Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО И ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ




Рассмотрим особенности регулирования поведения на основе социальных ожиданий, определяющих, что должны делать и чувствовать люди различного возраста. Другими словами, поговорим о нормах, установленных обществом для различных возрастных групп.

Формальные возрастные нормы

Некоторые нормы являются формальными, или "официальными". Не положено голосовать в 17 лет, но это разрешается в 18. В большинстве штатов двадцатилетние молодые люди не имеют права покупать спиртные напитки, но это позволено им делать в 21 год. Работающим разрешено продолжать свою трудовую деятельность до 65 лет (или 67 или 70). В дальнейшем обычно они уходят на пенсию. Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).

Неформальные возрастные нормы

Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события (Ньюгартен, Лоуи, 1965). Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продолжать учебу в колледже. В самом деле исследования наводят на мысль, что существуют "социальные часы" или своего рода "расписание", подсказывающее людям, складывается ли /369/ их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы "не отстать от других", они совершают трагические ошибки в своей жизни (Ньюгартен, Датан, 1973). В последнее время многие молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низкооплачиваемую работу (вначале она была для них частью "альтернативного" образа жизни), стали ощущать тревогу и присоединились к политическим программам, надеясь найти более ответственные должности.

Представление о "социальном расписании" складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не "остаться старой девой". Стереотип "бездельника", наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: "Ведите себя как положено в вашем возрасте" - мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.

Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказываться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудность состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с множеством навязываемых им стереотипов поведения, якобы соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связана с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том, что старые люди становятся бесполыми существами, вероятно, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь. Алекс Камфорт (1974) высказал предположение: "Старые люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде - это связано с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем, что они не могут ехать на велосипеде" (с.441).

Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и /370/ сексуально. Когда их спросили о деятельности, осуществляемой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп ответили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном труде, которым в действительности занимались пожилые (Этчли,1980).

Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаграждаются, существует возрастная стратификация. В системе возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Мы уже ознакомились с этнической, расовой и половой стратификацией. Но именно возрастная стратификация является единственной, которая непосредственно касается всех нас.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СЛОЯ

Каким образом складывается наше представление об этапах жизни и соответствующем поведении? Почему 18-летнего человека считают тинэйджером, а в 21 год его называют взрослым? Когда средний возраст переходит в старость?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...