Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов в основной и старшей школе




Методические рекомендации

По проведению  в образовательных организациях Республики Крым единого урока по теме: «Россия и Крым – общая судьба»

Методические рекомендации предназначены для проведения единого урока учителями истории, русского языка и литературы, классными руководителями.

16 марта во всех образовательных организациях Республики Крым пройдет единый урок по теме: «Россия и Крым – общая судьба». Урок посвящен  воссоединению России и Крыма, а так же годовщине со дня проведения в Республике Крым всенародного референдума.

Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал проводимого урока объединяет общая цель:

· реформирование теоретических представлений о процессах самоидентификации подростков со своей страной и культурой, сохранение культурного наследия в поликультурном социуме;

· формирование целостного представления об исторической закономерности воссоединения России и Крыма.

 

Осмысление и обсуждение сложившейся в Крыму ситуации будет содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

Исторический опыт Крыма, представленный на уроке, должен содействовать воспитанию российской идентичности, гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.

 

Введение

16 марта 2014 г. в Республике Крым состоялся всенародный референдум. В бюллетень для голосования, составленный на русском, крымско-татарском и украинском языках, были включены два вопроса:

1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?

2. Вы за восстановление действия Конституции республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Референдум прошёл в полном соответствии с нормами и принципами избирательного права, в открытой, демократической обстановке. Люди шли на голосование, как на праздник. Факт этот был признан и международными наблюдателями, и представителями различных СМИ. По всему Крыму явка составила 83%, т.е. более полутора миллионов человек. Из них за воссоединение с Россией высказалось более 96%.

По результатам референдума Верховный Совет Республики Крым принял 17 марта Декларацию независимости, а затем обратился к Правительству Российской Федерации с просьбой включения в состав России.

18 марта 2014г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

20 марта Договор был ратифицирован Государственной Думой, 21 марта - Советом Федерации. Таким образом, договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории.

«Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России», - сказал президент В.В. Путин.

 

Рекомендуем на уроке дать историческую справку:

1. В глубь веков: Крым и крещение Руси. Крымское ханство и Московское государство. Жемчужина в короне Российской империи.

2. Крым в советскую эпоху. Крымская АССР. Великая Отечественная война и Крым.

3. На пути к воссоединению.  Хроника событий.

 

Среди форм уроков и внеклассных занятий, посвященных воссоединению России и Крыма, можно выделить следующие.

Урок-дискуссия – предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Одной из целей дискуссии является установление путей решения поставленной проблемы.

Примерные темы урока-дискуссии

«Крым … не стоил и одной войны, а из-за него воевали дважды» (В. О. Ключевский).

Возвращение Крыма в состав Российской Федерации: за и против.

Учебная конференция – вид дискуссии, где обсуждение предваряется коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Пример темы учебной конференции

Крым в русской литературе

«Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!» (Маяковский В. «Крым»)

«Назло неистовым тревогам ты, дикий и душистый край,
как роза, данная мне Богом, во храме памяти сверкай» (Набоков В. «Крым»)

Практическое занятие – форма организации обучения, предполагающая выполнение разнообразных работ с источниками информации, упражнения, направленные на расширение, углубление, закрепление и применение полученных знаний и умений.

Пример темы практического занятия

Живые голоса истории: современники и историки об обороне Севастополя в годы Крымской войны

Документы свидетельствуют: присоединение Крыма к Российской империи

Проблемный урок – урок, направленный на разрешение проблемной ситуации. Технология проблематизации представляет собой создание и разрешение в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя специально организованной проблемной ситуации на уроке.

Для организации обучения истории, например, особенно желательно, чтобы проблемная ситуация соответствовала двум критериям: 1) значимость для истории отдельной страны или мира в целом; 2) актуальность на протяжении длительного исторического отрезка времени демонстрация взаимосвязи исторических событий с современностью.

Примерная тема проблемного урока

Россия и Крым: общность исторических судеб.

Право наций на самоопределение: реальность XXI века

Урок в музее – это специфическая форма учебного процесса, которая, с одной стороны, сохраняет основные характеристики традиционных школьных урочных форм учебной работы, а с другой – отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся становятся музейные предметы – подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник нового знания. Таким образом, реализация задач школьного образования происходит не в стенах традиционного школьного класса, а в образовательной среде музея.

Примерная тема урока в музее

Крым – мозаика культур

Очарование Крыма Пушкинских милых времен. (Цветаева М. «Встреча с Пушкиным»)

Заочное путешествие (воображаемая экскурсия) – форма занятия, имитирующая ситуацию посещения экскурсионных объектов с целью их наблюдения и изучения.

Примерные темы заочных путешествий

«Любил я странствовать по Крыму...» (Набоков В. «Крым»)

«Холмы Тавриды, край прелестный – Я снова посещаю вас...» (Пушкин А.С. «Таврида»)

«Где волны кроткие Тавриду омывают, И Фебовы лучи с любовью озаряют
Им древней Греции священные места» (Батюшков К. «Таврида»)

Севастополь – город русской славы

Ролевая игра – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей ролевого поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примерные темы ролевых игр

Екатерина II в Крыму

Крым – дом поэтов: русские писатели в Крыму в годы Революции и Гражданской войны

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Примерные темы деловых игр

Модель ООН: заседание Совета Безопасности ООН по «крымской проблеме»

Крым сегодня: верстка газеты, посвященной актуальным проблемам развития Крыма в составе Российской Федерации

Игры состязательного типа – личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания.

Формы игр-состязаний

Командная игра «Что? Где? Когда»»

«Брэйн-ринг»

«Своя игра»

«Кто хочет стать миллионером?»

«Исторический аукцион»

«Блеф-клуб»



Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов в основной и старшей школе

Для решения задачи актуализации и повышения интереса школьников к проблеме  присоединения Крыма к России, обоснования значимости этого события для всех жителей Российской Федерации и крымчан на уроках, внеклассных занятиях и классных часах можно использовать различные игровые технологии.

Игровые технологии предполагают такую организацию образовательного процесса, которая основана на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий. В педагогике и предметных методиках обычно выделяют следующие формы учебных игровых занятий:

деловые игры, в ходе которых происходит моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.;

ролевые игры, имитирующие или реконструирующие модели ролевого поведения в предложенных сценарных условиях;

игры состязательного типа, представляющие собой личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания. 

Игры направлены на расширение знаний обучающихся по актуальной проблеме, формирование умений и навыков использования имеющихся знаний при решении проблемных ситуаций, развитие познавательного интереса и коммуникативных способностей. Состязательные игры не требуют длительной и сложной подготовки, являются динамичными и всегда вызывают интерес учащихся. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения школьников в активный процесс познавательной деятельности, самоопределения и самовыражения.

На основе материалов по истории Крыма предлагаем учителям несколько сценариев различных игр соревновательного типа, аналогичные знаменитым телевизионным игровым проектам. Они в основном различаются составом участников, правилами определения очередного хода и порядком определения победителей.

Методические рекомендации составлены на основе следующих источников:

1. Кочегаров К.А. Крым в истории России: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций /К.А.Кочегаров.-М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014.-48с.

2. Клименко А.В., канд. истор. наук; Несмелова М.Л., канд. пед. наук.  Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма. Москва, МГПУ, 2014 г.

 

Заведующая Центром

по воспитательной работе

и основам здоровья КРИППО                                             Т.Ф. Васькив










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...