Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольно-обучающие вопросы и задания




 

1. Исследование каких проблем следует осуществлять:

а) качественными методами;

б) количественными методами;

в) совокупностью количественных и качественных методов?

2. Почему нельзя однозначно признавать лучшими ни количественные, ни качественные методы социологических исследований?

3. Назовите существенные отличия качественных методов от количественных.

4. Сравните и охарактеризуйте предназначение методов:

а) фокус-группы;

б) БОУ;

в) «проблемного колеса»;

г) интеграции экспертных оценок.

5. Выделите общие и специфические компоненты каждого из вышеназванных методов.

6. Какие количественные методы сбора и анализа информации играют роль составляющих методов:

а) фокус-группы;

б) БОУ;

в) «проблемного колеса»;

г) интеграции экспертных оценок?

7. Охарактеризуйте технологию, т. е. последовательность реализуемых исследовательских операций:

а) фокус-группы;

б) БОУ;

в) «проблемного колеса»;

г) интеграции экспертных оценок.

8. Какие методы, кроме означенных в предыдущих заданиях, относятся к категории качественных?

9. При нарушении каких условий исследования, проведенные качественными методами, могут.быть менее качественными, чем исследования, основанные на количественных методах?

10. Зафиксируйте все совокупности требований, соблюдение которых гарантирует качественность исследований по методам:

а) фокус-группы;

б) БОУ;

в) «проблемного колеса»;

г) интеграции экспертных оценок.

 

Рекомендуемая литература

Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего:

Кн. 1,2. - М„ 1997.

Белановский С.А. Метод «фокус-групп». — М., 1996. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Под ред.

Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семеновой. - М„ 1994.

Волков A.M. ч др. Экспертные системы: структурно-функциональный подход к извлечению экспертного опыта. - М., 1991.

Григорьев С.И.. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в регионе экологического неблагополучия. - Барнаул, 1997.

Григорьев С.И.. Демина Л.Д. Нетрадиционные методы исследования сельского социума. - Барнаул,1996.

Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолог в регионе экологического неблагополучия. - Барнаул,1996.

Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа:

Уч.пособие. - Барнаул, 1996.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Уч. пособие. - Екатеринбург, 1996. - С. 44-56.

K.umaee H.H. Групповые экспертные оценки. — М., 1975.

Крюгер А. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования / Пер. с англ. — М., 1995.

Ларичев О.Н. и др. Выявление экспертных знаний (процедуры и реализация). -М., 1989.

Масленников Е.М. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. — М.,1992.

Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Часть III. — Барнаул.1994.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998. - С. 387-449.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемый читатель!

Завершая пособие, авторы считают нужным сказать следующее. Если Вы вдумчиво изучили его, ознакомились с рекомендованной к каждой главе литературой и справились с решением всех контрольно-обучающих вопросов и выполнили все практические задания, то Вы вполне готовы к тому, чтобы быть квалифицированным потребителем и заказчиком социологической информации. Вы получили знания об исторических, теоретико-методологических и методических началах современной социологии, необходимые специалистам социогуманитарного профиля для адекватного осмысления возможностей данных социологических исследований, их использования в контексте и на пользу той науки, по которой получаете специальность.

Но даже если Вы очень добросовестно отнеслись к изучению социологии и нашего пособия, содержащихся в нем рекомендаций, то и тогда не стоит думать, что Вы стали социологом. Чтобы профессионально выполнять функции социолога, надо знать гораздо больше, а кроме того, уметь практически реализовать исследовательские операции и технологии, которые описаны нами по необходимости сжато и в упрощенном виде, а также те, о которых мы не упоминали. Профанация социологии весьма опасна, ибо от ее выводов и рекомендаций зависят судьбы многих людей и социума.

Тем не менее, должная изученность нашего пособия позволяет Вам включиться: а) в проведение эмпирических социологических исследований в качестве анкетеров, интервьюеров, кодировщиков, ассистентов-модераторов, выполняющих другие вспомогательные, как правило, технические роли; б) в исследовательскую работу, предполагающую применение социологических методов и методик для решения проблем своей науки. Но и в последнем случае весьма желательно научное руководство или консультирование со стороны опытного социолога.

Желаем Вам более тесного приобщения к социологии и надеемся на то, что данное пособие этому посодействует.

 


[1] Глава из книги С.И.Григорьева, Ю.А. Растова «Начала современной социологии».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...