Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие концепции маркетинга




Концепция (от лат. conceptio – осознание, система), определённый метод осознания, трактовки какого-нибудь предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая мысль для их периодического освещения» – так определяет термин концепция Большая Русская энциклопедия.

С момента возникновения термина «маркетинг» сначала прошедшего века, прошло более 100 лет. Естественно, что за время выделения маркетинга как направления в науке управления, осознание маркетинга и трактовка задач стоящих перед ним изменялись.

Концепции маркетинга - это задачки, решение которых нужно для заслуги желаемых уровней сбыта на различных рынках, принципы и способы их решения.

Выделяют 5 главных подходов (концепций), на базе которых коммерческие организации производят свою рекламную деятельность, т. е. деятельность по управлению спросом:

1. Концепция совершенствования производства.

2. Товарная (продуктовая) концепция.

3. Сбытовая концепция.

4. Рыночная или обычная рекламная концепция.

5.Социально-этическаяконцепция маркетинга.

6. Современные концепции маркетинга.

Внедрение каждой из их непременно и, сначала, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь достаточно нередко эти интересы вступают в противоречие вместе.

На Всемирной конференции по маркетингу Филипп Котлер своем докладе «Вехи маркетинга за четыре десятилетия», дифференцируя маркетинговую идею, выделил шесть основных концептуальных направлений развития маркетинга:маркетинг-микс, концепция жизненного цикла товара, имиджа товара, сегментации рынка, концепция маркетинга, концепция маркетинговых ревизий.

- Концепция маркетинг-микса, которую предложил известный американский экономист НэйлБоден, представляет собой достаточно разветвленную систему изучения рынка. Он отмечал, что работники маркетинга идут дальше дилеров, которые занимаются непосредственно продажей товаров, рекламистов, которые рассматривают формирование спроса, в первую очередь, как рекламную функцию.

- Концепцию определения жизненного цикла товара сформулировал Джоэл Дин. Позже Теодор Левит внес в эту концепцию положения, значительно обогатившие ее. С тех пор она претерпела множество усовершенствований и, несмотря ни на что, является предметом постоянных исследований. Основы концепции сориентированы на динамику изменения объемов производства и продаж продукции, а также изменение ценовой политики в зависимости от течения времени. Она определяет пять жизненных циклов товара.

- Концепция имиджа товара, которую предложил Сиднэй Леви, впоследствии была заметно расширена Дэвидом Огливи. Эта идея особенно тесно увязана с рекламной ориентацией предприятий и привлекает деятелей паблик релейшнз, так как оправдывает высокие рекламные расходы, необходимые для работы в данной сфере, а именно сфере создания имиджа товара.

- Концепция сегментации рынка была предложена Уэнделом Смитом, который рассматривал ее как стратегию, хотя предполагается возможным взгляд на сегментацию как искусственное расчленение рынка на составляющие части, в соответствии с которым фирма решает, какими сегментами заниматься и как.

От правильности выбора сегмента рынка во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. В любом случае, необходимо знать, по каким критериям проводить сегментацию.

- Концепцию маркетинговых ревизий предложил ЭйбШукман. Он отметил, что многие компании умерли, или умирают и не знают об этом. Работу служб маркетинга предприятий делают эффективной периодические маркетинговые ревизии. Они контролируют, насколько стратегия соответствует наилучшему использованию их возможностей.

Маркетинговая концепция приносит большую выгоду при эффективном управлении ей. Причем, говоря об управлении, не следует путать понятия «управление маркетингом» и «управление службой маркетинга». В первом случае речь идет о комплексе мер стратегического и тактического характера, направленных на эффективное осуществление рыночной политики и рыночного поведения фирмы.

Другими словами, нужно так управлять маркетинговыми исследованиями, ассортиментной политикой, сбытом, рекламой, сервисом, чтобы товары фирмы охотно покупали по ценам, обеспечивающим ей не только возмещение всех издержек, но и возможности нормального развития. В этом отношении «управлять маркетингом» означает следующее:

1) верно поставить цели маркетинга, т.е. так, чтобы оптимально увязать возможности рыночной ситуации с потенциалом фирмы;

2) правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей;

3) своевременно производить оперативное вмешательство в ход маркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией;

4) эффективно контролировать и на основе данных контроля анализировать и оценивать весь ход маркетинга в фирме, подготавливая необходимые коррективы целей, средств и методов маркетинга на будущее;

5) стимулировать эффективную работу-всего персонала, занятого в маркетинге, для, получения максимальной творческой отдачи.

Таковы основные, используемые в мировой рыночной практике, концепции ориентации деятельности маркетинга предприятия.

Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами - это совокупность служб, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Маркетинговая система имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах, они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия.

Маркетинговая деятельность как важнейшая предпринимательская функция должна обеспечивать устойчивое конкурентоспособное положение предприятия на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этой связи маркетинговая деятельность предполагает проведение исследований и разработку программы мероприятий, способствующих росту эффективности деятельности предприятия и повышению степени удовлетворения потребностей конечных потребителей или клиентов.

Управление маркетингом будет эффективным, если систему сбора информации, проведения рыночных исследований, организации продвижения построить так, чтобы получить больший результат при оптимальных расходах на маркетинг.

Маркетинговая политика предприятия в решающей мере зависит от организации и эффективности работы служб маркетинга. В соответствии с выбранной предприятием стратегией варианты организационной структуры отдела маркетинга могут быть различными. Многое, конечно, зависит от характера структуры самой фирмы. В мировой рыночной практике сложились четыре вида организационной структуры маркетинговой службы:

- ориентированная на рынки;

- ориентированная на регионы;

- ориентированная на товар;

- ориентированная на функции.

 

65. Методология маркетинговых исследований и их применение в современных организациях.

Маркетинговые исследования включают два главных направления:

1) исследование характеристик рынка, т.е. оценка его состояния, тенденций и закономерностей развития. Это понятие охватывает макроуровень, а именно рынок товаров и услуг в целом, локальные и региональные рынки отдельных продуктов и услуг;

2) исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности предприятия. На микроуровне- в ходе маркетингового исследования - предполагается сбор информации, необходимой для повышения эффективности отдельных маркетинговых мероприятий.

Необходимость маркетинговых исследований, как показывает история их развития, связана с процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства, ростом социальных и культурных потребностей потребителей.

В России еще недавно только специалисты знали о существовании маркетинговых исследований. Некоторые фирмы специализируются на проведении одного или нескольких маркетинговых исследований, например, в сборе данных об определенных рыночных сегментах, в распространении специальной информации, в опросе покупателей. Большой вклад в развитие услуг по проведению маркетинговых исследований в нашей стране вносит Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ). В последние годы она создала Общероссийскую Маркетинговую Систему. Основной блок Системы представлен информацией о наиболее значимых национальных товаропроизводителях. Он включает описание общей характеристики предприятий, величины уставного капитала и его структуры, активов предприятия, численности работающих, транспортных коммуникаций, продукции и услуг, их месте на российском и международном рынках. Безусловно, рынок профессиональных услуг в области маркетинговых исследований будет развиваться вместе с маркетинговыми службами на предприятиях.

Несмотря на возрастающую значимость маркетинговых исследований среди маркетологов, нет единства мнений в их интерпретации. В научной литературе, а также на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований.

К маркетинговым исследованиям относят исследования рынка, сбыта, партнеров и конкурентов, мотиваций потребителей, опыта организации производства, а также маркетинговую разведку, социальные исследования и многое другое. Американская Ассоциация Маркетинга определяет маркетинговое исследование как функцию, которая связывает организацию с рынком через информацию. Эта информация используется, чтобы идентифицировать и определить возможности и проблемы маркетинга. Маркетинговое исследование определяет информацию, которая необходима для выявления проблем, разрабатывает методы сбора информации и осуществляет процесс сводки и группировки данных; интерпретирует результаты и информирует о полученных выводах. Данное определение является наиболее распространенным, ключевым в понимании сущности и основных направлений маркетингового исследования, оно обеспечивает связь представителя маркетинга с потребителем, клиентом и общественностью через информацию, которая используется для выявления и определения маркетинговых проблем, для совершенствования маркетинговой деятельности, повышения ее эффективности.

Под маркетинговыми исследованиями понимают систему планирования, сбора и анализа информации, необходимых для решения маркетинговых проблем.

Маркетинговые исследования выполняют три основные функции:

- Описательная. (исследователь собирает информацию о каких-либо явлениях и процессах и дает характеристику объему, структуру, по вариации и динамике явлений.

- Аналитическая. (исследователь отвечает на вопрос: Почему явление достигло такого уровня, развивалось именно такими темпами и какие факторы повлияли на это развитие.

- Прогнозная. (основывается на данных 1 и 2 функции; предназначена для прогноза дальнейшего развития событий.

66. Оценка проблем развития компании в маркетинговой среде и определения эффективных вариантов их разрешения.

 

На практике в процессе реализации маркетинговых планов предприятия возникает множество непредвиденных обстоятельств. Поэтому одной из задач отдела маркетинга является постоянная оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности является составной частью контроля маркетинга. Он делится на четыре стадии:

1. Формулирование целей.

2. Измерение результатов деятельности.

3. Анализ результатов деятельности.

4. Корректирующие действия.

Сначала руководство формулирует конкретные маркетинговые задачи. Затем количественно оценивает результаты их выполнения на рынке и анализирует причины любых отклонений реального исполнения от запланированного. Наконец, руководство предпринимает корректирующие действия для устранения несоответствия между поставленными задачами и их исполнением. Для этого может потребоваться изменение программ действий или даже пересмотр ранее сформулированных задач.

Оценка экономической эффективности маркетинговых мероприятий имеет очень важное значение, особенно на стадии принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Здесь возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий на стадии планирования.

Проблема определения экономической эффективности маркетинговой деятельности преследует две цели:

1. Обосновать эффективность маркетинговой деятельности на стадии разработки или принятия решения; выбор оптимального варианта.

2. Определение конечной эффективности маркетинговой деятельности после окончания определенного периода времени, исходя из фактически достигнутых результатов.

Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо также для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатель эффективности маркетинговой деятельности, их взаимозависимость, если она есть, характер их влияния на показатель эффективности, выявить резервы повышения эффективности.

Задачей оценки эффективности маркетинга является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности. Рассмотрим четыре характеристики оценки эффективности маркетинга.

-Всеобъемлемость. Оценки эффективности маркетинга охватывает все главные виды маркетинговой деятельности и не ограничивается анализом только отдельных критических моментов. Оценка эффективности маркетинга должна быть также правдивой. То есть не дезориентировать руководство предприятия относительно его реальных проблем. Например, излишняя текучесть кадров сбытовых служб может быть следствием не слабой их подготовленности или плохой системы стимулирования их труда, а следствием слабости продуктов и системы их продвижения.

-Систематичность. Оценка эффективности маркетинга включает упорядоченную последовательность диагностических шагов, охватывающих внешнюю среду маркетинга для данной организации, внутренние системы маркетинга и отдельные функции маркетинга. За диагнозом следуют разработка плана корректирующих действий, включающего как краткосрочные, так и долгосрочные предложения по улучшению общей эффективности маркетинговой деятельности.

-Независимость. Оценка эффективности маркетинга может быть проведена следующими способами: внутренняя оценка, перекрёстная оценка, оценка, проводимая специально созданной группой экспертов, привлечение со стороны специализированной компании, внешняя оценка. Внутренняя оценка, основанная на использовании специального опросного листа руководителем подразделения для оценки эффективности своей деятельности, может быть полезным, однако может отсутствовать ее независимость и объективность.

Наилучшим образом оценку эффективности маркетинга осуществляют независимые консультанты, которые обладают необходимой объективностью и независимостью, большим опытом в этой сфере и могут целиком посвятить себя данной работе.

-Периодичность. Обычно оценка эффективности маркетинга инициируется после того, как объём продаж начал падать, мораль сбытовиков - снижаться, и возникли другие проблемы. Но кризис организации мог быть обусловлен частично тем, что руководство не анализировало эффективность маркетинга ещё во времена, когда организация функционировала эффективно.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности начинается еще на стадии планирования маркетинговых мероприятий. Необходимость реализации любой цели и, следовательно, планируемого маркетингового мероприятия для ее достижения, должна быть обоснована и рассчитана. Одна из технологий обоснования соответствия цели определенным параметрам является методика "S.M.A.R.T." ("Smart" - умный, англ.) – это аббревиатура пяти английских слов:

Specific – цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее прозрачности определяется однозначностью восприятия всеми.

Measurable – цель должна быть измеримой. Причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.

Achievable – необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми мы располагаем или можем располагать.

Relevant – цель результат-ориентированная, т.е. уместна в данной ситуации, вписывается в нее и не нарушает баланс с другими целями и приоритетами, т.е. достижение этой цели не ставит под "удар" другие.

Timebound – Срок или точный период выполнения - главная составляющая Цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.

На эффективность маркетинговой деятельности предприятия влияют факторы макро- и микросреды, а также непосредственно комплекс маркетинга (маркетинг-микс, 4Р).

Оценка маркетинга проводится по следующим направлениям маркетинговой деятельности организации: макро- и микро- (внешняя) среда маркетинга, стратегии маркетинговой деятельности, организация маркетинговой деятельности, системы маркетинга, эффективность маркетинговой деятельности в целом и по отдельным элементам комплекса маркетинга.

Основные направления оценки маркетинговой деятельности предприятия представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные направления оценки маркетинговой деятельности предприятия

Раздел Направление Подразделение фирмы
Маркетинговые исследования фирмы - первичные исследования; - вторичные исследования; - мониторинг крупных продаж; - прогнозирование сбыта; - МИС. Руководство фирмы Служба маркетинга Отдел сбыта Отдел снабжения
Сегментация рынка - применение критериев сегментации; - выбор сегментов местного рынка; - выбор внешних рынков; - дифференциация маркетинговых стратегий; - оценка конкурентов. Руководство фирмы Служба маркетинга Отдел сбыта
Разработка продуктов - рыночная адекватность продуктов; - оценка продуктов фирмой; - дизайн продуктов; - торговая марка; - упаковка товара; - инновация продуктов. Служба маркетинга Служба НИОКР
Политика ценообразования - цели ценообразования; - методы ценообразования - применение тактических приемов; - стратегия ценообразования; - ценовая дискриминация. Руководство фирмы Финансовая служба Служба маркетинга
Товародвижение - планирование товародвижения; - выбор каналов товародвижения; - оптовые посредники; - сбытовые агенты; - дилерская сеть. Служба маркетинга Отдел сбыта
Реклама - планирование продвижения; - бюджет продвижения; - планирование рекламы; рекламных компаний; - определение эффективности рекламы. Служба маркетинга Финансовая служба Отдел сбыта
Персональные продажи - торговые представительства; - отношения с потенциальными покупателями; - обучение и контроль торговых агентов; - торговые презентации. Служба маркетинга Отдел сбыта
Стимулирование сбыта - планирование стимулирования сбыта. Служба маркетинга Отдел сбыта
Формирование общественного мнения - планирование и publicrelations; - работа с СМИ; - формирование имиджа фирмы. Руководство фирмы Служба маркетинга Отдел по формированию общественного мнения
Маркетинговая стратегия фирмы - применение методов выработки стратегии; - разработка маркетинговой стратегии; - обсуждение и принятие маркетинговой стратегии; - внедрение комплекса маркетинга; - контроль выполнения маркетинговой стратегии. Руководство фирмы Служба маркетинга

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...