Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТАСтр 1 из 2Следующая ⇒
Auditor et altere pars Следует выслушать другую сторону Латинская пословица Настоящая Настольная книга предназначена для оказания методической помощи внутренним аудиторам организации в выполнении работ в системах менеджмента качества и экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 и рекомендациями ИСО 19011. Книга может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке внутренних аудиторов. ISBN 5-93998-009-0 © ООО «Конфлакс», 1999 © ООО «Конфлакс», 2001 © ООО «Конфлакс», 2003 © ООО "ПЛАСМА", 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основанием для третьего издания Настольной книги* послужили результаты анализа и обобщения практики внутреннего аудита систем менеджмента качества и экологии в соответствии с ИСО 19011:2002. Номер 19011 был специально присвоен стандарту, чтобы избежать его отнесения либо к одному, либо к другому семейству. В тоже время этот номер подчеркивает взаимосвязь с действовавшими ранее стандартами на аудит ИСО 10011 (ч. 1-3) и ИСО 14010(14011,14012)и может рассматриваться как знак того, что между менеджментом качества и экологическим менеджментом нет принципиальных расхождений. Единый стандарт ИСО на аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента создает организационно-нормативную и методическую базу для повышения результативности и эффективности процесса внутреннего аудита. Этот стандарт позволяет удовлетворять заинтересованность менеджеров и владельцев организаций не только в проверках, подтверждающих соответствие деятельности установленным требованиям, но и в проверках, «которые могут добавить какую-то ценность их бизнесу, выявлять непродуктивные расходы» [2]. Несмотря на то, что ИСО 19011 распространяется на аудит систем менеджмента качества и экологии, пользователь может адаптировать и применять рекомендации стандарта и на другие системы менеджмента (например, промышленной безопасности и охраны труда), а в конечном итоге на все бизнес-процессы организации. Вместе с тем концептуальные особенности новых стандартов ИСО серии 9000 заметно повышают требования к компетентности и ответственность внутренних аудиторов. При подготовке нового издания был использован опыт авторов в роли консультантов при проведении работ по внутреннему аудиту в таких организациях, как ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиг-рафический комбинат», ЗАО «Невская косметика», ОАО «Усть-Илим-ский лесопромышленный комплекс», ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской», ОАО «Троицкая бумажная фабрика», группа компаний «Леотек», ОАО «Всероссийский алюминиево-магниевый институт» и др. Изменения и уточнения, внесенные в Настольную книгу, коснулись практически всех ее параграфов. Авторы выражают искреннюю благодарность всем, кто в устной или письменной форме выразил своё мнение о втором издании Настольной книги, и надеются на такое же отношение к третьему изданию. * Второе издание Настольной книги было выпущено в 2001 г. [1] Предисловие ....................................................................... 4 Содержание......................................................................... 5 § 1. Что такое аудит систем менеджмента .................................... 7 § 2. Отличительные особенности аудита систем менеджмента .... 9 § 3. Виды аудита систем менеджмента.......................................... 11 § 4. Понятие о внутреннем аудите систем менеджмента .............. 12 § 5. Плюсы и минусы внутреннего аудита по сравнению с внешним ........................................................................ ... 13 § 6. Задачи внутреннего аудита .................................................. 14 § 7. Объект, область и критерии внутренней аудиторской проверки.............................................................................. 15 §8. Восемь организационных принципов внутреннего аудита .... 17 экологии.............................................................................. ... 18 9.1. Концепция компетентности внутреннего аудитора............. 19 9.2. Знания и умения аудитора............................................... 20 9.3. Обязанности, ответственность и права аудитора................ 21 9.4. Личные качества аудитора............................................... 24 9.5. Аттестация аудитора....................................................... 25 §10. Взаимодействие участников аудиторской проверки . 27 §11- Группа аудиторов................................................................. .. 28 § 12. Планирование аудитора......................................................... .. 30 12.1. Программа аудита........................................................ .. 30 12.2. Схемы планирования аудиторских проверок.................... .. 33 12.3. Календарный график проведения аудиторских проверок . . 34 12.4. План аудиторской проверки........................................... 35 §13. Уведомление об аудиторской проверке.......................... 36 § 14. Подготовка к аудиторской проверке........................................ .. 38 § 15. Документация систем менеджмента качества и экологии ... 40 15.1. Понятие о документации систем менеджмента................. .. 40 15.2. Виды документов.......................................................... ... 41 15.3. Пирамида документов ................................................. .. 43 15.4. Общие требования к документу...................................... .. 44 15.5. Интеграция документов .............................................. .. 45 15.6. Управление документацией............................................ 46 §16. Двадцать вопросов, требующих ответов при экспертизе документов систем менеджмента качества и экологии.............. .. 48 § 17. Опросный лист..................................................................... .. 50 17.1. Правила составления опросного листа............................ ... 51 17.2. Правила обработки опросного листа............................... .. 52 § 18. Контрольный вопросник........................................................ ... 53 § 19. Журнал аудитора............................................................. .. 58 § 20. Процедура проведения внутренней проверки........................... 59 § 21. Вступительное совещание...................................................... 60
4 5 § 22. Сбор и обработка информации...................................... 62 22.1. Выбор источников информации..................................... 63 22.2. Методы сбора информации........................................... 64
22.2.1. Осмотр.............................................................. 65 22.2.2. Опрос................................................................ 66 22.2.3. Анализ документации......................................... 70
22.3. Оценивание свидетельств аудита 71 22.4. Анализ наблюдений аудита........................................... 73 22.5. Заключение по результатам аудиторской проверки .... 76 § 23. Обнаружение несоответствий................................................ 78 § 24. Документирование несоответствия......................................... 80 § 25. Устранение несоответствий................................................... 83 25.1. Коррекция................................................................... 83 25.2. Корректирующие действия............................................ 84 25.3. Предупреждающие действия......................................... 86 § 26. Поведение аудитора........................................................ 88 26.1. Этика поведения аудитора....................................... 89 26.2. Психология поведения аудитора.................................... 91 § 27. Заключительное совещание................................................... 96 § 28. Составление отчета об аудиторской проверке.......................... 97 § 29. Утверждение отчета об аудиторской проверке......................... 99 § 30. Регистрация результатов аудиторской проверки....................... 100 §31. Оформление Дела об аудиторской проверке................. 101 § 32. Использование результатов аудиторских проверок для анализа системы менеджмента качества и (или) экологии со стороны руководства.......................................... 102 § 33. Сведения о стандартах ИСО серии 9000.................................. 103 33.1. Историческая справка................................................... 103 33.2. Концепция стандартов ИСО серии 9000.......................... 104 33.3. Содержание ИСО 9001................................................. 106 33.4. Что дает организации внедрение стандартов ИСО серии 9000.......................................................................... 107 § 34. Сведения о стандартах ИСО серии 14000................................ 108 34.1. Историческая справка................................................... 108 34.2. Концепция стандартов ИСО серии 14000........................ 109 34.3. Содержание ИСО 14001............................................... ПО 34.4. Что дает организации внедрение стандартов ИСО серии 14000......................................................................... 111 §35. Сертификация систем менеджмента качества и экологии. . . .112 Литература.......................................................................... 113 Нормативные источники....................................................... 114 § 1. ЧТО ТАКОЕ АУДИТ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА История аудита (от лат. audire -слышать) восходит к временам Древнего Рима, когда постановления властей распространялись с помощью официальных глашатаев. Для того чтобы постановления читались глашатаями правильно, каждого из них сопровождал аудитор, т.е. специальный человек, знавший текст постановления и следивший за правильностью его воспроизведения. В начале XX века аудит получил широкое применение в финансовой деятельности. В конце XX века применение аудита распространилось и на такие области деятельности, как менеджмент качества и экологический менеджмент. Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 подчеркивают значение аудита как инструмента руководства организации по сбору объективных данных и подтверждению эффективного внедрения и функционирования систем менеджмента качества и экологии. Аудит также является неотъемлемой частью таких видов деятельности, как сертификация, оценка и надзор. Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени соответствия согласованным критериям (ИСО 19011). Аудит является разновидностью оценки соответствия, под которой понимается деятельность, обеспечивающая доказательство того, что установленные требования, относящиеся к продукции, процессам, системам, персоналу или организации (органу), выполняются. Сущность аудита заключается в проверке различных объектов в системах менеджмента и получении непредвзятой информации о соответствии этих объектов запланированным мероприятиям, требованиям ИСО 9001, ИСО 14001 и положениям документов организации, описывающих последовательность и содержание действий, необходимых для выполнения установленных требований. Информация, представленная аудитом, является основой для анализа и поиска путей улучшения систем менеджмента, а также повышения результативности и эффективности систем менеджмента организации. Аудит - аналитическая по своему характеру работа, осуществляемая в системах менеджмента на основе рекомендаций ИСО 19011.
6 7 АУДИТ КАК ПРОЦЕСС Как процесс системы менеджмента аудит подлежит постоянному контролю, мониторингу, анализу и улучшению. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА Аудит следует отличать от таких видов деятельности, как контроль, надзор, инспекция, а также сертификация.
8 9 Внимание! Контроль или надзор, осуществляемый в рамках определенного задания, носит название инспекционного. Аудит систем менеджмента качества и экологии является обязательной частью процедуры сертификации этих систем. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |