Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прыжок в глубину (с невысоких предметов)




Равновесие

      Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

     Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, на­черченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке.

    Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшен­ной площади опоры (между двумя параллельными шнура­ми или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнени­ям: ходьбе по бревну или доске, один край которой при­поднят на высоту 15—20 см.

    Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего до­школьного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время вы­полнения упражнений или подбадривал его. Вначале до­школьникам' предлагают сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

    Для детей старшего дошкольного возраста упражне­ния в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуть­ся кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

    Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти упражне­ния желательно проводить с мешочком массой 300 г на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.

    При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные поло­жения рук в некоторой степени усложняют упражнение, утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать игры для развития чувства равновесия в соответствии с возрастом ребенка ( на каждую возрастную группу)

 

 

Лазанье и ползание

  Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое использу­ется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, пал­ка). На детских площадках, в парках и скверах желатель­но также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упраж­нения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упраж­нениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). При ползании в упоре стоя ногами опираются на нос­ки, а руками — на кисти («как медвежонок»). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновремен­но выставляют вперёд, и тело перемещается вперед до пол­ного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке. Ползать можно на коле­нях и кистях, а также на коленях и локтях (рис. 7).

   Перемещение рук и ног во время ползания может быть одноименным и разноименным способом. При разноименном способе вначале выставляют левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном спосо­бе одновременно двигается правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. Дошкольников обучают ползать обоими способами.

   Упражнения в ползании желательно объединять с дви­жениями, способствующими выпрямлению туловища. На­пример, после ползания между ножек стула встать, под­нять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой (рис. 8).

    Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.

    Для детей этого возраста упражнения в лазаньи пред­ставляют значительную сложность, поэтому от них еще ра­но требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.

   Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и на­ступали на каждую из них одной ногой (рис. 9). При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, де­лает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу (рис. 10). При подлезании и пролезании вторым способом нужно повер­нуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и тулови­ще, а затем вторую ногу.

     Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и полза­нии. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем не­много поднимается и перемещает как можно дальше впе­ред правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую но­гу. Далее движение повторяется в той же последователь­ности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко (рис. 11).

К одному из наиболее интересных и полезных упражне­ний для детей 6—7 лет относится перелезание через пре­пятствие (бревно, скамейка). Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, за­тем — руки или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него ноги и, отталкиваясь ими, преодолевает препятствие (рис. 12).

Перед детьми этого возраста во время выполнения уп­ражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координа­ция движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать игры для развития навыков лазанья, ползания, перелезания, подлезания, пролезания в соответствии с возрастом ребенка ( на каждую возрастную группу)

 

Прыжки

  Упражнения в прыжках положительно влияют на орга­низм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конеч­ностей, совершенствуют координацию движений, развива­ют ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требова­ний в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

   Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализа­тора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возмож­ностей и возрастных особенностей.

Прыжок в длину с места

    Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значитель­ное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выно­сит руки вперед—в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и'устойчивое приземление (рис. 13).

     Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зай­чики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступ­ной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что явля­ется необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

      Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным от­талкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами реко­мендуется применять подводящие упражнения: махи пря­мыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновремен­ным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячи­ки:»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики»,и т. д.

    Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземля­ются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место при­земления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

  Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высо­кого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движе­ния.

    Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увели­чением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регу­лируя этим усилия детей во время отталкивания.

    Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыг­нуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акценти­руют на мягком и устойчивом приземлении.

Прыжок в глубину (с невысоких предметов)

  Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в харак­тере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двига­тельный аппарат при приземлении (рис. 14).

   Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц сто­пы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).

Детей 3—4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глуби­ну. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «до­рожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правиль­ного отталкивания впе­ред — вверх. В этом воз­расте дошкольники дол­жны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совер­шенствование его про­должается в следующих возрастных группах. У де­тей 5 лет прыжок в глуби­ну формируется и совершенствуется в такой последова­тельности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обу­словленное место — на «тропинку» или лист бумаги (кар­тона) размером 20x30 см, прыжок с высоты 20—25 см с правильным выполнением всех его элементов.

    С детьми 6—7 лет навыки прыжка в глубину совершен­ствуют в различных условиях. Высота его постепенно уве­личивается до 30—40 см. При выполнении данных прыж­ков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой — со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.

Прыжок в длину с разбега

    Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег рав­ноускоренный, последний шаг перед отталкиванием не­сколько короче; отталкиваются одной ногой с одновремен­ным махом рук вперед — вверх; в фазе полета ноги сгиба­ют в коленях и перед приземлением выносят вперед; при­земляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.

  Формирование навыка в этом движении осуществляет­ся в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчиво­го приземления. Когда ребенок освоит правильное оттал­кивание и приземление с ускоренного разбега (6—8 ша­гов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с пол­ного разбега — до 10 м.

   Основные ошибки у детей на начальном этапе разучи­вания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

   Первой ошибки можно избежать, если начальные по­пытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке наруша­ет координацию движения и не позволяет ребенку пра­вильно оттолкнуться).

    Неустойчивость приземления у некоторых детей вызва­на слабостью мышц опор но-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во вре­мя приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для призем­ления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

   Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движе­нию раньше), основной задачей для них является совер­шенствование качества прыжка и стабильности в правиль­ном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. Это расстояние следует считать опти­мальным, так как на данном отрезке дошкольники разви­вают скорость, близкую к максимальной, и увеличение раз­бега нежелательно.

Прыжок в высоту с разбега

   По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом согнув ноги. Некоторая раз­ница заключается лишь в характере отталкивания.

    Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (пере­шагивание, перекат, перекидной), так как при этом воз­никает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземля­ются на обе ноги.

В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны (рис. 16). Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку вы­сотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выпол­нением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.

     На начальном этапе обучения ставится задача — на­учить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи пре­пятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталки­вание обычно не вызывают у дошкольников особых труд­ностей, самое сложное для них — четкое и мягкое при­земление (на полусогнутые ноги).

      В отличие от прыжка в длину при выполнении дан­ного движения не следует требовать от ребенка макси­мальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют раз­бегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.

      Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно услож­няя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а вы­соту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на пра­вильное выполнение всех элементов движения. Это помо­гает детям быстрее овладеть техникой.

   Прыжки со скакалкой. Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5—7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туло­вища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.

   Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки вы­полняют в медленном темпе, затем темп вращения ска­калки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на пра­вой и левой. Все это способствует гармоничному раз­витию силы обеих ног.

Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1—2 мин). Длительность непрерыв­ных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать игры для развития навыка прыжков в соответствии с возрастом ребенка ( на каждую возрастную группу)

 

Метания

       Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

         Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представ­ляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее раз­мещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавли­вают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в за­данном направлении.

        Интересным упражнением для детей младшего до­школьного возраста является подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом мяч держат обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловят двумя руками, не при­жимая к туловищу.

      Дошкольники овладевают также ловлей мяча после отскока его от пола. Им нужно показать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью.

     Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с попаданием в предметы (кегли, кубики) с рас­стояния 1,5—2 м.

    Широко используют метание мячей, снежков на даль­ность и в цель (дерево, щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.

     При метании предмета правой рукой ребенок пово­рачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска массу туловища переносят на левую ногу Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок дол­жен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.

     Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Поэтому предлагают выполнять упражнения и правой, и левой рукой. Это обеспечит равно­мерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туло­вища ребенка и будет способствовать гармоническому развитию.

   В дальнейшем навыки в метаниях предметов на даль­ность и в цель совершенствуют в разнообразных подвиж­ных играх и при выполнении интересных для детей за­даний игрового характера.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать игры для развития навыка метания в соответствии с возрастом ребенка ( на каждую возрастную группу)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...