Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ




План:

· классификация видов памяти;

· нейроанатомия памяти;

· системы регуляции памяти;

· нейрохимия памяти.

 

Память – это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт. Помимо психической памяти для организма характерна также память иммунная (сохранение генетической индивидуальности, борьбы с генетической агрессией) и генетическая (передача наследственно обусловленных свойств организма от поколения к поколению).

По определению, память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм – т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.)

Значение памяти, как важнейшего свойства организма, состоит в адаптации вида и индивида к изменяющимся условием существования. Память как психическая функция позволяет также делать прогнозы на будущий ход развития событий.

Основные процессы памяти:

· запечатление;

· хранение;

· воспроизведение.

Забывание к процессам памяти не относится, т.к. представляет собой торможение воспроизведения.

Существует несколько классификаций видов памяти:

1. Произвольная и непроизвольная память. Непроизвольная память не требует целенаправленных осознанных усилий, является врожденным свойством, запоминание не требует осознания. Произвольная память – продукт социального развития, выражается в целенаправленной мобилизации психической активности человека. В онтогенезе появляется позже. Необходима для процесса обучения в школе.

2. Связана с запечатлением разных сторон индивидуального опыта:

a.  модально – специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление – эйдетизм – выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу и т.д.

b. образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

c. эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная.

d. словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) – это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

3.По происхождению – филогенетическая (характерная для вида, связана с безусловными рефлексами и инстинктами) и онтогенетическая (характерная для индивида, обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения) память.

4.По длительности хранения информации – мгновенная, кратковременная и долговременная память. Эти виды памяти необходимо рассматривать как последовательные фазы (этапы) формирования следа памяти (энграммы). Рассмотрение этих этапов дает представление о механизмах формирования энграммы.

а) Мгновенная память. В зависимости от ощущений ее называют иконической - зрительной, эхоической – слуховой и т.д. Информация хранится на этом этапе 0,1-0,5 сек. Хранение сопровождается ощущениями. Основа – последействие как общее свойство всех анализаторных систем. Оно состоит в том. Что после окончания действия раздражителя след возбуждения в коре останется и ощущение воздействия сохраняется. Кроме того, мгновенная память считается обусловленной переключениями в синаптических контактах на пути распространения периферического возбуждения от рецепторов в кору головного мозга. Главные характеристики: неограниченная емкость, стирание следов в течение примерно 150 мсек., не зависит от воли человека, связана с ощущениями.

б) Кратковременная память. Функция – удержание и воспроизведение оперативной информации. Объем 7 ± 2 единицы из 10. Длительность этапа – секунды, минуты, у крыс до 10 мин. Затем происходит либо переход на этап долговременной памяти, или утрата информации при травмах мозга, наркозе, электрошоке и т.д. Для кратковременной памяти не характерны ощущения. В основе механизма – импульсивная активность нейронов, которая может быть связана с реверберацией (гипотеза), т.е. циркуляцией нервного импульса по замкнутым цепям нейронов. В процесс могут втягиваться всё новые и новые нейроны благодаря многочисленным отросткам и синаптическим контактам. Предполагается, что кратковременная память возможна и без реверберации. Но механизм, так же как и на этапе мгновенной памяти, - электрофизиологической.

в) Долговременная память. На этом этапе происходят структурные и биохимические изменения в нейронах. Информация хранится в этом виде пожизненно, но не вся легко воспроизводится. Воспроизводиться она может в течение часов, дней, недель и всей жизни, в зависимости от актуальности, профессиональной деятельности, эмоционального сопровождения и т.д. Иногда воспроизведение информации начинается неожиданно, например, при измененных состояниях сознания, вызванных гипнозом, высокой температурой и т.д., человек и не подозревает, что он это помнит.

Переход от кратковременной к долговременной памяти называется консолидацией или упрочением следов памяти. При этом растет эффективность синаптической передачи, происходит облегчением передачи информации от клетки к клетке, увеличивается число задействованных нейронов, вовлекаются в процесс специфические области мозга. Такое облегчение сохраняется в течение 10-40 минут. А на нейронах гиппокампа – в течение часов и дней. Критическая стадия консолидации – время обучения или время сразу же после обучения. Вот почему так важно повторять материал, закреплять его прямо на уроке. Молекулярные изменения становятся основой энграммы, т.е. долговременная память связана уже не с электрофизиологическими, а биохимическими изменениями. К молекулярной гипотезе склонялся П.К. Анохин. При формировании памяти происходят биохимические процессы в протоплазме клетки, которые приводят к изменению генома, перестройке когда РНК и синтезу белка памяти, как называл его Х. Хиден. Белок памяти – молекула, чувствительная к специфическому узору импульсного афферентного потока. При угнетении синтеза белка ранее заученный материал не страдает, само выполнение задания возможно, но новые условные рефлексы сохраняются только несколько минут или десятков минут, т.е. надолго не остаются в памяти. Было обнаружено два специфических белка, содержание которых в коре больших полушарий и в гиппокампе увеличивается при обучении, т.е. при формировании энграмм.

Нейроанатомия памяти

Следы памяти не накапливаются в определенной области мозга, т.к. это свойство целого мозга. Считается, что большинство, если не все структуры коры и подкорки могут участвовать в процесс запоминания. Даже самые обширные поражения мозга не являются препятствием к научению и запоминанию. Однако есть структуры, без которых память невозможна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...