Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Проблема использования форм и методов воспитательной работы с осужденными в своей основе является не юридической, правовой, а психолого-педагогической и зависит всецело от конкретной педагогической ситуации, состояния объекта воспитания (психолого-нравственной запущенности конкретного осужденного) и, наконец, от мастерства самих воспитателей и всего коллектива воспитателей. УИК РФ не дает исчерпывающего перечня применяемых на практике основных форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а говорит лишь о воспитательной работе. Следует иметь в виду, что воспитательное воздействие на осужденных оказывается всем порядком и условиями отбывания наказания, в том числе и режимом, его основными требованиями и элементами. В данном случае речь идет об осуществлении воспитательной работы с осужденными как одном из направлений воспитательного воздействия на них. Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению. Если в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве речь шла о политико-воспитательной работе с осужденными, основными формами проведения которой являлись трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская работа, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа и индивидуальная работа, то теперь такого разделения нет. Называются лишь виды, направления воспитания: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению. Раскроем более подробно все эти направления. Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается под призмой формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их конечных результатов на личность. В обществе наряду с правовыми действуют и нравственные нормы, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных предписаниях и т. д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту, в труде, в различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений и понятий личности (например, о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др.), ее нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний. Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждения необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. Совокупность отмеченных свойств и качеств личности составляет в целом правовую культуру человека. В этой работе внимание следует прежде всего обращать не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на бытующее ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом. Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться. Формирование указанных качеств у осужденных является особенно важным в нынешних условиях, когда бытует мнение о возможности быстрого и легкого обогащения (к сожалению, повседневная жизнь довольно часто дает такие примеры) без особых трудов, усилий и подготовки. Несмотря на то, что благородный облик человека- труженика сейчас стал как бы не нужен обществу (по крайней мере средства массовой информации его напрочь игнорируют), это явление временное: труд будет мерилом ценности человека в обществе, определяя его общественный статус, не говоря уже о функции его жизнеобеспечения. Поэтому заниматься организацией трудового воспитания осужденных в исправительных учреждениях необходимо каждодневно, готовя их тем самым и к успешной социальной адаптации после освобождения. Достаточно много внимания в практике исправительных учреждений уделяется эстетическому воспитанию осужденных, так как в основной своей массе это малокультурные люди, имеющие зачастую неправильные представления о прекрасном, извращенные вкусы, чувства, взгляды и идеалы. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре со своим жаргоном и фольклором, «воровской романтикой и блатными традициями», лагерными песнями и тому подобными атрибутами. Поэтому перед персоналом исправительных учреждений в процессе осуществления воспитательного воздействия стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности. Конкретное содержание и формы эстетического воспитания осужденных выражаются в таких действиях, как раскрытие понятия и содержания прекрасного и механизма его чувственного восприятия личностью; показ основных направлений эстетического выражения личностных отношений в труде, быту, различных отношениях, в поведении, искусстве; раскрытие содержания эстетических потребностей, культурных запросов, возвышенных эстетических идеалов и на этой основе показ порочности «воровской» субкультуры; ознакомление с основными направлениями и содержанием классической и современной (в том числе и популярной) музыки, живописи, литературы, театра, эстрады, самодеятельного искусства и художественного ремесла; раскрытие содержания и показ основных направлений выработки правил хорошего тона, вкуса, чувства меры, такта. В итоге в результате такой обширной и кропотливой деятельности должны быть сформированы потребность осужденных в красивом образе жизни ( в общественно значимом его понимании) и нетерпимость, отрицание антиобщественного и преступного. В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных — там создаются необходимые спортивные базы (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий, с точки зрения обеспечения безопасности нецелесообразно проводить занятия по борьбе всех видов, боксу, метанию диска, молота и копья, прыжкам с шестом и некоторым другим видам спорта. Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и тому подобных неблагоприятных факторов). Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия. В свое время (конец 60-х — первая половина 70-х годов) в теории исправительной (пенитенциарной) педагогики и в практике исправительных учреждений отчаянно противоборствовали два подхода, претендующие на свой приоритет.— коллективные и индивидуальные формы воздействия на осужденных. Практика добивалась успехов на какие-то определенные отрезки времени с помощью и того и другого метода воздействия: Коллегия МВД СССР по крайней мере одобряла результаты внедрения в практику того и другого опыта. Так, в начале 70-х годов был одобрен опыт учреждений Вологодской области по внедрению педагогической системы А. С. Макаренко, основанной на коллективных методах воздействия на осужденных; через несколько лет был одобрен белорусский опыт работы со злостными нарушителями режима, основанный на сугубо индивидуальных методах воздействия. Правильной оказалась усредненная позиция, развитая нами в эти же годы, согласно которой все методы воздействия на личность (массовые, групповые и индивидуальные) в воспитательной работе с осужденными являются равноценными, они должны применяться в системе. В зависимости от педагогической ситуации на первый план может выходить любой из них, особенно применительно к отдельной личности; практика такой подход полностью поддержала, теперь эти споры остались лишь в памяти и научных трудах. Здесь уместно подчеркнуть, что в воспитательной работе с осужденными не следует отдавать приоритет в качестве долговременной линии деятельности ни одному средству воздействия. В определенные этапы педагогического воздействия то или иное средство либо метод могут выдвигаться на первое место, но все они обязательно должны применяться в единой системе педагогических воздействий. Существенную помощь в этом направлении оказывают организованные в системе УИС психологические службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, экологическое, физическое воспитание. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, условий содержания, срока наказания. Воспитательная работа с осужденными проводится в индивидуальных (объект воздействия - осужденный), групповых (отряд) и массовых (колония) формах на основе психолого-педагогических методов. Это могут быть беседы, лекции, спортивные и культурно-массовые мероприятия, встречи со знатными людьми и т. д. Основной формой организации коллектива осужденных является отряд. Именно в рамках отрядного звена проводится основное количество воспитательных мероприятий. Организация работы отряда колонии регулируется Положением об отряде исправительного учреждения (Приказ Минюста РФ № 69 от 25.03.2003 г.). Индивидуальная воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного и обстоятельств совершения им преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает: изучение индивидуальных особенностей личности осужденного; выбор соответствующих средств психолого-педагогического воздействия; планирование индивидуальной работы; распределение личных поручений с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности; личный контроль за выполнением поручений; индивидуальное шефство над осужденным сотрудником колонии и представителя общественности. Для организации воспитательной работы в исправительных учреждениях создается необходимая материально-техническая база: клубы, спортивные сооружения, оборудование для кружков по интересам и т. д. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотрены мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно, т. е. неучастие в них рассматривается как нарушение требований режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997, № 2, Ст. 198. 2.Распоряжение Правительства РФ «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 14.10.2010г. № 1772-р // СЗ РФ. 2010, № 43, Ст. 5544. 3.Приказ Минюста России «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» от 30.12.2005г. № 259 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006, № 10. 4.Бахтин А.А. О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исполнительному законодательству России. // Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия: Право. 2009. № 1. С. 68-72. 5.Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. 6.Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. М.: Юридическая литература, 2010. 7.Каковы основные направления и формы воспитательной работы с осужденными? URL: #"justify">.Кикоть В.Я, Столяренко A.M, и др. Юридическая педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 8.Социальная, воспитательная и психологическая работа с осужденными. Официальный сайт ГУФСИН России по Самарской области. URL: #"justify">.Филимонова. О.В. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2013. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |