Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов
Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам. Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.) Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования. Задания 1. Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков). 2. Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки). 3. Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др. 4. Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам. Методические требования к занятиям первого этапа 1. Опорные точки наносятся на бумагу до занятия. 2. На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования. 3. Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека). 4. Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка. 5. Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы. После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде. Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями. Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных. Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми. Задания 1. Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника. 2. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала. 3. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба. 4. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины. 5. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных. Методические требования к запятиям второго этапа 1. Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями. 2. Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными. 3. Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима. 4. Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем. 5. В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги. 6. Занятия должны проводиться в указанной последовательности. Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима. Рисование по трафаретам, когда ребенок видит конкретный результат своей работы, повышает мотивацию ребенка к рисованию и является важным этапом обучения детей графическим навыкам. После того как дети овладеют элементарными графическими движениями, научатся произвольно регулировать их в зависимости от формы изображаемого предмета, рекомендуется переходить к рисованию предметов с натуры. Третий этап формирования графических навыков у детей-аутистов Цель.Обучение рисованию объектов с натуры. Материал.Альбом для рисования, цветные карандаши, геометрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и пр.). На данном этапе обучения ребенок должен широко использовать графические умения, приобретенные в процессе рисования предметов на предыдущих занятиях. Руководство.Педагог перед началом рисования совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок складывает целую фигуру из двух частей, обследует ее и после этого приступает к рисованию. Задания 1. Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета. Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предварительно построенных из палочек одинаковой величины. 2. Рисование геометрических фигур, предварительно сложенных из частей. 3. Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур. 4. Рисование разноцветных «воротиков» (одно- и двухъярусных), предварительно сконструированных из блоков разной величины. Методические требования к занятиям третьего этапа 1. Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индивидуально. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструирования предметов, следует сначала напомнить ему приемы конструирования, а затем перейти к их демонстрации. 2. Следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом. 3. Продолжительность данного цикла занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка. 4. Необходимо постоянно поощрять активность ребенка. Четвертый этап формирования графических навыков у детеи-аутистов Цель.Обучение детей изображению предметов с натуры, рисованию предметов по замыслу и представлению, развитие способности выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление — как после зрительного, так и после осязательного их обследования. Материал.Цветные карандаши, альбом для рисования. Предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр. Пластмассовые бусы на ниточке, плоские картонные или деревянные модели яблока, банана, огурца и пр. Руководство.Психолог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднений при назывании фигуры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к рисованию. Задания 1. Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания. 2. Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного восприятия. 3. Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зрительного восприятия. 4. Рисование куба, шара после осязательного восприятия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |