Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное гумнитарное право.




 

лекция 1 06.09.10

 

Право - система норм или правил поведения; юридически обеспеченная возможность к определенному поведению; обладает регулятивной функцией.

Нормы:

● религиозные

● этические

● корпоративные

Нормы права, в отличие от прочих нормативных систем, обладают принудительным качеством исполнения. Нормы права призваны регулировать общественные отношения, чтобы они приняли общественно-полезный характер.

Правовая система старается вобрать в себя нормы этического характера.

Нормы права призваны следовать моральным нормам.

Религиозная правовая система (Шариатская, светская).

Право в субъективном смысле всегда предполагает возможность выбора определенной системы.

Обязанности: меры должного поведения.

Право: меры возможного поведения.

Общественные отношения - связь между субъектами права; всегда складываются по какому-либо поводу.

Правоотношения состоят из:

● субъект правоотношения (первостепенный - человек)

● государство

Государственные функции:

внешние

внутренние (соц. обеспечение, экономические, налоговые - урегулирование правопорядка)

Форма государства - опред. набор существенно важных признаков

1. Форма государственного устройства. характеризует территориальную целостность: -простые (унитарные)

-сложные (федеративные,союзные)

2. Форма правления характеризует характер формирования отношений

-монархия (Великобритания) конституционная/абсолютная

-республика парламентская - Германия, президентская - США, смешанная - РФ

3. Политический режим - разграничение власти

-тоталитарный

-авторитарный

 

Право должно начинаться во внешнем обращении - источник права

Примеры: конституция РФ, федеральные законы (нормативные акты высшей юридической силы), поднормативные акты, указы президента, законопроекты, судебный прецедент (решение вышестоящей судебной инстанции, которое обязательно для судебных инстанций нижнего уровня), правовая доктрина (совокупность научных представлений о праве).

 

Норма права - правило поведения, обладающее определенными признаками (обещобязательные, общеполезные). Состоит из:

● гипотеза (условие применения правила поведения)

● диспозиция (само правило поведения)

● санкция (наказание нарушений правила поведения)

Система права - совокупность норм права, расположенных в определенном порядке. Состоит из собственных норм права, каждая из которых имеет свой институт: отрасли и институты.

Правовая система:

● романо-геманская

● религиозная

● патриархальная

● англо-саксонская

Правовая система включает в себя

● систему права

● правоприменительную практику

● правовую доктрину

● правосознание

 

 

Лекция 2. 13.09.10

 

Понятие международной системы

Международная система состоит из субъектов международного права:

-акторы: государства (первичные субъекты), морги, нации, борющиеся за самоопределение

-международные отношения, взаимосвязи между государствами и организациями (типы: межд. экономические и культурные)

-международное право -система норм и правил поведения, регулируемые мо

 

Особенности международных систем:

1. специфический элемент международных отношений, который носит наднациональный характер

2. характерный субъект международных отношений

3. объекты, по поводу которых вступают в связи, носят наднациональный характер

4. порядок нормообразования

Особенности международного права

● норма международного права формируются самим участниками международного права

● характерные источники международного права (внешняя форма выражения норм права)

Источники: международный обычай, международные договор.

Нормы бывают договорные и обычные. По количеству участников - двусторонние и многосторонние. По юридической нормативной силе - имеративные (формируют основу международного права), диспозитивные (подлежат применению, когда субъкт добровольно согласится на его использование).

Международные договор - соглашение, совершенное в письменной форме (в виде единого документа или серии взаимосвязанных договоров - меморандум, дипломатические ноты).

В РФ действуют два норматиынх акта: Конституция РФ, Федеральный закон “О международных договорах РФ” (1995 г., ред. 2007 г.)

Все межднародные соглашения РФ являются частью ее правовой системы (нормы международного договоров имеют большую юридическую силу).

 

Система международного права базируется на группе правовых норм, котрые называются принципами международного права:

1. запрещения применения силы или угрозы силой

2. территориальной целостности государства или государственного суверенитета

3. нерушимости государственных границ

4. равноправие и самоопределение народов

5. мирного решения международных споров

6. суверенного равенства государств

7. невмешательства во внутренние дела других государств

8. добровольного сотрудничества государств

9. исполнения международных обязательств

10. всеобщего разоружения

11. охраны окружающей среды

12. уважение прав и свобод человека

Доктрина состоит из норм национального и международного права. В правовой доктрине два больших направления: дуалистическое и монистическое (преобладание норм международного права и преобладание норм национального права).

Согласование норм международного и национального права. Первый механизм: трансформация (прямая, опосредованная/косвенная). Второй механизм - инкорпорация (принятие национально-корпоративного акта, повторяющего текст международного договора).

 

 

Лекция 3. 20.09.10

 

История развития международного гуманитарного права. Две основные подотрасли международного гуманитарного права:

-военная политика в период вооруженных конфликтов - обеспечение нациаональной безопасности

-военная политика в мирное время

 

Военная доктрина - декларация военно-политических принципов (президент РФ - главнокомандующий).

Типология вооруженных конфликтов:

● гражданские войны

● межнациональные войны

● религиозные

● региональные

● мировые

● глобальные

 

 

I Древний этап - возникновение первых международных обычаев.

Гуго Гроций “Трактат о праве войны и мира”

Руссо, Вольтер, Монтескье - французские гуманисты и просветители.

II середина 19 века Анри Дюнан (?) - отцы-основатели международной организации красного креста. 1864 г. Женева 12 государств - дипломатическая конференция, первый в истории международных отношений закрепленный нормативный акт это Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных во время сухопутной войны, состоит из 10 статей. Первый документ в письменном виде, который содержал нормы международного права, открыт для присоединения других заинтересованных государств.

Конвенции бывают открытые и закрытые (Вашингтонский договор, учредительные документы организаций).

III Начало XX века был принят целый ряд нормативных актов

1907 г. Гаагское право,

1949 г. Женевское право (защита военных жертв, помощь раненым)

1977 г. дополнительные протоколы №№ 1, 2 к Женевской конвенции

 

Понятие международного гуманитарного права (нет единого мнения о единице международного гуманитарного права).

Международное гуманитарное право - право войны.

Мартинс: право войны - в объективном смысле совокупность юридических норм, законов, обычаев, которые определяют действия государств и их вооруженных сил во время войны; в субъективном смысле - мера возможного поведения, определенная дееспособность воюющих государств в начале войны пользоваться правами во время войны.

Международное гуманитарное право имеет дело с мо в области культуры, имеет дело с вопросами гуманитарного характера. Самостоятельная область международного права, регулирующая отношения между воюющими сторонами международного права и другими субъектами.

Вооруженные конфликты:

рзрешенные (оборонительные войны, национально-освободительные движения)

запрещенные (агрессия, вооруженное противостояние между правительственными формированиями и антиправительственными движениями).

Принципы международного гуманитарного права:

1. ограничение воюющих сторон в выборе средств и методов ведения войны

2. запрещение использование оружия, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной

3. защита жертв вооруженных конфликтов

4. ответственности государств и отдельных физических лиц за нарушение правовых норм

Цели международного гуманитарного права:

минимизация негативных последствий

минимизация вреда от международных конфликтов

 

Доктрина военной необходимости:

1. достижение военного успеха любой ценой

2. во время вооруженного конфликта не действуют нормы права

3. вооруженному конфликты принципиально чужды понятия гуманизма и справедливости (если враг не сдается, его уничтожают)

Важные источники международного гуманитарного права:

● международный обычай

● международный договор (Женевское/Гаагское право)

● Конституция РФ 1 статья

● Федеральный закон об обороне

● Федеральный конституционный закон об обороне

● Военная доктрина РФ 7.02.2010

!!!! - знать!!!

 

 

Лекция 4 27.09.10 - 11.10.10

 

Международное правовое регулирование. Начало вооруженного конфликта.

Начало вооруженного конфликта - момент фактического открытия военных действий или формального объявления войны (состояния войны).

Институт формального объявления войны - с целью предупредить заранее своего противника, подготовиться к военным действиям, избежать войны

1907 г. Гаагская конвенция об открытии военных действий (статья 1 Военные действия не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет выражаться в форме мотивированного объявления войны)

Объявление войны должно носить предварительный, недвусмысленный характер. Под объявлением войны следует понимать акт высших органов одного государства, адресованный властям другого государства о том, что мирные отношение прерываются. Федеральный закон “об обороне” 1996 г. редакция 2010 г. статья 18: состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на другое государство или группу государств а также выполнение договоров - реализация международных обязательств.

Помимо объявления войны есть ультиматум - требование властей одного государства к другому государству, требование сопровождается угрозой начала войны.

I - простой ультиматум (не вкулючает то, что случится, если ультиматум не будет выполнен, то есть без указания мер)

II - уточненный (с указанием мер, которые будут приняты в случае уклонения от удовлетворения ультиматума) - так происходит в большинстве случаев

Правовые последствия вооруженных конфликтов - отношения между воюющими сторонами (негативный характер)

1. прекращение дипломатических и консульских отношений: дипломатический и консульский персонал должен беспрепятственно покинуть территорию противостоящей стороны

2. прекращение экономических, торговых, финансовых отношений,а также сделок частных сторон

3. утрачивают свою силу или приостанавливаются все двусторонние договора с участием воюющих сторон

4. к гражданам воюющего государства может быть применен административный режим, то есть они могут быть интервированы (ограничение свободы прав граждан, которые во время войны оказались на территории противника)

5. имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется или обращается в собственность государства, за исключением дипломатического и консульского имущества

6. торговые суда могут быть задержаны до начала военных действий

7. воюющие государства не должны нарушать права судов нейтральных государств

8. воюющие стороны должны относиться с уважением к нейтральным государствам

 

Пространственные или территориальные пределы вооруженных конфликтов

1. театр войны - сухопутное, водное и воздушное пространство воюющих государств, а также все территории, где государства потенциально имеют возможность вести военные действия

2. театр военных действий - территории, где воюющие государства фактически/реально ведут вооруженные действия

 

Согласно международному праву, военные действия не могут вестись на следующих территориях:

1. санитарные зоны и местности, имеющие характерные эмблемы и отличительные знаки (красный крест, красный полумесяц, красный ромб)

2. культурные ценности, здание опеки и хранения культурных ценностей

3. районы АЭС и гидротехнических электростанций

4. зоны Суэцкого и Панамского каналов

5. район островов Шпицберген

6. район Аландских островов

7. район Антарктики

8. небесные тела

9. территории нейтральных государств

Воюющие стороны могут добровольно решить, где можно вести военные действия, заключить соглашение о демилитаризованной зоне, эвакуации всех военнослужащих и военной техники.

 

Лекция 5 18.10.10

 

Вооруженные силы РФ, участники вооруженных конфликтов.

Вооруженные конфликты:

● по территории: региональные, глобальные/мировые

● международные/не международного характера

 

Состав и структура вооруженных сил регулируются на уровне федерального закона

Федеральный закон “Об обороне” (1996 г., ред. 2010 г.)

Вооруженные силы РФ призваны решить следующие задачи:

1. отражение вооруженного нападения на формирования вооруженных сил РФ, в том числе и за пределами РФ

2. отражение или предотвращение нападения на страну, обратившуюся за помощью к РФ

3. защита граждан РФ за пределами территории РФ в случае вооруженного нападения

4. борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства

Дополнения и поправки к федеральному закону “Об обороне”

введение в законодательстве и в федеральном законе института использования вооруженных сил РФ за пределами РФ. Статья 10.1 оперативное формирование вооруженных сил РФ за пределами РФ. Решение принимается президентом на основании принятия Советом Федерации (верхняя палата).

Состав вооруженных сил РФ (по закону об обороне)

1. центральные органы военного управления (министерство обороны, президент - главнокомандующий)

2. Генеральный Штаб (вопросы тактического и стратегического планирования)

3. Министерство обороны РФ (вопросы военного планирования)

4. Воинские части

5. Объединения и соединения воинских частей

Комплектование вооруженных сил РФ

1. военнослужащие (путем призыва в армию)

2. добровольное вступление граждан РФ и иностранных граждан на военную службу

3. гражданский персонал вооруженных сил

Численность вооруженных сил определяется президентом, приблизительно 1 млн человек. Управление вооруженными силами осуществляется министерством обороны РФ, министра назначает президент. К обороне привлекаются министерство внутренних дел и федеральная служба безопасности.

 

Позиции вооруженных сил в международном праве. Статья 43 дополнительного протокола №1 1977 г. вооруженные силы характеризуются:

● наличие военной организации, в которой группы и подразделения военнослужащих находятся под командованием лица, отвечающего за их поведение

●  наличие внутренней дисциплинарной системы (нормативные акты, которые обеспечивают правопорядок использования вооруженных сил; система органов, обеспечивающих законность) - дисциплинарный устав вооруженных сил РФ (указ президента); -строевой устав РФ; -устав гарнизонной и караульной службы РФ; -гарнизонный устав РФ; -боевой устав РФ; -карательный устав РФ.

 

Система военной юстиции: система военных судов.

Система военной прокуратуры (главный военный прокурор РФ и заместитель генерального прокурора РФ) обеспечивает законность и правопорядок использования вооруженных сил. Международное право содержит два критерия (система иерархичности и подчиненности): критерий об иерархичности, критерий дисциплинарной системы.

 

Участники вооруженных конфликтов.

Все участники вооруженных конфликтов вне зависимости от степени участия делятся на две группы: комбатанты и некомбатанты.

Комбатанты:

1. личный состав вооруженных сил воюющего государства

2. личный состав добровольных отрядов, входящих в число вооруженных сил

3. граждане нейтральных/невоюющих государств, добровольно присоединившихся к воюющим государствам

4. партизаны рассматриваются в качестве комбатантов по следующим условиям:

● имеют во главе лицо, отвечающее за их подчинение

● должны иметь отличительные знаки

● открытое ношение оружия

● соблюдение правил ведения войны

5. личный состав ООН, воинских контингентов, сформированных согласно решению СБ ООН

6. военные разведки (лица, входящие в состав вооруженных сил, одетые в военную униформу того или иного государства и проживающие на вражеской территории для сбора сведений). Шпион - тайно действующее лицо, собирающее информацию о воюющем государстве и передающее ее другому государству - не является комбатантом, а также привлекается к уголовной ответственности.

7. население неоккупированных территорий, стихийно взявшееся за оружие.

Комбатанты вправе участвовать в боевых действиях, наносить урон, на них распространяются законы и обычаи ведения вооруженных конфликтов.

Комбатант может быть снабжен статусом военнопленного.

Некомбатанты - лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав (репортеры, корреспонденты, духовенство, санитарные службы, медицинский персонал, похоронные службы).

- не имеют права вести боевые действия (не должны с оружием участвовать в вооруженных конфликтах, если некомбатант берет оружие и воюет, то он становится комбатантом)

- на них не распространяются права военнопленных

- их нельзя брать в плен

Особые участники вооруженных конфликтов - лица, правовой статус которых сложно определить:

- военные советники, инструкторы, находящиеся при политическом руководстве с целью обеспечению личного состава. Близки к некомбатантам.

- парламентеры - лицо, уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры, наделено определенным знаком (белый флаг). всем лицам, сопровождающим парламентеров, должна быть обеспечена безопасность и возможность вернуться в свою часть.

-наемники - лица, специально завербованные для участия в вооруженном конфликте, получают материальное вознаграждение, должны быть гражданами другой страны, имеют статус некомбатанта, не рассматриваются как военнопленные, все они рассматриваются как преступники.

 

Участники воздушных и морских вооруженных конфликтов

-все экипажи военных кораблей, летательных аппаратов, торговых судов, имеющих отличительный знак (Андреевский флаг и гвардейский Георгиевский гюйс), все воздушные экипажи. Капитан такого корабля состоит на военной службе в качестве морского офицера, экипаж должен подчиняться военной дисциплине.

 

Воздушная война (ВВФ)

комбатанты: экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав ВВС того или иного государства, имеющие отличительный знак (красная пятиконечная звезда у РФ).

некомбатанты: летательные средства для эвакуации и госпитальные воздушные суда, имеющие знак красного креста или полумесяца.

 

 

Лекция 6 25.10.10

 

Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.

В целях ограничения излишних страданий и жертв устанавливается принцип ограничения методов и средств ведения войны. Основной принцип: “ограничение ведения вооруженных конфликтов” вписан в декларацию Спб 1957 г. к конвенции о законах сухопутной войны. Статья 22 воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику. Суть принципа: участники военного конфликта имеют право применять только такие средства и методы ведения войны, которые вызваны военной необходимостью, в целях подавления войск противника с наименьшими потерями.

Средства ведения вооруженных конфликтов- оружие и система вооружений, применяемые в вооруженных конфликтах.

Две модели оборота оружия:

-либеральная (США, Финляндия)

-лицензионная (разрешительная, РФ)

В РФ оборот оружия носит ограниченный характер. Федеральный “об оружии” 1996 г. (центральный нормативный акт, регулирует правоотношение при обороте боевого, гражданского, холодного служебного и другого оружия, направлен на обеспечение жизни и здоровья граждан). Статья 1 оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения цели (живых объектов) или для подачи сигнала.

 

I Функциональная классификация оружия

● огнестрельное - предназначено для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получившим направление движения за счет энергии порохового или иных зарядов

● холодное - предназначено для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с противником

● метальное

● пневматическое - предназначено для поражения цели снарядом, получившим направление движения за счет энергии сжатого газа

● газовое - для поражения слизистых оболочек объектов

К оружию не относятся бытовые предметы, спортивные снаряды, конструктивно схожие с оружием, элементы национального костюма.

 

II Классификация по цели использования и основным параметрам

● гражданское - предназначено для использование гражданами РФ в целях обороны, занятия спортом, охоты, исключает ведение огня очередями, емкость магазина не более 10 патронов

● служебное - для использование должностными, юридическими лицами

● боевое

Гражданское оружие подразделяется на:

● оружие самообороны (бесствольное, газовое, травматическое, электрошоковое, гладкоствольное, резное)

● охотничье

● сигнальное

 

 

Методы ведения вооруженных конфликтов.

Порядок и способы использования и применения средств ведения войны. Все средства и методы ведения войны бывают запрещенными и незапрещенными (разрешенными).

 

Запрещенные средства

- любое оружие, которое многократно увеличивает страдания людей

- легко разворачивающиеся в теле человека пули (расплющивающиеся)

- яды или отравленное оружие (удушливые и ядовитые газы)

- бактериологическое оружие

- средства воздействия на окружающую среду, влекущие за собой серьезные изменения 

 

Незапрещенные средства

- то, что не запрещено международным правом, использовать можно

- любое оружие, основное действие которого состоит в нанесении вреда осколками, которые не обнаруживаются с помощью рентгена (на основе пластика и стекла)

- противопехотные мины, мины-ловушки и другие устройства, имеющие вид, схощий с детскими игрушками, религиозными предметами, бытовыми объектами (Италия - основной производитель противопехотных мин)

- любого рода зажигательное оружие, причиняющее термические ожоги людям (например,все вещества на основе фосфора)

- лазерное оружие, предназначенное для причинения постоянной и необратимой слепоты

 

Запрещенные методы ведения войны. Запрещено:

1. предательски или вероломно убивать или ранить военнослужащих и мирных жителей врага

2. убивать или ранить неприятеля, который сложил оружие или не имеет возможности больше защищаться

3. отдавать приказы, о том, что никому не будет пощады

4. убивать, ранить, брать в плен, прибегая к вероломству (обменные действия)

5. убивать парламентеров и сопровождающих его лиц

6. захват и уничтожение объектов, находящихся в собственности неприятеля, только в случае военной необходимости

7. принуждение граждан неприятельской стороны участвовать в боевых действиях другой стороны

8. отдавать на разграбление города и другие населенные пункты, брать их штурмом

9. бомбардировки любыми способами незащищенных городов, то есть не имеющих военной инфраструктуры и других населенных пунктов

10. геноцид - действия, направленные на уничтожение определенной группы лиц, определяющихся расовым, этническим, религиозным фактором

11. захват заложников, истребление раненых, уничтожение военнопленных

12. любые действия против мирного населения

13. любого рода террор против санитарных учреждений, больниц, имеющих отличительные знаки (медицинский персонал)

14. уничтожение культурных ценностей, мест хранения культурных ценностей

15. уничтожение мест религиозного культа

16. любого рода пытки, истязания с целью получения информации

17. причинение ущерба окружающей среде

18. совершение нападения на объекты, содержащие повышенную опасность (АЭС, ГТЭС и т.д.)

 

Лекция 7 01.11.10

 

Прочие средства ведения войны рассматриваются как разрешенные.

Разрешенные средства ведения войны:

I применение авиации относится к числу разрешенных с рядом ограничений:

1. запрещено атаковать авиацией незащищенные населенные пункты (не представляющие собой военные базы и не являющиеся военным объектом)

2. запрещено уничтожение невоенных объектов, а также объектов санитарного и медицинского назначение, которые должны быть снабжены отличительным знаком (красный крест)

II подводные лодки - законное средство ведения войны

Существует специальный нормативный акт по применению: “правила о действии подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время” - приложение к Лондонскому протоколу 1936 г. с 1937 г. в этом акте участвует СССР.

Подводные лодки могут в случае оказания упорного сопротивления или в случае отказа остановиться после надлежаще сделанных заявлений потомить вражеский корабль или лишить его возможности дальнейшего плавания.

III морское минное оружие - рассматривается как разрешенное. Применение ограничивается нормами Гаагской конвенции 1907 г. (РФ не принимает участия в акте). Запрещено:

1. поставка морских мин, не закрепленных на якоре, за исключением тех мин, которые становятся безопасными по истечении одного часа после их поставки

2. поставка морских мин у портов или берегов неприятеля с целью прервать судоходство

Точные координаты поставки должны сообщаться по дипломатическим каналам или публиковаться в “Извещении мореплавателя”.

IV морская блокада - система насильственных действий военно-морских сил, препятствующих доступу как с моря к берегам и портам, так и наоборот.

Парижская декларация 1856 г., Лондонская декларация 1909 г. - это морские декларации.

Условия применения морской блокады:

1. о морской блокаде должно быть объявлено с точной датой и координатами морской блокады, чтобы нейтральные суда покинули эту территорию

2. морская блокада должна быть реальной и действительной

3. не должна препятствовать доставке гуманитарного продовольствия

V военные хитрости - действия, направленные на то, чтобы ввести врага в заблуждение. Но не используются вероломные действия (убийство парламентера, использование военной униформы другими сторонами, стимулирование вести переговоры).

 

 

В соответствии с 5 и 8 Гаагской конвенциями (?) 1907 г. государства делятся на воюющие и нейтральные.

Невоюющие:

● постоянно нейтральные государства (с 1915 г.- Швейцария, с 1955 г. - Австрия, с 1981 г. - Мальта, с 1995 г. - Туркменистан)

● государства, нейтральные в данном вооруженном конфликте (нейтралитет на один раз, ad hoc, эвентуальный нейтралитет): не участвуют в вооруженном конфликте, воздерживаются от помощи воюющим государствам

Постоянно нейтральные государства в мирное время не должны участвовать в вооруженных военных организациях, должны воздерживаться от предоставления своей территории для размещения военных баз других государств.

Нейтралитет в силу ранее заключенного договора о нейтралитете (в соответствии с ним государство брало на себя обязательства оставаться нейтральным в вооруженном конфликте; пример: договор о ненападении между Россией и Германией - пакт Молотова-Рибентропа).

 

Источники норм:

● пятая Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны

● 13 Гаагская конвенция 1907 г. в случае морской войны

● Лондонская декларация о ведении морской войны 1909 г.

● Женевская конвенция 1946 г.

 

Три разновидности нейтралитета:

● в сухопутной войне

● в морской войне

● в воздушной войне

 

Нейтралитет в сухопутной войне. Запрещено:

1. разворачивать военные действия

2. проводить вооруженные силы и имущество военного назначения через территорию нейтрального государства

На своей территории нейтральные государства обязываются воздерживаться от:

● самостоятельного формирования военных контингентов

● открытия военных учреждений, которые призваны формировать военный контингент

Право на самооборону - неотъемлемое право всех государств, воюющих и нейтральных.

Во время сухопутной войны нейтральные государства имеют право:

● принимать бежавших военнопленных

● разрешить транзит жертв вооруженного конфликта

 

Нейтралитет в морской войне.

Отказ воюющих стран от ведения военных действий в территориальных водах (12 морских миль) нейтрального государства.

Суда под флагом нейтрального государства имеют право принимать жертв вооруженных конфликтов, пострадавших от кораблекрушения (раненых и больных). Нейтральные государства должны воздерживаться от:

1. передачи воюющим сторонам морского оснащения

2. размещения судов воюющих государств в своих портах

 

Военная контрабанда:

● абсолютная военная контрабанда (будет уничтожена в любом случае)

● условная военная контрабанда - предмет двойного назначения (будет уничтожена, когда станет понятно, что предмет предназначен для военных действий)

 

Нейтралитет в воздушной войне.

● распространяются нормы права о сухопутной и морской войне

● неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства

● нейтральное государство вправе противостоять подобным действиям (принудить летательный аппарат к посадке)

 

 

Права нейтральных государств.

● право на отражение любых попыток нарушения нейтрального статуса

● вправе предоставлять свою территорию для содержания или перевозки жертв военных конфликтов

● вправе оказывать воюющим сторонам добрые и посреднические услуги в ведении переговоров

● право на беспрепятственную морскую навигацию в открытом море

● может предоставлять доступ в том числе воюющим судам, но не более трех кораблей в один порт и не более чем на 24 часа (с целью дозаправки)

 

Обязанности нейтральных государств:

● воздерживаться от предоставления своих территорий военным объектам воюющих сторон

● не должны передавать воюющим государствам военную технику, боеприпасы, которые могут быть использованы для ведения боевых действий

● могут предоставлять судну льготный период более 24 часов (см. выше)

 

 

Воюющие государства обязаны уважать и соблюдать статус нейтралитета государства.

 

Лекция 8 15.11.10

 

Жертвы вооруженных конфликтов - лица, раненые или больные, которые нуждаются в медицинской помощи и воздерживаются от участия в вооруженных конфликтах. Жертвы вооруженного конфликта должны в любом случае пользоваться гуманным отношением.

В отношении жертв вооруженного конфликта запрещается

- убийства

- нанесение телесных повреждений

- жестокое, бесчеловечное, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение

- пытки и истязания

- постановка любого рода медицинских и биологических опытов

Уголовные наказания за жертву вооруженного конфликта должно применяются только за совершенные преступления. Запрещены коллективные наказания за индивидуальные преступления.

Недопустимо применение уголовной репрессии без приговора суда. Нельзя оставлять без медицинской помощи, продовольствия и других средств жизнедеятельности человека.

 

В отношении больных и раненых в соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. воюющие стороны обязаны:

1. обеспечить медицинскую помощь и уход в отношении лиц раненых и больных, которых можно отнести к комбатантам

2. принимать все усилия для поиска и эвакуации для поиска лиц раненых и больных

3. по мере возможности устанавливать личность, гражданство, ФИО

4. предпринимать все усилия, чтобы оградить раненых от ограбления и насилия

5. в отношении погибших проводить опознание и захоронение

6. заключать перемирие с целью поиска, эвакуации и обмена ранеными лицами

7. разрешать без каких-либо последствий оказывать помощь раненым и больным

8. воздерживаться от нападения на санитарные и медицинские учреждения, суда и летательные аппараты с отличительным знаком

9. подготавливать и передавать воюющей стороне свидетельства о смерти и точный список погибших

10. погребение должно носить индивидуальный характер, должно осуществляться с воинскими почестями и соответствующими религиозными обрядами

11. осуществлять содействие родственникам погибших в доступе, уходе или возвращении погибших

12. право предоставления убежища беженцам

Запрещено физическое уничтожение раненых и больных

 

На территории РФ находятся 1 800 тысяч беженцев и лиц, находящихся в статусе, схожем с беженцами.

Конвенция 1969 г. организации британского единства о статусе беженцев

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. в редакции от 23.07.2008 "О беженцах"

 

Беженец - физическое лицо, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в силу его расовой, социальной, национальной, религиозной принадлежности или в силу его политических убеждений.

Беженец должен находится вне страны своего происхождения; не хочет или не может пользоваться ее защитой.

Статус беженца прекращается, если лицо добровольно вернулось в страну происхождения или воспользовалось ее защитой.

Конвенция 1951 г. статья 33 ни она из договаривающихся сторон не будет принудительно высылать или возвращать беженцев на границу тех территорий, где их жизни и свободе может угрожать опасность.

 

Международная правовая защита военнопленных.

Правовой статус военнопленных определяется:

4 Гаагская конвенция 1907 г.

3 Женевская конвенция 1949 г.

дополнительные протоколы №№ 1,2 к Женевской конвенции 1977 г.

 

Военнопленный - обезоруженный противник, временно находящийся во власти и под юрисдикцией воюющего государства.

К военнопленным относятся:

1. личный состав вооруженных сил воюющих государств

2. все комбатанты

 

Воюющие стороны обязаны гуманно обращаться с военнопленными.

К запрещенным действиям относятся:

1. любого рода физическое насилие по отношению к военнопленным, включая медицинские и какие-либо опыты

2. использование военнопленных для целей трансплантологии

 

Воюющие стороны должны обеспечить военнопленным:

1.защиту от любых актов насилия и любопытства толпы

2. уважение личности, чести и достоинства военнопленного

3. снабжение продовольствием и медикаментами

Запрещаются любого рода пытки и истязания для получения сведений. При допросе военнопленный обязан сообщить: ФИО, звание, дата рождения, личный номер.

 

Любая работа военнопленного должна оплачиваться. Работа не должна носить унизительный характер. Дисциплинарные взыскания не должны быть излишне жестокими.

Военнопленные женщины должны содержаться отдельно от мужского пола военнопленных, обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами-военнопленными.

На воюющие стороны возлагается обязанность немедленно освободить военнопленных во время завершения вооруженного конфликта.

Оказавшись в плену, военнослужащий

- подвергается допросу на понятном ему языке

- получает удостоверение (может быть с отпечатками пальцев)

 

Предметы, не надлежащие к изъятию:

1. знаки различия

2. предметы личного пользования (также военные орудия, например, каска, жилет)

3. деньги можно изъять, но с протоколом

Свобода перемещения ограничивается.

 

Места содержания военнопленных:

- должны находится на суше

- отвечать требованиям гигиены

- не вредить здоровью

 

Размещение с точки зрения санитарных условий должно быть не менее благоприятным, чем условия, в которых находится собственные военнослужащие.

Военнопленные снабжаются медикаментами, продовольствием, одеждой в зависимости от климата. Военнопленные, находящиеся под управлением администрации, могут обращаться с жалобами к администрации.

Корреспонденция возможна, но с цензурой.

Офицеры не могут принуждаться к работе.

Дисциплина военнопленных:

могут быть привлечены к ответственности (штраф или административный арест не более 30 календарных суток).

 

 

Лекция 9. 22.11.10

 

Защита гражданского населения.

Технический прогресс приводит к возрастанию потерь среди мирного населения.

Нормативные акты:

4 Гаагская конвенция 1907 г.

4 Женевская конвенция 1949 г.

два приложения к конвенциям

 

Все нормы международного права, относящиеся к защите гражданского населения применяются без дискриминации. Гражданское население должно иметь право на гуманное обращение. Все гражданские лица должны быть запрещены от любых актов: насилия, запугивания, террора, оскорбления.

Права действуют вне зависимости от того, где находится гражданское лицо (даже на оккупированной территории).

Воюющие стороны обязаны воздерживаться от любого рода нападения на опасные объекты (АЭС, ГЭС) и критически важные объекты выживания (водопровод).

 

Воюющим сторонам запрещено:

1. причинение физических страданий гражданскому населению

2. применение любых мер, ведущих к гибели гражданских лиц (убийства, пытки, калечащие и телесные наказания)

3. постановка медицинских и биологических опытов (пример - нацистская Германия, Японская Империя на территории КНДР)

4. коллективные наказания (индивидуальное наказание за индивидуальный проступок)

5. использование голода среди мирного гражданского населения в виде метода ведения войны

6. захват заложником, использование гражданских лиц в качестве заложников

7. запрет любого рода нападений неизбирательного характера (с точки зрения международного права это военные действия, не направленные на конкретный военный объект, действия с использованием средств и методов которым поражают как военные объекты, так и граждан без различия). Большинство современных средств и методов ведения войны относятся к средствам неизбирательного характера

8. гражданские лица не должны использоваться в качестве прикрытия военных объектов от нападения

 

Режим военной оккупации

 устанавливается временно на территории противника. Фактическая власть оккупированной страны, но не приход к власти и государственному суверенитету.

На оккупированной территории должны действовать нормативные акты, их действие может быть приостановлено при угрозе для оккупирующей стороны.

 

Оккупирующие государства обязаны:

1. принимать все меры для установления общественного порядка, законности и безопасности гражданских лиц

2. доводить до сведения населения все нормативные акты, приводящие к уголовной и административной ответственности на понятном населению языке

3. снабжать гражданское население продовольствием, питьевой водой и медикаментами

4. обеспечивать сохранность культурных ценностей

5. обеспечивать деятельность медицинских учреждений по целевому назначению

6. обязательно способствовать продолжению работы образовательных учреждений для несовершеннолетних лиц.

 

Оккупирующему государству запрещено:

1. перемещать и депортировать гражданских лиц на собственную террирторию или территорию третьих государств, но возможна эвакуация для обеспечения безопасности гражданского населения

2. перемещать своих граждан на оккупированную территорию

3. изменять гражданство детей и отлучать их от родителей

4. принуждать население к участию в войне против собственного государства

5. уничтожение объектов государственной собственности, если это не вызвано военной необходимостью

Все граждане третьих государств должны иметь возможность беспрепятственно покинуть оккупированную территорию, если их выезд не противоречит интересам оккупирующего государства (Конвенция 1951 г.).

 

Оккупирующее государство вправе применять режим интермирования (размещение лиц с ограниченной свободой), должно проводиться по языковому и по семейному признакам, но их содержат отдельно от военнопленных. Интермирование носит временный характер.

 

Обеспечение защиты женщинам и детям:

1. от изнасилования

2. от принуждения к занятию проституцией

3. от наказания с применением смертной казни

Лица до 15 лет должны быть ограждены от воздействия и контакта с военнослужащими оккупирующей страны.

 

Проблема защиты культурных ценностей во время вооруженного конфликта.

Гаагская конвенция 1907 г. о законах ведения сухопутной войны и конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае в случае вооруженного конфликта, три дополнительных протокола.

Культурные ценности - движимое и недвижимое имущество государства, имеющее культурное наследие для народа (например, памятники архитектуры, искусства, истории, религиозные и археологические памятники).

 

Режим культурных ценностей во время вооруженногок конфликта:

1. охрана (то, что государство обязано осуществить до начала вооруженного конфликта)

2. защита и уважение

 

Запрещены любые действия, приводящие к разрушению, повреждению культурных ценностей. Воюющие государства обязаны защищать, пресекать, предупреждать хищения и акты вандализма.

Запрещено перемещение культурных ценностей с оккупированной на свою территорию.

 

Охрана окружающей среды в рамках международного гуманиторного права.

Дополнительный протокол №1 к Женевской конвенции

Меморандум международного комитета красного креста по применению норм международного гуманитарного права 2005 г.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств... 1976 г.

Окружающей среде вредит применение:

боевых отравляющих веществ

эфолиантов (уничтожение зеленой растительности)

 

Запрещено применение средств и методов вооруженного конфликта, которые имеют своей целью приченить долговременное вредное воздействие на природные процессы.

 

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблей ООН 45/27 25.11.1992 "Разрушение природной среды, не оправданное военной необходимостью и совершенное произвольно, явно противоречит международному праву".

Все действия подразделяются на

- критерий военной необходимости

- критерий пропорциональности

 

Три группы ущербов окружающей среде

1. объективный

2. допустимый

3. запрещенный (носит произвольный и долговременный характер)

 

 

 

 Лекция 10 06.12.10

 

Правовые последствия окончания вооруженных конфликтов.

Война - аномальное состояние международных отношений, должно быть прекращено. Необходимо отличать: прекращение состояния войны и прекращение военных действий (состояние войны не прекращается).

Существует два способа прекращения войны: в результате перемирия и в результате капитуляции одной из воюющих сторон.

Перемирия бывают двух видов:

1. местное (локальное)

2. общее (полное прекращение военных действий со стороны воюющих сторон)

 

Признаки местного перемирия:

1. для ограниченного театра войны (ограниченная территория)

2. заключается с конкретными целями местного характера

3. длится обычно непродолжительное краткое время (ограничено временным фактором)

4. решение о введении перемирия принимается локальным военным руководством

 

Признаки общего перемирия

1. не ограничивается сроком действия

2. длится до заключения мирного договора

3. нарушение договора об общем перемирии является военным преступлением

4. заключается от имени государства с участием высших органов управления

 

Условия:

1. о времени вступления в силу

2. прочие частные условия (о сроках обмена военными и т.д.)

 

При капитуляции, в отличие от перемирия, одна из сторон утрачивает юридическое равенство с другой страной.

Виды капитуляции:

1. почетная капитуляция - прекращение военных действий в связи с достижением переговоров, капитулирующая сторона имеет право покинуть осажденный город, сохраняя оружие, военную технику, боевые знамена, сохранят право беспрепятственно воссоединяться впоследствии со своими вооруженными силами (возможность сохранить боевые знамена)

2. простая/обычная - прекращение боевых действий на ограниченном театре войны с полным разоружением и обращением военнослужащих в плен

3. полная/безоговорочная - повсеместное полное прекращение боевых действий с признанием капитулирующего пораженным. Вооруженные силы полностью разоружаются. Пример: капитуляция Ирана(ка???) 1991 г.

 

Безоговорочная капитуляция

1. полное повсеместное прекращение военных действий

2. разоружение и сдача всех военных без каких-либо условий

3. территория или ее часть оккупируется

4. оккупационная администрация берет на себя управление

В случае безоговорочной капитуляции государство оговаривает специальные санкции и т.д. Победившая сторона определяет пути урегулирования, привлечения воееных преступников, условия мирного договора.

 

Война прекращается только при заключении мирного договора (соглашения)

- в виде двустороннего акта

- в редких случаях одностороннего (пример 1947 г. со странами-союзниками Германии)

 

 

Правовые последствия окончания войны

1. прекращают действовать законы и обычаи ведения войны

2. восстановление в полном объеме международных отношений, как до войны (дипломатические, консульские отношения)

3. возвращаются военнопленные

4. репатриация мирного населения

5. осуществляется вывод оккупационных войск

6. решаются вопросы материальной ответственности и разные вопросы компенсации

7. привлекаются к ответственности военные преступники

8. создаются гарантии и условия недопущения войны в будущем

 

Морские военные действия:

1. обмен информацией о расположении мин

2. минимизация морского минного оружия, ликвидация мин

3. содействие друг другу в разминировании морского океана

4. восстановление плавания мирных судов

 

Нейтральные и невоюющие государства: отпадают все ограничения, наложенные воюющими государствами; репатриация (возвращение) граждан.

 

 

Понятие и основные ответственности государств за нарушение норм международного права.

Ответственность - механизм реализации устранения негативных последствий.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12.12.2001 (???)

Комиссия по международному гуманитарному праву при ООН 

 

Основания возникновения международной ответственности - совершенное международное правонарушение: деяние в форме действия или бездействия субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и причиняющее ущерб другому субъекту или всему мировому сообществу материального или нематериального характера.

По степени тяжести международные правонарушения делятся на

- международные деликты (менее тяжкие)

- международные преступления

 

Международные деликты - противоправные действия или бездействия субъекта международного пава, причиняющие ущерб другому субъекту (например, нарушение дипломатического статуса). Иногда установление дискриминационного режима для отдельных иностранцев.

Международные преступления - особо опасные международные правонарушения, посягающие на важнейшие интересы других субъектов международного права, нарушающие основные принципы международного права и угрожающие миру в целом.

Регулирующие акты:

Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 28.08.1928

Пакт Виана-Келлога 06.09.1928 - присоединение СССР

Лондонские конвенции 1933 г. (с участием СССР, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехословакии и других стран)

 

 

Агрессия

Генеральная Ассамблея ООН 1974 г. Агрессия - преступление против международного мира, которое означает применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной целостности, политической независимости, государственной неприкосновенности другого государства или любым другим образом несовместимым с уставом ООН.

Следствия

1. вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства

2. любая аннексия территории другого государства или ее части с применением силы

3. бомбардировка вооруженными силами одного государства на территории другого государства

4. блокада портов и берегов одного государства вооруженными силами другого государства

5. нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства

6. разрешение государством использования своей территории для совершения актов агрессии другим государством

7. засылка одним государством или от имени государства наемников для осуществления актов насилия

 

Ответственность: негативные юридические последствия, наступившие для государства, нарушившего международный правопорядок.

 

Ответственность:

1. Политическая

● сатисфакции (выражение согласия по поводу нарушения норм международного права)

● реторсии - меры военно-политического воздействия (разрыв экономических отношений, прекращение или понижение уровня дипломатических связей)

● репрессалии - меры воздействия и ограничения военного характера. Статья 42 устава ООН о допустимых репресалиях: а) демонстрация сил военно-морских сил в водах другого государства б) морская блокада

2. Экономические санкции - носят компенсационный характер

● репарации - возмещение материального ущерба товарами, работами, услугами, деньгами

● реституции - возврат имущества, которое было перемещено в натуре (например, в отношении Германии со стороны СССР)

 

По субъектному составу все санкции делятся на:

1. контр-меры - ответные правомерные действия, которые предпринимаются по воле пострадавшего государства. Любые контр-меры должны быть соразмерны нарушениям, не должны носить избыточный характер. - индивидуальные санкции.

2. коллективные действия государств - предпринимаются централизованно, в рамках моргов.

 

Лекция 11 13.12.10

 

Преступления. Уголовная ответственность за военные преступления.

Преступление - фактическое деяние.

Состав преступления - совокупность достаточных признаков преступления.

Признаки:

1. объект преступления

2. объективная сторона преступления

3. субъект преступления

4. субъективная сторона преступления

1 - общественные отношения, которым причиняется ущерб

2 - характеризует преступление как фактическое выражение во все элементы:

● само деяние (действие/бездействие)

● наступившие негативные последствия

● причинная связь между деянием и наступившими последствиями

Причинная связь бывает

- прямая - между деянием и наступившими последствиями отсутствуют обстоятельства

- косвенная - появляются обстоятельства

 

Факультативные признаки:

● орудие

● способы

3 - характеризуют лицо как возможного субъекта

Признаки:

● достижение лицом возраста деликтоспособности (18 лет), сниженный возраст деликтоспособности - 14 лет (за убийство)

● категория вменяемости - способность лица понимать значение своих действий и возможность руководить ими, может быть утрачена в силу психического расстройства, болезни. НО: алкогольное/наркотическое опьянение - утягчающее обстоятельство

Признаки специального субъекта:

Должностные преступления - взятка - привлекаются только гос. служащие

 

4 - характеризует внутреннее психологическое состояние субъекта.

Центральный элемент - вина (психическое отношение лица к своему деянию).

Четыре формы вины:

● умысел - сознательное стремление субъекта к негативным последствиям. Умысел может быть прямой и косвенный.

● неосторожность - субъект осознает значение действий, сознательно допускает возможность наступления негативных последствий. Может быть простая и грубая (в зависимости от степени осознания возможности).

 

Факультативные элементы:

●  мотив - побудительная причина к совершению преступления (корысть, ревность, личная неприязнь и проч.)

● аффекты - сильное душевное волнение. Патологический аффект - невменяемость.

 

Уголовная ответственность за военные преступления.

Источники:

Устав международного военного трибунала 1945 г.

Женевские конвенции 1949 г.

Конвенция о неприменении сроков давности

Уставы международных военных трибуналов по Югославии и по Руанде

 

Группы деяний:

1. преступления против мира (планирование, подготовка и развертывание агрессивной войны)

2. военные преступления в узком смысле (убийства, истязания, увод в рабство гражданского населения захваченных территорий); убийства и истязания раненых, больных, взятие заложников; бессмысленное разрушение зданий и городов

3. преступления против человечности - геноцид и преследование по политическим, расовым, религиозным признакам.

Привлекаются соучастники:

- исполнители

- пособники

- подстрекатели

- организаторы

 

Действия в условиях крайней необходимости и необходимой самообороны исключают уголовную ответственность, в случае, если вред соразмерен угрозе.

 

Уголовная ответственность военных:

- преступный приказ не освобождает от уголовной ответственности

- должностное положение не освобождает от уголовной ответственности

 

Нюрнбергский трибунал

20.09.1945 - 16.10.1946 решение одобрено ГА ООН

1968 г. - аналогичный трибунал в Токио

декабрь 1949 г. - Хабаровский процесс

 

 

Законодательство РФ о преступлениях против мира и человечности.

 

Статья 353 - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны. Субъекты - лица, занимающие высшие государственные должности

 

Статья 354 - публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (могут быть восприняты третьими лицами)

Субъективная сторона - прямой умысел, субъект - с 16 лет.

Часть 2 - с использованием СМИ, субъект - высшие должностные лица

 

Статья 355 - производство или распространение ОМУ

Объективная сторона - производство, приобретение/сбыт

Субъект - с 16 лет, прямой умысел.

 

Статья 356 - применение запрещенных средств и методов ведения войны

с 16 лет, прямой умысел

Часть 2 - применение ОМУ

 

Статья 357 - геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение расовой, религиозной группы населения путем убийства, переселения, уничтожения детородной функции.

с 16 лет, прямой умысел

 

Статья 358 - экоцид

- массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов

- последствия - наступление экологической катастрофы

с 16 лет, прямой умысел

 

Статья 359 - наемничество

вербовка, обучение, финансирование, использование наемников, действия самого наемника.

с 16 лет

часть 2 - с использованием служебного положения

прямой умысел

 

Статья 360 - нападение на лиц и учреждения, которые находятся под международной защитой

-консульские и дипломатический персонал

- высшие должностные лица, пребывающие на территории третьего государства

- представители моргов

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...