Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы пенитенциарной социальной работы




Реферат по дисциплине:Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях.

                                                                                                   Выполнила: студентка 5 курса

                 (заочной формы обучения,

                 профиль Психология

                  и социальная педагогика,

                  5 лет обучения)

 

                                                                                                      Милешина Е.А.    

                                                                                                       

                                                                                                      Проверил: к.п.н., ст.преп.

                                                                          Максимов А.С    

                                                                               Оценка ________________

 

«__» _____________ 20___г.

_______________________

(подпись)

 

Омск, 2018

                                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Методы пенитенциарной социальной работы………………………………….4

1.1 Социальная диагностика применительно к уголовно-исправительной системе (УИС)………………………………………………………………………4

1.2Социальная терапия……………………………………………........................8

1.3 Социальная коррекция………………………………………………………..11

1.4.Социальное страхование……………………………………………………...11

2.Посредническая деятельность специалиста по социальной работе………....13

Заключение………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………..17


                                             Введение

В настоящее время в нашей стране существует довольно сложная криминогенная ситуация, поэтому одной из наиболее актуальных проблем является проблема преступности. Ее прогноз в мире, его отдельных странах и регионах на ближайшие годы неблагоприятен.

Современный социум, находится в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, на лицо явный кризис системы ценностей. В связи с этим резко увеличилось количество уголовно- наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

Социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль, в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще потому, что зачастую человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент. Осужденный же в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью.

 

                 1.Методы пенитенциарной социальной работы

1.1Социальная диагностика применительно к уголовно-исправительной системе

     Колляция методов социальной работы, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.

На данный момент существуют различные классификации методов социальной работы. Анализ научных источников и опыта работы пенитенциарных структур помогает нам выделить и рассмотреть дальнейшие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений РФ: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

    Социальная диагностика применительно к Уголовно-Исправительной Системе – это анализ положения социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, пенитенциарного учреждения в целом) и действий, протекающих в их привычной среде с целью раскрытия проблем функционирования. Сущность диагностики социальной деятельности в пенитенциарной системе – приобретение полноценной информации об изучаемой личности или социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии.

Социальная диагностика содержит в себе общность многообразных приемов и подразумевает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать индивидуальные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, вероятности близкого социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) принимать участие в исправлении клиента, самоорганизации во всевозможных областях жизнедеятельности (производственной, учебной, социальной, досуговой и т.п.). Следовательно, социальная диагностика исследует функционирование клиента (осужденного) в повседневной жизни Исправительных Учреждений и выявляет перемены в ней во время всего срока отбывания наказания.

Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации клиента (осужденного), которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики возникают объективные и субъективные факторы появления трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью автономности в реализации своих потребностей.

К объективным факторам относятся: неблагополучные социальные и экономические факторы проживания до осуждения; гибель близких родственников либо полное отсутствие их; низкий уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.

Субъективные факторы: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с поддержкой личностных источников; иждивенческая позиция; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; постоянные конфликты с близкими и родственниками; нежелание встать на путь исправления.

В ходе особой  диагностики сопоставляется соотношение объективных и субъективных факторов. Если второе имеет перевес, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет крайне долгим и трудным.

Исходя из факторов, возможно проецировать варианты поведения клиентов. В научных источниках и практике социальной работы выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный метод являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию либо владеющие навыком разрешения схожих проблем. Данный метод решения проблемы предполагает метаморфозу своего отношения к возникшей обстановке – самому факту осуждения (снятие состояния неразрешимости, беды; образование положительного отношения к жизни, перспективам).

Неконструктивные стратегии поведения – различные методы защиты – трактовка своей сложной обстановки виной других людей, обстоятельств, невезения и пр.; импульсивное поведение, нервные срывы; нежелание идти на контакт с работниками пенитенциарных структур и специалистами социальной службы. Как показывает практика, неконструктивный вариант поведения осужденных крайне распространен в российских исправительных учреждениях.

Задача социального работника – помочь клиенту в выработке конструктивного решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и организаций.

Нужно рассматривать, что, проводя социальную диагностику, специалист социальной службы ИУ является не экспертом, который «всегда прав», а партнером, постигающим совместно с клиентом причины трудной жизненной ситуации. Информация, полученная в ходе социальной диагностики служит изменению первоначального состояния клиента, помогает процессу его социальной помощи.

В практике пенитенциарной работы применяется несколько форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На первичном этапе диагностики исследуется личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим клиентом.

Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить полноценную информацию, при необходимости – скорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Нужным условием для успешной реализации рассматриваемой формы диагностики является присутствие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного правонарушения, вызывать их доверие и достигать искренности в результатах.

Специальной формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить существенную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, определённой обстановки и пр. Результаты слежений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.

Корреляция как форма социальной диагностики находит взаимосвязь, взаимовлияние проявлений, факторов, личностных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

 

                           

                    1.2 Социальная терапия

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания дозволено определить как систему целеустремлённого воздействия государственных, социальных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их общественного и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению правонарушения.

Социальная терапия в УИС выполняет следующие основные функции:

а) лечебную (помощь в оказании первой медицинской помощи осуждённому вместе с сотрудниками здравоохранительных учреждений);

б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного становления, позитивно влияющего на социальное здоровье клиента);

в) отстаивания интересов, т.е. разъяснение социальных нужд и потребностей лиц, отбывающих уголовные наказания обществу, представителям различных организаций и учреждений. Таким образом, социальная терапия в УИС может рассматриваться как метод лечения; как метод влияния, связанный с обучением (общим и профессиональным) осужденных; как инструмент социального контроля государственных и общественных структур за деятельностью органов и учреждений УИС; как средство коммуникации между пенитенциарными учреждениями и «внешним миром».

Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение разного рода дисфункций, которые появляются в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия используется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их чувствительных нарушений либо социального неблагополучия, в составе групп под присмотром специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным способом, высказывание различных суждений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество).

Используется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение автобиографий, анонимное обсуждение истории болезни и прочее.

Остановимся коротко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.

Трудовая терапия – допускает организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от социума, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.

Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; применение приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; исследование полученных данных в повседневной жизни и деятельности. Проводится под начальством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и руководители отрядов и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент показывает себя в различных ролях, изображая свое поведение в различного рода стрессовых обстановках общественного плана, либо играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает вероятность осужденному влиять на свои переживания, одолеть тревожность, увереннее справляться с собой в разных ситуациях. Широко применяется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно полезен на этапе подготовки к освобождению.

Исповедь – вид социальной терапии, созданный с целью улучшения психического состояния, сложностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Данный вид, применяемый практически во всех мировых религиях, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе.

 

                             

                   1.3Социальная коррекция

Социальная коррекция – действие работника социальной службы ИУ по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального характера у осужденных, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и эталонам. Выделяется несколько приемов социальной коррекции в социальной работе с осужденными.

а) Восстановление. Данный прием полагает воссоздание тех качеств клиента, которые господствовали до возникновения отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным, дозволено перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.

б) Компенсирование. Сущность рассматриваемого приема заключается в усилении тех качеств либо той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное в связи с отбыванием срока наказания. Например, в результате осуждения клиент не сумеет возвратиться на бывшее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую специальность, востребованную на свободе.

в) Стимулирование – направлено на актививизацию позитивных качеств личности, деятельности клиента, становление у него общепризнаных ценностных ориентаций, установок, создание положительного эмоционального фона. Уголовно-исполнительное законодательство представляет широкий спектр стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение и пр.

 

                     1.4 Социальное страхование

    В системе методов пенитенциарной социальной работы значимое место занимает социальное страхование. Необходимость страхования социальных рисков обусловлена непременным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду формирует, помимо прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.

Нужно подметить, что государственными пособиями по обязательному страхованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации обеспечивается только осужденные к лишению свободы, занятые на производстве ИУ. Упомянутым документом установлено, что для осужденных установлены следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности (исключение составляют несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания); осужденным женщинам – по беременности и родам; единовременное пособие осужденным женщинам, вставшим на учет контроль в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (помимо случаев когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности. Размер рассматриваемого пособия составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного, при этом за полный календарный месяц не может превышать сумму, равную 85-кратному МРОТ.

Следует отметить, что названным Постановлением значительно усилена социальная защита осужденных женщин, беременных и имеющих детей. Пособие и отпуск по беременности и родам осужденным женщинам назначается в тех же размерах и сроках, установленных для этой категории граждан. Установлено, что пособие по беременности и родам не выдается только за время принудительного лечения по определению суда. Единовременное пособие при рождении ребенка у осужденной женщины начисляется в том же порядке, что и для женщин на свободе.

Таким образом, дозволено констатировать, что обязательное государственное страхование, хотя касается не всех категорий осужденных, в нашем государстве существует. Видимо, назрела надобность обязательного государственного страхования и осужденных, которых в силу объективных обстоятельств немыслимо трудоустроить на производство ИУ, которые заняты в общественно-полезном труде.

Подводя итог изложенного, можно сделать вывод о том, что методы социальной работы с осужденными, основываясь на общих социальных методах, имеют свою специфику, находятся в стадии наработки и становления, что предполагает творчеству и инициативу сотрудников социальных служб ИУ в их фактической реализации.

 

  2.Посредническая деятельность специалиста по социальной работе

   Рассматривая специфику социальной работы в УИС, рационально можно увидеть еще один вид социальной терапии – посредничество.

Сотрудники социальной службы исправительных учреждений в ходе своей профессиональной деятельности устанавливают и раскрывают функциональные связи с разными учреждениями и организациями, которые содействуют оказанию поддержки и помощи лицам, отбывающим уголовные наказания. Посредническая деятельность осуществляется в тех случаях, когда субъект социальной работы не может устранить проблему клиента самостоятельно или в своем исправительном учреждении. В этом случае специалист по социальной работе оказывает помощь клиенту в получении им услуг в учреждениях или организациях, которые могут разрешить проблему.

Таким образом, сотрудник социальной службы ИУ при осуществлении посреднической деятельности исполняет функции «челнока», осуществляя связь осужденного с внешним мирвостребованнойом. Исключительно является эта деятельность для социальных служб учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также находящихся в существенном удалении от экономических и культурных центров. Основные направления посреднической деятельности социальных служб в ИУ:

- оказание помощи осужденным «узкими» специалистами (докторами, адвокатами, психотерапевтами и др.);

- восстановление документов (паспортов, трудовых книжек, свидетельств и т.п.);

- поправление и становление социально пригодных связей (с семьей, родственниками, производственным коллективом);

- приобретение образования и специальности (в том числе и методом дистанционного обучения).

Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе можно выделить три этапа:

I. Определение проблемы клиента, оценка вероятности ее решения непосредственно в ИУ;

II. Выбор учреждения (организации, специалиста), способного наиболее результативно разрешить проблему;

III. Оказание помощи клиенту в установлении контакта, а также (по возможности) организация встречи осужденного с представителем организации (учреждения).

 

                                        Заключение

  Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива, подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды. Разрешить эти проблемы в пенитенциарных учреждениях стремятся социальные работники.

Социальная работа в пенитенциарном учреждении – это профессиональная комплексная деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, результатом которой является создание условий для социально положительного функционирования и совершенствования человека, преступившего порог закона.

В первой главе мы выяснили, что представляет собой пенитенциарная система РФ, а именно виды исправительных учреждений, в которых отбывают наказание различные категории осужденных. Также, нами были рассмотрены основные базовые и специфические принципы, на которых строится социальная работа в пенитенциарных учреждениях.

Во второй главе мы рассмотрели основные нормативные акты, в которые законодательно закреплена система социальной работы в исправительных учреждениях. Также в этой главе мы рассмотрели основные формы и методы воспитательной работы, которыми руководствуется социальный работник в исправительных учреждениях.

Третья глава посвящена рассмотрению феномена подростковой преступности. Мы выяснили, что выделяют множество методов по пресечению и профилактики подростковой преступности. К ним относят такие методы как лекции, беседы, образовательные семинары. Так же эффективность имеет трудотерапия и занятие в различных кружках и секции.

Процесс социальной реабилитации подростков, которые попали в учреждения пенитенциарной системы, достаточно сложен, но сегодня существуют множество методик, которые направлены на помощь этой категории правонарушителей.

На сегодняшний день нестабильная ситуация во всех сферах жизни общество негативно сказывается на население страны. Особенно тяжело кризис и постоянные изменения негативно сказываются на психике и эмоциональном состоянии детей и подростков. Именно эти факторы подталкивают подростков на совершение правонарушения.

 


 

                                 Список литературы

1 Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы. Минск, 1998. 108 с.

2 Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы, Москва, 2006. 51 с.

3 Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. Домодедово, 1995. 177с.

4 Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе министерства юстиции России: история и современность. М., Норма, 1998. 172 с.

5 Мокрецов А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие, 2006. 75 с.

6 Смирнов А.М. Перспективы развития социальной работы с осужденными на длительный срок лишения свободы. 2002. 7 с.

7 Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990. 236 с.

8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской федерации. М.: Проспект, КноРус, 2010. 176 с.

9 Положение о Федеральной службе исполнения наказаний РФ от 13 октября 2004. №1314 // Вестник пенсионного фонда. 2010. №1.

10 Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исправительной системы МЮ РФ: приказ ГУИН МЮ РФ от 20 марта 2000 года №41 // Вестник пенсионного фонда. 2010. №1.

11 Холостова Е.И. Технологии социальной работы. М., 2001. 390 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...