рождений за последние 15 лет заметно увеличился. Для большинства разведенных женщин, а также женщин, имеющих детей и никогда не вступавших в брак, самыми серьезными являются экономические проблемы. Хотя многие разведенные женщины (их насчитывается примерно 40 процентов) имеют право на некоторую материальную помощь от бывших мужей, они не получают ее совсем или получают нерегулярно (Брэндвайе, Браун, Фокс, 1974).

Большинство разведенных или никогда не вступавших в брак одиноких родителей вынуждены искать работу, чтобы обеспечить свои семьи. Часто им удается найти лишь низкооплачиваемую работу. Если мать-одиночка может рассчитывать /418/ только на пособие по содержанию детей, обычно она живет на грани или за чертой бедности.

Волнения по поводу денег не единственная проблема, с которой сталкиваются семьи родителей-одиночек. Одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где придается важное значение браку. При отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной (Шорр, 1979). Однако существуют обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными. Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что присутствие обоих родителей или отсутствие одного из них почти не влияет на качество воспитания ребенка или социализацию детей. Это не оказывает воздействия на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения и отношение к браку и семье. В самом деле несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем (там же).

Учитывая эти данные, нельзя сделать вывод, что семьи с одним родителем представляют серьезную опасность для благополучия детей. Однако перед деятелями в области социальной политики встает дилемма. Одинокие родители часто нуждаются в материальной помощи и советах со стороны общества. В соответствии с принципами гуманности семьи одиночек должны получать необходимую для них поддержку. Но создание слишком комфортных условий для одиноких родителей и избавление их от экономического и психологического бремени — удела одиночек — могут способствовать дальнейшему увеличению уровня разводов и снижению числа повторных браков. Это не устраивает тех, кто управляет социальной политикой.

АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ

Семья с одним родителем представляет собой существенное отклонение от традиционной семьи с двумя родителями, в значительной мере она посягает на почти полную монополию последней. Но за последние десятилетия возникало несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны. /419/

Совместная жизнь

За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. С 1970 по 1981 г. их численность выросла от 523 000 до 1 808 000 человек, т.е. увеличилась на 246 процентов (U.S. Bureau of the Census, 1982).

Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексуальных отношениях, например они включают пожилых женщин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые живут в их доме. Кроме того, следует учитывать, что хотя количество таких сожительств заметно возросло, они составляют лишь 2 процента всех семей в США.

Большинство несупружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Судебные иски, предъявленные актеру Ли Марвин и другим знаменитостям, стали прецедентами того, что женщины, прекращающие подобные связи, могут потребовать своего рода "алиментов". Но прецеденты нельзя считать гарантиями. Ясно, что партнеры и, вероятно, их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напоминают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже посещают церковь, чем законные мужья и жены (Ньюкомбэ, 1979).

Жизнь в коммуне

Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, считали традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Некоторые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун. /420/

Тенденция к созданию коммун как форма идеологическою протеста стала ослабевать в 70-е годы, и в настоящее время ее нельзя считать жизненно важной (Заблоки, 1980). Тем не менее в течение 70-х годов число коммунальных связей продолжало расти, хотя они стали создаваться не по идеологическим, а скорее по практическим мотивам. Например, в коммунах людям могут быть предоставлены более широкие возможности для экономического сотрудничества, чем в нуклеарной семье (Уайтхэрст, 1981).

Даже после того, как коммуны утратили присущий им идеологический энтузиазм, в них продолжали вступать новые члены — главным образом люди, которых не удовлетворяла семейная жизнь. В результате исследования 31 городской коммуны в Детройте, проведенного в 1972 г., Штейн, Полк и Полк установили, что, по мнению их участников, эмоциональная поддержка — самая жизненно важная необходимость и обрести ее люди надеялись именно в коммунах, а не в семье. Кроме того, члены коммуны экономили материальные средства, которые делились поровну, здесь женщины в меньшей мере находились под властью мужчин. Однако исследование выявило, что в коммуне женщины по-прежнему выполняли чисто "женские" обязанности — готовили еду и занимались уборкой. Мужчины, как правило, занимались "мужскими" делами — работали в огороде, чинили домашние вещи и велосипеды. Некоторые социологи находят сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов (Бергер, Хэкетт, Миллер, 1972). Как и дети в семьях рабочих, юные жители коммун имеют множество образцов для подражания среди мужчин и женщин, часто их опекает несколько людей, заменяющих им отцов и матерей (Бергер, 1972). Жалобы членов коммуны обычно можно услышать в семьях представителей низшего класса: часто говорят о разногласиях по экономическим вопросам, невозможности уединиться, отсутствии связи с внешним миром и неравной нагрузке в работе (Штейн, 1975).

Наконец, в коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей. В результате возрастает число женщин, которые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны окружающих. /421/

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

В этой главе мы узнали о возникновении многих перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:

1. снижение уровня браков;

2. возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;

3. повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

4. увеличение числа детей, родившихся вне брака;

5. возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;

6. уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;

7. изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "семейная политика" (Каммерман, Кан, 1978). Этот термин относится ко всем аспектам социальной политики, оказывающим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п. Искренний интерес к семейной политике в масштабах всей страны стал особенно заметно проявляться в 1973 г.

Именно тогда происходили заседания экспертов под председательством сенатора Уолтера Монфэйла. Они подчеркивали важность семьи в американском обществе и выражали озабоченность в связи с переменами, о которых мы только что упомянули. Многие из этих экспертов недвусмысленно призывали к осуществлению "национальной семейной политики".

В отличие от многих стран Европы и всего мира в США отсутствует точно определенная семейная политика. Скорее она оказывает лишь незначительное влияние на общество, и ее осуществляют несколько не связанных между собой организаций. Среди мер, оказывающих влияние на семью, следует отметить удержание подоходного налога на детей, помощь семьям, имеющим детей, находящихся на иждивении родителей (пособие), усилия по обеспечению семей государственными квартирами низкой стоимости и предоставление услуг по планированию семьи. Трудно сказать, будет ли в США когда-нибудь проводиться единая национальная семейная политика. Но легко предвидеть, что в связи с происходящими переменами, вероятно, возникнут проблемы семьи как института и будут по-прежнему выдвигаться требования о вмешательстве правительства. /422/

БУДУЩЕЕ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ

Каково значение перемен в семейной жизни, обсуждавшихся в этой главе? На этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают "мрак и гибель". Они считают, что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.

Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи.

Существует множество различных предсказаний о будущем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил возможность семи тенденций в развитии будущей семьи. Среди них сохранение современной семьи; возврат к традиционной семье; уничтожение семьи; возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций и т.д.) и создание "ненастоящих" семей, основанных на общих интересах и потребностях.

То, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания "мрака и гибели" отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится. Как мы узнали, история американской семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Современные тенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди /423/ нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.

2. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

3. Семья анализируется в русле двух основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

4. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья является местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; /424/ при этом возникают конфликты между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

5. Для большинства супружеских пар в Америке процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. В Америке наблюдается самый высокий уровень браков среди промышленных стран, но средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов. Правила эндогамии и экзогамии ограничивают возможности выбора партнера для каждого члена общества. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

6. В США - самый высокий уровень разводов в мире. Он постепенно возрастал с середины XIX в. и особенно резко повысился после второй мировой войны и с 1965 по 1970 г. Особенно глубокое влияние на уровень разводов оказали экономические факторы. Укрепление независимости женщин, вероятно, также способствовало увеличению числа пар, считающих развод способом решения проблем, возникающих в супружеской жизни.

7. Среди социальных перемен, влияющих на американскую семью, следует отметить увеличение численности семей, где работают оба супруга. Стрессовые ситуации, возникающие, когда люди пытаются одновременно справиться с противоборствующими обязанностями дома и на работе, называются дилеммой перегруженности и дилеммой идентичности. Хотя занятость обоих супругов вне дома находит все более широкое распространение, разделение труда (включая домашнюю работу) по половому принципу твердо укоренилось в жизни американцев.

8. В результате развода и родители, и дети переживают глубокое потрясение и чувствуют тревогу, раздражение и одиночество. В связи с ростом числа разводов образовалось множество семей с одним родителем, в большинстве случаев возглавляемых женщинами. И для разведенных женщин, и для матерей, никогда не вступавших в брак, наиболее острыми, по-видимому, являются экономические проблемы. Другая проблема состоит в том, что одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где высоко ценится брак.

9. Две другие альтернативы традиционной семье — совместная жизнь без вступления в брачные отношения и жизнь в коммуне. Большинство пар, не регистрирующих брак, не имеют детей. Такие партнеры имеют меньше законных прав /425/ в случае разрыва, чем супружеские пары. Тенденция к созданию коммун впервые возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. В дальнейшем коммуны создавались скорее из практических соображений, например с целью экономического сотрудничества. Некоторые исследователи находят большое сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов.

10. Новая область науки, получившая название "семейная политика", вызвана к жизни главным образом изменениями института семьи, которые рассматриваются как социальные проблемы. В отличие от многих других стран в США нет четко определенной семейной политики. Среди политических мер, влияющих на положение семьи, следует отметить введение подоходного налога на помощь детям, оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении родителей, меры по обеспечению семей с детьми квартирами низкой стоимости и предоставление им специальных услуг.

11. Возрождения традиционной семьи, по-видимому, не предвидится, хотя нет и признаков полного разрушения семьи. Однако процесс распада сохранившихся функций семьи будет продолжаться. /426/

Глава 14. Образование

"Мы вынуждены конкурировать друг с другом, когда дело касается отметок, почестей, отличий, поступления в колледж и спортивные команды, а также социального признания. В ходе этой конкуренции совершенствуются не наша порядочность, понимание жизни и интеллектуальные способности, а скорее умение носить маску, неискренность, приспособленчество и стремление идти по безопасному и проторенному пути, готовность предать своих товарищей ради собственной выгоды. Но все это усваивается учащимися непроизвольно. Они просто приспосабливаются к школьной обстановке, усваивают нормальный способ достижения "успеха" в мрачном, обезличенном мире средней школы. Эта конкуренция сопряжена с многими унижениями для всех, даже для тех, кто добивается успеха. Главная цель школы - воспитание приспособленцев, подчиняющихся власти школьной системы" (Либарле, Селигсон, 1970, с.20).

Резкая критика, содержащаяся в этом высказывании, отражает опыт учащегося средней школы из пригорода Нью-Йорка, где живут богатые. В нем также выделяются некоторые общие черты, характерные для образования в нашем обществе. Во-первых, говорится, что в процессе обучения учащимся навязывают определенные культурные ценности - в частности, стремление к конкуренции и уважение к власти. Во-вторых, подразумевается, что для передачи такого рода ценностей требуется наличие формальных организаций, например средних школ. В-третьих, имеется в виду, что весь процесс обучения направлен на социализацию людей, в данном случае учащихся средней школы. И наконец, речь идет о том, что содержание обучения не всегда соответствует подлинным интересам учащихся; на самом деле иногда оно может вступать в конфликт с ними.

Как мы узнали из 4-й главы, в процессе социализации с самого рождения происходит формирование личности. Социализация предполагает усвоение широкого круга ценностей, понятий и ожиданий, на основе которых складывается повседневная жизнь людей. Образование - часть этого процесса. Хотя государственные школы, религиозные училища и колледжи предназначены для передачи знаний, в них непроизвольно усваиваются и другие уроки. Итак, образование можно определить как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. /427/










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...