Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра социологических наук

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ

для бакалавров факультета политических наук и социологии

специальности 39.03.01 / 040100Социология, профиль "Социология организации и управления" (дневная и заочная формы обучения)

 

 

Кемерово 2014


 

 

Составитель: канд. социол .наук, доцент Е. А. Маженина

 

 

Методические указания к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ обсуждены на заседании кафедры социологических наук факультета политических наук и социологии КемГУ

 

 

Протокол № от « »       2014 г.

 

Заведующий кафедрой

социологических наук

к. социол. н., доцент                         ________________ Е. В. Головацкий

 

 

Методические указания утверждены на заседании учебно-методической комиссии факультета политических наук и социологии КемГУ

 

Протокол № от « »       2014 г.

 

Председатель УМК ФПНиС,

д. полит. н., доцент                         _________________ Е. В. Матвеева

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.



Методические рекомендации по подготовке курсовой работы

1.Общие положения……………………………………………………………..4

2. Организация выполнения работы …………………………………………..5

3. Сбор, анализ и обобщение материала ………………………………………7

4. Требования к содержанию и структуре  курсовой работы ………………...9

5. Требования к оформлению курсовой работы………………………………10

6. Защита курсовой работы …………………………………………………….16

7. Критерии оценки курсовой работы …………………………………………16

 

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР)

1. Общие положения…………………………………………………………....19

2. Организация выполнения работы…………………………………………..20

3. Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………21

4. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы….…..23

5. Научное руководство и рецензирование……………………………………24

6. Защита выпускной квалификационной работы…………………………….25

7. Критерии оценки выпускной квалификационной работы…………………27

 

Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы …29

Приложение 2. Образец оформления оглавления работы ……………………30

Приложение 3. Образец оформления списка литературы ……………………31

Приложение 4. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы…………………………………………………..…33

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Методические указания распространяются на подготовку, написание, оформление и защиту курсовых работ, выполняемых студентами факультета политических наук и социологии специальности «Социология» (квалификация – бакалавр) дневного и заочного отделения в соответствии с учебными планами. Учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплинам: «Общая социология» для студентов 1 курса, «Методология и методика социологических исследований» для студентов 2 курса, «Социология организаций» для студентов 3 курса.

Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и демонстрирующая практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Курсовые работы по дисциплинам учебного плана являются одним из важных составных частей освоения основной образовательной программы. Цель написания курсовой работы – расширение и углубление знаний студента по социологическим дисциплинам, формирование умения собрать и творчески освоить разнообразный теоретический и эмпирический материал, умело использовать его для решения конкретных задач в практической деятельности.

Курсовая работа на 1 курсе, как правило, носит реферативный характер. Основными задачами для студента первокурсника при написании работы являются: поиск теоретического и фактического материала, умение его переработать и правильно структурировать, критически осмыслить и сделать собственные выводы.

Особенностью написания курсовой работы на 2 и 3 курсах является то, что работа должна содержать не только подробную теоретическую разработку темы, но и программу социологического исследования, разработанную студентом, инструментарий. Проведение самостоятельного эмпирического исследования на 2 курсе приветствуется, но не обязательно, в отличие от третьего курса.

В случае, если студент пишет работу исключительно по социолого-исторической тематике, то допускается проведение только теоретического исследования.

В целом, выполняя курсовую работу, студент решает для себя следующие задачи:

– совершенствует навыки работы с научной литературой;

– приобретает первоначальные умения в научно-исследовательской деятельности;

– овладевает методикой исследовательской деятельности:

– развивает навыки самостоятельной работы.

Курсовая работа студента должна свидетельствовать о способности и умении автора:

· осуществлять поиск, отбор, сбор и обработку информации, позволяющей проводить анализ изучаемого объекта;

· самостоятельно обобщать и систематизировать теоретические знания и применять их к анализу практических ситуаций, делать обоснованные выводы;

· демонстрировать владение научным стилем изложения текстового материала, умение представлять данные в табличной и графической формах;

· оформлять работу в соответствии с правилами оформления научных работ, корректно применять и соблюдать библиографические требования оформления сносок и списков литературы;

· выступать с презентацией результатов исследовательской работы.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

    В течение сентября каждого учебного года (2-3я недели занятий), преподаватели кафедры проводят вводную, организационную консультацию, на которой знакомят студентов с содержанием данных «Методических указаний», совместно со студентами уточняют порядок работы, определяют тему курсовой работы, детализируют график их подготовки.

На последующих консультациях преподаватели оказывают содействие в составлении плана и структуры работы, в подборе литературы, в формулировании цели и задач исследования. Необходимо иметь в виду, что научный руководитель не соавтор в написании работы, его функция – координация и консультирование. Ответственность за курсовую работу (сроки сдачи, уровень, оформление и др.) несет ее автор-студент.

Контроль работы над курсовым исследованием осуществляется научным руководителем и кафедрой социологических наук. Два раза в год, во время межсессионной аттестации, студент обязан получить аттестацию по курсовой работе. Для успешного прохождения межсессионной аттестации в первом семестре учебного года (ноябрь) на рассмотрение научному руководителю требуется представить аннотированный список литературы, структуру (план) работы и набросок введения. В ходе аттестации во втором семестре (как правило, первая неделя апреля) должен быть предоставлен черновик всей курсовой работы.

Защита курсовых работ (см. раздел 6 «Защита курсовой работы») проходит в апреле-мае текущего учебного года (график каждый год уточняется на кафедре). Чистовой вариант курсовой работы распечатывается в одном в экземпляре и сдается на кафедру за 10 дней до защиты. При этом в обязательном порядке все работы присылаются в электронном варианте в деканат факультета политических наук и социологии для проверки на антиплагиат.

При неоднократном нарушении графика или опоздании со сдачей чистового варианта более чем на неделю без уважительной причины может быть снижена общая оценка за курсовую работу на один балл.

Выполненная студентами курсовая работа проверяется в срок до 10 дней руководителем работы. При оценке работы учитывается содержание работы, степень её самостоятельности, качество используемого материала, а также уровень грамотности и оформление (см. раздел 7 «Критерии оценки курсовой работы»). В случае надобности руководитель указывает, что доработать. Если рецензия положительная, то руководитель делает на титульном листе курсовой работы отметку о допуске её к защите и проставляет предварительную оценку. Если же курсовая работа по заключению руководителя является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления указанных замечаний она представляется на повторную проверку с обязательным приложением первой рецензии.

        

    Внимание! Хорошее знание содержания «Методических указаний» позволит сэкономить время и не делать ошибок при написании и оформлении работы!

    Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы, согласование ее с руководителем;

· разработка плана работы;

· составление предварительного списка литературы по теме;

· сбор исходных данных и их обработка;

· написание введения;

· написание основной части работы;

· написание заключения;

· предоставление на проверку первой редакции (первого варианта) работы научному руководителю. Она должна максимально полно отвечать требованиям оформления курсовых работ. Предоставлять работу руководителю необходимо при личной встрече, поскольку это позволит совместно уточнить возникающие вопросы по оформлению и содержанию работы;

· проверка первой редакции (первого варианта) работы научным руководителем и доработка окончательного варианта с учетом замечаний руководителя;

· оформление курсовой работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к аттестации.

 

Внимание! Условием успешной работы является своевременное консультирование, обращение за разъяснениями к преподавателю.

2.1. Выбор темы        

Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на кафедре социологических наук. Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки. Тема согласовывается с руководителем и утверждается на заседании кафедры. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы студентов. Желательно со 2-3 курсов выбирать тематику для курсовых сочинений таким образом, чтобы будущий материал укладывался в общую научную проблематику выпускной квалификационной работы.

В случае изменения темы после ее утверждения студент должен в обязательном порядке довести до сведения научного руководителя, который информирует об этом кафедру. Изменение тематики курсовой работы допускается в отдельных случаях по обоснованной причине только по согласованию с кафедрой. В случае если студент не сообщил об изменении им темы, и сдал работу не по заявленной тематике, его тема может быть рассмотрена как нераскрытая, и оценена на оценку «неудовлетворительно».

 

    3. Сбор, Анализ и обобщение МАТЕРИАЛА

 

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Сбор материала по теме исследования начинается с подготовки списка литературы. Источниками для формирования такого списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины, списки в учебниках и монографиях, рекомендации преподавателя, каталоги библиотек, интернет-источники.

Подбор литературы осуществляется с помощью имеющегося в библиотеках алфавитного и систематического каталогов. В алфавитном каталоге книги располагаются по авторам или заглавиям книг (если фамилии авторов не указаны). В систематическом каталоге книги группируются по отраслям знаний. Кроме того, в библиотеках имеются каталоги журнальных и газетных статей. Также можно воспользоваться электронным каталогом научной библиотеки на сайте университета.

Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН) издает библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Философия. Социология», а также реферативный журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, «Социология». В журнале печатаются рефераты книг, монографий, сборников статей, статей из социологических журналов.

При составлении списка литературы по теме можно воспользоваться библиографическими указателями «Книжная летопись» и «Летопись авторефератов диссертаций». Необходимо знакомиться, прежде всего, с новейшими книгами и авторефератами последних лет издания, которые отражают современное состояние социологической науки и практики.

При написании курсовой работы необходимо использовать публикации статей и материалов в журналах «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ, серия «Социология», «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-политические знания», «Социология 4М», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения» и др.

Для ускорения поиска нужных материалов в журналах прошлых лет издания целесообразно, прежде всего, знакомиться с последними номерами выпуска за истекший годы, т. к. в них приводится указатель всех опубликованных за год материалов.

Допускается использование Веб-публикаций для выполнения курсовых работ. Ценность электронных изданий состоит в получении новейших статистических и аналитических материалов мониторинга социально-политической ситуации. Также имеет значение возможность доступа к большому количеству информационных источников, причем далеко не каждый из них доступен в печатной форме. Однако использовать ресурсы сети Интернет следует с достаточной степенью осторожности, поскольку далеко не все серверы берут на себя ответственность за объективность предоставляемой информации.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему и содержать примерно 20-40 наименований.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов:

1. Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листах со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа материала, собранного по теме исследования, выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура курсового исследования, его содержание и объем работы.

    Многие темы курсовых работ 2-3 курсов сориентированы на проведение студентами самостоятельных исследований. Практическая часть должна быть логически связана с теоретической частью работы.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа не должны быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг. Она также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей публицистическую статью. Курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и научную литературу.

Курсовая работа должна представлять собой целостную и завершенную студенческую учебно-научную работу, имеющую определенную структуру. Каждая структурная часть имеет свое назначение.

Во введении отмечается актуальность темы, дается обзор литературы по теме, показывается степень разработанности проблемы и те «белые пятна», которые существуют в научном знании по данной теме. Описывается проблемная ситуация, проблема исследования, объект, предмет, формулируется цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения цели. Обращаем внимание, что цели и задачи должны быть содержательные, а не организационные. Например, неверно: «изучить литературу по теме», «провести исследование» и т. п. верно: «изучить такую-то проблему», «охарактеризовать такой-то социальный феномен» и т. п. На 2-3 курсе формулируются гипотезы исследования. Краткая характеристика используемых в работе  методов. Объем введения составляет 1,5-3 страницы.

Введение, как и заключение, рекомендуется окончательно редактировать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, т. к. автор еще не вполне овладел материалами по теме.

В основной части в соответствии с главами и параграфами плана раскрывается содержание курсовой работы. В ней делается аргументированное обоснование теоретических положений работы, обобщается и анализируется фактический (эмпирический) материал, показываются проблемы и пути их решения. Каждое теоретическое положение следует доказывать и подкреплять соответствующим материалом. При существовании нескольких точек зрения на один и тот же вопрос критически рассмотреть мнение различных авторов и обосновать собственную точку зрения.

Как правило, основная часть разбивается на 2-3 главы по 2-3- параграфа в каждой главе. Допускается в курсовой работе разделить основную часть на 2-3 раздела, не выделяя параграфы. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждого параграфа и особенно главы подводятся итоги и делаются выводы. На цитаты и мнения других авторов необходимы постраничные ссылки и/или сноски. Структуру основной части работы лучше строить в соответствии с задачами, прописанными во введении.

В курсовой работе могут быть использованы корректно оформленные таблицы и графики, но при этом работа не должна быть ими перегружена. Все таблицы и графики должны быть прокомментированы в тексте.

Заключение содержит основные выводы курсовой работы, в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. Заключение не должно превышать 1,5-2 страницы и не должно быть механическим копированием выводов по параграфам и главам.

После заключения в работе дается Список источников и литературы (или просто Список литературы, если автор в работе не выделяет отдельно источниковедческую базу). Список литературы оформляется согласно установленным правилам (ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие правила и оформление).

Приложения (если они есть) включают в себя иллюстративно-пояснительный материал, заимствованные или собственные таблицы, схемы, рисунки по объему или по структуре не включенные в основной текст. Сюда же относятся статистические материалы, диаграммы, графики, социологический инструментарий, описание методик и др.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1. Курсовая работа должна включать 25-30 стандартных листов (А4), машинописного текста в редакторах типа Word шрифтом 14 (Times New Roman) с левым полем 30 мм, правым 10 мм, верхние и нижние поля по 20 мм через 1,5 межстрочных интервала.

2. Работа должна содержать титульный лист установленного образца (см. приложение 1), оглавление, следующее за титульным листом и включающее название всех частей курсовой работы (введение, главы и параграфы основной части работы, заключение, список использованной литературы, приложения) с указанием страниц, с которых начинается каждый раздел или подраздел работы (см. приложение 2). Для нумерации в курсовой работе используются только арабские цифры.

3. Нумерация страниц должна быть сквозной, выставленной по центру в нижней части страницы. На титульном листе (стр.1) номер страницы не печатается, но он включается в общую нумерацию страниц работы. Нумерация начинается с цифры 2. Каждая глава должна начинаться с новой страницы, название главы печататься по центру прописными буквами жирным шрифтом без точки в конце. Не допускаются переносы в словах заголовка. После названия главы – пустая строка. Параграфы имеют двойную нумерацию через точку. Например, 2. 3. – третий параграф второй главы. Название параграфа печатается с абзацного отступа, с прописной буквы жирным шрифтом без точки в конце. Знак «параграфа» (§) не печатается. Параграфы переносить на новую страницу не нужно. Введение и заключение не нумеруются.

4. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 3») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

5. Во всей работе, включая сноски, текст выравнивается по ширине рабочего поля листа. «Висячие» инициалы, числа дат в конце строк переносятся на следующую строку с помощью функции Shift+Enter. Желательно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, понятиях, применяя шрифты разной гарнитуры.

6. Курсовая работа должна быть скреплена и представлена в папке или скоросшивателе.

 

5. 1. Оформление таблиц и иллюстраций

Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу располагают после текста, в котором она упоминается впервые. На все таблицы должны быть ссылки в курсовой работе.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы. Номер размещается в левом верхнем углу над таблицей без знака № и без абзацного отступа. Слово «Таблица» пишут с прописной буквы (например, «Таблица 2»). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Каждая таблица должна иметь тематический заголовок. Заголовок печатается на одной строке со словом «Таблица» жирным шрифтом. Если таблица составлена по данным социологического опроса, то необходимо указать, когда проходил опрос, где и сколько человек всего опрошено, а также указать единицу измерения. Если респондентов менее 100 человек, то лучше данные представлять в абсолютных величинах, а не в процентах. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблиц на другой лист повторяется ее шапка. При переносе на другой лист заголовок не пишут. В левом верхнем углу пишут «Продолжение таблицы 2». Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Шапка таблицы должна быть выделена жирным шрифтом. Текст всех срок боковика пишут с прописной буквы без точки в конце.

Примеры оформления таблицы.

 

Таблица 1.Ценностные ориентации жителей г. Кемерово

(Опрос апрель-май 2014, всего 60 чел.)

 

Перечень ценностных ориентаций Количество ответов (чел.)
Здоровье 25
Семья 23
Карьерный рост 19
И т. д.

 

Таблица 2. Распределение клубных учреждений по типам и городам Кемеровской области[1]

Город

Количество клубных учреждений

Распределение клубных учреждений по типам

Клубы ГДК СДК СК Автоклубы
Кемерово 50 10 10 12 8 10
Белово 32 8 8 10 3 3
           
Итого            

 

 

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, формулы и др.) как и таблицы, располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Любые иллюстрации обозначаются словом «Рис.». Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами по порядку включения в содержание работы. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут. Все рисунки должны иметь название. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.

Таблицы и рисунки нумеруются отдельно. В приложении таблицы и рисунки обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. На все таблицы и графики, заимствованные из чужих работ, должны быть сделаны ссылки.

 

5. 2. Оформление перечней

Часто возникают затруднения при оформлении различного рода перечней (понятий, функций, причин, характеристик и т. п.). Для наглядности элементы перечня нумеруют, литеруют (отделяются буквами русского алфавита) или выделяют графически (знаком тире или другим знаком).

По структуре перечни подразделяют на два вида:

а) внутриабзацные, состоящие из одного или нескольких слов;

б) с элементами-абзацами, представляющими развернутое, многословное предложение или несколько предложений.

Внутриабзацные перечни обозначают, как правило, арабскими цифрами с закрывающей скобкой или строчными буквами русского алфавита с закрывающей скобкой. Перед перечнем после обобщающего слова или словосочетания ставят двоеточие. Элементы перечня пишут со строчной буквы. Между элементами внутриабзацного перечня ставят запятую, если элементы простые, и точку с запятой, если элементы сложные (многословные, со знаками препинания внутри). Например:

 

Ян Щепаньский считает, что культура влияет на человека через: а) социализацию, б) создание и введение ценностей, в) образцы деятельности и поведения, г) создание институтов.

Ян Щепаньский считает, что культура влияет на человека через: 1) социализацию, в ходе которой…; 2) создание и введение ценностей, которые характеризуются как…; 3) образцы деятельности и поведения…; г) создание институтов, для которых характерно….

Абзацы-элементы перечня выделяют:

– арабскими цифрами с закрывающей скобкой или строчными буквами русского алфавита с закрывающей скобкой, если абзацы невелики и состоят одного предложения, причем абзацы пишут со строчной буквы и отделяют друг от друга запятой (если очень простые, без знаков препинания внутри) и точкой с запятой (если состоят из нескольких предложений и есть знаки препинания);

– арабскими цифрами с точкой или заглавными буквами русского алфавита с точкой, тогда абзацы пишут с прописной буквы и отделяют друг от друга точками;

– графически (через тире или другой знак). Например:

 

Основные функции культуры:

1) социализирующая…;

2) регулятивная…;

3) коммуникативная….

Основные функции культуры:

1. Социализирующая….

2. Регулятивная….

3. Коммуникативная….

Основные функции культуры:

– социализирующая…;

– регулятивная…;

– коммуникативная….

 

5. 3. Оформление ссылок и списка использованной литературы

Все цифры, цитаты, факты, таблицы, схемы, графики, заимствованные из литературных источников следует снабдить обязательными ссылками на источник с полным описанием издания. Ссылки приводить в подстрочном примечании. При оформлении ссылки их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией. Ссылки должны иметь сквозную для всей работы нумерацию и шрифт 12 кегля. Знак сноски ставится перед знаками препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков препинания и многоточия). Ссылки печатаются через 1,5 интервала (или через 1??).

Общие требования к цитированию:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитирования текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием;

- допускается непрямое цитирование, при этом следует быть предельно точными в изложении мысли автора;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводится в соответствии с требованиями ГОСТа Р 7.05-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

В ссылке указывается фамилия автора (авторов), название книги, выходные данные и через точку номер цитируемой страницы. Примеры:

 

Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 2004. С. 137.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы : учеб. пособие для вузов. М. : ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. С. 112-114.

 

Если книга цитируется повторно на любой странице, то указывается ее автор, название и страница:

 

Веблен Т. Теория праздного класса. С. 157.

 

Ссылки на статьи даются следующим образом:

 

Шюц А. Структура повседневного мышления / пер. с англ. // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129.

Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., Посашков С. А. Новый взгляд на самоорганизацию в некоторых социальных системах / Социологические исследования. 2014. № 5. С. 3.

Ссылки на электронные ресурсы:

 

Яницкий О. Н. Социальные движения и теория фрейминга.  [Электронный ресурс]   URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=464 (дата обращения: 10.09.2014).

 

Внимание! Ссылки на использованную литературу обязательны, т. к. в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Отсутствие ссылок, простое переписывание текста расценивается как плагиат – т. е. интеллектуальное воровство.

В конце работы дается список использованной литературы. При оформлении списка по каждому изданию указывается фамилия и инициалы автора (авторов), точное название без кавычек, сведения о лицах, принимавших участие в создании книги (составители, редакторы и др.), место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц. Для журнальной статьи указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год выпуска, номер журнала, страницы. Список литературы должен включать только издания, использованные в курсовой работе, т. е. те, которые цитировались, на которые делались ссылки или которые послужили основой для формирования точки зрения студента. Обязательным является соблюдения правил библиографического описания, изложенные в ГОСТе 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Примеры библиографического описания даны в приложении 3.

Список использованной литературы оформляется по алфавитному или систематическому принципу. При алфавитном принципе расположения в списке источники группируются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавиям книг. Источники на иностранных языках располагаются в списке после всех русскоязычных источников.

При включении в список литературы документов органов законодательной и исполнительной властей (законов, постановлений и т. д.) указываются названия и источник, из которого они приведены. Кроме того, законодательные и нормативные положения помещаются в начале списка, а затем следуют авторы книг, статей и т. д.

 

6. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Для защиты студент готовит небольшое устное выступление на 5-7 минут. В нем не требуется пересказывать содержание всей работы, а необходимо кратко обосновать выбор темы, показать основные цели и задачи, которые ставились в работе, пути их решения и полученные выводы. Желательно наличие презентации.

Курсовая работа защищается на кафедре социологических наук перед комиссией с участием научного руководителя.

Защита курсовой работы включает в себя краткое сообщение студента и ответы на поставленные членами комиссии вопросы. Результат защиты оценивается дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно», которая заносится в экзаменационную ведомость, а положительная оценка – также в зачетную книжку.

Только после положительной оценки курсовой работы на защите студент допускается к соответствующему экзамену. При неудовлетворительной оценке студент обязан повторно написать курсовую работу и защитить ее на положительную оценку, после чего он допускается к экзамену.

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Проверка на антиплагиат

До защиты курсовая работа предоставляется на проверку системой «Антиплагиат». По итогам проверки выдается соответствующая справка. Научный руководитель имеет право допустить к защите курсовую работу студента, если объем оригинального текста составляет не менее:

- 50% для студентов 1-2 курсов;

- 60% для студентов 3 курса.

Если оригинального текста менее указанных цифр, то курсовая возвращается студенту на доработку при сохранении ранее установленной темы и после этого подвергается повторной проверке.

 

 

Критерии оценки курсовой работы

№ п/п

Критерии оценки курсовой работы

Оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

возврат на переделку
1. Корректность сформулированных цели и задач работы и соответствие им содержания работы Корректно и соответствуют

Имеются незначительные не соответствия

Имеются существенные несоответствия

Полное не соответствие
2. Полнота раскрытия темы.   Раскрыта полностью

Раскрыта в основном

Раскрыта недоста-точно

Не раскрыта
3. Умение формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала Имеется

Имеется

Имеется, но недостаточно

Отсутствует
4. Логичное и стройное изложение материала в соответствии с планом Имеется

Имеется

Недочеты в изложении

Отсутствует
5. Наличие свежих статистических данных и материалов социологических исследований по теме Имеются

Имеются

Имеются, но недостаточно или устаревшие данные

Отсутствуют
6 Имеется собственная точка зрения студента по основным проблемам темы Имеется и хорошо аргументирована

Недоста-точно аргу-ментирована

Не имеется

Не имеется
7 Оформление работы в соответствии с методическими указаниями кафедры. Полностью соответствует

Соответствует

Соответствует, но имеются замечания

Не соответствует
6 Наличие ссылок на используемую литературу. Есть

Есть

Есть, но не достаточно

Отсутствуют
  Соблюдение графика выполнения работы (для студентов ДО)

В соответствие с графиком

Невыполнение графика по неуважительной причине

9 Владение материалом при защите курсовой работы

Абсолютное

Полное (2 недочета) Слабое (более 2-х недочетов)

Не владеет

               

 

Работа оценивается только на «неудовлетворительно» при наличии хотя бы одного из перечисленных критериев:

– содержание работы не относится к предмету дисциплины;

– работа перепечатана из Интернета;

– объем работы менее 15 листов машинописного текста;

– в работе отсутствуют ссылки на источники и литературу;

– оформление курсовой не соответствует установленным требованиям.

При выставлении итоговой оценки учитывается качество, как самой курсовой работы, так и ее защиты. Итоговую оценку в зачетную книжку студента и ведомость проставляет научный руководитель.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.

Квалификационная работа – работа, подтверждающая соответствующий уровень квалификации и компетенций, определяемый стандартами образования и требованиями других нормативных документов.

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) бакалавра, является самостоятельным исследованием на заданную тему или выполняется в составе коллектива научной лаборатории, кафедры. Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов.

ВКР бакалавра демонстрирует подготовленность студента к самостоятельной практической работе в соответствии с полученной квалификацией. На ее основе итоговая государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присуждении квалификации в соответствии с уровнем образования «бакалавр».

Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра социологии отражает итог теоретического обучения студента и подтверждает его способность к проведению самостоятельного исследования.

При подготовке и защите выпускной квалификационной работы студент должен продемонстрировать:

- знание методологических оснований социологического исследования, основных методов сбора и анализа социологической информации;

 - умение применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения;

- способности к обобщению и анализу научной и статистической информации,

- готовность использовать основные положения и методы социально-гуманитарных наук при решении профессиональных задач,

- логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь,

- способности самостоятельно формулировать задачи исследования в области социологии, решать их с помощью современных исследовательских методов;

- умение четко формулировать социальную и научную проблемы, выбирать адекватные методы их изучения, умение собирать, обрабатывать и анализировать эмпирические данные,

- готовить аналитические отчеты и предлагать практические рекомендации для решения проблемы;

- умение вести публичную дискуссию и защищать предложения и рекомендации.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Процесс подготовки выпускной квалификационной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы, согласование ее с руководителем, утверждение темы и научного руководителя на заседании кафедры и Совете факультета;

· разработка плана работы и направлений исследования (обсудить с научным руководителем на консультации);

· составление предварительного списка литературы по теме;

· определение стратегии исследования, разработка программы, инструментария;

· сбор исходных данных и их обработка;

· написание черновика работы;

· предоставление на проверку черновика (первого варианта) работы научному руководителю. Он должен максимально полно отвечать требованиям оформления ВКР. Предоставлять работу руководителю необходимо при личной встрече, поскольку это позволит совместно уточнить возникающие вопросы по оформлению и содержанию работы;

· проверка первой редакции (первого варианта) работы научным руководителем и доработка студентом с учетом замечаний;

· прохождение предзащиты на кафедре, обсуждение с руководителем замечаний и при необходимости внесение изменений;

· оформление ВКР, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и сдача работы руководителю на проверку;

· устранение замечаний и подготовка окончательного варианта работы, прохождение проверки системой «Антиплагиат», получение справки о наличии процента оригинального текста;

· распечатка и брошюровка готовой работы в 2-х экз.; 1 экз. сдается на кафедру не позднее, чем за 10 дней до защиты, другой – передается рецензенту, не позднее, чем за 10 дней до защиты.

· получение рецензии на ВКР, не позднее, чем за 5 дней до защиты;

· защита выпускной квалификационной работы.

 



Выбор и утверждение темы

Тематика ВКР определяется кафедрой социологических наук, студенту предоставляется право выбора темы, или он может предложить свою тему с обоснованием ее целесообразности. Тему рекомендуется выбирать в соответствии с интересом студента к каким-либо социальным и/или социологическим проблемам. Тема выпускной работы должна соответствовать направлению и направленности (профилю) подготовки, быть актуальной в научном и практическом отношении. Наиболее оптимальным является вариант, когда студент уже знаком с выбранной темой, т. к. в той или иной мере изучал ее в рамках предыдущих курсовых исследований.

Тематика работы может быть чисто теоретической, историко-социологической.

Студент должен не позднее 1 октября подать заявление на кафедру с указанием темы ВКР и научного руководителя. Однако предварительное обсуждение темы с научным руководителем проходит в мае предыдущего учебного года, т. к. сентябрь на 4 курсе начинается с производственной практики и студент уже может собирать необходимый материал.

Закрепление темы и назначение руководителя осуществляется кафедрой социологических наук и утверждается Советом факультета политических наук и социологии не позднее, чем 15 октября текущего учебного года. Тема выпускной работы и руководитель могут быть изменены по заявлению студента с обоснованием причин и с согласия зав. кафедрой и декана, но не позднее начала сроков, определенных в учебном плане для подготовки ВКР.

 

3. ТЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ ВЫПУСКОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

В состав выпускной квалификационной работы входят: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Общий объем  50-60 страниц с литературой, но без приложения. Список литературы должен включать не менее 40-50 наименований (в зависимости от темы исследования).

Введение должно включать обоснование актуальности научного исследования (обоснование темы), обзор литературы по теме (анализ взглядов наиболее видных учёных на данную проблему), описание проблемной ситуации, проблемы исследования, цель дипломной работы, перечень задач для реализации поставленной цели, объект и предмет исследования, гипотезу(ы), обоснование и характеристика конкретных социологических методов проведения исследования, выборки. Объем введения не более 10% от объема работы.

Основная часть может содержать 2-3 главы. Главы делятся на параграфы (но не обязательно). Параграфы на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, чёткими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Необходимо соблюдать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. В конце каждой главы и параграфа необходим логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф, главу подведением итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы.

    Все главы основной части должны быть соразмерны друг с другом по структурному делению и по объёму.

    Целесообразно делить работу на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. Делается анализ современного состояния исследуемого вопроса,  проводится критический разбор различныхмнений и дается собственная оценка по дискуссионным вопросам. Здесь же следует обобщить имеющуюся практику решения данного вопроса, в том числе её законодательное оформление, а также сформулировать возможные пути эффективного разрешения поставленных задач.

В практической части сообщается информация об эмпирическом исследовании, которое проводилось лично или в котором студент принимал участие (место и время проведения исследования, метод сбора информации, методика, тип и объем выборки), рассматриваются результаты конкретного исследования. Рекомендации по совершенствованию деятельности объекта исследования в данном разделе дипломной работы должны опираться на теоретические выводы и анализ практической деятельности исследуемого объекта. Практические предложения могут быть подкреплены расчетами эффективности рекомендуемых мероприятий.

В заключениинеобходимо обобщить все выводы и практические рекомендации, которые были даны в работе, а также определить направления для дальнейшего исследования (не должно быть повтора один-в-один выводов по параграфам и главам). В заключении работы может быть особо отмечено, что лично сделано автором в решении поставленной цели и задач. Объем заключения 3-5 стр.

В список литературы должны быть внесены лишь те источники, которые были использованы при выполнении ВКР. Литературные источники располагаются в списке в следующей очередности: официальные документы (законы, указы Президента, постановления правительства и т. п.) в хронологическом порядке; книги и статьи авторов в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг; иностранная литература. Список литературы оформляется согласно ГОСТ 7.1. – 2003 (см. приложение 3).

Заимствованные из литературных источников сведения, цифры и факты должны иметь постраничные ссылки на каждый источник. Все литературные источники имеют сквозную нумерацию, располагаются в алфавитном порядке и должны оформляться по ГОСТу Р 7.05-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (см. п. 5.3. «Методические рекомендации по подготовке курсовой работы»).

    В приложение включается используемый инструментарий, объемные таблицы, графики и др. дополнительные материалы. Каждое приложение начинается с нового листа.

    Требования к пробному исследованию.При использовании метода анкетного опроса, должно быть опрошено 50-100 чел. Экспертный опрос должен включать 10-20 чел. (в зависимости от темы). При использовании метода вторичного анализа, должно быть проанализировано примерно 10-20 источников. Фокус-групповое исследование должно включать не менее 2-х групп. Данные опросов до 100 чел. представлять в абсолютных цифрах (в чел.), а не в процентах.

В случае, если дипломная работа носит преимущественно теоретический характер и посвящена решению конкретной научной задачи, то ее основным содержанием должно явиться развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Теоретические темы носят, прежде всего, характер поисковых социологических работ. Узкая тема должна прорабатываться более глубоко и детально, с привлечением большого количества источников и литературы, проведением сопоставительного анализа и обобщения накопленных фактов.

В случае выбора студентом историко-социологической проблематики в качестве основной темы, проведение самостоятельного эмпирического исследования не является обязательным, принципиальным критерием оценки качества такого исследования становится глубокий и всесторонний анализ первоисточников.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми для научных работ требованиями. Грамотное оформление работы – один из признаков профессионального мастерства и деловой культуры.

Текст ВКР печатается на стандартных листах (А4), в редакторах типа Word шрифтом 14 (Times New Roman) с левым полем 30 мм, правым 10 мм, верхние и нижние поля по 20 мм через 1,5 межстрочных интервала.

Работа должна быть обязательно переплетена (сброшюрована).

Нумерация страниц должна быть сквозной, выставленной по центру в нижней части страницы. На титульном листе (стр.1) номер страницы не печатается, но он включается в общую нумерацию страниц работы. Нумерация начинается с цифры 2.

Работа должна содержать титульный лист установленного образца (см. приложение 4), оглавление, следующее за титульным листом и включающее название всех частей курсовой работы (введение, главы и параграфы основной части работы, заключение, список использованной литературы, приложения) с указанием страниц, с которых начинается каждый раздел или подраздел работы (см. приложение 2).

Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т. д.). Параграфы переносить на новую страницу не нужно. Наименования глав и параграфов должны точно соответствовать наименованиям, приведенным в оглавлении. Переносы слов в заголовках не допускаются, точки в конце не ставятся. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами и выделяются жирным шрифтом.

Оформление ссылок, списка литературы, таблиц, графиков, перечней см. пп. 5.1.-5.3. «Методические рекомендации по подготовке курсовой работы».

Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 3») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

 

5. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

        

    Непосредственное руководство ВКР студента осуществляет научный руководитель. В обязанности научного руководителя входит:

- практическая помощь студенту в выборе темы и разработке плана выполнения ВКР;

- оказание помощи в выборе методики проведения исследования, составлении программы, инструментария;

- консультации по подбору литературы и фактического материала;

- контроль за выполнением выпускной квалификационной работы;

- проведение предзащиты ВКР с целью выявления готовности студента к защите;

- консультации студента по содержанию и оформлению работы;

- вычитка и коррекция по мере готовности, как отдельные главы работы, так и в целом работу;

- информирование кафедры о ходе подготовки выпускных квалификационных работ, закрепленных за руководителем;

- согласие/несогласие на представление работы к защите.

Контроль работы студента, проводимый научным руководителем, дополняется контролем со стороны кафедры социологических наук. Кафедра устанавливает порядок и сроки предзащиты, создает комиссию из числа преподавателей с участием научных руководителей. Предварительная защита проводится не позднее, чем за восемь недель до итоговой государственной аттестации, чтобы студент мог учесть высказанные замечания в итоговом варианте работы.На окончательном варианте ВКР заведующий кафедрой проставляет допуск к защите.

Каждая выпускная работа подвергается проверке системой «Антиплагиат». Для этого работы присылаются в электронном варианте в деканат факультета политических наук и социологии не позднее, чем на 2 недели до защиты. По итогам проверки выдается соответствующая справка. Научный руководитель имеет право допустить к защите ВКР студента, если объем оригинального текста составляет не менее 70%. Если оригинального текста менее указанной цифры, то ВКР возвращается студенту на доработку и после этого подвергается повторной проверке.

Все выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензент назначается из числа специалистов соответствующей квалификации (или данной отрасли знания). Работа в распечатанном и сброшюрованном виде (или по согласию рецензента в электронном виде) должна быть предоставлена рецензенту не позднее, чем за 10 дней до защиты.

После просмотра ВКР рецензент составляет рецензию, в которой оценивает:

· актуальность и значимость темы;

· организацию материла, логическую последовательность его изложения;

· полноту охвата литературных источников, умение использовать эмпирический материал других исследований;

· самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении материала, проведение прикладного исследования;

· обоснованность выводов и рекомендаций; возможность практического использования;

· язык и стиль работы;

· оформление работы.

· достоинства работы;

· выявленные недостатки и замечания;

· соответствие Федеральному Государственному образовательному стандарту, рекомендации по защите и оценке выпускной квалификационной работы.

Стиль рецензии должен соответствовать нормам, принятым для научных отзывов, т. е. по отношению к автору работы построение фраз идёт в третьем лице прошедшего времени (студент «Х» поставил…, раскрыл…, допустил…); к самой работе – в настоящем времени (работа содержит…, раскрывает… и т. п.). Рецензию не следует завершать балльной оценкой, а общей оценкой работы (например, «работа заслуживает положительной оценки»).

Подпись внешнего рецензента заверяется в отделе кадров по месту его основной работы или печатью организации. Подпись внутреннего рецензента заверяется печатью соответствующего деканата. Преподаватели кафедры, на которой выполнялась работа, не могут быть рецензентами.

После рецензирования дипломная работа не может быть исправлена или дополнена.

 

6. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Цель защиты ВКР – установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), к квалификационной характеристике и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки «социология».

Выпускная квалификационная работа допускается к защите при условии успешного прохождения предзащиты, ее законченного оформления, проставленного на титульном листе допуска заведующего кафедрой, наличия справки о проверке работы системой антиплагиат, положительной рецензии.

Защита ВКР организуется в сроки, установленные приказом ректора, и проходит на открытом заседании ГАК, с участием не менее 2/3 членов от полного списочного состава комиссии, утвержденного руководством вуза, при обязательном присутствии Председателя. Процедура защиты проходит по следующему порядку:

1. Доклад автора работы об основных положениях ВКР не более 10 минут. В докладе должны быть сформулированы цель и задачи дипломной работы, охарактеризован объект исследования, изложены основные выводы и рекомендации и их обоснование. Рекомендуется в процессе защиты ВКР использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.

2. Ответы докладчика на вопросы членов ГАК, относящиеся к теме дипломной работы.

3. Выступление официального рецензента, при его отсутствии оглашается рецензия.

4. Ответы докладчика на замечания, комментариии предложения рецензента.

5. При необходимости выступает руководитель.

6. Докладчику предоставляется слово для краткого заключения (не более 5 минут).

Продолжительность защиты одной дипломной работы не должно превышать 30 минут.

Некоторые рекомендации по защите:

- говорить кратко и по существу (лучше 7 мин. чем 10);

- использовать профессиональную терминологию, не увлекаться «публицистически» слогом;

- быть готовым в ответ на вопросы членов комиссии дать определение любого термина, использующегося в ВКР;

- не допускать недоказуемых утверждений (любое утверждение должны быть готовы подтвердить фактами, данными исследования и др.);

- корректно интерпретировать данные эмпирического исследования (при его наличии). В частности, осознавать границы выводов и обобщений – например, не пытаться говорить о «российском обществе» или «жителей региона» на основании опроса своих сокурсников.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссиии оцениваются путем открытого голосования простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При оценивании ВКР учитываются мнения рецензента и научного руководителя. При оценке ВКР могут быть приняты во внимание публикации, сертификаты участия в конференциях, справки о внедрении результатов исследования по теме выпускной квалификационной работы. При равном числе голосов мнение председателя комиссии является решающим.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», или «неудовлетворительно». Итоги защиты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ИАК и зачетных книжек. Выставленные оценки комментируются (обосновываются) Председателем ГАК в присутствии всех аттестуемых студентов. Кроме оценки за работу, ИАК может принять следующее решение: отметить в протоколе работу как выделяющуюся из других; рекомендовать работу к опубликованию и/или к внедрению; рекомендовать автора работы к поступлению в магистратуру.

В случае несогласия с оценкой, студент об этом может заявить в письменной форме (заявление) в комиссию на имя председателя. Заявление рассматривается на том же заседании и объявляется окончательный результат.

 

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Общими критериями оценки ВКР являются:

ü обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

ü уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

ü четкость структуры работы и логичность изложения материала;

ü комплексность использования методов исследования, их адекватность задачам исследования;

ü эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

ü владение научным стилем изложения;

ü обоснованность и ценность полученных результатов исследования и рекомендаций, возможность их применения в практической деятельности;

ü соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

ü качество устного доклада и презентации, свободное владение материалом ВКР;

ü глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

 

По результатам защиты ВКР государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику квалификации по направлению подготовки «бакалавр социологии» и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца. Решение оформляется протоколом.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета приказом и вместо диплома получает академическую справка о том, что он прослушал университетский курс в соответствии с учебным планом. Лица, отчисленные как не прошедшие государственную аттестацию, могут восстановиться в число студентов, в установленном в университете порядке, для прохождения итоговой аттестации повторно, но не ранее, чем через 3месяца после отчисления и не более, чем через 5 лет после прохождения итоговой аттестации впервые. Повторная защита выпускной квалификационной работы допускается при обязательном представлении новой работы. Более подробно см. КемГУ-СМК-ППД-6.2.3.-2.1.-08 «Порядок проведения итоговой государственной аттестации выпускников Кемеровского государственного университета».


 Приложение 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...