Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логические основы аргументации




ЛОГИКА

Методические документы

Для студентов всех специальностей

И всех форм обучения

 

Www.mgutm.ru

Москва – 2010

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

«ЛОГИКИ»

Главная причина повышения значимости логики как фундаментальной учебной дисциплины связана с впечатляющими успехами в создании и применении новых информационных технологий. Компьютер, как известно, является ничем иным как логической машиной. Поэтому формирующаяся сегодня информационная цивилизация требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры. Знание логической теории позволяет глубже уяснить основания и возможности формализации мыслительной деятельности с чем непосредственно связано будущее логических машин, информационных технологий.

Студенты имеют возможность сравнить Программу курса "Логики" с аудиторными занятиями по своей форме обучения и специальности, и исходя из этого сориентировать свою самостоятельную работу по изучению теории логики.

Следует обратить внимание на то, что овладение основами логики, как и математики, требует последовательности и систематичности в изучении материала, необходимости сочетания освоения теории с выполнением упражнений по каждой теме. Только умение применять правила логики в практической работе применительно к конкретным высказываниям, рассуждениям может свидетельствовать о знании этих правил, т.е. логической теории. Поэтому суть семинарских занятий по логике – выполнение упражнений и решений задач по соответствующим темам теории логики.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГИКЕ

Логика как наука.

Предмет изучения логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Содержание и логическая структура мысли.

Понятие логической формы. Основной принцип формальной логики. Понятие логического закона.

Возникновение и основные этапы развития логики как науки.

Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в формировании убеждений, в повышении культуры мышления. Логика и современный научно-технический прогресс. Проблемы управления и логика. Логика и современный менеджмент.

Основания логической культуры.

Логика и язык. Язык как знаковая информационная система. Логический анализ языка как средство выявления логических форм и законов. Понятие закона. Логические термины: логические связки, кванторы. Роль искусственных языков логики для выявления структуры мысли.

Понятие.

Понятие как логическая форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий: единичные и общие, положительные и отрицательные.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: разнообъемность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круги Эйлера для выражения отношений между понятиями.

Логическая операция «определение понятий». Явные и неявные определения. Логические правила явного определения, логические ошибки.

Логическая операция «деление понятий». Логические правила деления понятий, логические ошибки.

Суждение.

Суждение как форма мышления. Логическая структура суждения. Простые и сложные суждения.

Виды простых суждений: по содержанию, количеству и качеству. Категорические суждения. Распределенность терминов в категорическом суждении. Правила распределенности терминов суждений.

Виды сложных суждений. Логические связки образования сложных суждений из простых. Условия истинности сложных суждений (табличное определение).

Умозаключение.

Умозаключение как форма мышления. Логическая структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следствия. Виды умозаключений: дедуктивное, индуктивное, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение. Характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений. Понятие правил вывода. Выводы из простых суждений.

Простой категорический силлогизм. Логическая структура силлогизма. Фигуры силлогизма и их правила.

Выводы из сложных суждений: их формы и логические правила.

Понятие о логике высказываний и логике предикатов.

Индуктивные умозаключения. Характер логического следования в индуктивных умозаключениях. Виды индуктивных умозаключений.

Статистические обобщения. Индуктивная природа статистических обобщений. Понятие о популяции, образце, частоте признака.

Умозаключение по аналогии, его логическая структура. Роль выводов по аналогии в познании, правовом процессе, моделировании в технике и экономике.

Основные логические законы мышления.

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Смысл и значение законов логики для правильности мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Доказательство и опровержение.

Доказательное рассуждение – логическая основа формирования убеждений, аргументации. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Правила доказательного рассуждения.

Логическая структура опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса; выявление несостоятельности аргументов и демонстрации.

Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Роль доказательства и опровержения в дискуссии. Правила ведения дискуссии.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Лекции

Практич. занятия

ДФО

ЗФО

ДФО

ЗФО

Все специальности Полная Все специальности Сокращенная Экономисты Сокращенная Технологи и Механики Все специальности Полная Все специальности Сокращенная Экономисты Сокращенная Технологи Механики
1. Логика как теория мышле-ния 2 1 1 1 2 - - -
2. Понятие как логическая фор-ма мышления 2 1 1 1 2 - - -
3. Суждение как логическая фор-ма мышления 4 3 3 2 6 2 2 -
4. Умозаключе-ние как логичес-кая форма мыш-ления 6 3 3 2 8 2 2 -
5. Логические основы аргу-ментации 2 - - - 2 - - -
ИТОГО: 16 8 8 6 20 4 4 -

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по учебно-практическому пособию Будбаевой С.П. «Логика» (МГУТУ, 2007).

 

№№  к/р Глава II Понятие Глава III Суждение Глава IV Умозаключение
1. Упр.II.(1,2) Упр.II(1) Упр.VI(1,6) Упр.I(1);Упр.III(6); Упр.VIII(1)
2. Упр.II(3,4) Упр.II(6) Упр.VI(3,7) Упр.I(2);Упр.III(4); Упр.IX(1)
3. Упр.II(5,6) Упр.II(3) Упр.VI(4,9) Упр.I(3);Упр.III(5); Упр.VIII(2)
4. Упр.III(1,7) Упр.II(5) Упр.IX Упр.I(4);Упр.III(3); Упр.IX(2)
5. Упр.III(2,4) Упр.II(4) Упр.VIII Упр.I(5);Упр.III(1); Упр.VIII(3)
6. Упр.III(6,9) Упр.II(2);Упр.IV(7); Упр.VII Упр.I(6);Упр.III(2); Упр.VIII(4)
7. Упр.IV(1,9) Упр.II(7);Упр.IV(8); Упр.VI(8) Упр.I(7);Упр.IV(1); Упр.VIII(5)
8. Упр.IV(6,8) Упр.II(8);Упр.IV(9); Упр.VIII Упр.II(3);Упр.IV(4); Упр.IX(3)
9. Упр.IV(3,5) Упр.I(5);Упр.IV(10) Упр.II(1);Упр.IV(2); Упр.IX(4)
10. Упр.II(2,4) Упр.I(2);Упр.IV(11) Упр.II(2);Упр.IV(7); Упр.IX(5)

 

Студент выполняет контрольную работу по номеру, соответствующему последней цифре номера зачетной книжки.

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Формальная логика как теория правильного рассуждения.

2. Логика и философия.

3. Логика и математика.

4. Логика, естественный язык, искусственные языки.

5. Имена: парадоксы неточных имен.

6. Роль определений в науке.

7. Классификация и ее роль в науке.

8. Суждение, предложение, высказывание.

9. История формирования современной логики высказываний.

10. Классическая и неклассические логики.

11. Роль доказательств и опровержений в процессе рассуждений (на примере специальности студента).

12. Логическая ошибка «не вытекает»

13. Роль парадоксов в развитии логики.

14. Логический анализ языка.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ЛОГИКЕ

 

Предмет логики как науки

1. Какое значение имеет язык в изучении логики?

2. Что такое логическая форма и как она выявляется?

3. В чем отличие истинности мышления от его правильности?

4. Что такое логический закон?

5. В чем состоит главный принцип формальной логики?

6. Каковы два основных условия получения истинных результатов в процессе рассуждения?

7. Охарактеризуйте основные логические законы мышления.

8. Что изучает формальная логика?

Понятие

1. Что такое понятие? Как оно выражается в мыслительном процессе?

2. Охарактеризуйте логическую структуру понятия.

3. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержанию и объему?

4. Какие логические операции, уточняющие содержание и объем понятия, исследуются в логике?

5. Назовите правила определения и ошибки определения понятий.

6. Какова структура деления понятий?

7. Назовите правила деления понятий.

8. В чем суть логических операций обобщения и ограничения?

Суждение

1. Что такое суждение, какова их языковая форма?

2. Какова логическая форма (структура) простых суждений?

3. По каким логическим характеристикам выделяют виды простых суждений?

4. Что означает распределенность терминов в суждении?

5. Какие виды сложных суждений Вы знаете и каковы условия их истинности?

6. Каковы основные виды отношений по истинностным значениям между суждениями?

7. Чем отличается отношение противоречия от отношения противоположности?

8. Объясните, как осуществляется логический анализ отношений между простыми суждениями.

9. Как определяются отношения между сложными суждениями по их истинностным значениям?

Умозаключение

1. Что такое умозаключение и какова его логическая структура?

2. Объясните отличие дедуктивного умозаключения от недедуктивного.

3. Назовите основные виды непосредственных умозаключений. На чем основана в них логическая связь между посылкой и заключением?

4. Что такое простой категорический силлогизм?

5. Каковы общие правила простого категорического силлогизма?

6. Что такое фигуры и модусы простого категорического силлогизма?

7. Какие виды дедуктивных умозаключений из сложных суждений имеют место в практике мышления?

8. Назовите правильные модусы условно-категорического умозаключения.

9. Как определяется правильность умозаключений из сложных суждений?

10. Что означает отношение логического следования в дедуктивных умозаключениях?

11. Что представляют собой индуктивные умозаключения?

12. В чем отличие отношения подтверждения от отношения логического следования?

13. Дайте определение и приведите схему умозаключения по аналогии.

14. Когда аналогия несостоятельна?

Логические основы аргументации

1. Что такое аргументация и каковы ее логические операции?

2. В чем отличие доказательства от опровержения?

3. Охарактеризуйте логическую структуру доказательства и опровержения.

4. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

5. Назовите правила и ошибки обоснования тезиса.

6. Каковы правила и ошибки демонстрации?

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Будбаева С.П. Логика. М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика. М., «Гардарики», 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика. М., «Проспект», 2006.

4. Ивлев Ю.В. Логика (Сборник упражнений). М., «Дело», 2004.

5. Малахов В.П. Логика для юристов. М., «Экономический проспект», 2002.

6. Иванов Е.А. Логика. М., 2005.

Дополнительная

1. Вольфенгаген В.Э. Логика. М., ЦентрЮрИнфор, 2004.

2. Жоль К.К. Логика. М., ЮНИТИ, 2004.

3. Жоль К.К. Логика для юристов. М., ЮНИТИ, 2004.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., «Восток-Запад», 2006.

5. Ненашев М.И. Введение в логику. М., «Гардарики», 2004.

6. Шуман А. Современная логика. Минск, «Экономпресс», 2004.

7. Гетманова. Учебник по логике (для педвузов). М., 2004.

8. Ивин А.А. Строгий мир логики. М., 2000.

9. Кузина Е.Б. Логика. М., МГУ, 2000.

10. Треушников М.К. Судебные доказательства. М., 1997.

11. Малахов В.П. Логика для юристов. М., «Экономический проспект», 2002.

12. Смаллиан Р. Алиса в стране Смекалки. М., 1987.

Логика

Методические документы

Тираж:

Заказ №

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...