Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы и методические рекомендации




По подготовке к практическим (семинарским) занятиям

       

Семинар– особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, навыки работы с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинарскому занятию по истории средних веков, студент проходит несколько этапов.

1. Знакомится с предлагаемыми методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию.

2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовому учебнику.

3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана. 

4. Внимательно изучает материал хрестоматии, дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с задачами семинара и составленным планом.

5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.

6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.

7. Репетирует выступление.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. 

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 20-40 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

Выступление студента должно включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.

Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту. 

Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.  

Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. Возможны два доклада по одному вопросу. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.

Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.

- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.

- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко. 

 - План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.

- Переписав часть учебника, учебного пособия или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст. 

- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.

- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.

Технологическая карта семинарских занятий

Семестры, 5 зачетных единиц

№ п/п Темы Кол-во часов
1 Византийская империя в правление Юстиниана   2
2 Экономика и общественный строй германских племен I в. до н.э. – I в. н.э. по данным письменных источников (поисковая лабораторная работа; работа с первоисточниками) 2
3 Структура и организация работы крупного поместья франков эпохи Каролингов. (поисковая лабораторная работа; выступление в составе мини-групп) 4
4 Коллоквиум по монографии С.Д. Сказкина «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в Средние века». Развитое средневековье 4
5 Политические портреты средневековой Франции (конференция) 4
6 Возникновение сословной монархии в Англии 2
7 Гуситское движение и гуситские войны в Чехии 4
8 Реформация и крестьянская война в Германии (работа с документами, выступление в составе мини-групп) 2
9 Реформация в Швейцарии 2

ИТОГО:

26

 

 

Темы, вопросы и литература к практическим занятиям

Модуль 1. История Раннего Средневековья

Занятие 1. Тема: Византийская империя в правление Юстиниана

1. Внутриполитическая ситуация в империи и ее международное положение в начале VI века.

2. Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника».

3. Внешняя политика Юстиниана. Войны за восстановление Римской империи. Их итоги.

4. Причины успеха и неудач внутренней и внешней политики Юстиниана   

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Васильев, Л.С. Всеобщая история: в 6 т.: учебное пособие. Т. 2: Восток и Запад в Средние века / Л. С. Васильев. – М.: ИД КДУ, 2013. – 538 с.

2. Васильев, Л.С. Всеобщая история: в 6 т.: учебное пособие. Т. 3: От Средних веков к Новому времени (16-18 вв.). / Л. С. Васильев. – М.: ИД КДУ, 2013 – 606 с.

3. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник / ред. Г. Б. Поляк. – 3-е изд. – Электрон. Текстовые дан. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 887 с.

Дополнительная литература

1. Всемирная история. Единое представление о закономерностях исторического развития стран Запада и Востока с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / О. А. Красняк ; предисл. Е. В. Тихонова. - 3-е изд. – М.: КД Либроком : УРСС, 2009.

2. История средних веков: учебник для вузов: в 2-х т. / ред. С. П. Карпов. – М.: МГУ; ИНФРА-М, 1998.

3. История средних веков: учебник для вузов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий [и др.] ; ред. Н. Ф. Колесницкий. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

4. Каждан, А.П. Очерки истории Византии и южных славян: пособие для учителя / А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин. – М.: Учпедгиз, 1958.

5. Курбатов, Г.Л. История Византии (От античности к феодализму): учебник для вузов / Г. Л. Курбатов. – М.: Высшая школа, 1984. - 208 с.

6. Хрестоматия по истории средних веков; Уч. пособие: В 3 т. Т.1 / Ф.М. Ацамба, Э.А. Грантовский [и др.]; под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1961. – С. 335-338, 363-368.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...