Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика населения и трудовых ресурсов мира.
При анализе и планировании трудовых ресурсов используются такие понятия, как «население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население» (занятое и незанятое в производстве), «нетрудоспособное население». Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. Размещение населения по территории Земного шара крайне неравномерно. На 10% суши проживает 82% населения, причем большая часть проживает в приморских районах, вдоль крупных рек, железнодорожных и автомагистралей. Средняя плотность населения Земли – 42 жителя на 1 кв. км. (Европа – 70 чел. на 1 кв.км, Азия – более 125 чел., Америка – 18 чел., Африка – 24 чел., Австралия и Океания – 4 чел.). Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Все страны мира по продолжительности жизни можно разделить на 3 группы: * со средней продолжительностью жизни (55-70 лет). В числе таких стран Россия и многие республики СНГ, Китай, Польша, Индия, Мексика, Бразилия и др. К концу текущего столетия произошел самый значительный рост населения, в 2000 году все население земли уже достигло 6,2 млрд. чел., в том числе экономически активное население сконцентрировано преимущественно в странах «третьего мира» (около 1,9 млрд. чел.), а в индустриально развитых странах в результате старения населения эта часть продолжает сокращаться. В 2015 г. численность населения достигнет 7,3 - 7,9 млрд. чел. В группу развивающихся стран входят самые крупные по населению страны (свыше 100 млн. чел.) - КНР, Индия, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. В настоящее время соотношение между ростом ВВП и населением выступает как выбор между более высоким уровнем жизни и инвестициями в человеческий капитал. Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового сообщества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что в основном вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации разрывов меду промышленно развитыми и развивающимися странами. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Немаловажную роль играет качество рабочей силы, которое проявляется в виде определенно развитых свойств работника, которые отражают способность и готовность его к той или иной конкретной деятельности. Производительный потенциал рабочей силы включает психологические и физические качества работника, его здоровье, уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Эти характеристики во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран. На качество рабочей силы в ряде стран стали оказывать влияние недостаточность обеспечения продовольствием, а также инфекционные заболевания. (По данным ВОЗ после 2000 г. не менее 1/4 африканской рабочей силы будет заражено СПИДом). Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% - в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 - 890 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |