Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема. Практикум по разработке программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.6.2 Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

В начальной школе

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Начальное образование
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы: 4 года

 

Нижневартовск

2017 год



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.6.2 Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

Тема. Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе

1. Виды проектов.

2. Основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор работа над проектом, презентация).

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Практическое занятие №2

Тема. Категориально-понятийный аппарат учебного исследования

1. Исследование, учебное исследование, научное исследование.

2. Тема исследования. Проблема исследования.

3. Понятия цели исследования, объекта исследования и гипотезы исследования.

4. Методы исследования.

5. Сущность понятия «исследовательская культура обучающихся».

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Практическое занятие №3

Тема. Логика и структура учебного исследования; способы информационного обеспечения выбора темы проекта и/или исследования

1. Структура исследования:

1.1.  Выбор темы исследования. Правила выбора темы исследования.

1.2. Понятие о проблеме исследования. Упражнения в выявлении проблемы исследования.

1.3. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач исследования. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

1.4. Формулирование гипотезы исследования.

1.5. Определение методов исследования.

2. Способы познания окружающего мира:

2.1. Способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).

2.2. Основные источники информации. Сбор материала для исследования.

2.3. Правила сохранения информации. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

2.5. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

 

Практическое занятие №4 - №5 (4 часа)

Тема. Общая характеристика методов исследований

1. Методы исследования, общая характеристика.

2. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.

3. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

4. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска ин­формации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в груп­пе по анализу успешности поиска информации в каталоге.

5. Практическая деятельность учащихся: работа с карточным (желательно и электронным) каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Практическое занятие №6

Тема. Результаты исследования, способы их описания и интерпретация

1. Оценка выполненного исследования. Способы обработки информации. Оформление результатов исследования.

2. Презентация результатов исследования. Подготовка к защите. Способы составления доклада. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения.

3. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Научный стиль речи.

4. Понятие презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийной презентации в программе OpenOffice.orgImpress (MicrosoftPowerPoint). Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.

5. Организация практическая деятельность учащихся по созданию мультимедийной презентации по тексту защиты учебно-исследовательского проекта.

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Практическое занятие №7, №8, №9 (6 часов)

Тема. Практикум по разработке программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»

 

Выполнение практической работы "Разработка программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»"

Требования к уровню умений и навыков по окончанию реализации программы.

 Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки.

Основная литература

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Дополнительная литература

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Вопросы к ЭКЗАМЕНУ

1. Характеристика категориально-понятийного аппарата учебного исследования.

2. Сущность понятия "культура организации исследовательской деятельности обучающихся".

3. Логика и структура учебного исследования;

4. Способы информационного обеспечения выбора темы проекта или исследования.

5. Общая характеристика методов исследований.

6. Организация исследовательской работы обучающихся.

7. Организация опытно-экспериментальной обучающихся.

8. Результаты исследования, способы их описания.

9. Результаты исследования, способы их интерпретации.

10. Оформление результатов исследования.

11. Апробация работы.

12. Характеристика научного стиля речи.

13. Презентация результатов исследования.

14. Характеристика метода исследования (на выбор).

 

Требования к конспектам

 

I. Содержание конспекта

- конспект должен представлять собой ответ на вопросы, поставленные в плане практического занятия;

II. Оформление конспекта

- обязательно указывается номер практического занятия, тема, вопрос, на который готовится ответ, автор и название конспектируемой работы;

- при цитировании на полях указывается цитируемая страница, цитата берется в кавычки и выделяется другим цветом;

- цветом или шрифтом выделяются авторские термины и цитаты из текста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...