Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свадебный обряд и свадебный фольклор (песни, причитания, приговоры дружки и др.)




Методические рекомендации по записи фольклорных произведений

Запись несказочной прозы

(предания, былички, легенды, устные рассказы)

1. Все записи произведений несказочной прозы осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.

2. Все пропуски в записи, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения рассказывания, ни в коем случае не перебивая исполнителя.

3. Необходимо фиксировать отношение рассказчика к тексту (верит/не верит; документ/художественное произведение).

4. Необходимо фиксировать источник получения информации (сам видел; слышал от участника события; слышал от человека, не участвовавшего в событии).

Запись сказок

1. Необходимо зафиксировать, от кого и при каких обстоятельствах собиратель получил сведения об исполнителе, как его характеризуют односельчане.

2. Все записи сказок осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.

3. Все пропуски в записи сказки, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения рассказывания, ни в коем случае не перебивая исполнителя.

4. После записи каждой сказки необходимо установить:

· от кого исполнитель перенял данную сказку и какова (по оценке самого исполнителя) степень его точности в передаче сюжета;

· каково отношение исполнителя к данной сказке, почему он ее запомнил.

Запись обрядово-ритуальных форм

1. Установить название обряда и толкование термина информантом.

2. Установить его назначение.

3. Запишите с указанием названий, которые дают сами информанты, последовательную цепочку всех составляющих обряд действий-актов всех участников, точно фиксируя при этом:

a) Время его проведения:

· В какое время года (указать дату, если есть) или в какой период жизни данной группы проводился обряд и почему?

· В какое время суток и почему?

· Если исполнение обряда приурочивалось к определенному виду трудовой деятельности (например, прядение, ткачество, работа со льном и др.) то установить, к какому и почему?

· В какие годы (примерно) прекратилось регулярное исполнение обрядов?

· К какому времени (временам) относится обряд, рассказ о котором записан?

b) Пространство его проведения:

· Внешний мир: лес, поле, дорога, луг, холм, низина, река, озеро и т.д.

· Дом: положение относительно матицы, печи, красного угла, порога, окна, кровати, стола и др.

· Хозяйственные постройки: овин, гумно, баня, внутренний двор, хлев и т.д.

· Связано ли было совершение обряда с движением? Если да, то с каким (какими)?

c) Предметы, которые использовались в обряде:

· Специально-обрядовые: маски, одежда и др.

· Хозяйственные: утварь, орудия труда, средства передвижения, продукты питания, животные, растения т др.; описать с указанием названий, даваемых информантами, зафиксировать и описать операции, совершаемые с этими предметами, назначение (функции) этих предметов в быту и в обряде.

d) Все половозрастные группы, которые участвуют в обряде:

· Дети.

· Подростки.

· Юноши и девушки.

· Взрослые (семейные).

· Старики.

· Смешанные группы.

· Количественный состав.

· Наличие или отсутствие слушателей/зрителей.

· Степень и формы включения их в обряд.

e) Песни, исполняемые в обряде:

· Точно укажите тот момент обряда, в который данная песня исполняется.  

 

1.4.Запись песен

1. При записи обрядовых песен обязательно устанавливать конкретный момент обряда, к которому приурочивается исполнение каждой песни.

2. Все записи песен осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись на бумаге.

3. Все пропуски в записи песен, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения исполнения, ни в коем случае не перебивая певца (певцов).

4. Наиболее яркие диалектные особенности необходимо фиксировать уже в черновой записи, выделяя звуки, ударения.

5. Если песня сопровождалась движением (танцем, переплясом, хороводом, игрой) необходимо просить исполнителя (исполнителей) воспроизвести эти движения и подробно зарисовать, или сфотографировать, или сделать видеозапись их.

6. Столь же тщательно фиксируются все замечания исполнителей о песнях, их отношение к ним, оценки традиционной и современной манеры исполнения народных песен.

7. При записи произведений музыкально-песенного и прозаического фольклора на диктофон или видеокамеру от одного исполнителя или группы (коллектива) необходимо представить их, т.е. сообщить следующую информацию: место записи, дата записи, ФИО и место жительства исполнителя, ФИО того, кто произвел запись а также дать название каждому записываемому произведению (дается по первой строке песни, например, «Ты не радуйся дуб зелёный…» или по персонажу, например «О Степане Разине», «О происхождении названия села»);

Например:

«15 августа 2008 года, село Ивановка Петровского района Ульяновской области; исполнители: Петрова Антонина Ивановна, Сидорова Николай Петрович, Семенова Анна Максимовна, Иванов Леонид Петрович. Запевает Семенова Анна Максимовна. Песня «Летал голубь, летал сизый…» (свадебная, величальная мужчине).

    

 1.5. Запись частушек

1. В процессе беседы с исполнителями, нужно выяснять, был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек (всех типов напева: «семеновна», «подгорная», «дробь», «страдания» и др.) и какие музыкальные инструменты, бытовые предметы, орудия труда могли быть использованы в этих целях.

2. Обязательно необходимо узнавать, сочиняет ли частушки сам исполнитель.

3. Учитывая особенности бытования частушек, необходимо попытаться собрать вместе несколько частушечников, аккомпаниатора и слушателей.

4. Все записи частушек осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.

5. Все пропуски в записи частушек, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения исполнения, ни в коем случае не перебивая певца (певцов).

6. Наиболее яркие диалектные особенности необходимо фиксировать уже в черновой записи, выделяя звуки, ударения.

 

 

Примерный перечень фольклорных жанров

  1. Прозаические жанры

Сказки – волшебные, о животных, бытовые

Предания – об исторических лицах и событиях локальной (местной) истории, в том числе семейные (о предках)

Былички – о духах природы (леший, русалка, водяной, и др.), о домашних духах (домовой и др.), о нечистой силе (о черте, о возвращающимся мертвеце (летун, огненный шар)), о людях, наделенных сверхъестественными способностями (колдун, ведьма, оборотень и др.)

Легенды – христианские (о явлении иконы, о святом месте, о наказании за преступление против церкви и веры, о святых и др.), мирские (о кладе, о Степане Разине или другом разбойнике, наделенном сверхъестественным даром и др.).

Устные рассказы – о сновидениях, о Великой Отечественной войне, о локальных войнах, об избавлении от смерти и о др. выдающихся, с точки зрения рассказчика, событиях его жизни.

 2. Календарные обряды и фольклор (песни, приметы, приговорки и др.)

Зимние обряды

Святки (24декабря-6 января)

Колядование

Святочные гадания

Святочные игры

Масленица

Весенне-летние обряды

Встреча весны

Аграрные обряды, приуроченные к посту

Пасхальная неделя

Первый выгон скота (Егорьев день, 23 апреля)

Семик-троица («зеленые святки»)

Осенние обряды

Завивание «бороды»

 

Свадебный обряд и свадебный фольклор (песни, причитания, приговоры дружки и др.)

Сватовство

Кладка.

Запой.

Посещение родственниками невесты дома жениха.

Баня.

Девичник.

Утро дня венчания.

Бужение невесты.

Сборы невесты к венцу.

Благословление невесты.

Составление свадебного поезда.

Приезд свадебного поезда в дом невесты.

Выкупы.

Благословление жениха и невесты родителями невесты.

Отъезд свадебного поезда к венцу.

Венчание.

Встреча молодых от венца.

Одаривание.

Свадебный пир (Горной пир).

Брачная ночь.

Утро 2-го дня.

Бужение молодых.

Поиски «ярки».

Посещение новобрачными родителей невесты («На блинки»).

Посещение новобрачными родственников.

 

4. Песенные жанры

Исторические песни

Баллады

Духовные стихи, канты

Романсы

Внеобрядовые лирические песни – солдатские, маршевые, рекрутские, разбойничьи, песни тюрьмы и каторги, семейные, любовные, игровые, хороводные, хороводно-игровые, плясовые.

Частушки – семеновна, подгорная, сербияночка, страдания, дробь и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...