Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На участие в осуществлении правосудия




Конституционное право граждан

Аннотация.

В статье рассматривается проблемакомплексного изучения конституционно-правового регулирования права граждан на участие в отправлении правосудия в Российской Федерации, субъектах Федерации, а также разработка основных направлений совершенствования реализации данного права, соответствующих ходу проводимой в стране судебной реформы

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституционное право, судебная реформа.

 

Annotation.

The article examines the problem of comprehensive study of the constitutional and legal regulation of the citizens' right to participate in the administration of justice in the Russian Federation, the constituent entities of the Federation, as well as the development of the basic directions for improving the implementation of this right, corresponding to the course of the judicial reform in the country.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, Constitutional Law, Judicial Reform.

 

Правосудие является важнейшим институтом демократического правового государства, играющим важную роль в устойчивом прогрессивном развитии современного общества и установлении взаимодействия человека и государства. Важнейшим   показателем   демократического характера государственной власти служит участие народа в ее осуществлении.

Конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия относится к категории политических прав, которые принадлежат в соответствии с существующим правовым регулированием только гражданам российского государства. При этом необходимо подчеркнуть, что Конституция России непосредственно указывает только на одну форму участия граждан в отправлении правосудия - присяжных и арбитражных заседателей (ч. 4 ст. 123).

Порядок осуществления правосудия с участием непрофессиональных судей (присяжных и арбитражных заседателей) является особой формой судопроизводства, в которой участвуют представители населения - народа Российской Федерации как основного источника власти в стране. «Это дает возможность обществу посредством его представителей не только контролировать, но и непосредственно выполнять одну из функций государства - отправлять правосудие.

Из сказанного следует, что особенность деятельности суда с участием присяжных и арбитражных состоит в том, что разрешение вопроса о виновности входит в исключительную прерогативу представителей народа, а не профессиональных судей».

Как отмечается исследователями, «суд с участием присяжных и арбитражных заседателей занимает важное место в системе организационно-правовых форм судебной власти ввиду двойственной конституционно-правовой природы этого института, заключающейся в том, что, с одной стороны, институт присяжных и арбитражных заседателей ... позволяет гражданам России участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом; с другой - участие присяжных заседателей в функционировании органов судебной власти служит залогом ее демократичности, транспарентности и независимости, представляет собой одно из средств социального контроля за законностью деятельности судей» .

М.В. Никитиной, подчеркивается, что «конституционно-правовая природа суда присяжных и арбитражных заседателей является неоспоримой»[1]. «Одним из основных элементов реализации конституционного права на судебную защиту «является право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным и действующим на основании законодательства соответствующего государства». Вынесенное решение суда должно не только отвечать требованию справедливости назначенного наказания за совершенное противоправное деяние, но и обеспечить оправдание невиновного»[2].

Участие граждан в отправлении правосудия имеет комплексный характер и предполагает две различные формы их участия в осуществлении судебной власти (профессиональную и общественную) и реализуется через институты прямой и представительной демократии. Как отмечается М.С. Першонкова, «в классическом понимании непосредственной формы реализации права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия в современной России существуют две возможности его осуществления: участие в качестве судей и участие в качестве заседателей»[3].

С.И. Фарением справедливо подчеркивается, что «для достижения целей современной судебно-правовой реформы необходимо политико-правовое участие граждан в организации и функционировании институтов судебной власти»[4].

Разнообразные формы, в которых представители общества участвуют в организации и управлении государственными делами, есть выражение народного суверенитета. Конституция РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Юридическое закрепление идеи народного суверенитета обеспечило признание и конституционное закрепление права народа на участие в управлении делами государства, в том числе и на участие в отправлении правосудия. По высказыванию В.М. Лебедева, «участие представителей народа в отправлении правосудия - это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной власти». По мнению Ямашева, участие граждан в отправлении правосудия является не только обязательным признаком гражданского общества, но и одним из основополагающих конституционных принципов правосудия.

Мысль о привлечении представителей народа к отправлению правосудия возникла уже в ХVI веке. Монтескье, выделяя в системе органов власти судебную власть, считал, что она может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время. «Таким образом, полагал он, - судебная власть, столь страшная для людей не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением; она станет... невидимой и как бы не существующей»[5]. В настоящее время право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия закреплено на конституционном уровне. Конституция Российской Федерации выделяет право граждан России участвовать в отправлении правосудия «среди основных политических прав граждан»; в его основу положен принцип гражданства РФ. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Под конституционных правых граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия следует понимать предоставленное (гарантированное) государством и закреплённое Конституцией Российской Федерации обязательное для законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъективное политическое право гражданина России в установленных федеральным законом формах быть деятельным участником процесса отправления правосудия. Структура рассматриваемого политического права граждан РФ можно рассматривать в двух аспектах: как активное и пассивное право на отправление правосудия.

Во-первых, каждый гражданин Российской Федерации имеет потенциальную возможность (право) стать судьей. И эта возможность есть содержание активного права граждан РФ на отправление правосудия. Данное право гражданин РФ может реализовать, если его кандидатура будет удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи. Это так называемый профессиональный способ реализации права гражданина. Не случайно закон РФ о статусе судей гласит, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Статья 119 Конституции РФ закрепляет наиболее общие требования, предъявляемые к судьям в Российской Федерации. К таким требованиям относятся: наличие гражданства Российской Федерации, достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Более детальный перечень требований установлен законом Российской Федерации о статусе судей.

Во-вторых, гражданин РФ может реализовать свое конституционное право так называемым непрофессиональным прямым путем - выступая в качестве присяжного, арбитражного заседателя. Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству судебных дел на временной основе, а не постоянно, как это делают судьи-профессионалы. Право на отправление правосудия в качестве представителей народа закреплено на законодательном уровне. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[6] судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Аналогичное положение содержится и в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[7] судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам, не занимающим должность судьи, принимать участие в отправлении правосудия.

Тем не менее Конституция РФ закрепляет лишь положения, которые говорят о возможности участия присяжных заседателей, тем самым называя лишь одну форму реализации права граждан РФ на осуществление правосудия. Статья 123 Конституция РФ, закрепляя основополагающие начала осуществления правосудия, в ч. 4 указывает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Это отнюдь не означает отсутствия законодательного закрепления иных форм участия общественности в отправлении правосудия. С одной стороны, конституция и не должна содержать в себе перечисление всех форм реализации права граждан на участие в отправлении правосудия, достаточно, что она предоставляет и гарантирует каждому российскому гражданину это право, которое он может реализовать в любой допустимой законом форме.

Сейчас в России в классическом понимании права граждан РФ на участие в отправлении правосудия существуют две возможности его реализации: участие в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Право на осуществление правосудия в качестве присяжного заседателя может быть реализовано в рамках уголовного судопроизводства. Правовой основой реализации данного права является соответственно Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ), а также Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[8]. Согласно ст. 2 ФЗ № 113-ФЗ граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Согласно п. 30 ст. 5 УПК РФ присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Если дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей, законом предусмотрен следующий состав суда: судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.

Следующая форма осуществления гражданами РФ правосудия - это участие в качестве арбитражного заседателя. Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК РФ и другими федеральными законами по ходатайству стороны ввиду особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Согласно Федеральному закону от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

По закону заседатели не считаются судьями. Однако важность выполняемых ими функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями. Это проявляется, например, в том, что согласно ст. 19 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Более того судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя. Его голос не обладает подобным свойством, поскольку он привлекается только для решения главным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный подсудимый снисхождения. Согласно ст. 334 УПК РФ в ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Вопросы, не указанные в ст. 334 УПК РФ, разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично. Однако судья-профессионал не вправе при постановлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с послед. изм. и доп. // Российская газета. 1993г. 25 декабря, 1995г. 13 января, 1996г. 15 февраля, 2001г. 14 июня, 2003г. 30 июля.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3012

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

Научная и учебная литература:

7. Асеева Е.А., Качалова О.В. Формы участия граждан в осуществлении правосудия по уголовным делам // Российское правосудие. - М.: Статут, 2015, № 6 (110). - С. 33-40

8. Никитина М.В., Першонкова М.С. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов X международной научно-практической конференции. - Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2013. - С. 145-150

9. Овсечик Н.В. Анализ практики осуществления правосудия с участием иностранных лиц в Арбитраже КНР // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов. - Чита, 2012, Вып. 17. - С. 163-169

10. Охотникова М.А. Конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: Материалы Шестой международной научно-практической конференции. - Калуга: Полиграф-Информ, 2013. - С. 417-421

11. Першонкова М.С., Хвалыгина Н.Л. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов X международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Конституции Российской Федерации: спецвыпуск. - Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2014. - С. 116-119

12. Романова А.С. Проблемы реализации права на участие в осуществлении правосудия в свете деятельности, суда присяжных // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЮФ РГУ им. С.А. Есенина 4 ноября 2013 года. - Рязань: Концепция, 2013, Вып. 2. - С. 207-210

13.   Романова Ю.А. Конституционное право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия: дисс... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 9.

14. Рубинина Э.Р. Участие институтов гражданского общества в осуществлении правосудия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2015, № 5 (106). - С. 111-117

15. Филиппов Р.В. Особенности обеспечения прав человека при осуществлении правосудия с участием присяжных заседателей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - Курск: ГОУ ВПО "Юго-Западный гос. ун-т", 2013, № 3. - С. 86-93

 


[1] Никитина М.В., Першонкова М.С. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов X международной научно-практической конференции. - Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2013. - С. 145-150     

[2]Романова А.С. Проблемы реализации права на участие в осуществлении правосудия в свете деятельности, суда присяжных // Право и политика: теоретические и практические проблемы: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию ЮФ РГУ им. С.А. Есенина 4 ноября 2013 года. - Рязань: Концепция, 2013, Вып. 2. - С. 207-210 

[3]Першонкова М.С., Хвалыгина Н.Л. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов X международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Конституции Российской Федерации: спецвыпуск. - Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2014. - С. 116-119           

[4]Охотникова М.А. Конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: Материалы Шестой международной научно-практической конференции. - Калуга: Полиграф-Информ, 2013. - С. 417-421

[5]Рубинина Э.Р. Участие институтов гражданского общества в осуществлении правосудия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2015, № 5 (106). - С. 111-117

[6]Филиппов Р.В. Особенности обеспечения прав человека при осуществлении правосудия с участием присяжных заседателей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - Курск: ГОУ ВПО "Юго-Западный гос. ун-т", 2013, № 3. - С. 86-93 

[7]Асеева Е.А., Качалова О.В. Формы участия граждан в осуществлении правосудия по уголовным делам // Российское правосудие. - М.: Статут, 2015, № 6 (110). - С. 33-40     

[8]Овсечик Н.В. Анализ практики осуществления правосудия с участием иностранных лиц в Арбитраже КНР // Проблемы гражданского общества и правового государства: сборник статей и материалов. - Чита, 2012, Вып. 17. - С. 163-169 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...