Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра «Передача движений по кругу»




Ход игры. Дети образуют круг. Психолог встает в центр круга и выполняет отдельные движения, например раскачивается, поочередно поднимает правую и левую руку. Дети повторяют за ним.

Игра «Выполнение ритмичных движений на барабане»

Ход игры. Психолог ударяет по барабану в определенном ритме (для начала два коротких удара, затем три и т. д.). Дети должны повторить за ним. Ритмический рисунок постепенно усложняется: короткие удары чередуются с длинными (например, короткий — длинный и т. д.).

Игра «Передача ритмапо кругу»

Ход игры. Дети образуют круг. Психолог хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети должны повторить за ним, хлопая в ладоши в заданном ритме. Затем все хлопают в заданном ритме.

Комментарий. Если ребенок с аутизмом отказывается выполнять задание, уходит из круга, то не следует принуждать его встать на место. Можно предложить повторить заданный ритм только ему и обязательно похвалить его перед детьми.

Как показывает опыт нашей работы, эти занятия активизируют детей с аутизмом, расслабляют их и способствуют налаживанию группового взаимодействия, что является важным элементом психологической коррекции страхов.

На обучающем этапе мы предлагаем детям психотехнические приемы, направленные не только на формирование имитационных движений, но и на обучение детей прямому взгляду и другим целенаправленным действиям.

Игра «Моргалки»

Ход игры. Помощники психолога и здоровые дети предлагают детям с аутизмом пристально смотреть в глаза друг другу как можно дольше. Можно взять ребенка с аутизмом за руки. Это задание желательно проводить под спокойную, расслабляющую музыку. Занятие длится от 1 до 5 минут. Если ребенок отказывается выполнять задание, уходит от напарника, то можно дать ему песочные часы, чтобы он внимательно наблюдал за тем, как высыпается песок.

Многие дети испытывают существенные трудности во время участия в этой игре. Они быстро отвлекаются, уходят в сторону, однако в ходе последующих занятий эффективность выполнения данного задания значительно повышается.

На собственно коррекционном этапе занятий мы используем доступные для детей с аутизмом пантомимы, что способствует снятию генерализованной тре-

воги, проявляющейся в эмоциональном напряжении. Детям предлагаются следующие этюды.

Этюд «Я иду по мостику через овраг»

Ход игры. Ребенок встает на скамейку и идет по ней. Психолог комментирует действия ребенка, например так: «Петя идет по доске, внизу овраг. Очень высоко. Петя — смелый мальчик, он продолжает идти, он дойдет до конца».

Этюд «Я иду по следам, потому что кругом вода. Я не хочу мочить ноги»

Ход игры. На специальной дорожке нарисованы следы на голубом фоне (воде). Ребенку предлагается пройти по этим следам, не замочить ноги. Психолог комментирует действия ребенка, подбадривает его.

Этюд «Я несу чашку с водой»

Ход игры. Ребенку предлагается любая игрушка, которая изображает чашку (кубик, кегли, пластмассовое кольцо). Ребенок должен на вытянутых руках пронести этот предмет, «не разлить воду и не разбить чашку». В процессе выполнения задания ребенком психолог комментирует его действия.

Данные этюды должны предлагаться поочередно каждому ребенку. Не следует принуждать ребенка обязательно выполнить задание. Необходимо поощрять любую, даже минимальную, активность ребенка.

Детям с легкой степенью выраженности аффективной патологии можно предложить пантомимы, направленные на формирование способности понимать невербальное поведение окружающих и выражать свои чувства и эмоциональные состояния.

Можно использовать следующие психотехнические игры.

Игра «Угадай, что я делаю»

Ход игры. Помощник психолога изображает следующие действия: принимает пищу, пишет письмо, читает книгу, заколачивает гвозди, распиливает дерево, собирает ягоды. Остальные члены группы внимательно смотрят и отвечают на поставленный вопрос: «Что делает играющий?»

Игра «Угадай мое чувство»

Ход игры. Помощнику психолога или здоровому ребенку предлагается выразить какое-либо чувство (удивления, радости, обиды и пр.). Дети показывают на заранее изготовленных карточках, какое чувство изображает ведущий.

Игра «Что я делаю и что чувствую?»

Ход игры. Ведущий изображает, что он идет по улице, наступает на камень и у него возникает боль в ноге. Он расстроен.

Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: «Что делает играющий?», «Что с ним случилось?», «Какое у него настроение?»

Эти игры вызывают много позитивных эмоций у детей с аутизмом. Большинство аутичных детей четвертой и третьей групп правильно угадывают действия ведущего, но затрудняются оценить его настроение и особенно чувства. Например, они путают чувство удивления и радости, в то время как чувство обиды большинство из них называет правильно. Здоровые школьники 7—8 лет успешно справляются с предложенными заданиями [Мартинес, 1996].

В качестве следующего шага на данном этапе занятий мы предлагаем детям самостоятельно невербально выразить свои действия и чувства. С этой целью используются следующие психотехнические приемы.

Игра «Я за стеклом,и меня не сльпшно,я хочу сообщить что-то собеседнику»

Ход игры. Играющий (ребенок или подросток с аутизмом) предварительно на бумаге записывает содержание своей беседы. Например: «Я хочу есть, а есть нечего, кастрюли пустые. Я хочу спросить собеседника, который за стеклом, где же еда». Или: «Я делаю уроки, забыл, что задано на дом. Хочу спросить: а что задано?» Затем он невербально проигрывает эту ситуацию так, чтобы группа догадалась о том, в чем состоит его сообщение.

Игра «Я заблудился влесу»

Ход игры. Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр.

Комментарий. Для имитации препятствий можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).

Игра «Меня обидели»

Ход игры. Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в ситуации, когда чувствует себя обиженным.

Комментарий. Для проигрывания могут быть предложены и другие ситуации, например игра «Пришел мой друг, и я очень рад» и пр. Содержание игр зависит, прежде всего, от проблем, которые наблюдаются у членов группы.

Эти упражнения способствуют установлению эмоционального контакта с членами группы, развитию сотрудничества и взаимопонимания, а также коррекции негативных эмоциональных переживаний, формированию у ребенка с аутизмом активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.

На закрепляющем этапе занятий мы используем коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывают сценарии и представляют их другим членам группы. После просмотра проводится коллективное обсуждение. Все это способствует не только закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, но и формированию доверия к группе и уверенности в своих возможностях, развитию эмоционального самоконтроля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...