Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ




Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Джордж Мердок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай /45/ дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Например, обычаи жителей тропиков отражают особенности климата, для которого характерны незначительные сезонные колебания по сравнению с более умеренным климатом. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий. На основе разных культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. По мнению Клакхона, к ним относятся: наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище, тепле и сексе; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Согласно взглядам Клакхона, определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Мнение Клакхона о культурных универсалиях соответствует взглядам Мердока - они полагают, что все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частностях возможны разные варианты.

Эти взгляды подверглись разнообразной критике. Дж. Кларк (1970) отвергает концепцию базисных потребностей. Всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди едят, занимаются сексом и одеваются не только с целью удовлетворения этих потребностей. Человек может устроить званый обед, чтобы похвалиться новой обстановкой своего дома, заслужить благосклонность начальника или по другим, более серьезным причинам. На удовлетворение так называемых базисных потребностей - биологических, психических или социальных - влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие с этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. /46/

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

Американцы склонны так воспринимать описания незападных культур, словно они заимствованы из книг о необыкновенных приключениях (Мердок, 1965) или фильмов вроде "Храма Страшного суда". Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи "дикарей". Мы считаем "правильным" только западный образ жизни, а незападный — странным или варварским.

Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи (Мердок, 1965).

Американский антрополог Рут Бенедикт (1934) усовершенствовала эту концепцию следующим образом: каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее надо как единое целое. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если рассматривать их в отдельности. Например, чтобы понять все значение 4 июля в США, исследователь должен видеть взаимосвязь между этим праздником Дня независимости и всей американской культурой.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь имеет для американца совсем не тот смысл, что для немца (Холл, 1966). /47/

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все "владеют английским языком", некоторые группы употребляют "более правильный" английский, чем другие (Лич, 1975). В Америке имеются буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово essen обозначает прием пищи людьми, а слово fressen - прием пищи животными, в то время как в английском языке и то и другое обозначает только одно слово eat. (Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: "Ест, как свинья".) В уэлльском языке имеется слово glas, обозначающее /48/ все цвета, которые в английском обозначаются как зеленый, синий и серый.

В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников (Надсон, 1980).

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться с особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников, как "сын сына сестры отца отца".

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности ("пожалеть розгу - испортить ребенка"). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Послушайте, например, высказывание жителя Микронезии, твердо уверенного, что солнце вращается вокруг земли:

"Мне хорошо известно, что чужеземцы думают, будто земля движется, а солнце стоит на месте. Кто-то однажды нам об этом говорил. Но мы не можем поверить: почему же утром и вечером солнце не такое жаркое, как днем? А потому, что оно выходит из воды на рассвете охлажденным, а в часы заката оно снова приближается к воде. К тому же разве солнце стоит на месте, если мы видим, что за год оно меняет свое положение по отношению к звездам?" (Эти слова привел Гуденау в 1981 г.; они были записаны в 1913 г.)

Мы можем не согласиться с жителем Микронезии, но в контексте предполагаемых им причинно-следственных связей его рассуждение выглядит правдоподобным. /49/

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Например, согласно христианской космологии, мир создан Богом, и имеется немало постулатов об отношении Бога к людям.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни ("не убий"), супружескую верность ("не прелюбодействуй") и уважение к родителям ("чти отца своего и мать свою").

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: "Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)" (1981. С. 62).

Названные элементы культуры связаны между собой.

Мы можем понять особенности некоторых из этих взаимосвязей на примере одной из самобытных культур. У индейцев племени яномаме, проживающих в южной части Венесуэлы и на севере Бразилии, сформировалась сложная система представлений о себе, окружающих джунглях и о том, откуда все произошло. Согласно одному мифу, Дух Луны часто спускался на землю, где он питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился на это и в гневе выстрелил в пролетавшего над его головой Духа. Стрела с бамбуковым наконечником попала Духу в живот. Кровь брызнула на землю и превратилась в людей. Поэтому многие современные /50/ члены племени яномаме верят, что они произошли от крови Духа Луны (Шагнон, 1968).

Среди ценностей культуры яномаме существует убеждение, что мужчина должен быть воинственным и жестоким. Он должен проявлять эти качества в схватках, которые возможны по различным причинам. Если мужчину обвиняют в трусости или жадности, ожидается, что он вызовет обидчика на поединок, при этом противники обмениваются ударами в грудь. Споры по поводу женщин или воровство пищи являются основаниями для палочной драки "стенка на стенку": группы мужчин избивают друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. При этом может легко возникнуть жестокая схватка, в которой палки применяются как копья. Такая схватка может перерасти в настоящую войну. Когда мужчин этого племени обвиняют в чрезмерной жестокости, они оправдывают ее своим происхождением от крови Духа Луны. Таким образом, их представления об окружающем мире служат для объяснения некоторых основных ценностей культуры племени яномаме.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. В племени яномаме жестокость считается ценностью. Ожидание, что мужчина защитит свою честь в схватке, является нормой, соответствующей данной ценности.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживающих факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Мы более подробно рассмотрим взаимосвязи между нормами, санкциями и поведением в 7-й главе. Санкции обретают легитимность (законность) на основе норм. Предположим, ребенок спросил: "Почему наказали преступников?" В ответ мы можем обосновать правильность наказания с точки /51/ зрения нормы: "Потому, что они нарушили закон".

Если ребенок спросит: "Почему нельзя нарушать закон?" - мы можем обратиться к ценностям: "Для нас всех лучше, чтобы люди соблюдали закон". А для ответа на вопрос "Почему так лучше?" нам следует поделиться с ребенком нашими знаниями об окружающем мире и сказать ему: "Бог желает, чтобы мы были хорошими" или "Люди должны стараться ладить друг с другом". Санкции, нормы, ценности и реальные знания образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.

ОСОБОЕ МЕСТО ЯЗЫКА

В теориях культуры всегда важное место отводится языку. Многие области культуры невербальны - живопись, танцы, жесты и др. Но все элементы культуры, о которых говорилось выше, могут быть выражены в языке.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям /52/ человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила. Вам, конечно, известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык (Хертцлер,1965). Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Например, во время игры в покер молодой житель Нью-Йорка, вероятно, скажет: "Эй, парни, вырубите свет перед тем как слиняете". Однако в записке, которую он оставит в конторе, где работает, вероятно, будет написано: "Перед уходом выключите, пожалуйста, освещение" (Фишман, 1972).

Язык участвует также в процессе приобретения и организации опыта людей. Антрополог Бенджамин Ли Уорф (1940) показал, что многие понятия кажутся нам "само собой разумеющимися" только потому, что они укоренились в нашем языке. Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение... закодировано в моделях нашего языка (с. 2.3). Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в другом. Слово университет употребительно во всех англоязычных странах. Но у жителей островов Тихого океана оно отсутствует, поэтому пришлось бы с трудом объяснять им: "Это место, куда приходят люди после 18 лет изучать кое-какие трудные вещи". И еще неизвестно как такое объяснение было бы понято (Хадсон,1980).

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга: "Вам понятно, что я имею в виду?", "Если я понимаю Вас правильно…", Позвольте мне объяснить Вам..." Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в /53/ том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.

Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности (Хертцлер, 1965). Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты (например, у народов, живущих в Африке южнее Сахары), стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью (Урибэ-Виллегас, 1977).

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. В американском обществе диалекты иногда являются предметом насмешек - мы часто слышим, как передразнивают речь бруклинцев и бостонцев (Лабов, 1972). Наличие лингвистических подгрупп внутри наций может быть причиной глубоких, длительных разногласий (одно из выдающихся исключений - Швейцария). Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой. Недавно произошел еще один конфликт между группами по поводу языка. Во время всеобщих выборов в Калифорнии в ноябре 1986 г. избиратели провели референдум с требованием "Только английский"; в результате этого мероприятия английский язык был признан здесь официальным государственным языком! Эта кампания вызвала протесты и конфликты среди этнических групп Калифорнии. Безусловно, борьба еще не закончена, так как в суд поступают иски о признании этого решения неконституционным. /54/

ИДЕОЛОГИЯ

Одним из характернейших идеологических убеждений американцев является признание принципа равных возможностей. Большинство американцев считают, что ни один член нашего общества не должен быть лишен права реализовать свои способности. Такой установке соответствует убеждение, что все люди созданы равными и каждый человек, если есть такая возможность, способен преодолеть неблагоприятные условия. Это ясно сформулировано в Декларации независимости. Итак, идеологией называется система утверждений относительно ценностей и фактов.

Идеологии часто содержат более сложный комплекс утверждений в сравнении с приведенным выше примером. Классическое исследование расовых отношений в США Гуннара Мирдала (1944) выявило, что американцы, которые признают справедливость равных возможностей, нередко проявляют расистские настроения и отрицают необходимость равных возможностей для черных. Это противоречие объясняется тем, что негров считают неполноценными людьми: если негры не вполне люди, нет необходимости предоставлять им равные права.

Роль идеологии в ослаблении социальной напряженности

Идеологии выполняют ряд функций. Одна из них — ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни.

Мирдал, например, считает, что идеология затемняет противоречие между идеей о равных возможностях и реальностью, в которой негры находятся в невыгодном положении. Основная функция идеологии в этом случае состоит в уменьшении социальной напряженности, которую одновременно чувствуют и белые и черные; она вызвана тем, что идеал не соответствует действительности, в которой люди живут и в которой хотели бы находить условия, отвечающие их интересам.

Роль идеологии в выражении групповых интересов

Идеология также выражает или защищает интересы группы. Эта функция идеологии связана с учением Маркса. Марксисты выделяют два типа идеологий: консервативную, /55/ поддерживающую статус-кво и либеральную или радикальную, выражающую противоположную тенденцию.

Рейнхард Бендикс (1956) исследовал идеологию правящих классов в четырех промышленных странах: в Великобритании и России в XVIII и XIX вв., а также в США и Восточной Германии в начале XX в.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологам, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Бендикс, даже идеологии, ратующие за "человеческие отношения": дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или "правящие", идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца XIX и начала XX в. внешней скромности современных ведущих предпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что "капитализм соответствует социальным требованиям общества", они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль "общечеловеческих ценностей", вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.

Как уже говорилось, некоторые идеологии выступают против сложившегося статус-кво. Активисты движения за гражданские права 50-60-х годов отвергли идею о том, что черные примитивнее белых. Они утверждали, что все люди созданы равными и должны иметь равные возможности, но в действительности черные лишены возможностей, предоставленных белым. Либеральные идеологии отражаются в трудовых спорах. Профсоюзы часто заявляют о своем стремлении к более справедливому распределению доходов и других благ. Они также выдвигают требования об улучшении условий труда и выступают против иных форм эксплуатации (Корнхаузер, 1954).

В ситуациях, связанных с конфликтами и переменами, идет борьба между двумя идеологиями: одна из них стремится к защите, а другая - к разрушению статус-кво - левые выступают /56/ против правых, жители колоний - против колонизаторов, профсоюзы - против администрации. Если угнетенная группа побеждает, ее идеология служит для защиты нового социального строя. Например, в СССР после революции 1917 г. большевизм немедленно изменился. Из идеологии, провозглашающей необходимость свержения старого строя, он превратился в средство поддержки нового строя. Многие антиколониальные идеологии изменились таким же образом после второй мировой войны, когда колонии обрели независимость.

Идеология как источник смыслов

Клиффорд Гиртц отметил еще одну функцию идеологии - она придает смысл действиям людей.

В последнее время различные правительственные органы требуют прекратить дискриминацию женщин и представителей национальных меньшинств при приеме на работу и учебу в высшие учебные заведения. Они требуют отчетов о выполнении этого требования, определяют квоты приема, часто угрожают в случае их несоблюдения ликвидировать фонды, предназначенные для исследовательских работ. Как объяснить такую политику? Она обусловлена идеологической позицией, которой придерживаются или давлению которой подвергаются правительственные органы. Эта позиция требует справедливости по отношению к группам, подвергающимся дискриминации.

Иногда администрация колледжа или университета отказывается уступить давлению, заявляя, что достаточно квалифицированных женщин и представителей национальных меньшинств не хватает, чтобы заполнить квоты. Чем объясняется их поведение? Оно также связано с их идеологической позицией, требующей обеспечить высокий уровень деятельности учебных заведений. Исходя из разных идеологических приоритетов, обе группы по-разному истолковывают и оценивают ситуацию. Мы не будем анализировать достоинства и недостатки обеих идеологий, нас интересует сейчас, как они действуют, придавая смысл и законность определенным требованиям. Политическая борьба зачастую состоит прежде всего в выяснении того, какая из конкурирующих идеологий может считаться более значительной и правомерной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...