Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примерное распределение основных движений
В плане-графике должно предусматриваться психофизиологическое назначение отдельных упражнений, уровень их освоения и возможность их правильного исполнения. Все упражнения одного занятия обозначаются буквами: у— учить (упражнение выполняется впервые), п — повторить (упражнение повторяется точно так же, как на прошедшем занятии), с — совершенствовать (упражнение повторяется, но с некоторыми усложнениями. В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводится на обучение упражнению, а остальные — на его повторение и закрепление. Указанные подвижные игры должны подбираться в соответствии с содержанием и активностью упражнений, направляемых на обучение основным движениям. Если на занятии выполняются упражнения, требующие от детей большой нагрузки, то затем подбирается игра более спокойного характера. И напротив — после упражнений, имеющих статичный характер, выбирается более подвижная игра. Игры также обозначаются буквами: у, п, с. В КАЛЕНДАРНОМ ПЛАНЕ излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера. В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также раскрывается содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр, применяемых во время прогулки; называются вспомогательные средства и игрушки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно. В плане должно быть отражено, в какие дни будут изучаться, а впоследствии и совершенствоваться основные движения, а также перечислены мероприятия по работе с родителями: тематические беседы о физическом развитии и подготовке детей к школе, об укреплении их здоровья в детском саду и дома и т.п. В календарном плане также делается пометка о том, какой комплекс утренней гимнастики назначается на данную неделю. Излагается краткое содержание комплекса упражнений (если содержание комплексов воспитатель записывает в отдельной тетради, то в журнале указывается только номер комплекса и дата его выполнения). Д. В.Хухлаева предлагает разрабатывать ПЛАН РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ по следующей форме:
В первой графе записываются все формы работы по физической культуре на каждый день (включая субботу и воскресенье) с утра до вечера, не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Утром (до завтрака) планируются подвижные игры со всей группой, индивидуальные занятия и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. На каждый день недели записывается название подвижных игр, упражнений, физкультурный инвентарь, который будет использоваться ребенком в самостоятельной двигательной деятельности; обозначается комплекс утренней гимнастики, намечаемый на данную неделю. При планировании физкультурных занятий указываются задания, которые решаются в основной части, и перечисляются упражнения. При планировании основных движений выделяются ведущие и сопутствующие ему. Продумывается также сочетание основных движений, которое наиболее разнообразно воздействовало бы на мышечные группы, например, упражнения в метании целесообразно сочетать с прыжковыми упражнениями и т.д. При планировании подвижных игр учитываются психофизические качества, развиваемые в них. Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требующих высокой умственной активности от ребенка (рисования, математики и т.д.), так и в перерыве между ними. На дневной прогулке указываются названия подвижных игр, задачи и содержание физических, спортивных упражнений и игр. В соответствии со временем года планируется езда на велосипеде и игры с мячом, городки, серсо, катание на лыжах, санках, коньках и т.д. В календарном плане записывается, например: совершенствовать игру в городки; повторить броски мяча в корзину и т.д. Работу по физическому воспитанию планируют в связи с другими видами деятельности. На прогулках планируется вид подвижных игр, содержание физических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятельной двигательной деятельности. После дневного сна проводятся закаливающие процедуры, воздушные ванны, обливание ног, душ (в плане указывают температуру воздуха, воды, длительность мероприятия и номер его плана-конспекта), а также ежедневные физические упражнения. После полдника предусматриваются подвижные самостоятельные игры и упражнения, физкультурный досуг. Вечером в круглосуточных группах и в семье планируются подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. В плане производится соответствующая запись, включающая рекомендации для родителей. Планируется индивидуальная работа, рекомендации для родителей на субботу и воскресенье. На основе плана на неделю составляются ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию. В учебных целях Д.В.Хухлаева предлагает развернутые планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр. План-конспект физкультурного занятия составляется следующим образом: План-конспект физкультурного занятия для детей группы детского сада Дата проведения _____________________ Время проведения ____________________ Место проведения____________________ Количество детей ____________________ Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количество) _________________________________________________________ Задачи занятия ____________________________________________ адачи фиксируются только те, которые решаются в основной части занятия. Формулировать их надо кратко и конкретно. Сначала записывают образовательные задачи. Например, если включено новое упражнение (метание), то задачу записывают так: «Разучивание метания на дальность правой рукой (замах)». При этом в скобках указывается, на какой элемент техники упражнения обращается внимание на данном занятии. После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения предусматривается закрепление двигательного навыка. И задачу занятия тогда записывают следующим образом: «Закрепление прыжка в длину с места». Если навык закрепляется в игровой форме, в скобках указывается название подвижной игры. На физкультурных занятиях развиваются в той или иной степени все психофизические качества (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость), но для каждого требуются особые условия и своеобразная методика проведения упражнений и подвижных игр. Как правило, на одном занятии развивается в большей степени какое-либо одно психофизическое качество, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество (например, ловкость) и соответствующим образом создаются условия, продумывается методика проведения физических упражнений. Задачу занятия при этом записывают так: «Развитие ловкости ("Ловишки с ленточками")» или «Развитие быстроты ("Ловишки")». Наряду с главными задачами в процессе занятий решаются и многие другие, но они не фиксируются в плане-конспекте. Воспитательные задачи записывают в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание (например: «Воспитание смелости»). Содержание занятия и методика его проведения записываются по форме:
В графе «Части и содержание занятия» записывают названия частей занятия (вводная, основная, заключительная) и физические упражнения в той последовательности, в которой они будут даны на занятии. Если в занятие включается подвижная игра, то записывают ее название («Ловишки», «Хитрая лиса») и указывают физические упражнения, которые входят в нее (бег и др.). Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике. Четкая запись позволяет экономить время. В графе «Дозировка» обозначается количество повторений упражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражнений (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м). В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (медленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают. При подготовке воспитателя к проведению занятия для открытого просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений. В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличение или уменьшение нагрузки в связи с повышением или понижением температуры воздуха. После проведения физкультурного занятия нужно записать изменения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего занятия. ПРАВИЛА ЗАПИСИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. При подготовке к физкультурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записывает в планах-конспектах названия физических упражнений, например: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д. При записи общеразвивающих упражнений надо указать название упражнения (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение. Исходное положение пишется сокращенно — и.п., цифрами обозначается счет. Например: «Растягивание резинки». И. п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 — руки в стороны; 2 — и. п. Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: - «туловище» — при наклонах; - «нога» — при выставлении ее на носок; - «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; - «ладони вниз» — в положении руки в стороны, влево (вправо); - «носки (носок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» — при движении ног, рук; - «вперед», «спереди» — при указании направления, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; - «прогнувшись» — если техника выполнения предопределяет это положение; - «хват сверху» — как наиболее распространенный; «дугами вперед» — если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют установленному стилю. Если исходное положение ног — основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук — основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, стойка — ноги врозь). Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка — о.с; правая рука (нога) — пр. рука (нога); левая рука (нога) — лев. рука (нога). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет), записывают в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, то надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены). Правила записи физических упражнений должны выполняться независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики и других форм работы по физическому воспитанию. 33. Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) Программа «Детство». В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович) была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Это комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе». Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику». По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу». Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества. Раздел программы «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) также состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший, средний и старший возраст. В разделе отмечается, что создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Каждая часть раздела состоит из пунктов, посвященных освоению основ гигиенической культуры и приобщению к двигательной культуре. Пункт «приобщение к двигательной культуре» содержит по каждой ступени дошкольного возраста: - задачи воспитателя в приобщении к двигательной культуре, - что осваивает ребенок, - содержание физических упражнений, - уровни освоения программы, - минимальные результаты. Так, для младшего дошкольного возраста задачами воспитателя являются следующие: - Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; - Учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; - Приучать детей в движении реагировать на сигналы. Дети младшего возраста должны освоить: 1. Построения и перестроения. 2. Общеразвивающие упражнения: - исходные положения (стоя, сидя, лежа); - приседания; - простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них. 3. Основные движения: - ходьба и бег в разных направлениях; - упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см); - бег в медленном и быстром темпах; - подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета; - катание мяча друг другу; перебрасывание мяча через предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль; - ползание на четвереньках. 4. Подвижные игры. Содержание физических упражнений Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью воспитателя). Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, но кругу, зигзагом); перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из Круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см). у1->« Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м). Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием предметов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до 2 м); спрытивание с предмета. Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг ДругуI бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 50—100 см); перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1— 1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель (расстояние 1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой. Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под препятствием (высота 30—40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом. Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не наступи», «Солнышко и дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «Достань флажок», «Обезьянки», «Где звенит?», «Заинька», «Флажок», «Птички летают», «Брось и догони». Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры. Минимальные результаты : Бег на 10 м.......................... 10,2 сек Прыжок в длину с места ................. 30 см Бросание предмета .................... 2,5—3 м Спрыгивание (прыжок в глубину) .......... 15 см Даны уровни освоения программы: низкий, средний и высокий Задачи, Что должен освоить ребенок, Содержание физический упражнений, Уровни освоения программы усложняются в средней и особенно старшей ступени дошкольного возраста. Так, на шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности. В связи с этим воспитатель способствует нацеливает свое внимание на решение следующих задач: - добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений; - учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей; - формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях; - воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами; - побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности; - целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость. Что осваивает ребенок 1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренг, способы перестроения в 2 и 3 звена. 2. Обшеразвивающие упражнения: - способы выполнения упражнений с различными предметами, - направления и последовательность действий отдельных частей тела. 3. Основные движения: - вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге, - равномерный бег в среднем и медленном темпе, - способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, - «школу мяча», способы метания в цель и вдаль, - лазание одноименным и разноименным способами. 4. Подвижные и спортивные игры: - правила игр, - способы выбора ведущего. 5. Спортивные упражнения: - скользящий лыжный ход, - скольжение по прямой на коньках, - погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине. Содержание физических упражнений включает, Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах. Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35— 40 см; шириной 20 см). Ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной 10 см), с мешочком на голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку. Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3x10 м в медленном темпе (1,5—2 мин). Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину .с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад. Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40—30 см, длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2.2 м) с расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м. Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезайие через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом. Минимальные результаты Бег на 30 м........................ 7,9—7,5 сек Прыжок в длину с места............... 80—90 см Прыжок в длину с разбега............ 130—150 см Прыжок в высоту........................ 40 см Прыжок вверх с места.................... 25 см Прыжок в глубину....................... 40 см Метание предмета: весом 200 г....................... 3,5—4 м весом 80 г........................... 7,5 м Метание набивного мяча................... 2,5 м Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием. Игры-эстафеты. Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м). Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрошенным правилам. Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем. Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам. Катание па санках. С горки по одному и парами. Катание по ровному месту друг друга. Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке. Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой. Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движения ногами вверх — вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно руками. Плавание произвольным способом на расстояние до Юм. Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (но 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом. Двигательные умения. Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега. Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки. Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры. Энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге. Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой. Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча»). Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке. Самостоятельно провести знакомую подвижную игру. Выбивать городки с кона и полукона. Вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры. Передвигаться на лыжах переменным шагом. Кататься на двухколесном велосипеде и самокате. Держаться в воде и передвигаться в ней на расстояние до 10 м. Также даны уровни освоения программы. Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают скорость, направление движения, смену темпа и ритма. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. 34.Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова М.А.) ПРОГРАММА «ИСТОКИ» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.) Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования. Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет. В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 - 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 - 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с Данное издание программы «Истоки» приведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009). В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс. В основу Программы положена концепция психологического возрастакак этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя: - качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); - определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; - основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты: - эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет); - период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольного (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. При этом задачипсихолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание — по четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.
В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. Программа включает следующие направления: - «Социально-личностное развитие» - «Познавательно-речевое развитие» - «Художественно-эстетическое развитие» - «Физическое развитие» Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности по каждому возрасту детей. РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА В направлении «Физическое развитие» входит: - Характеристика возрастных возможностей ребенка от 2 до 12 мес. В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности: От рождения до 2 месяцев— пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого. ……От 10 до 12 месяцев — действует с предметами в соответствии с их назначением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, вынимает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых. Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из положения на корточках. Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры. Ходит, держась за движущуюся опору (каталку). - Образовательная область «Физическая культура», которая включает: - Образовательные задачи: содействовать своевременному овладению движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком; развивать сенсомоторную активность; формировать действия с предметами. - Содержание психолого-педагогической работы До 2,5—3 месяцев — вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызывать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать условия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами …….От 9—10 до 12 месяцев — совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; подниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предметами, инициировать эмоциональную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сначала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходящих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражнения из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с использованием мелких предметов. - Образовательная область «Здоровье» - Образовательные задачи: обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход; организовывать физиологически целесообразный режим дня. - Содержание психолого-педагогической работы Режим Культурно-гигиенические навыки. - Образовательная область «Безопасность» В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его физически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрослыми. РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В направлении «Физическое развитие» входит: - Характеристика возрастных возможностей ребенка В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Высокая потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость. У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются. У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных движений, частоту повторяющихся. Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д. - Образовательная область «Физическая культура» - Образовательные задачи Шестой год жизни: формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране; содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения; целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость); воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие); учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной); учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом. Седьмой год жизни: совершенствовать технику выполнения движений; формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях; продолжать целенаправленно развивать физические качества; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности; - поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений. - Содержание психолого-педагогической работы Содержание педагогической работы по развитию моторики старших дошкольников составляют разнообразные упражнения в основных движениях, подвижные и спортивные игры: - Общеразвивающие упражнения - Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье) - Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.) - Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, - Ритмические (танцевальные) движения - Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении — на углах). - Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем). - Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах - Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты. Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного возраста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого занятия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых. Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного характера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня. - Образовательная область «Здоровье» - Образовательные задачи Шестой год жизни: развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами; формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.); содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены. Седьмой год жизни: учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками; формировать адаптивное поведение в коллективе; совершенствовать гигиенические навыки и знания; содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни. - Содержание психолого-педагогической работы В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность. Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них. Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся выполнение рационального режима дня. Гигиенические условия Закаливание. Культурно-гигиенические навыки. Психическое здоровье. - Образовательная область «Безопасность» -Образовательные задачи Шестой год жизни: знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение разными движениями и т.д.); учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием; знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми; формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.); продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц. Седьмой год жизни: формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи); учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях — при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми: развивать представления о существенных признаках благополучного состояния природы и правилах его сохранении содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги. - Содержание психолого-педагогической работы Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждениятравматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению. Одно из основных условий безопасности дошкольников — развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необходимых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка. Дети 5—7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |