Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема анализа диалектного текста




Т.И. Мурзаева

 

 

А н а л и з

диалектного материала

 

 

Учебно-методическое пособие

по курсу «Русская диалектология»

для студентов заочного отделения

факультета русской словесности

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2 0 0 4

УДК 808.2-087-01 (075.8)

ББК  81.2Рус-67-923

    М91

 

 

Рекомендуют к печати:

 

Кафедра теории и истории языка Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Кандидат филологических наук, доцент Л.В. Лаврова

 

 

М91 Мурзаева Т.И.     Анализ диалектного материала: Учеб.-метод. пособие по курсу «Русская диалектология» для студентов заочного отд-ния  фак-та русской словесности. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 48 с.

  ISBN 5-292-03345-6

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующей учебной программой по курсу «Русская диалектология» и рекомендуется к использованию при выполнении контрольной работы.

Для студентов заочного отделения факультета русской словесности.

 

УДК 808.2-087-01 (075.8)

    ББК 81.2Рус-67-923

 

ISBN 5-292-03345-6 Ó Мурзаева Т.И., 2004

 

 


Предисловие

 

 

В соответствии с действующим учебным планом на заочном отделении факультета русской словесности студент выполняет по курсу «Русская диалектология» в течение первого семестра контрольную работу, что является очень важной составляющей подготовки к зачету.

Анализ диалектного материала нередко вызывает существенные затруднения. Данная методическая разработка содержит схему и образец анализа диалектного текста. Так как диалектные различия весьма многообразны и не могут совмещаться в одном небольшом тексте, который обычно предлагается студенту, то представляется полезным привести примеры отдельных видов анализа наиболее сложных диалектных явлений, которые отсутствуют в анализируемом в качестве образца фрагменте. При этом дается интерпретация материала, извлеченного из разных диалектных текстов, но сами тексты не приводятся.

Выполняя контрольную работу, студент ориентируется на «Схему анализа диалектного текста» и «Образец анализа диалектного текста», а в случаях затруднения в комментировании ряда диалектных явлений обращается к разделам «Образцы отдельных видов анализа» и «Справочные материалы».

Справочные материалы извлечены из учебных пособий: I, II, III – Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980; IV – Русская диалектология / Под ред. П.С. Кузнецова. М., 1973; V – Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. М., 1972.

 

 

Схема анализа диалектного текста

 

I. Фонетические особенности

 

1. Вокализм. Гласные под ударением.

1.1. Найдите в тексте все случаи, в которых в литературном языке произносят [е] под ударением. Выпишите только те примеры, в которых был старый h. Есть ли особенности его реализации (отдельно для положений перед твердыми и мягкими согласными и в конце слов)? Есть ли особая фонема на месте старого h ([ê] или [ие])?

1.2. Найдите в тексте все случаи, в которых в литературном языке произносят [о] под ударением после твердых согласных (кроме [ж], [ш], [ц]). Выпишите только те примеры, в которых в древности был звук [о] под восходящим ударением. Есть ли в этих случаях дифтонг [уо], закрытый звук [ô], дифтонгоиды [оу] или [уо], звук [у]? Есть ли особая фонема на месте [о] под восходящим ударением?

1.3. Определите количественный состав гласных фонем говора (семи-, шести-, пятифонемный). Приведите схему состава гласных фонем говора на основе треугольника Л.В. Щербы.

1.4. Установите наличие-отсутствие диалектных особенностей в отношении чередований ударных е//о, а//е:

1.4.1. Выпишите из текста все случаи, в которых в литературном языке произносят ударный [о] после мягкого согласного (или после [ж], [ш], [ц]) перед твердым. Представлен ли результат изменения [е] в [о] (типа ов’óс), или этого изменения не произошло (ов’éс)? Нет ли разницы в этом отношении между корневыми и аффиксальными морфемами?

1.4.2. Выпишите из текста все случаи, в которых в литературном языке произносят ударный [а] между мягкими согласными (или после [ж], [ш], [ц] перед мягкими). Представлен ли результат изменения [а] в [е] (типа оп’éт’), или этого изменения не произошло (оп’áт’)? Нет ли разницы в этом отношении между корневыми и аффиксальными морфемами? Предположите наличие или отсутствие в говоре чередования после мягких согласных [а] перед твердыми согласными и [е] перед мягкими.

1.5. Какая фонема наблюдается в словоформах, испытавших перенос ударения с окончания на корень, <а> или <о>: вáрит – вóрит, тáщит – тóщит, вáлит – вóлит, кáтит – кóтит, плáтит – плóтит, лóвит – лáвит, сóлит – сáлит и др.

 

2. Безударные гласные после твердых согласных.

2.1. Выпишите в таблицу 1 все случаи, в которых гласные фонемы <о> и <а> реализуются в 1-м предударном слоге после твердых согласных.

 

 

Таблица 1

Гласные в 1-м предударном слоге после твердых согласных

В соответствии с фонемой <о> В соответствии с фонемой <а>
   

 

Оканье или аканье свойственно говору? Ответ аргументируйте.

2.2. Определите тип оканья или аканья с учетом всех имеющихся в тексте примеров (все примеры для определения типа оканья выпишите в таблицу, аналогичную предыдущей, но с позицией «Гласные после твердых согласных в остальных безударных слогах»). При переходном характере вокализма возможны следующие варианты вывода: для 1 предударного слога – оканье с элементами аканья, или разрушающееся оканье, или переход от оканья к аканью, или аканье со следами оканья, или недиссимилятивное аканье со следами диссимилятивного, или разрушающееся дисимилятивное аканье (укажите подтип); для других безударных слогов – разрушающееся полное оканье или неполное оканье со следами полного.

2.3. Выпишите все случаи, в которых фонема <о> реализуется в абсолютном начале слов.

2.3.1. В 1-м предударном слоге.

2.3.2. Во 2-м или 3-ем предударных слогах.

Наблюдается ли усиление лабиализации или повышение подъема начального гласного?

 

3. Безударные гласные после мягких согласных.

3.1. Выпишите в таблицу 2 все случаи, в которых гласные фонемы <е>, <о> и <а> реализуются в 1-м предударном слоге после мягких согласных.

Таблица 2

Гласные в 1-м предударном слоге после мягких согласных

В соответствии с фонемами <о>, <е> В соответствии с фонемой <а>
   

 

Какой тип вокализма проявляется в данных примерах: различение гласных фонем <е>, <о> – <а>; ёканье – различение фонем <е> – <о> – <а>; неразличение фонем <е>, <о>, <а>. В случае неразличения определите его тип: еканье, или иканье, или яканье (укажите его тип и подтип). Ответ аргументируйте. Если в тексте имеются слова с фонемами <е>, <о>, <а> в 1-м предударном слоге после [ж], [ш], [ц], выпишите их и определите, соотносится ли их произношение с типом предударного вокализма после мягких согласных.

3.2. Какие звуки произносятся в соответствии с фонемами <е>, <о>, <а> в других безударных слогах после мягких согласных? Нет ли в говоре заударного ёканья? Нет ли случаев расширения гласных фонем <е> и <и> в заударных слогах?

 

 

4. Согласные.

4.1. Постоянные звенья консонантной системы, редко варьирующиеся в диалектах.

Реализация фонем <д’> и <т’>. Не произносятся ли в соответствии с ними аффрикаты [д’з’] (дзеканье) и [т’с’] (цеканье), или аффрикатоиды [д’з’] и [т’с’], или палатальные [д”] и [т”]?

Реализация фонем <з’> и <с’>. Не произносят ли в соответствии с ними шепелявые звуки [з”] и [с”] или [ж”] и [ш”]? Нет ли замены свистящих согласных шипящими?

Реализация фонем <ж> и <ш>. Твердые они или мягкие? Не сохранилась ли их мягкость перед гласными переднего ряда и мягкими согласными? Нет ли замены шипящих согласных свистящими?

4.2. Переменные звенья консонантной системы, часто варьирующиеся в диалектах.

Заднеязычные. Качество фонемы <г>: взрывная и/или фрикативная? Объясните случаи отклонений, если они есть. Какой звук произносится на месте <г> в конце слов? Приведите схему подсистемы заднеязычных.

Губные фрикативные. Качество фонемы <в> перед гласными: губно-губная и/или губно-зубная. Варианты ее реализации (отдельно перед сонорными, шумными звонкими или глухими согласными, в конце слов): оглушение, неоглушение, губно-губной согласный, частичная или полная вокализация. В случае сосуществования разнохарактерных вариантов укажите тенденцию развития подсистемы губных согласных. Есть ли в тексте примеры, по которым можно судить о наличии-отсутствии фонем <ф>, <ф’>? Приведите схему подсистемы губных фрикативных.

Качество фонемы <л> (в соответствии с литературной <л> твердой) перед гласными: твердая или средняя. Варианты реализации перед согласными и в конце слов: твердый звук [л], вокализация, губно-губной звук или [в]. В случае сосуществования разнохарактерных вариантов укажите тенденцию реализации <л>.

Аффрикаты. Качество согласного в соответствии с литературным [ч]. Качество согласного в соответствии с литературным [ц] (включая глагольные формы на -тся, -ться). Тип реализации аффрикат: различение или неразличение; в последнем случае укажите тип неразличения. Не отмечена ли утрата затвора аффрикат?

Долгие шипящие. Качество согласного в соответствии с мягкой долгой фонемой <ж’ж’> литературного языка; качество согласного в соответствии с мягкой долгой фонемой <ш’ш’> и с сочетаниями фонем <зч’>, <сч’>, <жч’> (твердый или мягкий, без смычного элемента или со смычным элементов, т.е. <ждж> и <шч>).

4.3. Сформировались ли в говоре противопоставления согласных фонем по глухости-звонкости и твердости-мягкости?

Представьте схему согласных фонем говора с учетом корреляций по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Входящие в обе корреляции звенья изобразите в виде квадратов; относящиеся лишь к одной из этих корреляций пары расположите горизонтально по твердости-мягкости, вертикально по глухости-звонкости, одиночные фонемы разместите соответственно на линии звонких (сонорные) и на линии глухих, например:

                             в – в’ л – л’ ж’ж’










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...