Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к зачету по дисциплине




«Логика»

для студентов дневного отделения

 по направлению подготовки «Бакалавр экономики»

1 курс, 2 семестр

 

1. Предмет логики.

Предметом логики является выводное знание, т. е. знание, полученное из ранее проверенных истин в соответствии с определенными законами.

2. Основные методологические принципы формальной логики.

Основные методологические принципы формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания — выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями, если мы ставим перед собой цель достигать истину рациональными методами.

Принцип тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе рассуждения некоторый термин, мы должны употреблять его в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное. Хотя предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки. Принцип тождества можно назвать и по-другому — принципом оговорок: если изменяешь смысл термина, то оговори это, иначе будешь понят неправильно.

Выполнение принципа тождества — одно из необходимых условий правильного мышления. Этот принцип иногда нарушается из-за того, что различные понятия выражаются одним и тем же словом или словосочетанием, поэтому нужно точно знать, какое понятие выражено тем или иным словом или словосочетанием.

Принцип тождества дополняет сформулированный выше по отношению к юридическим терминам принцип однозначности.

Принцип непротиворечия — мышление должно быть последовательным. Утверждая нечто о чем-то, не следует отрицать того же о том же в том же самом смысле в то же самое время, т.е. запрещается одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание.

Противоречия в языковых контекстах иногда являются неявными. Так, известное утверждение Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю" скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает.

Принцип исключенного третьего требует не отвергать одно-Временно высказывание иего отрицание.

Высказывания у и неверно, что А нельзя отвергать одновременно, так как одно из них обязательно истинно, поскольку произвольная ситуация либо имеет, либо не имеет места в действительности.

Согласно этому принципу нужно уточнять наши понятия, с тем чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы, например: "Является ли это деяние преступлением или оно не является преступлением?" Если бы понятие "преступление" не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Другой вопрос: "Солнце взошло или не взошло?" Представим себе такую ситуацию: солнце наполовину вышло из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? В случае с восходом солнца мы можем, например, договориться и считать, что солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта; в противном случае считать, что оно не взошло.

Уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, т.е. третьего не дано.

Принцип достаточного основания требует, чтобы всякое утверждение было обоснованно, т.е. истинность утверждений нельзя принимать на веру.

Суждения, из которых выводится утверждение при его обосновании (если считать правила логики данными), называются основаниями, поэтому рассматриваемый принцип называется принципом достаточного основания, что означает: оснований должно быть достаточно для выведения из них рассматриваемого утверждения.

Если требование принципа достаточного основания не выполняется, то утверждения оказываются необоснованными, голословными.

 

3. Основные методологические принципы диалектической логики.

Принципом диалектической логики является требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях, называемое принципом всесторонности рассмотрения. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.

Принцип всесторонности рассмотрения часто нарушается. Например, кандидаты в депутаты дают обещания повысить заработную плату работникам госучреждений, увеличить выплаты за отпуск по уходу за ребенком, увеличить продолжительность этого отпуска, выплачивать постоянное пособие женщинам, имеющим пять и более детей, в размере, позволяющем женщине не работать, и т.д., не указывая, за счет чего они хотят это сделать (за счет интенсификации производства, займа за рубежом, снижения пенсий или заработной платы работникам других категорий и т.д.). Эти кандидаты нарушают требование указанного принципа.

Этот принцип нарушается и при обсуждении вопроса о гуманизации наказаний за совершаемые преступления, когда идет речь о лицах, совершающих преступления, но не учитываются интересы лиц, против которых совершаются преступления.

Важным принципом диалектической логики является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущие состояния. Принцип историзма — следствие мировоззренческого принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменяется, то, для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, развития.

>; Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести действительную историю исследуемого объекта. Он также требует выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказать с определенной степенью вероятности направления его будущего развития.

 

 

1. Основные формы абстрактного мышления.

Это рассуждение, в котором одни мысли (выводы) с необходимостью вытекают из других мнений. Закон мышления, или логический закон – это необходимый, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Следует различать формально-логические и диалектические законы в предмете логика.
Основные формы абстрактного мышления в предмете логика – понятия, суждения и умозаключения.
Выделяя определенную совокупность общих, существенных свойств, или примет, мы создаем понятие предмета (Понятие А составляет совокупность признаков а, в, с и т.д., которые зьязани определенным образом). Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении одинаково – как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия в предмете логика.
В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Этот связью выражается в форме утверждения или отрицания. Любой тип суждения составляет схему S – P, где S (субъект; понятие о предмете суждения) и Р (предикат; понятие о примете), а знак „-” связка между ними.
Следовательно, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

 

2. Рассуждение и умозаключение.

3. Логическая форма и способ ее получения.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА - способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого содержания, результат отвлечения от «материи» мысли, т.е. оттого, какие именно индивиды, свойства, отношения, классы, ситуации и т.п. являются предметами данной мысли.

В современной логике анализ Л.ф. концептуальных образований (понятий, суждений, рассуждений и т.п.), адекватно оформленных в виде осмысленных выражений естественного языка, осуществляется с помощью особых искусственных языков — формализованных языков, которые имеют точно заданные алфавит и правила образования сложных выражений и основываются на определенной системе семантических категорий.

Процедура выявления Л.ф. представляет собой процесс перевода выражающего мысль естественно-языкового контекста в формализованный язык. При этом переводе дескриптивные термины или целиком простые высказывания в составе исходного контекста замещаются нелогическими символами (параметрами) искусственного языка соответствующих семантических категорий, причем одинаковые выражения замещаются одинаковыми символами, а разные — разными, а также воспроизводится порядок и способ связи дескриптивных составляющих в соответствии с синтаксическими правилами формализованного языка. Полученное в результате указанной процедуры выражение как раз и фиксирует Л.ф. мысли. Его нельзя рассматривать как лишенное содержания, оно содержит информацию, выражаемую логическими терминами, а также информацию о категориях дескриптивных терминов исходного контекста, об их тождестве и различии и о специфике их сочленения.

Л.ф. не следует трактовать как нечто раз и навсегда данное, как атрибут, присущий мысли самой по себе. Ее исследование во многом обусловлено категориальными особенностями искусственного языка, его выразительными возможностями, принимаемым способом членения сложных выражений на составляющие.

Анализ Л.ф. может иметь различную степень глубины. Так, при выражении Л.ф. естественно-языковых контекстов в языке логики высказываний производится замещение простых высказываний параметрами соответствующего типа — пропозициональными переменными, тем самым внутренняя структура простых высказываний игнорируется. Выразительные средства языков силлогистики и логики предикатов позволяют учесть внутреннюю структуру, процедуре замещения подвергаются здесь не простые высказывания целиком, а дескриптивные термины в их составе. Однако эти языки базируются на разных системах семантических категорий, поэтому между ними имеется существенное различие в характере и глубине воспроизведения Л.ф.

Понятие Л.ф. является одним из наиболее фундаментальных в логике, т.к. особенность ее предмета — в исследовании мыслительных феноменов, познавательных приемов, языка с точки зрения их структуры, формы. Определения таких важнейших логических терминов, как «правильное дедуктивное умозаключение», «логически истинное высказывание» и др., существенным образом опираются на понятие Л.ф. Например, правильным называют умозаключение, Л.ф. которого гарантирует получение истинного заключения при одновременной истинности посылок. Логически истинным называют высказывание, истинное в силу своей Л.ф. Законы логических теорий (общезначимые формулы) являются не чем иным, как Л.ф. высказываний естественного языка, принимающими при любых допустимых интерпретациях дескриптивных символов значение «истина».

 

4. Истинность и правильность мышления.

5. Мышление и язык.

неразрывно связанные между собой явления – первое как высшая форма отражения действительности, а второе – как материальная форма осуществления мыслит. деятельности. Посредством языка мысли отд. людей превращаются из их личного достояния в обществ. достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисунками и красками, чертежами, формулами и т.д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собств. мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам. Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является материальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством к-рых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями. Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. "...В языке есть только общее... Всякое слово (речь) уже о б о б щ а е т... Чувства показывают реальность; мысль и слово – общее" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 272, 269). Связь между мышлением и языком не механическая, а органическая: их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Не только язык не существует вне мышления, но и мысли, "идеи не существуют оторванно от языка"

 

6. Логическая культура мышления.

Культура мышления как определенный уровень развития мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем минимумом, без которого вообще невозможна культура мышления.

В практике человеческого мышления законы формальной логики действуют не изолированно, а во взаимосвязи. Если нарушается требование одного какого-либо закона, становится невозможным и применение другого. Так, нарушение требований закона тождества ведет к невозможности применения закона непротиворечия. Применение закона исключенного третьего с необходимостью предполагает соблюдение требований закона непротиворечия. Точно так же, чтобы действовал закон достаточного основания, следует выполнять требования и закона исключенного третьего.

Безусловно, знание основных законов и применение их в мыслительной деятельности имеет исключительно важное значение для повышения логической культуры мышления. Однако учение об основных законах представляет собой лишь один из разделов формальной логики. Логическая культура мышления, сверх этого, включает в себя знание и умение оперировать понятиями, правильно формулировать вопросы и ответы, делать утверждения и умозаключения, доказывать истинные суждения и опровергать ложные. Теоретическое решение этих вопросов входит в задачу других разделов формальной логики. Изучение формальной логики во всей ее полноте является необходимым условием всестороннего развития логической культуры мышления человека.

7. Роль логики в профессиональной деятельности.

8. Понятие как форма мышления.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

 

9. Содержание и объем понятий.

Содержание понятия составляют все его элементы, которые могут быть выделены в качестве отдельных понятий. Объем понятия есть все другие понятия, для которых оно служит признаком, главной их частью. Первое можно обозначить символом А, тогда второе будет выглядеть как Аа, Ав, Ас, Аd… Если наш символ А (содержание), допустим, означает понятие «государство», то другие символы (Аа, Ав, Ас…) (объем) будут означать «рабовладельческое государство», «феодальное государство», «буржуазное государство», «тоталитарное государство», «демократическое государство» и т.д. Нетрудно заметить, что А выступает подчиняющим (родовым), а Аа, Ав, Ас… - подчиненными понятиями.

 Из сказанного следует, что если признается наличие объема понятия А, то это значит, что должно признаваться наличие понятий, для каждого из которых оно является частью содержания. Отсутствие их означает отсутствие и самого понятия А, так как понятий без объема не бывает. Это можно понять так, что каждому понятию всегда соответствует реальный предмет. В случае же, если мы имеем дело с понятиями о фантастических существах («кентавр», «фавн», «наяда» и т.п.), то и они имеют объем в логическом смысле, хотя реальных объектов для них мы не знаем.

 Каково же отношение между объемом и содержанием понятия? Из приведенных выше рассуждений мы можем заключить, что если содержание понятия А находится в содержании понятия В, то В находится в объема понятия А. И наоборот, если понятие В содержится в объеме понятия А, то последнее составляет часть содержания первого. Содержание и объем понятия, таким образом, находятся в обратном отношении.

 Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий имеет силу только для тех понятий, одно из которых является родовым (подчиняющим), а другое видовым (подчиненным). Поясним это на примере.

В практике мышления необходимо отличать отношения рода и вида от отношения части и целого. Целое состоит из своих частей, а род в логическом смысле состоит из видов как своих частей лишь тогда, когда род и вид рассматриваются со стороны их объемов. Взятые же со стороны содержания, они находятся в обратном отношении, т.е. род является частью вида. Например, «роза есть растение». О части, которая не является видом, нельзя утверждать, что она есть целое. Например, волосы есть часть тела человека, но нельзя сказать, что волосы – это тело человека. Кроме того, имеются понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, а видами не могут быть. Такие понятия называются категориями. У них наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Возьмем философские понятия «время», «пространство», «движение», «количество», «качество», «свойство», «отношение» и т.д. Они будут отличаться от категорий частных наук, которые не могут быть видами по отношению к понятиям этих же наук, но являются видами по отношению к философским категориям. Примеры категорий в частных науках: «живой организм» - в биологии, «элементарная частица» - в физике элементарных частиц, «фигура» - в геометрии, «атом» - в химии и т.д.

 В формальной логике широко применяются категории «вещь», «свойство» и «отношение». Поэтому есть необходимость рассмотреть их содержание. Объекты, обозначаемые категорией «вещь», отличаются от объектов, обозначаемых категорией «свойство» и категорией «отношение». Объекты, обозначаемые как «вещь», обладают относительной самостоятельностью существования проявляющейся в том, что каждая вещь (камень, яблоко, луна, речка, элементарная частица и т.п.) имеет особые пространственные границы и отличается от другой вещи. Свойства же вещей, например, цвет, твердость, запах и т.п., не имеют самостоятельных пространственных границ, они «привязаны» к вещам. То же можно сказать и об отношениях. Например, отношения «больше - меньше», «темное - светлое», «доброе - злое» и т.д. не существуют вне вещей или людей – их носителей.

 Каждая вещь представляет собой совокупность свойств, и они находятся в тех же самых пространственных границах, в каких существует и сама вещь, как бы ни менялись эти границы в связи с движением вещи, т.е. ее изменением. В любом случае свойства не существуют отдельно от вещи, которая является их носителем. Вещь может утрачивать какое-то свойство, как и отдельные отношения с другими вещами, но при этом она остается сама собой. И свойства вещей, и их отношения проявляются в отношениях вещей друг к другу, либо в отношениях одной части вещи к другой.

 

10. Виды понятий.

1.1. Единичные — понятие, в котором мыслится один предмет (Москва).

1.2. Общие — понятие, в котором мыслится множество элементов (Столица): регистрирующие (множество мыслимых в нем элементов в принципе поддается учету, регистрируется (планета Солнечной системы) имеют конечный объем; нерегистрирующие (общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов — человек, следователь).

2.1. Собирательные — понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое (коллектив, полк, созвездие). Содержание собирательного понятие нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов (коллектив — группа лиц, объединенных общим делом; неприложимо к каждому отдельному члену коллектива).

2.2. Несобирательные — понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу (звезда, командир полка).

Понятия могут употребляться в разделительном (если высказывание относится к каждому элементу класса — студенты 1-го курса изучают логику) и собирательном (высказывание относится ко всем элементам взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности — студенты 1-го курса провели конференцию) смыслах.

3.1. Конкретные — мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство);

3.2. Абстрактные - мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, вечность). Образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета. Посредник - общее, конкретное понятие; посредничество - общее, абстрактное. ООН - единичное, конкретное понятие; мужество капитана Гастелло — единичное, абстрактное.

4.1. Положительные — понятия, в содержании которых выражается наличие каких-либо свойств у предмета.

4.2. Отрицательные — понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета каких-либо свойств. Выражаются словам с отрицательными частицами не и без. В случаях же, когда отрицательная частица слилась со словом и без него не употребляется, эти понятия переходят в разряд положительных (безделушка, негодование).

5.1. Безотносительные — отражают предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам (студент, государство).

5.2. Соотносительные — содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители-дети; начальник-подчиненный).

Дать логическую характеристику понятию — определить, к какому виду относится понятие.

 

11. Отношения между понятиями.

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимые – понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие данные понятия сравнивать друг с другом (пресса – телевидение: СМИ).

Несравнимые – понятия, не имеющие общих признаков, следовательно сравнивать данные понятия невозможно (культура – вселенная). Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимые – это понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. В содержании данных понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность; 2) пересечение (перекрещивание); 3) подчинение (субординация).

1) В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).

Отношение между двумя равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В.

2) В отношении пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание данных понятий различно (юрист – преподаватель).

В совместившейся части кругов А и В мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в несовместившейся части круга А – юристы, не являющиеся преподавателями, в несовместившейся части круга В – преподаватели, не являющиеся юристами.

3) В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» и «городской суд». Объем первого понятия шире, чем объем второго понятия.

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, – подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему).

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) индивидом.

Несовместимые – это понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов. Существуют три вида отношений несовместимости:

1) в отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию (областной суд, городской суд, суд);

2) в отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены (умный – глупый, белый – черный);

3) в отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признака исключает. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены. В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия (четный – нечетный, друг – недруг).

 

12. Логические операции обобщения и ограничения понятий.

Ограничение - логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “великий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).

Обобщение — логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: “Опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, “опера П. И. Чайковского”, “опера русского композитора XIX в.”, “опера русского композитора”, “опера”, “произведение музыкального искусства”, “произведение искусства”. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и видовое отличие. Пределом обобщения являются категории (философские, общенаучные, категории конкретных наук). С помощью кругов Эйлера (см. § 2. Отношения между понятиями) изобразим графически обобщение и ограничение понятий

13. Логическая операция определения понятий.

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией,

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, Dfd —определяющим (дефиниенс). Упот­ребляются сокращенные обозначения: (от латинского definiendum — определяемое) и Dfn (от латинского definiece — определяющее).

Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

 

14. Виды определений понятия.

Виды определения. Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

Номинальным (от латинского nomen — «имя») называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой»; «Термин «валюта» употребля­ется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определенного государства, 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве»; «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus — «судебный») означает относящийся к правоведению, правовой».

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета.

1. Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика — это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов». Реальное определение также преоб­разуется в номинальное.

2. По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета; к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений.

 

15. Определение через род и видовое отличие.

Определение через род и видовое отличие состоит из двух поня­тий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в , себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объемуродовое понятие (род) и 2) указаниевидового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род. Определение через род и видовое отличие выражается символи­чески:А=Вс, где А — определяемое понятие, — определяющее понятие — род, с — видовое отличие). Или:Dfd = Dfn, где = — знак эквивалентности. При указании видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком. Генетическим (от греческого слова «генезис» — «происхожде­ние», «источник») называется определение, указывающее на проис­хождение предмета, на способ его образования. Например: «Шар есть геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров». Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, ши­роко используется в ряде наук: математике, химии и др. Как разно­видность определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.

16. Правила определения понятия. Ошибки.

1. Определение должно быть соразмерным. Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющего(А=Вс, илиDfd =Dfn): Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении равно-объемности. Ошибка слишком широкого определения< Вс), ошибка слишком узкого определения > Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы Разновидностью круга в определении являетсятавтологияошибочное определение, в котором определяющее понятие повто­ряет определяемое.

3. Определение должно быть ясным.

4. Определение не должно быть отрицательным.2. Выделяющие и исключающие суждения. Особое место в классификации суждений занимают 1)выделяю­щие и 2)исключающие суждения. 1) Количественная характеристика суждений устанавливает объем субъекта, а что касается предиката, то его объем остается неопределенным. В самом деле, из суждения «Зимин — свидетель происшествия» нельзя установить, является ли Зимин единственным или одним из свидетелей происшествия. Выделяющие суждения устраняют эту неопределенность; они выражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принад­лежит (или не принадлежит) только данному, и никакому другому, предмету. Выделяющие суждения могут быть единичными, частными и об­щими. Например: «Только Зимин является свидетелем происшест­вия» (S,и только S,есть Р — единичное выделяющее суждение. Оно выражает знание о том, что Зимин является единственным свидете­лем происшествия. Субъект и предикат этого суждения имеют оди­наковый объем. «Некоторые города — столицы государств» — примерчастного выделяющего суждения (некоторые S,и только S,суть Р). Столица­ми государств могут быть только города, и притом только некоторая их часть. Предикат частного выделяющего суждения полностью вхо­дит в объем субъекта. Так, в суждении «Только некото­рые свидетели дали показания» отношение предиката к субъекту остается неопределенным: показания дают не только свидетели, но также потерпевший, обвиняемый. Это определенное частное сужде­ние В частном выделяющем суждении определено отноше­ние не только субъекта к предикату, но и предиката к субъекту: некоторые преступники (и только преступники) — рецидивисты . Объемы субъекта и предиката общего выделяющего суждения полностью совпадают.

2)Исключающим называется суждение, в котором отражается принадлежность (или непринадлежность) признака всем предме­там, за исключением некоторой их части. (Все S,за исключением S1, суть Р).

 

17. Логическая операция деления понятия.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением. Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называютдефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, —определяющим (дефиниенс). Упот­ребляются сокращенные обозначения:Dfd (от латинского definiendum — определяемое) иDfn (от латинского definience — опреде­ляющее)..

18. Виды деления понятия.

С практической точки зрения наиболее существенными можно считать следующие виды делений.

  1. Деление понятия по видоизменению признака
  2. Дихотоми — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Дихотомия является способом образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина и служит для образования классификации элементов.
  3. Классификация
  4. Типология

 

19. Правила деления понятия. Ошибки.

Логическое деление понятий предполагает соблюдение ряда необходимых правил.

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия. Это правило гарантирует от двух возможных ошибок: неполного (с остатком) или обширного (с избытком) деления. Например, деление понятия «право» на государственное, гражданское, административное, уголовное будет неполным (ибо есть еще семейное, сельскохозяйственное и пр. виды), т.е. с остатком; деление же понятия «дерево» на лиственное, хвойное, высокое, низкое, зеленое и т.д. будет широким, с избытком (указанные видовые признаки взяты по разным основаниям, отсюда и избыток членов деления).

2. В каждом акте деления необходимо применять только одно основание, т.е. производить деление родового понятия по видоизменению одного и того же существенного признака. Только переходя к следующей ступени деления на подвиды, следует менять основание деления, пока не будут выявлены самые низшие классы предметов. При нарушении этого правила теряется стройность деления, возникает путаница, как в случае с предыдущим примером с «деревом».

3. Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Например, понятие «литература» может быть разделено на понятия «художественная», «научная», «техническая», «учебная», но если в этот перечень будут включены такие понятия, как «переводная», «новая» («старая»), «дорогая» и т.п., то это будет ошибкой, т.к. указанные объемы будут перекрещиваться (художественная литература может быть переводная, а может быть оригинальная, например, и т.д.).

4. Деление должно быть последовательным, т.е. делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственные видовые понятия. Примером нарушения такого правила будет деление понятия «дома» на кирпичные, панельные, деревянные, многоэтажные, старые, обычные, элитные и т.д. Видовые понятия «кирпичные», «панельные», «деревянные» будут конкретизированы подвидами «многоэтажные», «одноэтажные»; те же, в свою очередь, будут делиться на «старые» или «новые» и т.д.

 

20. Суждение как форма мышления.

Суждение — форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом (S — субъект) и его признаком (Р — предикат), отношение между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной

Языковой формой суждения является повествовательное предложение; вопросительные и побудительные предложения суждения не выражают, так как они не утверждает и не отрицает чего-либо.

 

Состав суждения: S - субъект (отражает предмет суждения); Р— предикат (отражает признак предмета); Связка — соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака (есть — не есть; является — не является; часто связка грамматически не выражена — просто тире). В распространенном предложении кроме главным членов подлежащего и сказуемого имеются дополнительные члены (дополнение, определение, обстоятельство). В таком случае субъект и предикат выражаются «группой подлежащего» и «группой сказуемого», включающими, кроме главных членов, и второстепенные члены предложения.

Логическое ударение — Степанов (а не кто-то другой) имеет высшее (а не среднее) юридическое образование (а не какое-либо другое).

Термин «суждение» может быть заменен равнозначным термином «высказывание».

 

21. Простые суждения, их виды и структура.

В зависимости от характера предметов, связи предметов и свойств предметов в суждении, суждения можно разделить на следующие виды:

По содержанию предиката простые суждения бывают: суждения о свойствах (атрибутивные), суждения об отношениях (релятивные) и суждения о существовании (экзистенциальные). Атрибутивное суждение - суждение, в котором утверждается или отрицается принадлежность свойства предмету. Например: «Роза красная», «Преступник должен быть наказан» и т. п. Суждение отношения - суждение, в котором говорится о том, что определенные отношения имеют место (или не имеют места) между элементами двух, трех и т. д. предметов. Таковыми являются, например, суждения: «Москва больше Рязани», «Каждый следователь знает некоторого адвоката лучше, чем некоторого прокурора». В первом суждении утверждается, что отношение «больший» имеет место между Москвой и Рязанью, во втором утверждается, что отношение «знающий лучше, чем» имеет место между каждым следователем, некоторым адвокатом и некоторым прокурором. Суждение о существовании (экзистенциальное) указывает на факт наличия или отсутствия того или иного предмета мысли. Например, «Существует объективная реальность», «Не существует абсолютной повторяемости явлений». Мы специально не рассматриваем суждения этих видов, поскольку суждения о существовании можно, с определенными оговорками, истолковать как атрибутивные суждения или как суждения об отношениях. 2. По составу субъекта и предиката суждения бывают со сложным субъектом и сложным предикатом. Суждение со сложным субъектом: в субъекте суждения указывается на ряд связанных понятий. Суждение со сложным предикатом: в предикате суждения указывается на ряд присущих предмету конъюнктивно связанных признаков. 3. По качеству связки между субъектом и предикатом в суждении простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительное суждение - такое, в котором предметам приписываются какие-либо свойства или устанавливаются отношения между предметами. Отрицательное суждение выражает отсутствие каких-либо свойств у предметов или отсутствие отношений между предметами. 4.По объему субъекта (количеству отображаемых в субъекте предметов) суждения делятся на единичные, частные и общие. Единичные суждения - суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете субъекта суждения. Частные суждения - в которых что-либо утверждается или отрицается лишь о части предметов некоторого класса. Общие суждения - такие, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах какого-либо класса.

 

22. Логические отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.

Отношение подчинения, в котором находятся суждения A и I, E и O. Суждения А и Е – подчиняющие, а суждения I и O подчинённые. Если общее суждение истинно, то истинно одинаковое и ним по материи и качеству чистое, но не наоборот. Например: суждение общее «Все люди смертны» истинно, то истинно будет и частное суждение «Некоторые люди смертны», обратное же не имеет место;

Отношение противоречия между суждениями E и I, O и A. Здесь суждения E и I, а также O и A относятся друг к другу как утверждение и отрицание. Поэтому в каждом из этих двух суждений одно является обязательно истинным, а другое 0 обязательно ложным. Например, если суждение «Все вещи имеют имя» (А) истинно, то суждение «Некоторые вещи не имеют имени» (О) будет ложным. И обратно: если суждение (О) истинно, то суждение (А) той же материи будет ложно;

Отношение контрарности между суждениями А и Е. В первом из них утверждается определённый вид отношения S к P, а именно, что объём S полностью содержится в P, а во втором, то есть в суждении Е, отрицается как этот вид отношения между S и P, так и отношение перекрещивается между объёмов S и P, то есть отношение противоположности не сводится к отрицанию одного суждения другим. Поэтому противоположные суждения могут быть одновременно ложными. Приведём пример. а) «Все соки представляют собой жидкость» и б) «Ни один сок не является жидкостью». При условии истинности одного суждения (из противоположных (контрарных) суждений) другое обязательство ложно. Другой пример: «Все книги изготовлены из бумаги» (А) и «Ни одна книга не изготовлена из бумаги» (Е). Здесь оба суждения ложны.

Определённые логические отношения существуют также между суждениями, у которых одинаковые либо только предикаты, либо только субъекты. Если суждения имеютодинаковые предикаты, то между ними существует отношение подчинения, если они имеют одно и то же качество. Например: «Все планеты светят отраженным светом» и «Юпитер светит отраженным светом». Если также суждения имеют разные качества, то они являются противоречивыми. Суждения с одинаковым субъектом противоположны, если противоположными являются их предикаты. Например: «И.Е. Репин – великий художник-реалист» и «И.Е. Репин – заслуженный художник реалист». Оба суждения истинны быть не могут, но оба могут быть ложными.

Если у двух суждений с одинаковым субъектом предикаты – совместимы понятия, то они будут согласными и могут оказаться одновременно как ложными, так и истинными. Например: «Д.И. Менделеев был выдающимся химиком» и «Д.И. Менделеев был выдающимся лектором» являются одновременно истинными. Другой пример: «Математика является главной наукой среди всех наук» и «Математика является второстепенной наукой»; оба суждения ложны.

Между суждениями совершенно разной материи логика никаких отношений указать не можем.

 

23. Деление категорических суждений по качеству и количеству.

Деление суждений по качеству:

1. Утвердительные — выражают принадлежность предмету некоторого признака (S есть Р «Юпитер — планета Солнечной системы»). Суждение с отрицательным предикатом, но с утвердительной связкой «S есть не-Р» рассматривается как утвердительное («Данное решение суда (S) является необоснованным (не-Р)»).

2. Отрицательные — выражают отсутствие у предмета некоторого признака (S не есть Р«Обвиняемый (S) не обязан доказывать свою невиновность (Р)» или «Обвиняемый (S) не есть (связка) лицо, обязанное доказывать свою невиновность (Р)»).

Деление суждений по количеству:

1. Единичные — что-либо утверждается или отрицается об одном предмете (Это здание — памятник архитектуры): Это S есть Р и Это S не есть Р. Знания об отдельных явлениях, событиях, лицах.

2. Частные — что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса (некоторые, многие, немногие, большинство, меньшинство, часть: Некоторые свидетели дали показания): Некоторые S суть Р, Некоторые S не суть Р. Обобщенные знания.

неопределенные частные — некоторые, а может быть и все; по крайней мере некоторые — Некоторые свидетели дали показания; известная нам часть свидетелей дала показания, о другой части мы ничего не знаем, наши знания неполные.

определенные частные — только некоторые — содержит знание и о той и о другой части свидетелей и может рассматриваться как сложное суждение «некоторые свидетели дали показания, а некоторые показаний не давали». Только некоторые S суть Р, Только некоторые S не суть Р.

3. Общие — что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса (все, ни один, каждый, любой, всякий, никто). Общность и завершенность знаний. Все свидетели дали показания; Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования. Все S есть Р, Ни одно S не есть Р.

 

24. Сложные суждения, их виды и структура.

Сложные суждения – это суждения, состоящие из нескольких простых суждений, связанных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные, эквивалентные. Истинность таких сложных суждений определяется истинностью составляющих их простых суждений.

1) Соединительные (конъюнктивные) – это суждения, состоящие из нескольких простых суждений, которые связаны между собой логической связкой «и». например, суждение «Кража и мошенничество относятся к группе умышленных преступлений против собственности» является соединительным суждением, состоящим из двух простых:

«Кража относится к группе умышленных преступлений», «Мошенничество относится к группе умышленных преступлений». Если первое обозначить р, а второе – q, то соединительное суждение символически можно выразить как р q, где р и q – члены конъюнкции (или конъюнкты), ^ – символ конъюнкции.

В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «хотя», «однако» и др. Например: «При установлении судом размеров подлежащего возмещению ущерба должны учитываться не только причиненные убытки (р), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были причинены (q), а также материальное положение работника (r)».

2) Разделительные (дизъюнктивные) суждения – это суждения, состоящие из нескольких простых суждений, связанной между собой логической связкой «или». Например: «Договор купли–продажи может быть заключен в письменной или устной форме» – разделительное суждение, состоящее из двух простых.

– Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно–разделительном значении (символ v);

– Строгая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в разделительном значении. Члены строгой дизъюнкции называются альтернативами и не могут быть одновременно истинными. Если деяние совершено умышленно, то его нельзя считать неосторожным, и наоборот.

а) Полная дизъюнкция (закрытая) – дизъюнктивное суждение, в котором перечислены все признаки или все виды определенного рода (Листья бывают желтые, зеленые или оранжевые);

б) Неполная дизъюнкция (открытая) – дизъюнктивное суждение, в котором перечислены не все признаки или не все виды определенного рода.

3) Условные (импликативные) – это суждения, состоящие из двух простых суждений, связанных логической связкой «если.., то…». Например: «Если бензин заканчивается, то машина дальше не поедет». Импликация истинна во всех случаях, кроме одного: при истинности антецедента и ложности консеквента импликация всегда будет ложной.

В естественном языке для выражения условных суждений используется не только союз «если.., то…», но и другие союзы:

«там.., где…», «тогда.., когда..», «постольку.., поскольку…». В форме условных суждений в языке могут быть представлены такие виды объективных связей, как причинные, функциональные, пространственные, правовые, временные, семантические, логические и другие зависимости.

4) Эквивалентные суждения (двойная импликация) – это суждения, включающие в качестве составных частей два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимость, выражаемой логической связкой «если и только если, то…». Например: «Если и только если человек является военнослужащим, то он имеет право ношения военной формы».

 

25. Логические отношения между сложными суждениями.

 

26. Умозаключение как форма мышления.

 

В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Некоторые из них – непосредственно, в результате воздействия предметов внешней действительности на наши органы чувств. Но большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Данные знания называются опосредованными, или выводными.

Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Например: «Судья не может принимать участие в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (1). Судья Н. – потерпевший (2). Значит, судья Н. не может принимать участие в рассмотрении дела (3)». В этом умозаключении (1) и (2) суждения – посылки, а (3) – заключение.

При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их друг под другом. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование. Слова «следовательно» и близкие ему по смыслу (значит, поэтому и др.) под чертой обычно не пишутся. В соответствии с этим приведенный нами пример выглядит так:

Судья не может принимать участие в рассмотрении дела, если он является потерпевшим.

Судья Н. – потерпевший.

Судья Н. не может принимать участие в рассмотрении дела.

Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Например, из суждений: «Судья не может принимать участие в рассмотрении дела, если он является потерпевшим» и «Обвиняемый имеет право на защиту» нельзя получить заключения, так как эти суждения не имеют общего содержания и, следовательно, логически не связаны друг с другом.

При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: во–первых, исходные суждения – посылки умозаключения должны быть истинными; во–вторых, в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения.

Умозаключения делятся на следующие виды:

1) в зависимости от строгости правил вывода: демонстративные – заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон; недемонстративные – правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.

2) по направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении: дедуктивные – от общего знания к частному; индуктивные – от частного знания к общему; умозаключения по аналогии – от частного знания к частному.

Дедуктивные умозаключения – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер. Объективной основой ДУ является единство общего и единичного в реальных процессах, предметах окр. мира.

Процедура дедукции имеет место в том случае, когда информация посылок содержит информацию, выраженную в заключении

 

27. Простой категорический силлогизм.

Силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений – посылок, связанных общим термином, получается третье суждение – вывод.

На самом простом примере проанализируем структуру силлогизма: «Все планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Следовательно, Земля светит отраженным светом». Вывод этого силлогизма представляет собой простое категорическое суждение А, в котором объем предиката (тела, способного отражать свет) шире объема субъекта (Земля). В силу этого предикат вывода называется большим термином, а субъект вывода – меньшимтермином. Соответственно этому посылка, в которую входит предикат вывода, т.е. большой термин, называется большой посылкой, а посылка с меньшим термином, субъектом вывода, называется меньшей посылкойсиллогизма.

Третье понятие «планета», посредством которого устанавливается связь между большим и меньшим терминами, называется средним термином силлогизма и обозначается символом М (medium - посредник). Средний термин входит в каждую посылку, но не входит в заключение. Назначение среднего термина – быть связующим звеном между крайними терминами, между субъектом и предикатом вывода.
Эта связь осуществляется в посылках: в большей посылке средний термин связан с предикатом (М - Р), в меньшей посылке – с субъектом вывода (S - М). В итоге мы получаем следующую общую схему силлогизма:

 

M ––––– P   S ––––– M  
S ––––– M Или M ––––– P (S – M – P)
S ––––– P   S ––––– P  

 

При этом нужно иметь в виду: 1) наименования «большая» или «меньшая» посылка зависит не от местоположения в схеме силлогизма, а только от наличия в ней большего или меньшего термина; 2) с переменой места любого термина в посылке обозначение его не меняется – больший термин (предикат вывода)всегда обозначается символом Р, меньший (субъект вывода) – символом S, средний – символом М; 3) от перемены порядка посылок в силлогизме вывод, то есть логическая связь между крайними терминами, не зависит.

Таким образом, логический анализ силлогизма нужно начинать с вывода, с уяснения его субъекта и предиката, с установления отсюда меньшего и большего терминов силлогизма. В зависимости от этого выделяется большая и меньшая посылка, а также средний термин, повторяющийся в обеих посылках.

При построении силлогизма нужно следить за подбором посылок, позволяющих по содержанию сделать объективный вывод. При этом необходимо строго учитывать логическое основание всякого силлогистического вывода, так называемую аксиому силлогизма.

Аксиома силлогизма выражается так: все, что утверждается относительно всего класса предметов, распространяется на любой предмет этого класса. Что верно относительно рода, то верно и относительно всех предметов или видов этого рода. И наоборот – не присуще роду, то не присуще и видам, входящим в данный род.

Отражая объективные свойства и отношения вещей, аксиома силлогизма выражает связь понятий – терминов прежде всего по их содержанию. Но так как связь понятий по содержанию определяет их отношение по объему, то аксиома выражает также объемные отношения терминов силлогизма. Эти отношения можно выразить круговыми схемами, показав несовместимость или совместимость объемов понятий, отражающих признаки определенных классов предметов (Рис. 1 и 2).

 

Рис. 1 Рис. 2
Название «аксиома» силлогизма означает, что правило не требует доказательства: многократно подтвержденное опытом, оно стало очевидным.

 

28. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

Категорический силлогизм (греч. συλλογισμός) — рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на большую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения — на модусы. Пример силлогизма:

1.Всякий человек смертен (бо́льшая посылка) 2.Сократ — человек (меньшая посылка)3. Сократ смертен (заключение). В силлогизм входит ровно три термина: 1.S — меньший термин: субъект заключения (входит также в меньшую посылку); 2.P — больший термин: предикат заключения (входит также в большую посылку); 3.M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение. Подлежащие S (субъект) — то, относительно чего мы высказываем (делится на два вида): Определенное: Единичное, Частное, Множественное Единичные [суждения] — в которых подлежащее является индивидуальным понятием. Прим: «Ньютон открыл закон тяготения»

Частное суждение — в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объема. Прим: «Некоторые S суть P» Множественное суждение — это те, в которых несколько подлежащих классовых понятий. Прим: «насекомые, пауки, раки есть членистоногие»

Неопределенное. Прим: «светает», «больно» и т. п. Сказуемое P (предикат) — то, что мы высказываем (2 вида суждений): Повествовательные — это суждение относительно событий, состояний, процессов или деятельности скоропроходящих. Прим: «Роза в саду цветет».

Описательные — когда одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство. Субъектом всегда является определенная вещь. Прим: «Огонь горяч», «снег бел». Отношение между подлежащим и сказуемым: Суждения тождества — понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объем. Прим: «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник» Суждения подчинения — понятия с менее широким объемом подчиняется понятию с более широким объемом. Прим: «Собака есть домашнее животное»










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...