Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Решение пожарно-тактических задач
I. Цели занятия 1. Учебная: – научить анализировать действия руководителя тушения пожара на различных этапах тушения; - стимулировать развитие тактического мышления у обучающихся; - углублять и закреплять теоретические знания; - прививать обучающимся практические навыки в решении пожарно-тактических задач при расчете сил и средств в соответствии с методикой, для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС.
2. Воспитательная: – воспитывать у обучающихся чувство ответственности за принятие тактических решений; - воспитывать у обучающихся стремление к углублённому освоению материала по теме занятия; - воспитывать у обучающихся стремление к самостоятельной работе с первоисточниками и нормативными документами.
II. Расчет учебного времени
III. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: компьютерная техника, интерактивная доска. 2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, пожарно-тактические задачи. IV. Структура проведения практического занятия.
V. Литература Основная 1. Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.8-23. 2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009. 3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с. Дополнительная 1. Абдурагимов И.М. и др. «Процессы горения». М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984. 2. Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001. 3. Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3). 4. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 26 мая 2010 г. 5. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года. 6. Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.
Нормативные правовые акты 1. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. 2. Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.) 3. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008. 4. Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)». 5. Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
VI. Приложения Приложение 1 Изученные вопросы Классификация пожаров. 1. По каким признакам классифицируются пожары? - По условиям газообмена; - По классам; - По признаку распространения горения; - По принадлежности их к объектам; - По размерам; - По продолжительности пожара; - По отношению к поверхности земли. 2. По условиям газообмена? 1. на открытом пространстве; 2. в ограждениях. 3. По классам? - пожары твердых горючих веществ и материалов (А); - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (В); - пожары газов (С); - пожары металлов (D); - пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (Е); - пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F). 4. По признаку распространения горения? 1. распространяющиеся; которых происходит увеличение геометрических размеров (длины, высоты, ширины, радиуса) во времени; 2. нераспространяющиеся, у которых геометрические размеры остаются неизменными во времени. 5. По принадлежности их к объектам? - пожары на гражданских объектах; - пожары на промышленных объектах; - пожары в лесном фонде; - пожары на сельскохозяйственных объектах; - пожары на объектах транспорта. 6. По размерам? 1. малыми; 2. средними; 3. крупными. 7. По продолжительности пожара? 1. кратковременные (малопродолжительные); 2. средней продолжительности (среднепродолжительные); 3. затяжные (продолжительные). 8. По отношению к поверхности земли? 1. подземные (ниже уровня земли, на любой глубине); 2. наземные (на высоте, достигаемой при помощи ручных пожарных лестниц); 3. средневысотные (до высоты, использовании пожарных АЛ и АП); 4. высотные (выше 30 метров от уровня поверхности земли). Зоны пожаров. Какие Вы знаете зоны пожара? 1. зона горения – та часть пространства, в которой протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов. Может быть пламенным и беспламенным; 2. зону теплового воздействия – в этой части происходит процесс теплообмена между поверхностью пламени и окружающими строительными конструкциями, материалами; 3. зону задымления – пространство, которое заполняется продуктами сгорания в концентрациях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Газовый обмен на пожаре. Напишите формулу определения высоты нейтральной зоны? где HН.З. – высота расположения нейтральной зоны, м; HПР – высота наибольшего приточного проема, м; h1 – расстояние от оси приточного проема до нейтральной зоны, м. м H – расстояние между центрами приточных и вытяжных проемов, м; S1, S2 – соответственно площади приточного и вытяжного проемов, м2; ρв, ρпг – плотность соответственно атм. воздуха и газообразных продуктов горения, кг/м3 [Дополнительная 3]. Параметры пожара. 1. Дать определение «Развитие пожара»? это изменение параметров пожара во времени и в пространстве от начала возникновения до ликвидации горения. 2. От каких факторов зависит развитие пожара? - пожарной нагрузки; - химических свойств и агрегатных состояния веществ; - условий передачи тепла, выделившегося при горении и его количества; - особенностей газового обмена; - конструктивного и планировочного решения здания; - метеорологических условий (снег, дождь, ветер); - скорости распространения горения и др. 3. Дать определение «Площадь пожара»? Площадью пожара – называется площадь проекции зоны горения на поверхность земли или пола помещения. 4. Какие Вы знаете формы развития пожара? 1. круговая; 2. прямоугольная; 3. угловая: - угол 90 0; - угол 180 0. 5. Дать определение «Линейная скорость распространения горения». Это длина пути поступательного движения горения по поверхности горящего вещества в единицу времени 6. Написать формулы определения Sп при τ ≤ 10 мин; при τ > 10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы; при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара? Приложение 3.
Приложение 2 Решение пожарно-тактических задач
ЗАДАЧА № 1 Во время тушения пожара на чердаке жилого дома воздухообмен осуществляется через люк в перекрытии размером A×B, м и слуховое окно площадью S, м2. Расстояние между центрами проемов H, м. Температура воздуха, поступающего в зону горения tв, оС, среднеобъёмная температура на чердаке tпг,оС. Определить высоту нейтральной зоны в чердачном помещении.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА.
Определяем высоту нейтральной зоны. Hн.а = h1 = H / ((F12 / F22)·(ρв / ρпг )) +1) = 1,5 / ((0,482 / 0,482 )·(1,293 /0,525)) +1=0,43м ЗАДАЧА № 2 Определить высоту плоскости равных давлений при пожаре в помещении с открытым дверным проёмом размерами A×B, м и открытым оконным проёмом размерами С×D, м. Расстояние между центрами проёмов H, м. Температура наружного воздуха tв, оС, среднеобъёмная tпг, оС .
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА. Определяем высоту плоскости равных давлений. Ннз = 0,5 Нпр+ h1 h1 = H / {[ (S12 / S22 ) (ρв / ρпг) ] + 1} = 5 / { [ (42 / 12) (1,453 / 0,617) ] + 1} = 0,13 м Ннз = 0,5 Нпр + h1 = 0,5·2 + 0,13 = 1,13 метра
ЗАДАЧА № 3 Пожар возник в центральной части штабеля круглого леса размерами A×B, м. Караул прибыл на пожар через τпр, мин., время развёртывания сил и средств τрсс, мин. Определить площадь и периметр пожара на момент прибытия караула; окончания развёртывания сил и средств и на τ’, мин. его развития. Линейная скорость распространения пламени Vл, м / мин.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА. 1. Определяем путь, пройденный фронтом пожара за 6 мин. его развития (время прибытия караула). L = 0,5·Vл·t1 = 0,5·1·6 = 3м. 2. Определяем площадь пожара на 6 мин. его развития. Sn = π·R2 = π·32 = 28,27 м2. 3. Определяем периметр пожара на 6 мин. его развития. Рп = 2·π·R = 2·3,14·3 = 6·3,14 = 18,85м. 4. Определяем путь, который проёдёт фронт пожара за время развёртывания сил и средств караула (на 10 минуте развития пожара). L = 0,5·Vл ·t1 = 0,5·1·10 = 5 м. 5. Определяем площадь пожара на 10 мин. его развития. Sn = 6,1·10 = 61 м2 6. Определяем периметр пожара на 10 мин. его развития. Рп = 2·(а + в) = 2·(6,1 + 10) = 32,2 м. 7. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 15 мин. его развития. L = 5·Vл + 0,5·Vл·t2 = 5·1 + 0,5·1·5 = 7,5 м. t2 = tр–10. 8. Определяем площадь пожара на 15 мин. его развития. Sn = 6,1·15 = 91,5 м2. 9. Определяем периметр пожара на 15 мин. его развития. Рп = 2·(6,1 + 15) = 42,2 м.
ЗАДАЧА № 4 Пожар возник в секции склада текстильных изделий размерами А×В м. Время прибытия караула τпр, мин., время развёртывания сил и средств τрсс, мин. Определить площадь и периметр пожара к моменту прибытия караула; окончания развёртывания сил и средств и на τ’, мин. его развития. Линейная скорость распространения пламени Vл, м / мин.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА. 1. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 7 мин. его развития (время прибытия караула). L = 0,5·Vл·t1 = 0,5·1·7 = 3,5 м. 2. Определяем площадь пожара на 7 мин. его развития. Sn= 0,5·p·R2 = 0,5·3,14·3,52 = 19,2325 м2. 3. Определяем периметр пожара на 7 мин. его развития. Рп = p·R = 3,14·3,5 = 10,99 м. 4. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 12 мин. развития пожара. L = 5·Vл + Vл·t2 = 5·1 + 1·2 = 7 м. t2 = tр–10. 5. Определяем площадь пожара на 12 мин. его развития. Sn = 0,5·p·R2 = 0,5·3,14·72 = 76,93 м2. 6. Определяем периметр пожара на 12 мин. его развития. Рп = 3,14·7 = 21,98 м. 7. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 15 мин. его развития. L = 5·Vл + Vл·t2 + 0,5·Vл·t3= 5·1 + 1·2 + 0,5·1·3 = 8,5 м. t3= tр – tсв. 8. Определяем площадь пожара на 15 мин. его развития. Sn = а·b = 15·8,5 = 127,5 м2. 9. Определяем периметр пожара на 15 мин. его развития. Рп = 2·(а + b) = 2·(15 + 8,5) = 47 м.
Приложение 3
· при τ ≤ 10 мин: Sп = π (0,5Vл τ1)2, м2 Рп = 2π(0,5Vл τ1), м Фп = 2π(0,5Vл τ1), м
· при τ > 10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы: Sп= π (5Vл + Vл τ2)2, м2 Рп = 2π (5Vл + Vл τ2), м Фп= 2π (5Vл + Vл τ2), м где: τ2 = τр - 10, мин; τр - время, на которое производится расчет, мин.
· при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара: Sп= π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлтабл τ3)2, м2 Рп = 2π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлтабл τ3), м Фп= 2π (5Vл + Vл τ2+ 0,5Vлтабл τ3), м где τ3 = τр – τсв, мин; τсв - время свободного развития пожара, мин. при угловом развитии пожара (угол 1800): · при τ ≤ 10 мин: Sп = 0,5π (0,5Vлτ1)2, м2 Рп = 5,14(0,5Vл τ1), м Фп = π(0,5Vл τ1), м
· при τ >10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы: Sп= 0,5π (5Vл + Vл τ2)2, м2 Рп = 5,14 (5Vл + Vл τ2), м Фп= π (5Vл + Vл τ2), м
· при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара: Sп= 0,5π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3)2, м2 Рп = 5,14 (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3), м Фп= π (5Vл + Vл τ2+ 0,5Vл τ3), м
Разработал: Преподаватель кафедры, Бондарь А.А., «_______» _____________________ 201__ года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 482. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |