Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы работы по самообразованию




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Ёлочка»

                                                                                             Утверждаю

                                                                                                              заведующий МДОУ

______ О.Ф. Федотова

Приказ от

 

Программа по самообразованию воспитателя

На 2017 – 2018 гг.

Тема: «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

«В деле воспитания процессу саморазвития

должно быть отведено самое широкое место.

Человечество всего успешнее развивалось

только путем самообразования».

Спенсер Г.

 

Автор:

                                                                                                         воспитатель высшей

                                                                                          квалификационной категории

Соловьева Елена Андреевна

     педагогический стаж 17 лет

г. Ветлуга, Нижегородской области

2017г.

 

«Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

 

Тема: «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Выявленные проблемы:необходимо развивать образовательное пространство с семьями воспитанников как среду  развития духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности в музейной педагогике.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний в области музейной педагогики  путем изучения педагогической литературы, работы с банком педагогической информации в системе интернет; участием в вебинарах, семинарах.

- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;

- организовать работу родительского клуба «Семейная академия» по реализации проекта «Вместе мы избу построим».

- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения семинара-практикума для педагогов на тему: «Мини музей в детском саду как форма работы с  детьми и родителями»

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Ожидаемые результаты:

результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по духовно-нравственному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создадут для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может

подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Этапы работы по самообразованию

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию.

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования(обобщение накопленного опыта и его распространение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Месяц Содержание работы Форма представления результатов
Сентябрь 1.Составление библиографии по теме самообразования. Планирование работы по самообразованию План работы
В течение года 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме 1. Н.А. Рыжова Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010 2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду. 2008г. 3. О.В.Дыбина «Что было до…» Москва, «Сфера», 2011г. 4. Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова, А.И.Данюкова «Мини-музей в детском саду» Москва, «Линка-Пресс», 2008г. 5. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2006г. 6. Гладышева Н. И. «Формирование представлений у дошкольников о культуре и истории человека через музейную педагогику. Москва 7. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». 8. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37. 9. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. 11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. 12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.  
Сентябрь-октябрь 3.Подготовка и проведение педагогической диагностики с целью выявления  первоначальных знаний детей о старинных традициях русского народа Индивидуальные маршруты развития детей
Ноябрь 4. Разработка проекта «Мы избу построим сами» Составление перспективных планов Разработка конспектов Творческий отчёт
Ноябрь 5. Информирование родителей о предстоящей деятельности (объявления, буклеты)  
В течение года 6.Сбор экспонатов для музея «Русская изба»; Оформление музея народного быта «Русская изба» в соответствии с задачами Проекта, с требованиями охраны жизни и здоровья детей. Фотоотчет
В течение года 7.Привлечение родителей к благоустройству помещения для музея  
Ноябрь-май 8.Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
Март-май 9.Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования Участие в РМО Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет. Проведение мастер-классов для педагогов. Выставка работ. Оформление сборника консультаций для родителей. Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников Выступление с отчетом о проделанной работе за 2017/2018 уч. год на педсовете.  

 

Русская изба

Ольга Серегина

Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени... Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.

Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За Уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка.

Окно, ещё одно и третье...
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.

Вот красный угол... Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах...

Ты как живёшь, моя избушка?
Как и твои, мои года
Летят...летят... Моя старушка!
Я знаю, ждёшь меня всегда!

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...