Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по проведению тестирования для лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидов




Утверждены Минспортом РФ 9 августа 2016 года.

Первым принципом определения государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов различных гендерных и возрастных групп является ориентация на нормативы и требования действующего комплекса ГТО для здоровых граждан нашей страны.Этот принцип позволяет сформулировать важное правило – необходимость обязательной коррекции норм и требований комплекса для инвалидов при изменении норм и требований ВФСК ГТО для здоровых граждан, обязательного приведения их в соответствие и во взаимосвязь.

Второй принцип, определяющий главный вектор всей идеологии Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов, состоит в формировании установок на активный образ жизни, добровольное принятие ими активной жизненной позиции, направленной на преодоление психологических комплексов неполноценности, зависимости, отчужденности, на мобилизацию своих усилий, волевых проявлений на выполнение адаптированной к особенностям заболевания программы двигательной деятельности, комплексов физических упражнений во всех жизненных ситуациях – во время болезни и лечения, физической, медицинской и социальной реабилитации, профессиональной деятельности.

Безусловно, для работы по подготовке инвалидов к сдаче нормативов комплекса и, особенно к самой процедуре соревнований, необходим допуск врача по спортивной медицине. Итак,первый классифицированный признак разделения инвалидов на классы в связи с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом формулируется так: наличие или отсутствие допуска врача к сдаче соответствующих норм.

Третий принцип установления государственных требований к уровню физическойподготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК предписываетнеобходимость разработки специальной для данного комплекса классификации лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, в связи с невозможностью использования для этих целей их разделение на классы, применяющее в нашей стране и мире (инвалиды I, II и III группы; инвалиды по видам заболеваний на основе международной классификации болезней МКБ-10 и др.)

Разделение же инвалидов, допущенных к процедуре тестирования, на другие классы или группы, должно осуществляться таким образом, чтобы предопределять технологию работы по установлению государственных требований к уровню их физической подготовленности.

Поэтому в качестве оснований для разделения инвалидов на группы и классы (классификационных признаков) предлагаются:

· сохранность структуры и функций опорно-двигательного аппарата инвалида;

· наличие опыта соревновательной деятельности у представителей той или иной нозологической группы инвалидов.

Четвертый принцип состоит в определении таких адаптированных к особенностям инвалидов требований к уровню их физической подготовленности, которые бы учитывали влияние на результат испытаний (тестов) именно особенностей болезни (дефекта), а не показателей реального или актуального состояния инвалидов.

И, наконец, пятый принцип, получивший название – «навстречу природе» - ориентируется на развитие и, в перспективе, оценку установленных требований к уровню физической подготовленности инвалидов с учетом генетической программы их развития, предрасположенности развития тех или иных качеств, их сильных сторон моторики, а не на подтягивание «слабых звеньев», «слабых сторон подготовленности».

В Методических рекомендациях разработаны, научно обоснованы и апробированы основные подходы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов по зрению, слуху и интеллекту при выполнении нормативов Всероссийского физкультурного комплекса.

Предложены наиболее эффективная на сегодняшний день стратегия тестирования физической подготовленности инвалидов в рамках процесса внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Учитывая состояние вопроса с оформлением в Российской Федерации категории «ребенок-инвалид», предлагается включить в данную категорию – дляслучае применительно к сдаче нормативов ВФСК – и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Исходя из этого, в Методических рекомендациях при использовании термина «инвалид», следует иметь в виду, что он включает в себя и такие категории, как: «ребенок-инвалид» и обучающийся с ОВЗ (до 18 лет).

Предложена специально разработанная классификация инвалидов, детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ для участия в процедуре сдачи нормативов сдачи ФВСК для данной категории граждан.

В Методических рекомендациях рассмотрены подходы к оценке гармоничности и пропорциональности развития физических качеств у инвалидов, исходя из принципа «навстречу природе», когда допускается возможность получения того или иного знака отличия без обязательного выполнения нормативов для этого знака по всем испытаниям, количество которых утверждено для данной возрастной группы (ступени).

Целесообразность такого подхода базируется на последних достижениях отечественной психологии и педагогики об индивидуальном стиле деятельности, о возможности достижения равных результатов, одинаковой успешности деятельности для лиц, обладающих различными наборами индивидуальных качеств, которые используются с максимальной эффективностью именно в индивидуальном способе самосовершенствования.

Методические рекомендации дают основания для широкомасштабной апробации предлагаемых проектов государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов.

Выводы по 1 части

Относительно основных нормативно-правовых актов:

   Перечень приведенных выше основных федеральных документов (регламентирующих внедрение комплекса ГТО) и анализ их содержание позволяют сделать несколько выводов.

1) Федеральная нормативно-правовая база, необходимая для начала практической работы по внедрению комплекса ГТО на уровне субъектов РФ, была создана к концу 2015 года.   

2)  В соответствии с федеральными актами, основную работу по внедрению комплекса ГТО на местах должны нести региональные и муниципальные власти. При этом, федеральный центр в лице Минспорта РФ берет на себя обязательства по поддержке процесса внедрения ГТО. В частности, это предполагает предоставление целевых субсидий субъектам РФ. Средства субсидий могут расходоваться на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, подготовку кадров для системы ГТО и строительство малобюджетных спортивных площадок.

3) На уровне Правительства РФ разработаны меры по поощрению граждан к участию в тестировании по комплексу ГТО. Ряд этих мер реализован на практике. В частности, Минобрнауки РФ приняты решения о предоставлении льгот абитуриентам, поступающим в ВУЗы и имеющим золотые знаки отличия комплекса ГТО и назначении повышенных стипендий студентам, выполнившим нормы ГТО. 

4) Впервые за последние годы в национальной программе развития физкультуры и спорта появилась подпрограмма «Развитие физической культуры и массового спорта в Российской Федерации до 2020 года». В этой программе утверждены целевые показатели и результаты развития массового спорта, которые должны быть достигнуты. Принятие подпрограммы призвано активизировать работу по развитию массового спорта и внедрения комплекса ГТО на региональном уровне.

 

Относительно методических рекомендаций по судейству:

1) Подход к организации судейства на мероприятиях по тестированию населения по комплексу ГТО, изложенный в методических рекомендациях Минспорта РФ, и предполагающий создание на региональном уровне Главных судейских коллегий, применим лишь приподготовке и проведении масштабных мероприятий(с участием нескольких сотен или тысяч человек).

2) Поскольку количество таких мероприятий в Ярославской области  (как и в большинстве субъектов РФ) не может превышать нескольких в год, они не могут быть системной основой для внедрения комплекса ГТО. Соответственно, указанный выше подход к организации судейства и судейских бригад может быть использован лишь для проведения весьма ограниченного количества мероприятий. 

3) Основной формой мероприятий, связанных с комплексом ГТО, является «тестирование по комплексу ГТО». Это относительно небольшое(по количеству участников) мероприятие, проводимое в местах тестирования, расположенных в непосредственной близости от мест обучения, работы или проживания граждан. Как правило, такие мероприятия проводятся не боле 2-х часов. Судьями на них выступают учителя физической культуры, инструктора спортивных клубов, тренеры и судьи по полиатлону и пр.

4) Второй распространенной формой проведения мероприятий по ГТО являются «фестивали ГТО». Эти мероприятия отличаются от традиционного тестирования тем, что могут включать в себя различные «игровые моменты», - проведение эстафет, конкурсов, викторин, мастер-классов и пр. Работа судейских бригад здесь существенно отличается от той, которая проводится во время мероприятий по тестированию. Отличие состоит в том, что кроме комплекса ГТО судьи участвуют в оценке конкурсов, проведении эстафет, сами ведут мастер-классы и пр. Для организации судейства на мероприятии «тестирование по комплексу ГТО», также как и для проведения фестивалей должны быть разработаны «свои» методические рекомендации, описывающие этот процесс на уровне центров и мест тестирования. (Более подробно об организации и проведении тестирования по комплексу ГТО и организации судейства написано в ч. 3,4 Методических рекомендаций).

5) Подход, изложенный в федеральных методических рекомендациях, может быть взят за основу для проведения мероприятий (с большим количеством участников) на региональном уровне.

 

Относительно мер, стимулирующих население к участию в мероприятиях по комплексу ГТО:

1) Разработанные на федеральном уровне меры дают возможность организовать массовое тестирование по комплексу ГТО для двух социальных групп,- учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов и колледжей

2) Мер, разработанных на федеральном уровне для тестирования остальных социальных групп (работающего и неработающего взрослого населения, а также для тестирования уровня физической подготовленности инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями) недостаточно. 

3) Разработка федеральных методических рекомендаций по проведению спортивных соревнований по многоборью ГТО с использованием 100 бальных таблиц дает возможность организации и проведения спортивных соревнований по комплексу ГТО на региональном и местном уровнях. Однако, отсутствие остального «пакета документов по многоборью ГТО», делающих эту спортивную дисциплину полноценным видом спорта, делает возможность проведения указанных соревнований минимальной.

ЧАСТЬ 2. ВНЕДРЕНИЕ ВФСК ГТО НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...