Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Принципы социальной политики
Нередко социальная политика разделяется на декларируемую и реальную. Декларируемая провозглашает своей целью защиту интересов слабо защищенных социальных групп, а реальная выражает интересы групп, управляющих обществом. Реализуя функции социальной политики, большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своим политических деклараций ряд общепризнанных принципов. Центральными из них можно назвать: Принцип социальной справедливости. Уравнительный тип справедливости представляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов по сравнения с другими, является объективной. Однако, удовлетворение потребностей личности на единообразном уровне снижает мотивацию к труду, творчеству и успеху. Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности или объективно находится в худших условиях. Теоретическое представление и социальная практика большинства стран демонстрирует как бы постоянные колебания в рамках этих представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он неразрывно связан с принципом социальной справедливости и требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом общество или государство должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях. Принцип социальной солидарности, который заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Это происходит путем перераспределения денежных средств через систему налогов и пособий и перераспределения социальных ресурсов, то есть доступа к социальным коммуникациям, культуре, здравоохранению, образованию. Принцип социального партнерства, в основе которого лежит система трипартизма, то есть участия в переговорах по социально-трудовым вопросам трех сторон: государственной власти, работников и работодателей. Этот принцип определяет равноправие сторон на переговорах при принятии решений, равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания. Социальная защищенность – результат деятельности целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, обеспечивающих населению определенный минимальный уровень социальной безопасности и жизнедеятельности. Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Социальные гарантии – это система социально-экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов и развитие общественной системы в целом. Принцип субсидиарности (поддержки), которые предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
Тема II: Приоритеты, механизмы реализации и показателиэффективной социальной политики I. Социальная стабильность как фактор реализации целей СП
Социальные приоритеты – социальные задачи, признаваемые обществом наиболее неотложными, требующими первоочередного решения.
Большинство экономически развитых стран, вне зависимости от существовавших в них политических и экономических систем, провозглашали фактически идентичные цели в области социальной политики:
- рост денежных доходов населения;
- улучшение условий жизни населения и его потребления;
- улучшение пенсионного обеспечения;
- развитие отраслей социальной сферы;
- поддержка доходов беднейших групп населения и т.п.
Различия проявляются на стадии реализации поставленных целей СП, когда возникает необходимость в использовании тех или иных экономических и политических инструментов.
Социальные отношения, то есть отношения между людьми по поводу их положения в обществе, социального статуса и его соотносимости с социальным статусом других людей и общностей могут осуществляться в нескольких вариантах:
1. Сотрудничество в форме обсуждения проблем, совместный поиск их решений путем переговоров, заключением обязательных к исполнению договоров.
2. Конкуренция, соперничество, соревновательность, то есть мирная деятельность по достижению наилучших результатов.
3. Борьба, когда субъекты социальной политики не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности людей и не могут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями.
Для успешной реализации целей СП необходима социальная стабильность, то есть возможность реализации решений, принятых в установленном законом порядке без разрушения самого общества и управляющих им систем. Социальный конфликт – столкновение, противодействие двух или большего числа социальных групп. Социальная напряженность – одна из важнейших характеристик социальных отношений, результат эскалации социальных конфликтов, рост их массовости и остроты.
Выделяют две основные модели поддержания социально стабильности – силовой и экономический. Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения или одной из крупных групп отвергает принимаемые решения, и для их выполнения необходимы жесткие, силовые меры (использование сил охраны правопорядка, введение цензуры, закрытие оппозиционных изданий, партий и т.п.)
Экономическая модель сохранения социальной стабильности общества базируется на учете интересов различных групп населения и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур заключается в предотвращении таких ситуаций, когда масштабы нарушений интересов каких-либо групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели сохранения социальной стабильности общества.
Политика властных структур общества, направленная на сохранение социальной стабильности, - это политика, основанная на постоянных компромиссах между интересами различных групп общества. В развитых рыночных экономиках государство может законодательно определить и реализовать перераспределение ресурсов между экономически сильными и экономически слабыми социальными группами без нарушения социальной стабильности общества только на основе одобренной большинством членов общества социальной политики.
Основой достижения солидарности государства и других социальных институтов является компромисс, то есть способность всех участников социальных отношений жертвовать частью своих интересов для достижения общественного блага. Это понятие включает: экономический рост, улучшение благосостояния всех граждан, социальную справедливость, благоприятную моральную атмосферу, культурное и духовное развитие, поддержание демократических и гуманистических ценностей, развитие прав и свобод. Государство жертвует своим всевластием, поскольку сознательно берет на себя ответственность за создание гражданского общества и желает разделить бремя этой ответственности с работодателями, профсоюзами и общественными организациями. Работодатели соглашаются поддержать принцип полной занятости в обмен на сокращение требований профсоюзов относительно непрерывного повышения заработной платы. Профсоюзы смягчают это требование ради обеспечения полной занятости. Общественные организации смягчают критику правительства и высказывают солидарность с его политикой ради достижения общего блага. Государство сотрудничает с ними ради уменьшения бремени собственной ответственности.
Исходным моментом проведения СП является разработка социальной стратегии. Под социальной стратегией понимается совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни. Социальная стратегия учитывает намерения различных структур общества по его социальному развитию и поэтому является результатом общественного консенсуса. II. Механизмы реализации СП
Формирование целей социальной политики определяется общественно-политическими и макроэкономическими факторам. Первые воздействуют на выбор модели СП, а от вторых (состояние государственных финансов, темпы инфляции, денежные накопления и т.п.) зависит возможность реализации выбранной модели.
Социальная политика реализуется государством с использованием определенных при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов. К основным механизмам СП относятся:
1. Законодательная база СП, которая формируется законодательной ветвью государственной власти и определяет общие направления СП, прежде всего в части социальной защиты населения, функционирования систем социального страхования. Нормативные материалы текущего характера в рамках соответствующих законодательных документов осуществляют как законодательные, так и исполнительные структуры.
2. Финансовый механизм СП устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельность структур, выполняющих эти функции.
3. Налоговые рычаги и стимулы в социальной политике используются для ориентации работодателей на содействие проведению социальной политики, а граждан (домохозяйства) – на повышение уровня экономической самостоятельности, и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.
4. Административные решения (административный ресурс) в СП используется органами государственного управления различных уровней, прежде всего для повышения уровня социальной поддержки населения, сверх установленного государственным законодательством при условии, что их реализация не приведет к росту расходов государственного бюджета.
5. Политические методы в СП: А) митинги и забастовки, в ходе которых выдвигаются социально-экономические требования; Б) лоббирование конкретных решений, связанных с социальной политикой, во властных структурах.
Социальные инновации – это целенаправленное введение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект. III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
Социальная эффективность – это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.
1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)
2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)
3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).
4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).
5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).
6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).
7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).
8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).
Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.
Специалистами ООН разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом. ИРЧП рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:
1. Физическое состояние людей, их долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни).
2. Духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель – уровень образования, то есть доля грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи).
3. Материальная обеспеченность людей, то есть реальные доходы на душу населения (показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).
В настоящее время ИРЧП исчисляется и измеряется практически для всех стран мира. В 2006 г. Беларусь занимала 67, Россия – 65 место, в 2007 г. – Беларусь – 64, Россия – 67.
В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления СП.
Важнейшими государственными социальными стандартами являются:
1. В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.
2. В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда.
3. В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.
4. В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих.
5. В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений.
6. В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.
7. В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.
8. В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п.
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне.
Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов.
Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения. Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.
Тема III: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт I. Основные модели социальной политики за рубежом
Практическая реализация моделей СП зависит от политического устройства, уровня экономического развития, отношений собственности, структуры управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций. В этом смысле моделей СП столько же, сколько и стран мира. Однако во всем этом многообразии выделяют определенные формообразующие критерии.
По уровню гарантий, представленных населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах, можно разбить на две группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж).
Бисмарковская модель устанавливает тесную связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимает форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных началах работодателями и работополучателями, собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются страховые выплаты. Ответственность за сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для людей с недостаточными возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.
Бевериджская модель («Отчет Бевериджа», 1942 г.) исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность при заболевании, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем престарелым независимо от уровня отчислений от зарплаты (так называемые «социальные пенсии» в отличие от профессиональных). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет, то есть преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.
«Бисмарковская» и «бевериджская» модели имеют различные вариации, но наиболее устойчиво в мировой практике используются либеральная, социал-демократическая, консервативная, корпоративистская, католическая модели СП.
1. Либеральная модель (США, Великобритания, Канада) рассматривает рынок как наиболее эффективную сферу организации взаимодействия людей, на основе частной собственности и свободы предпринимательства. Высокий уровень жизни обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности, отсюда вытекает довольно значительная дифференциация доходов по их величине. Предполагается, что люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Выплачиваемые пособия должны быть не высокими, чтобы не подавлять «склонности» к труду. Одновременно на правительства возлагается определенная ответственность за социальное обеспечение граждан, которая реализуется преимущественно в виде социальных программ.
Американская модель основана на принципе восполнения гражданину того, что не могут сделать для удовлетворения его потребностей рынок и семья. Американская система социального обеспечения реализуется в двух основных формах.
А. Социальном страховании, выплаты по которому производят как работодатели,так и работополучатели.
Б. Государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного).
Реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи, для чего создаются соответствующие стимулы, в том числе и налоговые.
2. Социал-демократическая модель (Швеция, Норвегия, Финляндия). Она характеризуется принципом универсализма в предоставлении социальных услуг и отрицании рынка в социальной сфере (частных вузов в Швеции нет, только государственные, финансируемые из бюджета). Государство рассматривается не как второстепенное, а как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не равенства по минимальным потребностям». Имеется в виду, что социальная защита – это право всех граждан, обеспечиваемое, главным образом, за счет бюджета. Эта модель основывается на высоком, стабильном уровне производительности труда, сильных профсоюзах, договорных отношениях между работодателями и работополучателями, которые контролируются государством. При это государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения и несет ответственность за функционирование различных социальных служб. Важным компонентом модели является обязательное страхование.
Шведскую модель в самом общем виде можно определить как систему государственного перераспределения, характеризующуюся высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы. Вмешательство государства направлено прежде всего на перераспределение доходов всех слоев населения, подчинение принципу социальной справедливости и обеспечение наименьшей дифференциации доходов. Прогрессивная налоговая система Швеции построена таким образом, чтобы перепад в окончательных доходах между различными категориями населения не превышал 1:2.
Важнейшим компонентом шведской модели является идея солидарности различных групп и слоев населения. Отсюда отношение к СП как политики для всех, а также ее понимание как цели экономической деятельности государства, упреждающий характер проводимой СП, высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, приоритетность роли государства в финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета. В результате такой СП уровень бедности населения в Швеции самый низкий среди развитых стран. Благодаря щедрой политике в области благосостояния совокупные расходы государственного сектора колебались в конце 70-х гг. XX в. в интервале 60-70 % ВНП. Для развитых европейских стран данный показатель не превышал 45-50 %.
3. Консервативно-корпоративистская (Германия, Франция, Япония). Эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Большое внимание уделяется поддержанию совершенной рыночной конкуренции, но не меньше приверженность и к системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами». Предполагается сотрудничество трех ключевых корпоративных групп: профсоюзов, представляющих интересы работников; бизнес-сообщества и самого государства. Между этими группами распределены ключевые властные блоки, которые и определяют форму и структуру социальной политики. Путем переговоров определяется уровень зарплаты, общественные расходы на социальные услуги, ставки необходимых налогов и вид государственного вмешательства.
Немецкая модель социального рыночного хозяйства сформировалась в послевоенной Германии. В основе этой модели лежит формирование такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере и гарантировал бы ему достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Государству в этой модели отводится значительная роль, но его основные функции состоят не в перераспределении через бюджет значительной доли национального продукта в целях поддержания нуждающихся и развития широкой сети бесплатных социальных услуг, а в создании и поддержании свободы конкуренции. Л. Эрхард, основатель этой модели, был убежден, что социальные проблемы в обществе решаются не перераспределением, а повышением хозяйственной эффективности на основе конкурентного рынка. Высокие налоги и социальные поборы лишают предпринимателей стимулов к инвестициям, создающим новые рабочие места, а активную часть населения - стимулов к труду. Таким образом, под угрозу ставится эффективность рыночной экономики, которая является источником социальных благ.
Особенностью немецкой системы является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоспособное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды. Перераспределение ресурсов осуществляется с целью уменьшить неравенство возможностей, путем прямых субсидий (для оплаты жилья, образования, воспитания детей) или косвенно, через налоговую систему, При этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам. Реализация социального партнерства в Германии осуществляется посредством разветвленной системы различных союзов, ассоциаций, объединений, в которых состоят более половины населения.
Свою специфику социальной политики имеет Япония. В основе ее лежит принцип обеспечения равенства возможностей, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников, а спецификой японской модели социальной политики является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Такой тип социальной политики называют корпоратистским. В Японии практикуется система пожизненного найма, которая во многом способствует устранению конфликтности среди работников. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу позволили достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала. Человеческий капитал – это мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включающая врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию. Проводимая социальная политика привела к тому, что Япония имеет высокий рейтинг по основным социальным индикаторам, а по индексу развития человеческого потенциала занимает 4 место в мире.
4. Католическая модель. Ее главным принципом является вспомогательность. В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решить возможные проблемы. Если индивид не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будут местная община, включая церковь и гражданские организации, соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государство.
Рассмотренные модели социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об их большом разнообразии, но общим важнейшим принципом всех моделей является принцип опоры на собственные силы, самообеспечение. Это означает, что все граждане трудоспособного возраста должны обеспечивать себя и зарабатывать свой доход, а защита от риска (болезни, инвалидности, уход на пенсию, потере кормильца, безработице и т.д.) должна обеспечиваться в виде гибких социальных программ, увязанных с доходом и направленных на удовлетворение необходимых нужд и потребностей населения. II. Административно-командная патерналистская модель СП
Эта модель длительное время осуществлялась в СССР и других социалистических странах. Патернализм (от лат. Paternus – отцовский, отеческий) – это система, при которой государство как основной субъект социального управления опекает общество, берет на себя ответственность за социально-экономическое положение и одновременно претендует на использование любых административных средств, которые представляются ему наиболее целесообразными.
На первый взгляд государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределить их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для развития коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем.
Характерными чертами патерналистской модели являются:
1. Жесткое, директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами;
2. Огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений;
3. Отсутствие рыночных отношений в отраслях социальной сферы;
Равенство в потреблении материальных благ и услуг;
Гарантированная всеобщая занятость, что обусловлено отсутствием реального рынка труда.
Применение патерналистской модели социальной политики в СССР было во многом предопределено исторически, соответствовало особенностям менталитета, сформировавшегося в Российской империи, и в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в различных областях социальной сферы. Однако на определенном этапе развития общества в условиях научно-технической революции патерналистская модель стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. III. Цели и специфика СП переходного периода в Беларуси и России
В социалистическом государстве, реализующем патерналистскую модель, основным инструментом СП являются государственные законы и нормативно-правовые документы властных структур, предписывающие конкретные размеры увеличения заработной платы, повышения пенсий, изменения цен на товары народного потребления, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.п. Возможность использования подобного инструмента определяется тем, что государство контролирует основную часть собственности и финансовых потоков в государственном бюджете, стремясь не допустить в значимых размерах экономической и финансовой самостоятельности граждан и социальных групп. При этом государство ранжирует членов общества по их значимости, регламентируя их уровень доходов и потребления. Каждый член общества может четко прогнозировать их пределы при своем перемещении по социальной лестнице. Достоинством такой СП является «уверенность в завтрашнем дне». Недостатком – фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления.
В рыночной экономике, построенной на основах либерализма, частной собственности на средства производства и доминировании негосударственного сектора, основными инструментами целей СП являются поддержание платежеспособного спроса на социальные услуги, а также система формируемых и финансируемых государством минимальных социальных гарантий. Роль государственных законов велика, но ее содержание существенно меняется. Из директивного инструмента они превращаются прежде всего в инструмент контроля за соблюдением всеми субъектами экономических отношений установленных социальных норм. Достоинством такой СП является снятие ограничения на потребление, но с другой стороны, она предъявляет серьезные требования к самим членам общества, обязанным вносить свой вклад в формирование бюджета социальной политики. Недостатком является необходимость переключения части доходов населения с текущего потребления на социальной страхование, или отложенное потребление.
Социальная политика имеет свои особенности:
1. В социально устойчивых обществах, где стабильный порядок взаимоотношений социальных групп, имеется значительный слой удовлетворенных своим общественным положением (средний класс), поддерживается система мирного социального сосуществования, снижено влияние протестных, реформистских и особенно революционных идеологий. Взаимоотношение властей и социальных групп протекает в относительно мирных и отрегулированных законом формах.
2. В обществах, находящихся в системных кризисах, то есть находящихся в состоянии, когда становится необходимым исторический выбор нового варианта развития и, как правило, нового общественного устройства.
3. В обществах, выходящих из системного кризиса путем коренных реформ, то есть социальная политика переходного периода. Переходным периодом называется исторический период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой устойчивой социальной системе.
Формирование в России и Беларуси социальной политики переходного периода имеет свою логику, особенности и приоритеты. Она должна учитывать универсальные тенденции и мировой опыт создания демократической системы социальной защиты граждан, а также своеобразие отечественных традиций, которые требуют большей регулирующей роли государства в социальной сфере. Социальная политика в условиях коренной трансформации общественной системы, должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, а также на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения. Эта цель означает переход к новой системе социальной защиты, которая предопределяет решение следующих задач:
- повышение ответственности государства за обеспечение гарантий социальных и экономических прав граждан;
- формирование системы индивидуальной ответственности граждан за свое материальное благосостояние;
- обеспечение гражданам гарантированного минимального уровня бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, доступности к культурным благам;
- формирование механизма социально-эффективной занятости и охраны прав работника на предприятии.
В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы. Появляются новые субъекты социальной политики.
Специфика переходного периода в России и Беларуси должна учитывать ряд факторов и принципов, влияющих на содержание и направленность СП:
1. Двойственность и противоречивость общественного сознания, что обусловлено наличием прочных остатков старых патерналистских установок, ожиданий государственной опеки и заботы и одновременно новых установок и ожиданий, связанных с потребностью освободиться от контроля и зависимости со стороны государства в решении вопросов своего благосостояния.
2. Важность принципа постепенности передачи части социальных функции государства другим уровням социально-экономической системы.
Приоритетными направлениями СП переходного периода являются:
1. Адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям, ориентирование людей на новую систему ценностей и норм, вырабатывание модели социального поведения, адекватной особенностям рыночной экономики.
2. Предотвращение массового обеднения, социальная помощь обедневшему населению.
3. Недопущение резкого роста безработицы.
4. Повышение ответственности государства по обеспечению развития образования и здравоохранения.
5. Создание и развитие системы социального страхования.
В процессе реализации СП переходного периода происходит социальная трансформация – изменение социальной структуры общества путем формирования новых и изменения прежних социальных групп и слоев, отличных друг от друга по отношению к власти и собственности, положению и профессиональным занятиям, уровню доходов, ценностным ориентирам и т.п.
Тип трансформации, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству определяется как социальный прогресс ( от лат. Progresus – движение вперед, успех). Движение от высшего к низшему, процессы социальной деградации , возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства – социальный регресс.
Социальное развитие – комплекс мер, проводимых государством, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями для повышения уровня и качества жизни населения.
1 2 3 4 5 Тема IV: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие I. Государство как субъект социальной политики
Субъекты СП – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, то есть формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп.
Основным субъектом реализации СП в современном мире является государство, то есть компетентные государственные органы и учреждения, которые структурно делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Государственная социальная политика в федеративном государстве имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Это распределение закреплено в Конституции и на договорной основе.
Одним из наиболее оперативных, эффективных и перспективных субъектов осуществления СП является институт местного самоуправления (муниципальные образования). В соответствии с Конституциями Беларуси и России им обеспечивается определенная автономия и самостоятельность деятельности в социальной сфере, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Социальная природа местного самоуправления проявляется в том, что оно во многом определяет тот уровень жизнедеятельности, где реализуется естественные потребности человека: в жилище, питании, водоснабжении, благоприятной окружающей среде и т.п. Преимущества муниципального уровня при проведении социальной политики проявляются также в «прозрачности» муниципальной власти, более реальной подотчетности населению, большей гласности в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемости результатов СП. Автономия местного самоуправления не отменяет того, что формирование социальной политики и механизмов ее внедрения на муниципальном уровне предполагает прежде всего сочетание общегосударственных и местных приоритетов.
СП государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации СП государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (отдельные граждане и их объединения).
Применительно к государственной СП используется понятие «сильная СП», то есть активная, полноценная СП, при которой государство в полном объеме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере, совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты СП, организует их практическое воплощение в жизнь. Антипод сильно СП – «пассивная СП», при которой государство не справляется с выполнением своих конституционно обязательных функций. Конституционные обязанности государства (в СП) – это обязательство государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции. II. Негосударственные субъекты СП – институты социальной политики
К ним относятся организационные структуры демократического (гражданского) или переходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальными силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей.
Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальных групп придает организационной структуре силу – делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики. В отличие от реальных субъектов СП формальные субъекты (субъекты-претенденты, декоративные, манипулируемые субъекты) не имеют реального веса и достаточно широкой социальной базы.
Гражданское общество – многообразие отношений и социальных связей, возникающих между людьми и социальными группами в процессе экономической, социальной, культурной и другой жизнедеятельности на основе признания прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность и собственность.
В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений – политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, других организаций и движений по защите социально-групповых или общественных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др.).
В гражданском обществе государственная СП осуществляется в многосубъектной среде. Ее цели и содержание формируется как результат взаимодействия государства с представителями негосударственных субъектов. В тоталитарном обществе государство фактически сосредотачивает у себя всю полноту социальной политики, является ее единственным субъектом. Все остальные структурные элементы общества оказываются объектами СП, то есть занимают в ней сугубо пассивное положение. При этом их вынужденная пассивность расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства – как неустанная забота о благе народа.
В переходный период сохраняется традиция сильной роли государства, СП приобретает вынужденно государственный характер, что создает опасность ее бюрократизации. Поэтому в обществах переходного типа, стремящихся перейти от тоталитаризма к демократии, одной из главных социальных проблем является становление и развитие полноценной системы независимых от государства общественных и общественно-политических организаций, которые адекватно по содержанию и практически весомо представляли бы все существенно важные интересы каждой из социальных групп и общностей. III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
Институты социальной политики представляют собой элемент социальных институтов, обеспечивающих проведение социальной политики в государстве. Все институты СП могут быть условно разделены на профильные, для которых проведение СП является основной задачей их деятельности и непрофильные – создающие внешние условия для проведения СП.
Основными профильными институтами являются:
1. Ведомства социального блока (министерства труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.). Они располагают сетью своих подразделений в административно-территориальных единицах страны. Эти структуры являются составными частями профильных социальных учреждений в регионах и отвечают за проведение в них государственной СП.
2. Специализированные структуры в составе местных администраций. Их основные задачи заключаются в организации социальной поддержки нуждающихся и координации деятельности субъектов социальной политики на территории региона.
3. Государственные институты социального страхования
4. Негосударственные институты социального страхования (государство создает правовую основу их деятельности, но не отвечает по их обязательствам).
К непрофильным институтам СП относятся:
1. Ведомства финансового блока (Минфин, Минэкономики и т.п.), которые при разработке государственного бюджета обеспечивают финансирование СП.
2. Правовые институты – разрабатывают и принимают государственные законы в социальной сфере, а также организуют контроль за соблюдением уже действующего социального законодательства.
3. Предприятия и организации – работодатели, представляющие работникам в соответствии с действующим законодательством определенный уровень социальных гарантий.
Таблица 1.
Принципиальная схема взаимодействия основных институтов
социальной политики
Институты соци-
альной политики
Результат деятельности
Основные потребители
результата
Непрофильные Законодательные
Органы
Ведомства финансового блока
Предприятия и организации (работодатели)
Государственное законодательство в области социальной политики Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных фондов социального страхования (утверждаются законодательными органами в виде государственных законов) Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями и нормами социального законодательства
Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) и непрофильные (ведомства финансового блока; предприятия и организации – работодатели) институты социальной политики Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) институты социальной политики
Занятые
Профильные Социальные ведомства
Государственные фонды социального страхования
Негосударственные фонды социального страхования
Социальная политика по утвержденным и финансируемым направлениям и нормативам Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного государственного социального страхования Страховые выплаты в системе негосударственного социального страхования
Население, профильные (учреждения социальной сферы) институты социальной сферы Население
Население, застрахованное в негосударственных фондах, которые осуществляют социально страхование
Тема V: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
Понятие «социальное государство» введено в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайном. В его определении содержался ряд принципиальный положений, ставших основой нового понимания функции государства. Он отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о «социальном государстве». Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип, его основной идеей данного периода, стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества, независимо от их социальной принадлежности.
В истории развитых стран социальное государство не оставалось неизменным. Оно эволюционировало и трансформировалось, причем не только в сторону увеличения, но и уменьшения социальных обязательств государства. Исторически первый тип социального государства был связан с индустриализацией, которая привела к росту урбанизации, разорению мелких собственников, росту массы неимущих и работающих по найму. Это вело к разрушению традиционных форм социального обеспечения через семью и общину. В целях сглаживания социальных конфликтов государство было вынуждено взять на себя функции социального обеспечения. В 1871 г. Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, в 1910 г. – обязательное пенсионное страхование. Аналогичные по сути законы практически одновременно, в течение двух десятилетий принимают в большинстве развитых стран. Это свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизационного развития.
В 1930 г. Г. Геллер предложил понятие «социальное правовое государство» и дал его трактовку. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, придали им обязательный характер. Произошла передача основных социальных функций от общества к государству.
С 70-х гг. XIX в. до конца 40-х гг. ХХ в. государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех развитых странах Запада. У государства появляются функции социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Наличие этих специфических функций позволило С.В. Калашникову определить эту первую фазу развития социального государства как первичное социальное государство.
Следующий этап развития условно называют государством социальных услуг (40-е – 60-е гг. ХХ в.). В этот период государство становится субъектом дополнительных социальных функций: обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов. Особенностью новых функций государства социальных услуг является то, что они не просто компенсируют человеку невозможность достижения им определенных стандартов жизни, но активно формируют условия достижения этих стандартов, наделяя государство ответственностью за равные социальные возможности для всех социальных групп. По сути это этап в развитии СП знаменует переход от пассивной к активной социальной политике.
Период с начала 60-х до середины 80-х гг. можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Он характеризуется принятием государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни. Это обусловило появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, защита от нестраховых рисков, широкомасштабное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. В связи с этим с 70-х гг. расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения. Увеличение этой нагрузки на экономику стало тормозом для роста ее эффективности и потребовало снижения бремени обязательных платежей и налогов.
Период с начала 80-х до середины 90-х гг. можно обозначить как этап кризиса государства всеобщего благоденствия. В этот период подвергается сомнению эффективность сложившейся системы перераспределения благ, которая привела к снижению темпов экономического роста и следующим негативным последствиям:
1. Снижению конкурентоспособности товаров на внутренних и внешних рынках по причине высокого уровня налогообложения и заработной платы.
2. Оттоку из национальной экономики капитала.
3. Снижению уровня трудовой активности населения из-за сверхвысокой социальной защищенности.
4. Развитие иждивенчества и элементов спекуляции (благодаря облегченной процедуре получения инвалидности в Нидерландах на 6,2 млн. занятых приходится 800 тыс. «инвалидов», получающих пожизненное пособие в размере 70 % зарплаты на последнем месте работы. В Швеции, где достигнут наиболее высокий уровень стандартов здоровья населения, процент невыходов на работу по болезни - самый высокий в мире).
Эти причины привели к реформе социальной политики развитых государств, которые выразились в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.
С середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время выделяют этап, названный рядом исследователей «либеральным социальным государством». Он характеризуется, с одной стороны, усилением либеральных идей, а с другой, повышением социальной роли государства и реализацией выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики. Формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречия между задачами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей чрезмерной патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий прежде всего через социально-ориентированную рыночную экономику. Ядром социальной рыночной экономики является рыночная экономика, главная цель и задача которой – рост эффективности производства и прибыли. Достигая этой цели, рыночная экономика автоматически решает и некоторые социальные вопросы - обеспечение занятости, получение зарплаты и других доходов. Однако она основана на конкуренции и ей нет дела до социальной справедливости. Поэтому главной особенностью современного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики, направленной на снятие антагонизма между социальными целями государств и требованием рынка. Экономико-политическая концепция социальной рыночной экономики направлена на синтез гарантированной правовым государством экономической свободы с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Конечная цель – достижение высоких экономических показателей за счет социальных факторов и достижение за счет эффективной экономики высокого уровня защиты от социальных рисков.
Развитые страны не отказываются от идеи социального государства, но сутью его модернизации является поддержание рыночных механизмов саморегулирования экономики и защита нерыночных социальных сфер. Государство при этом усиливается не в сфере рынка, а, как говорит английский социолог Э. Гидденс, выше и ниже рынка. Ниже рынка – это в сфере охраны природы, экология. Выше рынка – в области культуры, образования, духовной жизни. При этом возрастает значение и гражданского общества. Оно должно быть так самоорганизовано и институировано, чтобы сдерживать не только чрезмерное вмешательство государства в рыночные и социальные процессы, но и рынок, не давать всему обществу быть подверженным логике рыночной прибыли. Реформируемое социальное государство снимает традиционное представление о перераспределительной роли государства в экономике и усиливает его арбитражные и цивилизующие функции, а на гражданское общество возлагается контроль за бизнесом и государством. II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
Кризис государства всеобщего благоденствия связан с процессами глобализации, усилившимися в конце ХХ в. и переходом развитых стран из индустриальной фазы развития в информационную, постиндустриальную. Теория и практика государства всеобщего благоденствия достигли своего расцвета в первые послевоенные десятилетия, за счет политики стимулирования потребительского спроса как одного из важнейших инструментов кейнсианского регулирования экономики. В условиях, когда экономика развитых стран была относительно «закрытой», а основная причина кризисных явлений состояла в низком уровне доходов потенциальных потребителей, увеличении социальных расходов - на пенсии, пособия по безработице или оказание помощи малоимущим гражданам способствовало повышению платежеспособного спроса, хотя и увеличивало бюджетный дефицит. Это приводило к экономическому росту, повышению занятости, доходов и накоплению капитала, что расширяло налогооблагаемую базу. Но в условиях глобализирующейся экономики финансирование социальных программ за счет роста налогов и бюджетного дефицита может привести к серьезному экономическому и политическому кризису, связанному с тем, что:
1. В условиях глобальной экономики государство не может удержать капитал в национальных границах. Если налоговая система и финансовая политика данного государства не благоприятствует получению достаточно высоких прибылей - капитал перетекает в страны с более благоприятными условиями, а это уменьшает налогооблагаемую базу для перераспределения доходов в социальную сферу.
2. Невозможность протекционистской защиты национальных производителей ведет к тому, что государственное стимулирование потребительских расходов может способствовать увеличению спроса не на отечественные, а иностранные товары и услуги, что увеличивает занятость и доходы в других странах.
3. Переход в рамках МРТ к «новой» (основанной на знаниях и информации) экономике не позволяет государству достичь консенсуса с работодателями и профсоюзами относительно полной занятости тех людей, чья квалификация или уровень оплаты труда не соответствует новым требованиям.
4. В условиях финансовой глобализации любое национальное правительство вынуждено неукоснительно соблюдать жесткую бюджетную дисциплину и сокращать государственный долг, с тем, чтобы убедить международные финансовые рынки в своем намерении не допустить рост инфляции и повысить инвестиционную привлекательность страны. Поэтому сокращение расходов на социальные программы становится одним из важнейших условий привлечения иностранных инвестиций и укрепления позиций национального капитала, поскольку эти меры способствуют уменьшению налоговых ставок и снижению стоимости рабочей силы, благоприятствуют созданию наиболее выгодных условий для бизнеса.
Производственная и финансовая глобализация, рост международной торговли, в сочетании с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями в развитых странах в 70-е гг. ХХ в., способствовали быстрому распространению новой социально-экономической концепции – неолиберализму. Сторонники этой концепции исходят из того, что глобализация сужает возможности национальных государств в разработке и проведении ими экономической и социальной политики. Поэтому национальные правительства должны ограничить сферу своего вмешательства в экономику и создать условия для повышения конкурентоспособности национальных корпораций на мировом рынке путем снижения налогов и сокращения в первую очередь расходов на социальные программы.
С начала 80-х гг. по настоящее время практически во всех развитых странах у власти находились или находятся сторонники неолиберальных (неоконсервативных) идей. Однако реального снижения расходов на социальные нужды в этих странах не произошло. Напротив, во всех странах Европейского Союза и даже в США и Японии доля расходов на социальные нужды в ВВП проявила тенденцию к росту или по крайней мере не уменьшилась за последние два десятилетия. Даже Великобритания во времена правления М.Тэтчер не была исключением, так как общие расходы на социальные нужды возросли с 20,5 % ВВП в 1980 г. до 27,3 % - в 1993 г. Это является следствием того, что за несколько послевоенных десятилетий государство всеобщего благосостояния стало институтом, прочно укоренившемся в большинстве развитых стран. Поэтому в современных условиях на этапе «либерального социального государства» произошло лишь снижение темпов прироста расходов на социальные цели и повышение эффективности их использования за счет сокращения программ, порождающих иждивенчество, и осуществлено перераспределение ресурсов в отрасли социальной сферы, стимулирующие экономический, научно-технический и социальный прогресс. В условиях глобализации принцип солидарности осуществлять в прежнем виде невозможно. Поэтому он трансформируется в принцип взаимной ответственности государства и общества. Это означает, что люди будут нести большее финансовое бремя, но государство гарантирует защиту ряда социальных сфер от произвола рынка. Такова модель модернизированного социального государства в условиях постиндустриального общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |