Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Решение пожарно-тактических задач




I. Цели занятия

1. Учебная: – научить анализировать действия руководителя тушения пожара на различных этапах тушения;

- стимулировать развитие тактического мышления у обучающихся;

- углублять и закреплять теоретические знания;

- прививать обучающимся практические навыки в решении пожарно-тактических задач при расчете сил и средств в соответствии с методикой, для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС.

 

2.  Воспитательная: – воспитывать у обучающихся чувство ответственности за принятие тактических решений;

- воспитывать у обучающихся стремление к углублённому освоению материала по теме занятия;

- воспитывать у обучающихся стремление к самостоятельной работе с первоисточниками и нормативными документами.

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Ответы на вопросы: 1.1.  Классификация пожаров. 1.2.  Зоны пожаров. 1.3.  Газовый обмен на пожаре. 1.4.  Параметры пожара. 2. Решение пожарно-тактических задач.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 10   160     15 5 15 15 110   10

III. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: компьютерная техника, интерактивная доска.

2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, пожарно-тактические задачи.

IV. Структура проведения практического занятия.

 

№ п/п Основные элементы занятия Метод отработки элементов и плана занятий Отводимое время мин.
1 2 3 4
1. Вводная часть Преподаватель принимает доклад командира группы о готовности к занятию. Преподаватель приветствует и проверяет внешний вид обучающихся, готовность учебно-материального обеспечения к занятию и порядок в аудитории. Журналист подает подготовленные документы о наличии обучающихся. Преподаватель сверяет наличие личного состава с документами. Преподаватель объявляет тему занятия, цели занятия, а также увязывает тему занятия с лекционным материалом, материалами предыдущих занятий и другими дисциплинами. 2   3     5  
2. Основная часть 1. Преподаватель проводит опрос обучающихся по следующим изученным вопросам (Приложение 1): 1. Классификация пожаров. 2. Зоны пожаров. 3. Газовый обмен на пожаре. 4. Параметры пожара. На основании проведенного опроса и контроля работы учащихся преподаватель предварительно их оценивает. 2. Преподаватель выдаёт раздаточный материал с вариантами задач на определение высоты нейтральной зоны, площади и периметра пожара на различные моменты времени и список формул – Приложение 3. Обучающиеся внимательно изучают и переписывают свой вариант задачи. Преподаватель отвечает на возникшие вопросы в ходе решения задачи и добивается правильного решения ПТЗ. Контролирует работу учащихся, задавая контрольные вопросы по изучаемому материалу, задает проблемные вопросы, заставляющие учащихся обратить внимание на те, или иные упущения, недостатки, ошибки и т.д. Задачи – Приложение 2 (задачи 1 – определение высоты нейтральной зоны, 2 – определение высоты плоскости равных давлений при пожаре, 3 и 4 – определение площади и периметра пожара на различные моменты времени, в соответствии с вариантами).     50     150
3 Заключительная часть В заключительной части преподаватель обязан: - напомнить тему занятия, цели занятия и указывает на степень их достижения; - отметить наиболее отличившихся обучающихся и тех, которые показали неудовлетворительные знания пофамильно; - ответить на возникшие вопросы обучающихся; 10
1 2 3 4
    - выдать задание на самоподготовку; - объявить и выставить оценки в учебный и электронный журналы.  

 

V. Литература

Основная

1. Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.8-23.

2. Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с.

Дополнительная

1. Абдурагимов И.М. и др. «Процессы горения». М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.

2. Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.

3. Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).

4. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 26 мая 2010 г.

5. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года.

6. Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.

 

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.

2. Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)

3. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.

4. Приказ № 630 от 31.12. 2002 г., Москва. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».

5. Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

 

 

VI. Приложения

Приложение 1

Изученные вопросы

Классификация пожаров.

1. По каким признакам классифицируются пожары?

- По условиям газообмена;

- По классам;

- По признаку распространения горения;

- По принадлежности их к объектам;

- По размерам;

- По продолжительности пожара;

- По отношению к поверхности земли.

2. По условиям газообмена?

1. на открытом пространстве;

2. в ограждениях.

3. По классам?

- пожары твердых горючих веществ и материалов (А);

- пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов (В);

- пожары газов (С);

- пожары металлов (D);

- пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (Е);

- пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).

4. По признаку распространения горения?

1. распространяющиеся; которых происходит увеличение геометрических размеров (длины, высоты, ширины, радиуса) во времени;

2. нераспространяющиеся, у которых геометрические размеры остаются неизменными во времени.

5. По принадлежности их к объектам?

- пожары на гражданских объектах;

- пожары на промышленных объектах;

- пожары в лесном фонде;

- пожары на сельскохозяйственных объектах;

- пожары на объектах транспорта.

6. По размерам?

1. малыми;

2. средними;

3. крупными.

7. По продолжительности пожара?

1. кратковременные (малопродолжительные);

2. средней продолжительности (среднепродолжительные);

3. затяжные (продолжительные).

8. По отношению к поверхности земли?

1. подземные (ниже уровня земли, на любой глубине);

2. наземные (на высоте, достигаемой при помощи ручных пожарных лестниц);

3. средневысотные (до высоты, использовании пожарных АЛ и АП);

4. высотные (выше 30 метров от уровня поверхности земли).

Зоны пожаров.

Какие Вы знаете зоны пожара?

1. зона горения – та часть пространства, в которой протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов. Может быть пламенным и беспламенным;

2. зону теплового воздействия – в этой части происходит процесс теплообмена между поверхностью пламени и окружающими строительными конструкциями, материалами;

3. зону задымления – пространство, которое заполняется продуктами сгорания в концентрациях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Газовый обмен на пожаре.

Напишите формулу определения высоты нейтральной зоны?

где HН.З. – высота расположения нейтральной зоны, м;

HПР – высота наибольшего приточного проема, м;

h1 – расстояние от оси приточного проема до нейтральной зоны, м.

 м

H – расстояние между центрами приточных и вытяжных проемов, м;

S1, S2 – соответственно площади приточного и вытяжного проемов, м2;

ρв, ρпг – плотность соответственно атм. воздуха и газообразных продуктов горения, кг/м3 [Дополнительная 3].

Параметры пожара.

1. Дать определение «Развитие пожара»?

это изменение параметров пожара во времени и в пространстве от начала возникновения до ликвидации горения.

2. От каких факторов зависит развитие пожара?

- пожарной нагрузки;

- химических свойств и агрегатных состояния веществ;

- условий передачи тепла, выделившегося при горении и его количества;

- особенностей газового обмена;

- конструктивного и планировочного решения здания;

- метеорологических условий (снег, дождь, ветер);

- скорости распространения горения и др.

3. Дать определение «Площадь пожара»?

Площадью пожара – называется площадь проекции зоны горения на поверхность земли или пола помещения.

4. Какие Вы знаете формы развития пожара?

1. круговая;

2. прямоугольная;

3. угловая:

- угол 90 0;

- угол 180 0.

5. Дать определение «Линейная скорость распространения горения».

Это длина пути поступательного движения горения по поверхности горящего вещества в единицу времени

6. Написать формулы определения Sп при τ ≤ 10 мин; при τ > 10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы; при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара?

Приложение 3.

 

 

Приложение 2

Решение пожарно-тактических задач

 

ЗАДАЧА № 1

Во время тушения пожара на чердаке жилого дома воздухообмен осуществляется через люк в перекрытии размером A×B, м и слуховое окно площадью S, м2. Расстояние между центрами проемов H, м. Температура воздуха, поступающего в зону горения tв, оС, среднеобъёмная температура на чердаке tпг,оС. Определить высоту нейтральной зоны в чердачном помещении.

 

  Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
A×B, м 0,6×0,8 м 0,4×0,6 м 0,7×0,9 м
S, м2 0,48 м2 0,52 м2 0,56 м2
H, м 1,5 м 1,3 м 1,1 м
tв оС 0 оС 10 оС 20 оС
tпг оС + 400 оС + 600 оС + 550 оС

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА.

 

 


Определяем высоту нейтральной зоны.

Hн.а = h1 = H / ((F12 / F22)·(ρв / ρпг )) +1) = 1,5 / ((0,482 / 0,482 )·(1,293 /0,525)) +1=0,43м


ЗАДАЧА № 2

Определить высоту плоскости равных давлений при пожаре в помещении с открытым дверным проёмом размерами A×B, м и открытым оконным проёмом размерами С×D, м. Расстояние между центрами проёмов H, м. Температура наружного воздуха tв, оС, среднеобъёмная tпг, оС .

 

  Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
A×B, м 2×2 м 2,2×2,2 м 2,4×2,4 м
С×D, м 1×1 м 1,1×1,1 м 1,3×1,3 м
H, м 5 м 4 м 3 м
tв оС – 20 оС – 10 оС – 15 оС
tпг оС + 300 оС + 500 оС + 400 оС

 

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА.

Определяем высоту плоскости равных давлений.

Ннз = 0,5 Нпр+ h1

h1 = H / {[ (S12 / S22 ) (ρв / ρпг) ] + 1} = 5 / { [ (42 / 12) (1,453 / 0,617) ] + 1} = 0,13 м

Ннз = 0,5 Нпр + h1 = 0,5·2 + 0,13 = 1,13 метра

 

ЗАДАЧА № 3

Пожар возник в центральной части штабеля круглого леса размерами A×B, м. Караул прибыл на пожар через τпр, мин., время развёртывания сил и средств τрсс, мин. Определить площадь и периметр пожара на момент прибытия караула; окончания развёртывания сил и средств и на τ, мин. его развития. Линейная скорость распространения пламени Vл, м / мин.

 

  Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
A×B, м 6,1×40 м 10×30 м 8×60 м
τпр, мин. 6 мин. 8 мин. 7 мин.
τрсс, мин. 4 мин. 6 мин. 4 мин.
τ, мин. 15 мин. 18 мин. 16 мин.
Vл, м / мин. 1 м/мин. 1 м/мин. 1 м/мин.

 

 

 


ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА.

1. Определяем путь, пройденный фронтом пожара за 6 мин. его развития (время прибытия караула).

L = 0,5·Vл·t1 = 0,5·1·6 = 3м.

2. Определяем площадь пожара на 6 мин. его развития.

Sn = π·R2 = π·32 = 28,27 м2.

3. Определяем периметр пожара на 6 мин. его развития.

Рп = 2·π·R = 2·3,14·3 = 6·3,14 = 18,85м.

4. Определяем путь, который проёдёт фронт пожара за время развёртывания сил и средств караула (на 10 минуте развития пожара).

L = 0,5·Vл ·t1  = 0,5·1·10 = 5 м.

5. Определяем площадь пожара на 10 мин. его развития.

Sn = 6,1·10 = 61 м2

6. Определяем периметр пожара на 10 мин. его развития.

Рп = 2·(а + в) = 2·(6,1 + 10) = 32,2 м.

7. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 15 мин. его развития.

L = 5·Vл + 0,5·Vл·t2  = 5·1 + 0,5·1·5 = 7,5 м.

t2 = tр–10.

8. Определяем площадь пожара на 15 мин. его развития.

Sn = 6,1·15 = 91,5 м2.

9. Определяем периметр пожара на 15 мин. его развития.

Рп = 2·(6,1 + 15) = 42,2 м.

 


ЗАДАЧА № 4

Пожар возник в секции склада текстильных изделий размерами А×В м. Время прибытия караула τпр, мин., время развёртывания сил и средств τрсс, мин. Определить площадь и периметр пожара к моменту прибытия караула; окончания развёртывания сил и средств и на τ, мин. его развития. Линейная скорость распространения пламени Vл, м / мин.

 

  Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
A×B, м 15×70 м 20×60 м 10×65 м
τпр, мин. 7 мин. 6 мин. 8 мин.
τрсс, мин. 5 мин. 5 мин. 4 мин.
τ, мин. 15 мин. 17 мин. 19 мин.
Vл, м / мин. 1 м/мин. 1 м/мин. 1 м/мин.

 

 

 

 


ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ВАРИАНТА.

1. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 7 мин. его развития (время прибытия караула).

L = 0,5·Vл·t1 = 0,5·1·7 = 3,5 м.

2. Определяем площадь пожара на 7 мин. его развития.

Sn= 0,5·p·R2 = 0,5·3,14·3,52 = 19,2325 м2.

3. Определяем периметр пожара на 7 мин. его развития.

Рп = p·R = 3,14·3,5 = 10,99 м.

4. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 12 мин. развития пожара.

L = 5·Vл + Vл·t2 = 5·1 + 1·2 = 7 м.

t2 = tр–10.

5. Определяем площадь пожара на 12 мин. его развития.

Sn = 0,5·p·R2 = 0,5·3,14·72 = 76,93 м2.

6. Определяем периметр пожара на 12 мин. его развития.

Рп = 3,14·7 = 21,98 м.

7. Определяем путь, который пройдёт фронт пожара за 15 мин. его развития.

L = 5·Vл + Vл·t2 + 0,5·Vл·t3= 5·1 + 1·2 + 0,5·1·3 = 8,5 м.

t3= tр – tсв.

8. Определяем площадь пожара на 15 мин. его развития.

Sn = а·b = 15·8,5 = 127,5 м2.

9. Определяем периметр пожара на 15 мин. его развития.

Рп = 2·(а + b) = 2·(15 + 8,5) = 47 м.

 

Приложение 3

при угловом развитии пожара (угол 900): · при τ ≤ 10 мин: Sп = 0,25π (0,5Vлτ1)2,      м2 Рп = 1,57(0,5Vл τ1),         м Фп = 1,57(0,5Vл τ1),        м   · при τ >10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы: Sп= 0,25π (5Vл + Vл τ2)2,    м2 Рп = 1,57 (5Vл + Vл τ2),       м Фп= 1,57 (5Vл + Vл τ2),       м   · при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара: Sп= 0,25π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3)2, м2 Рп = 1,57 (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3), м Фп= 1,57 (5Vл + Vл τ2+ 0,5Vл τ3), м при прямоугольном развитии пожара: · при τ ≤ 10 мин Sп= n · a (0,5Vлτ1), м2 Рп = 2 [a + n (0,5Vл τ1)], м Фп= n · a, м   · при τ >10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы Sп= n · a (5Vл + Vл τ2), м2 Рп = 2 [a + n (5Vл + Vл τ2)], м  Фп= n · a, м   · при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара: Sп= n · a (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлτ3), м2 Рп = 2 [a + n (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлτ3)], м  Фп= n · a, где:    n - количество направлений развития пожара; a - ширина помещения, м.
при круговом развитии пожара:

· при τ ≤ 10 мин:

Sп = π (0,5Vл τ1)2, м2

Рп = 2π(0,5Vл τ1), м

Фп = 2π(0,5Vл τ1), м

 

· при τ > 10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы:

Sп= π (5Vл + Vл τ2)2,        м2

Рп = 2π (5Vл + Vл τ2),       м

Фп= 2π (5Vл + Vл τ2),      м

где: τ2 = τр  - 10, мин;

τр - время, на которое производится расчет, мин.

 

· при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара:

Sп= π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлтабл τ3)2,         м2

Рп = 2π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vлтабл τ3),       м

Фп= 2π (5Vл + Vл τ2+ 0,5Vлтабл τ3),        м

где τ3 = τр – τсв, мин;

τсв - время свободного развития пожара, мин.

при угловом развитии пожара (угол 1800):

· при τ ≤ 10 мин:

Sп = 0,5π (0,5Vлτ1)2, м2

Рп = 5,14(0,5Vл τ1), м

Фп = π(0,5Vл τ1), м

 

· при τ >10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы:

Sп= 0,5π (5Vл + Vл τ2)2, м2

Рп = 5,14 (5Vл + Vл τ2), м

Фп= π (5Vл + Vл τ2), м

 

· при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара:

Sп= 0,5π (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3)2, м2               

Рп = 5,14 (5Vл + Vл τ2 + 0,5Vл τ3), м

Фп= π (5Vл + Vл τ2+ 0,5Vл τ3), м

 

 
Определение пути, пройденного фронтом пожара (L): · при τ ≤ 10 мин: L = 0,5·Vл·τ1, м · при τ > 10 мин, но стволы на тушение пожара не поданы: L = 5·Vл+ Vл·τ2, м · при τ > 10 мин и поданы стволы на тушение пожара: L = 5·Vл + Vл·τ2 + 0,5·Vл·τ3, м

 


Разработал:                                                       Преподаватель кафедры,  Бондарь А.А.,
старший лейтенант внутренней службы.              

«_______» _____________________ 201__ года










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...