Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моральный выбор в юридической деятельности.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

 

по дисциплине

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

            

Направление подготовки (специальность): 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

Тула - 2011 г.

 

Методические указания составлены профессором кафедры УППК Е.С. Дубоносовым и обсуждены на заседании кафедры  УППК юридического факультета.

«___» ____________ 2011 г., протокол № __.

 

Зав. кафедрой ___________________________ Т.В. Толстухина

 

Одной из основных форм изучения дисциплины «Профессиональная этика» является семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую борьбу студентов, проводимую под руководством и с участием преподавателя.

Целью семинарских занятий, является повышение теоретического уровня знаний студентов, их умение ориентироваться моральных нормах, приобретение навыков сопоставления юридической деятельности с требованиями нравственного поведения в будущей практической деятельности.

Одновременно семинарские занятия дают возможность студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов профессиональной этики юриста, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения.

Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения.

Цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

1) образовательная: знание теоретических положений о сущности моральных норм;

2) воспитательная: формирование научного мировоззрения и нравственных основ, убеждения в необходимости соблюдать моральные требования при осуществлении профессиональной деятельности.

3) практическая: умение применять изученные рекомендации в практической деятельности, при соблюдении морально-нравственных требований в правоприменительной деятельности.

По всем темам семинаров дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к семинарскому занятию. Начинать подготовку к семинару надо с уяснения содержания вопросов, указанных в плане занятия. В определенных случаях от студента потребуется уточнение специальной терминологии, что поможет правильно сориентироваться в материале и определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и четкого ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующим этическим кодексам и правилам поведения должностных лиц правоохранительных органов.

Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях, и только после этого, когда уже имеется теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения нужно обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинары,  поэтому подготовку к семинару всегда следует начинать заблаговременно.

Для более глубокого усвоения материала студенту необходимо вести конспект лекций и семинаров в специально предназначенных для этого тетрадях.

При подготовке к семинарским занятиям студент должен использовать:

1. Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод

2. Научную литературу по вопросам этики и умело её преломлять к профессиональной деятельности юриста.

3. Действующие этические кодексы, правила, принятые для различных видов юридической деятельности (органов внутренних дел, адвокатов и др.).

4. Кодексы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

5. Зарубежные морально этические кодексы полицейских и положения об этических принципах полицейской службы.

6. Кодексы деонтологии европейской полиции.

7. Рекомендованную специальную литературу;

Если студент не подготовился к семинару или пропустил его (в том числе по уважительной причине), он обязан отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятия. Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит студенту довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно подготовиться к семинарским занятиям, что в конечном итоге окажется на уровне знаний студентов.

ТЕМА 1

Теоретические основы профессиональной этики.

План занятия.

 

1.1. Этика как наука, формирующая профессиональные основы деятельности юристов в современном обществе.

1.2. Основные функции, ценности, принципы и нормы морали.

1.3. Основные категории этики и морали в юридической деятельности.

 

 

 Литература

 

1. Афанасьев О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пос. М., Академия., 2007.

2.Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975.

3. Гусейнов А. А. , Апресян Р. Г. Этика : учебник. М., 1998. 

4. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебное пос. для вузов,- М., 1999.

5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Изд.2-е, / под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. М., 2000.

6. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. – М., Изд. РУДН, 2004.

7. Этика: энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М., 2001.

8. Есина Т.А. Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Профессиональная этика» Т.А.Есина.- ТулГУ, каф СиП, Тула, 2008.

9. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М., 1983.

10. Этика. Словарь афоризмов и изречений. М., 1995.

 

ТЕМА 2

Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности.

План занятия

 

2.1. Мораль и право.

2.2. Мораль и политика.

2.3. Мораль и искусство.

 

Литература

 

1. Афанасьев О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пос. М., Академия., 2007.

2. Гусейнов А. А. , Апресян Р. Г. Этика : учебник. М., 1998. 

3. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебное пос. для вузов,- М.. 1999.

4. О долге и чести в российской армии: обр. материалов, документов и статей. М., 1991.

5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Изд.2-е, / под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. М., 2000.

6.Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. – М., Изд. РУДН, 2004.

 7. Этика: энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М., 2001.

 

Тема 3

 

 Моральный фактор и его проявление в юридической деятельности.

План занятия

3.1. Структура морального фактора.

3.2. Специфика морального фактора в служебной деятельности юриста.

3.3. Нравственное содержание юридической деятельности.

 

Литература

 

1.Афанасьев О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пос. М., Академия., 2007.

2. Гусейнов А. А. , Апресян Р. Г. Этика: учебник. М., 1998. 

3. Кондратьев И.М. Гуманизм, социальная справедливость и законность как принципы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1998.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебное пос. для вузов,- М.. 1999.

5. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., Кодекс, 1994.

6. Кукушин В.М. Полицейская деонтология. М., 1994.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

8. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Изд.2-е, / под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. М., 2000.

9. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. – М., Изд. РУДН, 2004.

10. Этика: энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М., 2001.

 

 

ТЕМА 4

Моральный выбор в юридической деятельности.

                                                      План занятия

 

4.1.Сущность и структура морального выбора.

4.2. Нравственные конфликты в юридической деятельности.

4.3. Проблемы соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности.

4.4. Моральная ответственность.

 

Литература

 

1.Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебное пос. для вузов,- М.. 1999.

2. Кукушин В.М. Полицейская деонтология. М., 1994.

3. Крутов Н.Н. Мораль в действии: о закономерностях влияния морали на поведение личности. – М., 1977.

4. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. М., 1998.

        5.Малахов Е.А. Природа морального конфликта. М, 1989.

6. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Изд.2-е, / под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. М., 2000.

8. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. – М., Изд. РУДН, 2004.

ТЕМА 5

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...