Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРЕДСУГГЕСТИЯ




В.М.Бехтерев высоко ценил умение врача правильно строить убедительную разъяснительную и лечебную беседу с пациентами.
В разъяснительной беседе врач объясняет пациенту на понятном ему языке основные причины его заболевания, содержание и смысл предлагаемых лечебных процедур и вытекающие из особенностей
данного заболевания требованиях к поведению и питанию пациента. Врач обязан исправить, если необходимо, отношение пациента к своему заболеванию или к врачу или к повреждающему фактору, если
он есть. Высказывания и рекомендации врача должны быть хорошо аргументированными, убедительными и доказательными, обязательно содержать конкретные положительные примеры и ссылки на высокие
авторитеты. Такая беседа должна быть логически выверенной и обращена к рациональному мышлению пациента. Практика выработки такой предсуггестивной установки, построенной на эмоциональном
доказательном логическом убеждении, начиная с Бехтерева и Дюбуа и до работ В.М.Кандыбы, показала свою очень высокую эффективность на формирование последующих отношений "врач-пациент". Таким
образом предсуггестия формирует и вырабатывает у пациента установку на объективную природу имеющихся у него болезненных состоянии, вырабатывает несомненную уверенность в необходимости
и эффективность предлагаемого врачом лечения.
Так как любое лечение следует рассматривать прежде всего как ввод информации, то предсуггестия должна выяснить возможную реакцию пациента на предстоящее лечение и сделать эту реакцию управляемым информационным процессом. Благодаря предсуггестивной установке формируется строго определенный
характер протекания психофизиологической реакции пациента на предстоящее ему лечение. Та медицина, которая не формирует и не управляет реакцией пациента на информационное воздействие, не может считаться наукой. Научная медицина - это профессиональное предвидение, целенаправленное формирование и жесткое управление бессознательными реакциями конкретного (не абстрактного) пациента, а не тот хаос, который мы часто наблюдаем в практике некоторых специалистов.
Центральным техническим условием предсуггестивной установки является перемена общего эмоционального состояния пациента. Тысячелетняя лечебная практика во всех, без исключения, случаях
показывает, что без снятия отрицательного эмоционального фона, как правило, очень устойчивого у большинства, трудно рассчитывать на высокий лечебный результат. Результат будет и без улучшения
эмоционального фона, но в последнем случае он будет значительно выше.
СК-терапевт должен знать, что эмоциональные переживания пациентов можно разделить на легко управляемые усилием воли и трудно управляемые. Чем эмоции автоматизированные и физиологически глубже задействованы, тем они глубже задействованы, тем они глубже закреплены в бессознательном, а значит и труднее поддаются волевому контролю и управлению, сюда можно отнести чувство тревоги, страха, вегетативные пароксизмы, спастические явления, неприятные физические ощущения, аллергические реакции, различные патоэмоции и др.
Богатый клинический опыт врача, его умение анализировать и "слушать" больного, убедительная авторитетная логическая аргументация, знание педагогики и основных дидактических принципов, умение применить уже на предсуггестивном этапе эффективное лечение резко повышающего веру пациента в успех
основного учения, умение корректировать эмоционально-волевой тонус пациента - все это необходимые предпосылки предсуггестивной подготовки.
В процессе ввода информации врач может умышленно пренебрегать теми или иными симптомами болезни, если пациент доминантно (зациклено) преувеличивает из значение. Доминантные мысли - это мысли, владеющие пациентом длительное время, сильно его волнующие и обнаруживающие тенденцию к "застреванию" в сознании. Эти мысли, благодаря своей эмоциональной насыщенности, долгое время преобладают над всеми другими. Это переоцениваемые ("сверхценные") идеи, они не являются признаком психического расстройства, как бредовые идеи, результатом патологического мышления, и в то же время они наблюдаются чаще всего у людей с дисгармоничной, неуравновешенной психикой, они могут оказывать
сильное влияние на все поведение пациента. В некоторых случаях врач должен уметь потребовать жесточайшего беспрекословного подчинения. Иногда для повышения качества предсуггестивной
установки врач как бы соглашается с сильными доводами пациента, на которых тот сильно настаивает, но в итоге врач использует их в собственной логической цепочке (мы это называем "святой обман").
Таким образом, сильное "оружие" пациента используется на благо его лечения хотя научная сторона дела, как бы страдает. Особенно к методу "святого обмана" приходится прибегать тогда, когда больному стали каким-то образом известны данные анализов, рентгенологического и электрофизиологического обследования, которые он толкует в резко негативном для себя плане. Тогда врач, прибегая к указанному методу, истолковывает те же доводы пациента, но только в более положительном свете, как бы чуть-чуть искажая выводы, которые следуют из анализов или обследований. Авторам приходилось часто снимать ятрогенные последствия слишком большой осведомленности пациента даже таким кощунственным методом, как дискредитацией авторитета или объективности приносимых пациентом документов, даже если они подписаны очень уважаемыми людьми. Как говорится, чего не сделаешь ради больного человека.
Весь процесс информационной предсуггестии делится на три этапа; 1) диагностический - врач решает вопросы обследования и диагностики; 2) подготовительный - психика и физиология пациента готовятся к предстоящему воздействия; 3) кодирующий - пациент кодируется на определенный характер психофизиологической реакции во время предстоящего лечения.
В необходимых случаях врач обязан пригласить к себе близких родственников пациента и провести с ними необходимую разъяснительную и профилактическую работу. Пациент и его окружение должны хорошо понимать причины заболевания и его лечение, но одного понимания мало, они обязаны активно
подключиться к лечебному процессу. Сознательность и активность - важные условия правильного поведения пациента и его родственников, кстати на этом настаивал в свое время и В.М.Бехтерев.
Речь СК-терапевта должна быть доступной, искренней, естественный, доброжелательной, но всегда слегка авторитарной. СК-терапевт должен уметь жестко, не мигая, смотреть прямо в глаза пациента, уметь доброжелательно касаться сверху его кистей, плеч, междуплечья, уметь улыбаться и при необходимости с юмором разрядить обстановку. СК-терапевт должен быть всегда опрятен и хорошо выглядеть физически. В его осанке, речи, движениях должны чувствоваться внутренняя сила и пронизывающая ни на миг не
ослабевающая постоянно контролирующая пациента жесткость, лаконичность и немногословность. Кстати, некоторые наши ученики страдают многословием и даже каким-то патологическим недержанием речи, почти словоблудием. Мы советуем им немедленно изменить свою манеру лечебного внушения, иначе это просто безграмотная, бессмысленная, базарная болтовня, а не лечебная беседа. Некоторые наши ученики, наоборот, очень немногословны, сдержанны, инертны, безэмоциональны, слова из них не вытянешь -
это то же плохо, в этом случае необходимо развивать свои ораторские" способности, побольше читать и танцевать. Танцы - это сильнейшее средство общего развития человека, а в нашем случае - они избавляют от скованности и делают поведение более естественным. А так как человек реагирует, прежде всего, на движение другого человека (на бессознательном уровне), то естественные движения врача могут уменьшить отрицательные последствия его немногословности. Но если движения СК-терапевта корявы и неестественны, то такой врач должен отказаться от своей профессии и перейти на другую работу.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО КОДИРОВАНИЯ

Итак, ранее мы рассмотрели вопрос о том, что на информационные процессы в организме влияют эмоции, суточные и сезонные ритмы.
Информационные воздействия на организм человека в СК-терапии подразделяют на внешние или биологические. Ранее мы рассмотрели биологическое (внутреннее) информационное воздействие и
проанализировали в нем следующие составляющие: генетическую информацию, иммунологическую информацию и оперативную (нервную) внутреннюю информацию. А теперь рассмотрим технику
организации и использования внешней информации для эффективного целенаправленного воздействия на организм человека.
Теория и практика информационной СК-терапии подтвердили гениальные открытия Бехтерева о том, что основным психотехническим методом целенаправленного кодирующего информационного воздействия на человека является метод образования искусственного информационного автоматического
физиологического сдвига (в России из-за - преждевременной гибели Бехтерева этот метод больше известен как метод образования условного рефлекса).
Искусственный информационный автоматический физиологический сдвиг является автоматическим в силу его фиксированных особенностей, к которым в информационной СК-терапии относят:
1) информационный сигнал, действующий на любой орган чувств с любым содержанием программы - кода, должен обязательно содержать в себе параллельно и жизненно важную информацию для данного человека;
2) ввод информационной сильно эмоционально окрашенной программы-кода должен сочетаться с одновременным возбуждением одного из главных инстинктов человека в фазе его максимальной
обостренности, предполагающей мощную последующую реакцию организм в неразрывном автоматическом (бессознательном) единстве с вложенным кодом;
3) для жесткой фиксации информации и ее "работы" в организме необходим здоровый мозг, особенно кора больших полушарий;
4) надежность кодирования резко возрастает с количеством процедур и глубиной СК;
5) эффективность кодирования резко возрастает при наличии людей-актеров, демонстрирующих высокую результативность метода (феномен подражания) на всех его этапах;
6) эффективность кодирования возрастает при сочетании процедуры информационного программирования с прямым электрическим или химическим раздражением соответствующих участков мозга;
7) программа кодирования может носить ступенчатый характер, с временными интервалами, причем вначале добиваются любой индивидуально-устойчивой положительной реакции, а затем на этом строят дальнейший ввод основной информации и тогда организм ее "пропускает";
8) кодирование успешнее, когда информация работает по всем или нескольким рецепторам одновременно: зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, тактильным, температурным, болевым и т.д.;
9) с увеличением силы или информационной значимости кода вызываемый им физиологический эффект увеличивается лишь до определенного предела интенсивности раздражения. Дальнейшее усиление раздражения приводит к падению и полному исчезновению физиологического эффекта из-за явления охранительного (запредельного) торможения. Человек может оцепенеть или впасть в состояние ступора - полной неподвижности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИИ В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

По определению А.М.Иваницкого (1986) психика - это информация, составляющая содержание определенным образом организованных мозговых процессов. Явления, составляющие нейрофизиологический код, являются информацией, поэтому задача состоит в раскрытии информационного содержания мозговых процессов, порождающих психическую функцию. Учитывая тот факт, что информационные процессы в организме задействуют миллиарды нервных клеток в постоянно меняющихся комбинациях, с точки зрения информационной СК-терапии и имеющихся в современной мировой науке знаний, не удается разорвать этот непрерывный информационный поток, поэтому психическую деятельность человека - в эту непрерывную информационную реку дважды войти принципиально невозможен. А это значит, что информационная СК-терапия утверждает принципиальную невозможность объяснения движения информации на уровне психики человека строго локализованными физиологическими явлениями определенных мозговых структур. Тем не менее следует согласиться с Н.П.Бехтеревой, что поиск нужен и в этом смысле для науки важны ее исследования импульсных нейронных коррелятов мыслительной деятельности. Мышление человека, как высшая форма оперирования информацией, стало предметом целенаправленного нейрофизиологического исследования. Огромная информационная емкость человеческого мозга определяется количеством нервных клеток, количеством связей между нервных клеток, обучаемостью мозга и динамичностью механизмов, лежащих в основе всех видов его деятельности (Н.П.Бехтерева и др., 1985).
По А.С.Батуеву человек - информационный продукт общества, и сущность его поведения должна быть понята как результат сочетания накопленного информационного опты поколений, знаний, традиций,
личных способностей и особенностей. С одной стороны, сознание осуществляет свою интегративную и регулирующую информационную деятельность на основе корковых доминант, с другой - оно само
стремится воспитать такие доминанты, которые бы успешно содействовали оптимизации процесса преобразования характера и направленность информационных рецепций и действий. Это означает,
что даже механизмы гомеостаза не должны пониматься лишь физиологически. У человека гомеостаз переступил границы индивида и стал действовать в области отношений между людьми. Серьезное
влияние на сознание, как ядро информационной сферы человека, оказывают потребности, которые разделяют на витальные, социальные и идеальные потребности познания и самовыражения.
Существенные влияние на характер реализации информации в психической деятельности человека оказывает темперамент или информационный психический тип, который характеризуется доминирующей направленностью психического информационного потока (экстра- или интраверсией), эмоциональной стабильностью и подвижностью (или инертностью).
Коротко отметим еще одну особенность реализации информационных потоков в психической деятельности человека - так называемую межполушарную асимметрию, подразделяемую на двигательную (неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица:, половин тела), восприятия (неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от средней плотности тела) и психическую (специализация полушарий мозга в реализации различных форм психической деятельности).
Правое полушарие мозга ориентировано в основном на чувствительную сферу, а левое - двигательную. Человек с превалированием левополушарных функции склонен к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события (мыслительный тип), Человек с превалированием правополушарных функций склонен к конкретным видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать, переживать, склонен к созерцательности и переживаниям, развита интуиция и способность воспринимать информацию бессознательно (художественный тип).
Обычно происходит взаимодополняющие сотрудничество двух полушарий - их двуединство. Для СК-тепарии наиболее важно знать об асимметрии следующее: правое полушарие быстрее, чем левое обрабатывает поступающую информацию, выполняет ее зрительно-пространственный анализ и передает его в моторный
центр речи, где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание информационного раздражения - сигнала. Развитие речи в эволюции человека связано с использованием и качественным преобразованием уже имеющейся у животных мозговой асимметрии. Интересна гипотеза В.Л-Бианки о том, что в процессе обучения правое полушарие работает по принципу дедукции (сначала осуществляет синтез, а затем анализ), а левое полушарие - по принципу инцукции (сначала анализ информации, а затем ее синтез).
Необходимо для СК-терапии отметить и тот факт, что в механизмах речепродукции и речевосприятия участвуют кортикальные формации прежде всего левого полушария, стриопаллидарные и таламические системы мозга.
Существенное влияние на характер информационных процессов в организме оказывают измененные, особые режимы работы мозга и организма в целом, это такие режимы как СК, патологические, возрастные, просоночные и др.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

В онтогенезе человека лобные и нижнетеменные области коры увеличиваются по площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности коры. Именно эти участки коры являются структурной основой информационной регуляции наиболее сложных форм поведения и психики человека.
С самого рождения наблюдается у новорожденных так называемая врожденная рефлекторная информационная деятельность.
Главным по значению является сосательный рефлекс, который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек. Имеется и рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и. подошвенное сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы, а также хоботковый рефлекс -
трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта на уровне десен.
Из защитных рефлексов с кожи новорожденного имеется мигательный носовой - движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного слухового прохода.
Сформированы болевые и температурные рецепторы, при действии на них соответствующей информации появляются и соответствующие рефлексы, особенно в области лица.
Четко выражены рефлексы с вестибулярного аппарата установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный с туловища на голову и шейный тонический. Эти рефлексы хорошо просматриваются в первом полугодии и к концу первого года жизни ослабляются и пропадают.
Новорожденные хорошо различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные - сморщивание лица, закрывание глаз, искривление рта, выпячивание губ и языка.
Новорожденные могут различать и звуки, а к 3-5 месяцам могут фиксировать взором предмет, возникает ориентировочно-исследовательский рефлекс: поворачивание глаз и головы к источнику света.
Уже на второй неделе возникает условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений в ответ на положение для кормления". В течение 5-8 недели вырабатываются со всех сенсорных систем двигательные и оборонительные условные рефлексы.
Важным в этот период для ребенка является режим сна, питания, закаливания и физических упражнений - как пассивных (включая массаж), так и активных. К 8-1О месяцам ребенок хорошо реагирует на окружающих людей. В течение всего первого года жизни и в последующем с ребенком следует как можно больше разговаривать в эмоционально положительном тоне. Реакция на слова проявляется с 4 месяцев, а после 6 месяца возникают первые проявления речи. На ребенка слово вначале действует лишь в составе комплексных раздражителей и только постепенно приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала (к концу первого года). Первые слова самого ребенка - это просто звуковые обозначения определенных лиц и предметов.
В возникающей речи ребенка следует различать понимание речи (сенсорная речь) и ее воспроизведение (моторная речь). Вначале возникает понимание речи, а затем эти два процесса увязываются.
У годовалого ребенка постепенно формируется система адекватных действии с предметами, происходи интенсивное накопление фонда речедвигательных условных рефлексов. На втором году у ребенка происходит соединение слов в фразы и их автоматизация. Речевые фразы вначале коротки до 10 слов, затем увеличиваются. К концу 2 года словарный запас ребенка должен составлять 400-800 слов, к концу третьего - от 5000 и более.
Поведение ребенка постепенно становится целенаправленным и организованным, особенно при использовании развивающих игр, что ускоряет процесс формирования внутренней речи (речевых обобщений).
К четырем годам дети хорошо осваивают чтение, счет, письмо, компьютерные игры. К 5 годам на фоне общего снижения аффективной сферы начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью (до 5 лет преобладает эмоциональное мышление с элементами анализа).
К 6 годам развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека, поэтому развивающие возможности СК-терапии резко уменьшаются, целенаправленно повлиять на архитектонику мозга становится почти невозможно, Поэтому в СК-терапии возраст до 5-6 лет считается единственно благоприятным для эволюционного онтогенетического развивающего форсажа. В этот период из любого ребенка можно воспитать гения, используя специальные развивающие СК-методы в 95% случаев. Со верменем СК-культура сотрет грань между медициной и педагогикой. И как в древности лучшим врачом был священник, так и в будущем это будет информационный СК-терапевт - инженер человеческих душ и тел. Представляется возможным уже в ближайшие годы заменять неисправные органы человека на технические информационные устройства, значительно лучшего качества с увеличенными информационными возможностями. Своевременное, в возрасте до 6 лет, искусственное вмешательство в морфо-функциональное строительство мозга с помощью развивающих СК-игр позволит избежать явления биороботизации человека. Наоборот, люди ближайшего будущего будут всесторонне физически и психически развитыми, гармоничными, максимально реализовавшими свои духовные и творческие личностные возможности.








































































САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Саморегуляцию в СК-терапии условно разделяют на биологическую, рефлекторную как высшую форму биологической и сознательно управляемую.
Биологическая саморегуляция - это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма как человека, так и животных и растений. Биологическая саморегуляция протекает без участия сознания. Например, при наркозе сердце продолжает работать. Даже у умерших биологическая саморегуляция поддерживает рост волос и ногтей.
Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств информации из внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого зрительного образа и даже запаха. Это свойство организма через информацию менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, самовнушения и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное информационное воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении.
Сознательно управляемая саморегуляция - это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.
Все способы саморегуляции можно классифицировать следующим образом:
1. Механизмы саморегуляции в их конкретных проявлениях касаются структурных единиц отражения, отношения и деятлеьности т.е. образов, вторичных образов, понятий, переживаний и действий). Регулируя отражение, мы управляем структурированием, отчетливостью и продолжительностью сохранения образов и понятий. Аналогичное происходит с переживаниями и действиями. Структурирование и консолидация структурных единиц ведут к формированию состояний - психических явлении, отличающихся
относительной длительностью при сохранении однородности. Самостоятельное создание требуемых или желаемых состояний и есть саморегуляция. Иными словами, саморегуляция - это самостоятельное,
целенаправленное и организованное изменение регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий человека.
Если процесс создание и сохранение определенных состояний отличается систематичностью и большой продолжительностью, то стабильные доминирующие состояния постепенно становятся свойствами личности. Это уже самовоспитание - процесс, в котором достигнутые положительные изменения сохраняются надолго, часто навсегда, принципиально определяясь уже не просто как изменение, а изменение закрепившееся, т.е. развитие. Иными словами, самовоспитание - это самостоятельное, целенаправленное и организованное развитие регуляторных механизмов психики на уровне свойств личности и деятельности.
Высшей организацией сознательной саморегуляции психики и деятельности является характер. Только постоянно создавая у себя состояние внимания, человек может стать внимательным; сохраняя оптимизм и бодрость в подавляющем большинстве ситуаций - стать жизнерадостным; преодолевая препятствия, т.е. находясь в волевом состоянии - стать волевым; сохраняя спокойствие, уравновешенность и ясность ума в разных жизненных ситуациях - сформировать самообладание.
Следовательно, путь к развитию личности лежит через создание и поддержание (!) соответствующих состояний.
Состояние и отношения человека всегда теснейшим образом взаимосвязаны. Состояние как частные и ситуативные проявления отношений определяются, несомненно, этими отношениями. Но, управляя своими состояниями, регулируя их характер и продолжительность, мы постепенно меняем и наши отношения. А
система отношений - это и есть характер.
Формирование характера идет через коррекцию, изменение и совершенствование отношений. Может осуществляться извне - так называемыми педагогическими влияниями, и изнутри - через самовоспитание, т.е. через саморегуляцию.
В свете всего сказанного выше становится ясно, что овладение СК позволит любому человеку на более качественном и эффективном уровне создавать себя как духовную, высоконравственную, с развитым интеллектом личность.
2. Все способы саморегуляции в настоящее время могут быть классифицированы по различным схемам и принципам. Но если учесть, что сознательная саморегуляция - это контроль и изменение содержания и направленности сознания, то самым правильным принципом надо признать учет объектов сознания.
Известно, что основной функцией сознания является отражение. В зависимости от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, и построена предлагаемая классификация. При приблизительном учете объектов сознания их можно разделить на 2 группы: а) внешние; б) внутренние.
Внешние объекты - это все информационное многообразие окружающего человека мира, через систему анализаторов проникающее в сознание и определяющее его в данный момент. Чаще всего это образы: зрительные, слуховые, тактильные, психоэнергетические и т.д. Сопровождающие эти образы ощущения переживания существенно определяют состояния. Отсюда видно, что правильно выбранная при программировании эмоция может значительно повысить качество состояния сознания (психики в целом) и, наоборот, неправильно выбранная эмоция может ухудшить качество состояния сознания, а следовательно, в конечном счете ослабить феномен или целевую программу. Есть феномены, для демонстрации которых вообще нельзя пользоваться эмоциями!
К внутренним объектам относится наше "Я". Каждый человек вольно или невольно создает концепцию своего "Я": которая всегда тройственна: это, физическое, духовное и социальное или интеллектуальное "Я". Сложные переживание, возникающие в процессе отражения и самоуправления каждой из этих составляющих "Я": есть большая часть процесса саморегуляции.
Отсюда следует, что можно определить (или классифицировать) четыре группы способов саморегуляции психофизиологических и психоэнергетических состояний:
1. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек способен воспринимать из внешней среды. Это контроль или изменение того, что человек видит, слышит, обоняет, т.е. того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия окружающего мира (или окружающей реальности). В эту группу, входит способ, который называется "отключение - переключение ", т.е. при котором человек просто меняет обстановку (окружающий набор раздражителей внешней среды) или отключается от нее, или формирует ее по своему усмотрению.
2. Контроль, регуляция или изменение всего того, что способен воспринимать из внутренней среды, т.е. своего тела (изменение соматических и вегетативных проявлений эмоций). В этой группе есть способы контроля и регуляции тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения и др.
Первая и вторая группа способов психической саморегуляции объединяются по направленности. Обе группы способов направлены на контроль, регуляцию или изменение физической реальности - внешней или внутренней. В этом случае внутренней реальностью по отношению к состоянию сознания выступает физическое "Я", т.е. собственное тело.
3. Контроль, регуляция и изменение всего того, что составляет содержание духовного "Я": т.е. это контроль и регуляция отраженной в сознании реальности, это контроль и изменение или регуляция образов, представлений, понятий, а также сопровождающих их переживаний и волевых усилий. В психике человека или в сознании - это воображение, сюжетные представления, самовнушения, внутренние установки, внутреннее стремление к самосовершенствованию, самопознанию, к познанию реальности, к красоте и гармонии, к добру, к осмыслению реальности - поиск целей и смысла человеческого существования, влечения, т.е. инстинкты и рефлексы, и т.д.
4. Контроль, регуляция или изменение всего того, что составляет содержание социального или интеллектуального "Я". Мышление - высшая регулятивная форма отражения живой реальности, поэтому мыслительная или интеллектуальная деятельность человека может быть направлена вовнутрь или вовне. Причем в последнем случае следует особо выделить некоторые основные блоки реальности - природу, общество, общественное сознание, историческое общественное сознание, ноосферу.
Четвертая группа методов саморегуляции направлена на контроль, регуляцию или изменение отношений между "Я" и указанными блоками реальности, т.е. здесь "Я" выступает как социальное. В этой группе встречаются такие методы, как: варьирование целевыми установками личности; создание системы ценностных ориентации; предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотношение задач деятельности и своих возможностей в этой области; контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентации; своего социального статуса в обществе; изменение своего отношения к различным формам общественного сознания и истории; контроль и регуляция своего места в ноосфере.
Представленная классификация соответствует принятым общим положениям, объясняющим, что саморегуляция осуществляется на физиологическом уровне, на уровне психических процессов, на личностном и социальном уровнях. Кстати, описанные уровни показывают. Как должен исследоваться "феномен человека", в этом случае обязателен и исторический аспект понятия "человек" и природный. Мы уже указывали, что "феномен человека" выделить из общества, ноосферы, природы, реальности можно только условно.
Так как человек является объективной реальностью, не нарушив самым серьезным образом самой реальности, практически выделить человека в отдельную сущность невозможно. Это наше принципиальное положение, так как у нас есть своя теория о диалектике развития, становления и изменения во времени сущностных качеств отдельного и общего.
А теперь рассмотрим психотехнические особенности СК.
Мы выделяем девять ступеней совершенствования в СК. Возможно самостоятельное или сочетанное воздействие любых физических факторов как внушающих'. А теперь более подробно рассмотрим СК-1, включающее следующие характеристики и условия.
1. Зависимость от преподавателя - Отсутствует, со временем.
2. Глубокий личностный контакт с преподавателем - Обязательное условие для подростка. Взрослому не обязательно.
3. Контроль состояния - Внутренний, активный, но может быть и пассивным.
4. Состояние сознания - Любое здоровое, в зависимости от программы (задания).
5. Внушающий фактор - Предварительная программа, которая внутренне "оживляется" в сК-1.
6. Отношение к процедуре - Сильное внутреннее желание достичь цели.
7. Внимание - Вначале пассивная концентрация, затем - активная.
8. Память на текущие события - Зависит от программы.
9. Мышление - Вначале подавлено, затем ясное, особо легкое.
10. Рефлексы - Зависят от программы.
11. Релаксация - Зависит от программы.
12. Реализация программы (задания) - На основе сК-1.
13. Навыки самовоздействия - Приобретаются по ходу тренировок и сохраняются неопределенно длительное время.
14. Состояние после тренировки - Активно формируется в зависимости от программы.
15. Основа воздействия - Развитое воображение. Имаготренник. Глубокая вера в метод.
16. Реализация воздействия - Через эмоционально-вегетативную сферу.
17. Отношение к воздействию - Внутреннее переживание и оценка воздействия должны отсутствовать. Есть мощное желание реализации феномена.
18. Направленность воздействия - Эффективное на моносимптом. По мере тренировки столь же эффективно и воздействие на сложные поведенческие реакции, а со временем на себе и других "в целом".
19. Характер применения - В виде многократно повторяемых формул, переходящих в "образ-желание". Со временем - в мысль-действие (мгновенная методика или мощный функциональный, биохимический, энергетический сдвиг).
20. Рефлексия сознания - Ослаблена. Со временем по желанию отсутствует полностью или усилена.
21. Внутренняя речь - Монолог. Затем наблюдатель .
22. Роль субъективного опыта - Незначительна. Со временем велика.
23. Зависимость эффективности от интеллектуального уровня - Незначительна. Со временем велика. А затем обязательным условием является очень высокий интеллектуальный уровень.
24. Осознание занимающимся своих потребностей и целей - Активное. Цель надо предварительно "ощущать".
25. Волевой компонент - В идеале водя - "мгновенный результат".
26. Общее влияние на личность - Связано с непосредственным содержанием программы.
27. Главный технический компонент методы - Преобразование желания, веры и понимания в подсознательный уровень с обратным выходом уже в форме: "Я знаю, что я это могу несомненно". С тренировками мозг и организм выстраивают новые уровни саморегуляции и человек будет "знать, что он "Это может" и без фона СК. Наконец, занимающийся достигает "знания того, что он. Это может" ко все большему кругу феноменов.
Опыт тренированности в СК-1 позволяет приобрести способность мгновенно входить в это состояние в любом положении тела, в любом самом сложном движении, при занятии любым сложным делом. Можно вообще, выполняя любую работу, постоянно находиться в СК. В этом случае резко повышаются профессиональные качества человека. Происходит автоматическое торможение некоторых высших контрольно-интеграционных функций мозга и сознание человека напоминает работу мозга с выключенной корой, на абсолютно подсознательном инстинктивном уровне. Восприятие внешней среды идет как постоянный адекватный контининуальный поток интуитивного сверхсознания. Полностью отсутствует вербальное осмысление поступающей информации. Внутренняя и внешняя среда воспринимается непосредственно. Отсутствует "Я". Нет контроля и анализа. Человек становится активной и неразрывной частью того двигательного процесса, которым он занят.
Это высший тип саморегуляции, который снимает недостатки других методов.
Занятия по ауто-СК необходимо проводить в специально оборудованном помещении, строго в указанной ниже последовательности.
Ученик заранее знакомится с содержанием всей программы занятий, ее целью, а также необходимым теоретическим минимум данной методики тренировки.
На первом занятии программы внушается ученику, находящемуся в бодрствующем состоянии. Далее, применяя один из методов общего торможения деятлеьности коры головного мозга, обучающий отмечает наступление заторможенного состояния (здесь возможно использование звука, света, температурно-энергетического эффекта, воображения, зрения, вуфийского движения, словесного воздействия, элементов аутотренинга и т.д.).
Затем применяется одна из методик, максимально концентрирующая внимание обучаемого, а затем рассредоточивающая его. В результате этих воздействий сознание "растворяется". Происходит, основана процессов мышления и восприятия внешней и внутренней среды. Далее мгновенно выключаются все психические процессы, которые принято называть "осознаваемыми", "останавливается" время (появляется ощущение парения в невесомости и какой-то пустоты). В этот момент следует перевод сознания в новый режим работы - суггестивный. На прежнем фоне возникает контроль двух "Я": учителя и ученика. "Я" ученика усиливается, мозг включается и сознание начинает функционировать в новом, теперь уже "рабочем режиме". Таким образом и достигается новый тип измененного сознания - СК (обучающийся чувствует себя прекрасно, все слышит, отлично понимает и т.д.).
Теперь следует специально отметить ряд факторов, усиливающих действие известных тормозящих методов, применяемых при выполнении начальной программы занятий. К ним относятся:
1. Гравитационные ванны проф.А-А.Радзиевского.
2. Сауна, бассейн и т.д.
3. Легкая степень утомления.
4. Ванны, известные в физиотерапии.
5. Время проведения (4 ч утра).
6. Высокий авторитет преподавателя.
7. Огромное внутреннее убеждение - желание ученика.
8. Вера, основанная на сознании, что "Это" будет.
9. Неоднократное использование неполного выхода из СК (или открытие глаз в СК и самокоррекции с целью устранения помех) с последующей командой "Глубже".
10. Использование заранее заданной (составленной и задуманной детально) схемы специализированного поведения и самоощущений в программируемой поведенческой или физиологической ситуации, причем самоощущение корректируется и углубляется по ходу схемы.
11. Использование в конце каждого занятия пере выходом из СК фразы: "С каждым занятием я все лучше и отчетливее вызываю необходимые ощущения... Я все глубже и полнее овладеваю своим организмом..." (сокращенный вариант: "Буду входить отчетливее...глубже...").
12. Целевая направленность порядка построения формул, оказывающего наиболее положительное воздействие: уверение -преодположение - намерение - утверждение - преодложение
Например: "Я буду... Я постараюсь быть... Я должен... Я есть... Пусть будет..."). Это способствует борьбе с нарушениями или нежелательными сдвигами, исчезновению либо сглаживанию беспокойства, расстройства уже в период начальных занятий. Здесь же можно использовать СК по типу "качелей", когда вначале слегка усиливают имеющиеся нарушения деятельности организма, а затем эти явления убирают.
14. Использование компьютерного изображения желаемого результата с последовательной его коррекцией.
Важнейшая психотехническая составляющая самовнушения и развития СК - это теория "внутреннего подражания" или вживания в образ. Программа самовнушения в С.К-2 ,(см. раздел Варианты техники.
Методы Кандыбы 2-У") выглядит так: "Я" - это "Он". Здесь "Он" - это реально существующий человек с заданным феноменом-качеством (в крайнем случае - воображаемый человек с телом своего "Я").
Психотехника имеет следующую последовательность. Вначале вход в СК-2, затем реальное видение человека, выполняющего феномен (или нейтрального себя). Далее - четкое психофизиологическое осознание самоощущений этого человека затем "перевоплощение" или "вхождение" в этого человека. Далее - ощущение в себе этих качеств и усиление их. Кстати, момент полного перевоплощения психических ощущается и сопровождаете улучшением настроения и абсолютной уверенностью в успехе феномена.
При внутреннем подражании особым интуитивным напряжением (которое можно развить при занятиях драматическим искусством) схватывается внутренняя логика чувств и поведения человека, обладающего нужным качеством или феномене, которая и вводится в собственную индивидуальность и становится ее частью. Психический образ другого в данной ситуации, по заданному программой качеству, выражается через себя. Это и есть обретение своего нового "Я". Внешние проявление при "внутреннем подражании", конечно, обычно меняются, но они оказываются своими, естественными и вовсе не обязательно копирует оригинал. Этот способ позволяет вводить в себя сложные психофизиологические состояния сразу, целиком, что составляет его особую ценность. В этом случае образ другого человека становится внутренней опорой, репером, основой, на которой базируется вся психотехника. В дальнейшем нужны систематические
тренировки в "искусстве перевоплощаться" в конкретный образ, до полного овладения нужным качеством (или феноменом).
Одним из факторов (см.п.8), усиливающих действие известных тормозящих методов, требует в обязательном порядке знания учеником на собственном опыте, что предполагаемая программа будет выполнена обязательно и неотвратимо. Т.е. мы работаем не с верящим в предлагаемый феномен-программу учеником, а с учеником, знающим несомненно, что Это с ним произойдет.
Итак, мы остановились на том, что ученик подготовлен для восприятия управляющей программы". Эта программа включает несколько этапов.
1-й этап, Кодирование. " Вы находитесь в состоянии повышенной внушаемости, поэтому, согласно нашей договоренности, все, что я сейчас говорю, прочно и непосредственно входит в Ваш мозг... "
Вы предельно внимательно и нейтрально, т.е. не критически, воспринимаете каждое мое слово... Ваше "Я" как бы со стороны наблюдает за моим диалогом с Вашим мозгом и организмом... "
Инструмент Вашего "Я" - Ваше внимание - устойчиво и предельно сосредоточено на нашем диалоге (большая пауза в течение 1-2 мин.). С сегодняшнего дня Вы приобретаете несомненную способность автоматически изменять деятельность головного мозга и подчинять весь свой мозг, а вместе с ним и организм, своему "Я"... Сила Вашего Я в организме будет становиться с каждым днем все сильнее и сильнее... Отныне достаточно Вашему "Я", т.е. Вам, сформулировать себе эмоциональный образ желания-команды, хорошо с помощью воображения представить себе результат Вашей команды- программы, как организм немедленно автоматически начнет ее выполнять. Вы всегда будете абсолютно уверены, что команда-задание будет выполнена, достаточно лишь погрузиться в это состояние. Вы глубоко верите в неисчерпаемые возможности человека... Вы несомненно знаете, что мозгу человека подвластно все... поэтому он выполнит любую Вашу программу-команду. Вы это знаете теперь несомненно!...
С каждым занятием сила Вашего "Я", т.е. Ваша воля, будет становиться все сильнее и сильнее... Ваше влияние на свой организм будет расти безмерно...
С каждым новым занятием Вы сможете все быстрее и легче вызывать в себе это состояние, оно будет помогать эффективной реализации Ваших программ...
В первое время я буду Вам помогать, а в дальнейшем Вы будете работать полностью самостоятельно.
Занятия аутотренингом безопасны. Вы это знаете, поэтому Вы ничего не боитесь и ни в чем не сомневаетесь. Вы абсолютно уверены в успехе наших занятий ...(пауза в течение 2-3 мин.).
Итак, внушения глубоко проникли в Ваш дремлющий мозг и закрепились прочно как программа Ваших будущих действий и переживаний...
Все эти внушения будут хорошо реализовываться, начиная с сегодняшнего дня и во все последующие дни...
А теперь отдыхайте...погружайтесь глубже-глубже теперь Вы приобрели способность самостоятельно, автоматически входить в глубокое состояние. Для этого теперь Вам достаточно мысленно сосчитать до 7, и Вы, находясь в любой позе, сможете легко и быстро, автоматически войти в глубокое состояние .. . (пауза 30сек.)
А сейчас отдыхайте. Отдыхайте глубоко и спокойно..."(пауза 2 мин., можно больше!).
А теперь я передаю управление организмом Вашему мозгу, Вашему Я . Вы сосчитаете мысленно до 10, и Ваши глаза откроются, Вы полностью выйдете из этого легкого состояния оцепенения. У Вас будет хорошее настроение и чувство хорошего отдыха. Начинайте считать!.
После того, как ученик открыл глаза, ему надо предложить слегка спокойно размяться и привести себя в хорошее психофизическое состояние.
2-й этап. Углубление способности управлять уровнем бодрствования.
3-й этап. Развитие способности самоконцентрирования и снижения уровня бодрствования в положении стоя, сидя. Контроль тестом "Не могу открыть глаза".
4-й этап. А. Развитие связи между искусственно созданной доминантой "могущественного "Я" и механизмом тепло, покой, тяжесть, отдых" (т.е. подчинение воле или произвольному воздействию на нервные центры, обеспечивающие физиологический отдых организма).
Б. Закрепление навыка высокоэффективно отдыхать в различных физических позах.
5-й этап. Углубление навыка погружаться в особое, глубокое состояние методом фонового внушения - гетеросуггестии.
6-й этап. А. Составление программы и выработка искусства полностью снимать эффект "утомление через эффекты легкость, прохлада, хорошее самочувствие и настроение .
Б. Углубление и автоматизация связи между доминантой "Я все могу" и нервными центрами, дающими эффект очень хорошего самочувствия и настроения.
7-й этап. Углубление самовоздействия на эмоциональную сферу (5-7 занятий).
8-й этап. Дальнейшее развитие и автоматизация механизма эффективной саморегуляции. Развитие феноменологии школы , а) заданная длительность сна: 60с, 3, 5, 10, 15, 30 мин. в течение ночи;
б) заданная длительность сна в разных позах; в) заданная длительность сна в неудобных позах.
9-й этап. Раскрепление эффекта полного отключения по всем сенсорным каналам, не включенным в работу программы. Отсутствие "шумов" (под "шумом" имеется в виду уровень возбуждения
незадействованных в программе-феноменов, вызывающих ощущения "тепла", "холода". Взаимный переход. Одновременной то и другое. В разных позах.
11 -и этап. Вызывание ощущения анестезии в кисти, стопе, любой точке тела. То же в разных позах.
12-й этап. Феномен вхождения в заданный образ с закрытыми глазами (программа составляется "без окончания - для полной реальности новых ощущений: "Орел", "У моря ", "В лесу" , "Чайка над морем").
13-й этап. Эмоции - состояния. Переход (Веселье. Грусть. Печаль - горе. Радость. Страх. Злость. Раздражение. Зависть. Восторг. Абсолютная уверенность в ...неотвратимости победы в ...).
14-й этап. Углубление уровня саморегуляции. Углубление "рабочего фона". .
15-й этап. Легкая визуализация заданного образа.
16-й этап. Вызывание ощущений ожога. Управление заживлением. На этом заканчивается обязательный минимум практических навыков, включенных в начальную программу.
Изложив основы начальной школы, т.е. базовые навыки, мы считаем возможным перейти к рассмотрению следующего этапа обучения, который мы назвали "средней школой".
Навыки начальной школы могут быть использованы в медицине, спорте, профессиональной деятельности, образовании. Программа средней школы, кроме этого, способствует интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Эта программа включает несколько этапов.
1-й этап. Развитие воображения.
2-й этап. Развитие памяти.
3-й этап. Свободная визуализация любого заданного образа-программы. (Игра на пианино. Рисование. Шахматы. Шашки.
Профессиональная деятельность и т.д.). Вхождение в образ и "работа" в нем.
4-й этап. Возрастные эффекты (возрастная регрессия).
5-й этап. Управление энерготоками по всем основным меридианам. От конечностей к туловищу и далее к голове. Специальная психотехника йогов. Специальная китайская психотехника. Специальная японская психотехника. Специальная тибетская психотехника.
6-й этап. Сложные движения в бодрствующем состоянии. Достижение этой ступени у ученика имеет принципиальное значение. Ученик сможет резко повысить свои физические качества, по крайней мере он к этому готов, хотя этому надо специально обучать.
7-й этап. Повышение силы, скорости, общей и специальной выносливости, точности движений и координации.
8-й этап. Специальные двигательные целевые программы.
9-й этап. Увеличение времени нахождения на достигнутой глубине С К.
10-й этап. Расширение объема информации по теории саморегуляции. Дальнейшее совершенствование идет по, следующей программе, которую условно можно назвать высшей "школой'. К обучающимся по программе этой школы предъявляются повышенные требования. Главные из них следующие;
1. Необходимость иметь высшую медицинскую подготовку по специальности врач-психотерапевт широкого профиля, компетентный в вопросах невропатологии, психиатрии, иглоукалывания, сексопатологии, наркологии, продолжающий лично заниматься аутотренингом.
2. Необходимость иметь высшую медицинскую подготовку по китайской народной медицине, тибетской медицине и йоге всех направлений, продолжающий лично заниматься аутотренингом.
3. Необходимость расширять теоретическое знание проблем высшей саморегуляции путем изучения специальной литературы (например, геронтологический аспект даосизма и т.д.).
4. Углубление уровня саморегуляции. Изучение основ СК-терапии.
5. Отработка феноменов высшего порядка. Воспитание учеников.
Создание научных трудов по СК-терапии.
Рассмотрев три ступени освоения науки саморегуляции, можно перейти к краткому изложению некоторых основных методических рекомендации.
Золотое правило тренировки по нашей методике выглядит так:
Тренироваться надо ежедневно, регулярно и последовательно, соблюдая условия: ни одного слова без мысли, ни одного образа без эмоционального (при необходимости духовного) чувства".
Ключевые положения нашей методики сводятся к следующему (золотые правила ауто-СК):
1. Необходимо предварительно выбрать какой-либо образ, а затем в СК внедриться в него для успешного выполнения конкретного феномена. Это создает в организме ученика необходимые психофизиологические условия для достижения конкретного результата.
2. Качество "внедрения" (или "перевоплощения") зависит от глубины и достоверности вхождения в состояние, специальное именно для этого конкретного феномена.
3. Качество внедренного состояния зависит: а) от глубины и качества СК; б) от состояния тренированности по этому феномену на момент демонстрации; в) от качества предварительной программы (в ней продумываются образ и техника детальной работы с ним в СК).
4. Как вариант можно войти в СК-2 (см. раздел "Варианты техники. Методы Кандыбы П-У)", затем, читая заранее составленную, глубоко продуманную кратчайшую программу, отражающую целевую сущность феномена-задания, войти в это заданное состояние автоматически.
Рассмотрим подробно для иллюстрации психотехнику
демонстрации достижений - поэтапное изменение своего "состояния " - на примере феномена "обезболивание рук".
1. Вхождение в СК-1. Лучше лежа. Глаза вначале открыты. Взгляд концентрируется на какой-либо точке, находящейся выше уровня глаз на 30-40 затем рассеивается по всему пространству. После этого следует "рассеивать" сознание (взгляд в ничто). Затем глаза автоматически закрываются вследствие предварительного кодирования. Сознание переключается на ощущение своего тела. Далее следуют словесные формулы самовнушения: "Я вхожу в состояние... Мое тело спокойно и расслаблено... Дыхание ровное, спокойное... Покой... Тепло... Сознание ясное... Чувствительность повышенная... "
2. Углубление СК-1 с помощью тибетской психотехники (размножение образа сидящего в лотосе Будды; собирание частей в целое, убирание всех частей тела Будды, кроме головы; превращение головы Будды в точку; перемещение этой точки в Аджну;
воображение, что в Аджну вошли вся сила и возможности Будды!. Концентрация на Аджне (дхарана), переходящая в медитацию (дхияну). Дальнейшее углубление состояния за счет устойчивой концентрации на процессе растворения сознания до момента, когда начинает казаться, что состояние приняло устойчивый характер и далее не углубляется.
Здесь возможны варианты: 1) самовнушение рабочей программы на полное выключение способности осознавать, что затем ощущается как провал или падение куда-то (в черную яму), и полная потеря сознания. При этом полностью исчезает способность ощущать себя (состояние, похожее на глубокий сон). Так как в рабочей программе в этом случае предусмотрен выход из состояния через заданное время, то после выхода из него в этом варианте наблюдается полная амнезия; 2) в этом варианте (без амнезии) дается программа на феномен.
Если 2-й вариант (т.е. рабочей программы) работы обучающегося со своей психикой не осуществляется, то он через некоторое время засыпает обычным сном. Если же 2-й вариант осуществляется, то в начале работы с заданной (рабочей) программой самовнушается цель-задание организму: "мои руки полностью теряют чувствительность..."
4. Реализация в организме заданной цели. Процесс некоторое время должен осуществляться автоматически - до момента, когда обучающийся начинает четко различать происходящие в нем изменения. - Пауза - ожидание реализации указанного выше момента.
5. На этом этапе необходимо волевое воздействие сознания на происходящие в организме специализированные физиологические изменения с целью их четкого самоощущения и усиления. Усиление достигается за счет "внедрения" (перевоплощения) в центральный и дополнительные образы. Этим достигается полное перевоплощение и заданное состояние. Словесная формула: "Центральный образ - мои Руки полностью в железном панцире... Мои руки очень холодные... Мои руки во льду... Кровь к рукам не подступает... У меня нет рук... Я их абсолютно не чувствую... Не ощущаю... ".
6. Самовнушение формул подготовки к демонстрации достижений и демонстрация феномена. Обучающий повторяет: "Итак, мои руки полностью потеряли чувствительность... Я узнаю об окончательной готовности организма по моменту автоматического открывания моих глаз, и тогда я, не выходя из глубокого состояния, смогу видеть, слышать, разговаривать и продемонстрировать полную нечувствительность рук. Уколы иглой я совершенно не почувствую...
После демонстрации феномена я автоматически выйду из состояния с хорошим самочувствием и полным возвращением нормальной чувствительности рук..."
Далее следует пауза до появления ощущения легкости и полной готовности к демонстрации феномена, глаза открываются автоматически. Можно до открытия глаз идеомоторно проиграть феномен, обратив внимание на физиологию.
7. Демонстрация феномена, за которой следует автоматический выход из состояния. Можно перед демонстрацией сосредоточиться. Перед каждым практическим занятием рекомендуется составить тщательно продуманную программу, выучить наизусть текст, что повысит качество тренировки.
Программа включает 2 этапа;
I этап - создание фона нужной глубины; II этап - рабочая часть. Кроме двух этапов, в программе обязательно предусматривается "выход "из состояния.
Перед занятием в программу следует заложить следующие теоретические принципы.
1 этап: 1. "Вход в состояние". 2. Углубление "рабочего фона".
2 этап:1. Определение цели-задачи. 2. Автоматическое выполнение (после паузы) первого пункта. 3. Четкое различение обеспечивающей физиологии. 4.Усиление физиологического обеспечения. 5. Субъективное обнаружение готовности организма по физиологическому и психическому эффекту.
Выход из состояния: 1. Полная готовность организма к демонстрации и объективное сообщение об этом путем автоматического открывания глаз. 2. 3аданность физиологического и психического самоощущений, необходимых при демонстрации феномена. 3. Обеспечение автоматического выхода из СК.
В качестве примера приведем образец программы для феномена "Мои руки полностью теряют чувствительность".
1. "Я вхожу в состояние... Мое тело спокойно и расслаблено...Дыхание ровное, спокойное... Покой... Тепло... Сознание ясное...Чувствительность повышенная"
2. "Углубление состояния..." (по тибетской психотехнике).
3. "Цель - мои руки полностью теряют чувствительность..."
4. "Пауза..."
5. ""Центральный образ - мои руки полностью в железном панцире... Мои руки очень холодные... Мои руки во льду... Кровь к рукам не подступает. У меня нет рук... Я их абсолютно не чувствую...Не ощущаю... "Пауза". "Идеомоторная тренировка...". "Пауза"...
6. Итак, мои руки полностью потеряли чувствительность ... Я узнаю об окончательной готовности организма по моменту автоматического открывания моих глаз... и тогда я, не выходя из глубокого состояния, смогу видеть, слышать, разговаривать и продемонстрировать феномен полной нечувствительности рук... Уколы
иглой я совершенно не чувствую... После демонстрации феномена я автоматически выйду из состояния с хорошим самочувствием и полным возвращением нормальной чувствительности рук... ". "Пауза"...
Глаза открылись. Сосредоточился... "
7. "Демонстрирую феномен, а затем (через 2 мин.) автоматически выхожу из состояния...












































































































































































ВАРИАНТЫ ТЕХНИКИ. МЕТОДЫ КАНДЫБЫ Д.В.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...